Вы здесь

Дороги, нас выбирающие. Том II. Ценнее информации ничего нет (П. П. Котельников)

Ценнее информации ничего нет

В чем основная разница между человеком прошлых времен и современным? Только в объеме информационного поля. В чем разница между современными людьми? Ответ тот же: в объеме информационного поля. Полагаю, что это не требует доказательств. Знания несут книги и средства массовой информации. В последнее время значение книги несколько стало меньше, но пока своих позиций она полностью не сдала, оставаясь источником для создания тех же – электронных версий.

Книги были входом в мир иной,

Прежде, совершенно незнакомый,

Нет, наверно, книги ни одной,

Где б не пахло хоть частицей дома!.

Книги есть хорошие, плохие,

На одних – прекрасный переплет,

Но страницы, словно неживые,

Да и мысль скупая, чуть живет.

Можно прочитать Декарта, Маркса,

Можно только сказочки читать.

Истина скрывается под маской,

Знаний пласт, и таинства печать.

Для ребенка пишут дяди, тети,

Словно под угаром «наркоты»,

Как и прежде, в мягком переплете.

И опять нет мысли полноты…

Были прежде книги дорогие.

Твердые, с тисненьем золотым,

Как зеницу ока их хранили.

И дарили в праздник молодым.

Но они для избранных и храма,

Бедному ту книгу не купить.

Только одаренным и упрямым,

Повезло свет истины испить

Книги так похожи на лекарство,

Прочитаешь – на душе легко!

В мире книг, как в тридевятом царстве,

Время вдруг обратно потекло

И в заключение – мысль небольшая и скромная: «Почему люди не государственного полета, озабоченные судьбой только своей идеи, всегда боролись с книгой? И эта борьба не только нашему времени свойственна была!

Запреты есть, и есть закрытый фонд,

К тому ж еще и жесткая цензура.

Литература похожа на фронт,

На нем воюют с русскою культурой

Но основой всему стала обычная грамота. И великие люди Древнего мира, занимаясь важнейшими государственными вопросами, находили время и для создания бесценных для нас письменных творений авторов древности. Скажем, фараон-реформатор Аменхотеп IV или Эхнатон не только собирал папирусы, но и сам создавал поэтические произведения; сохранились его стихотворения, посвященные жене своей, красавице Нефертити.

Предлагаю читателю ознакомиться с текстом, дошедшим до нас из времен расцвета государства древности – Ассирии:

«Я, Ашшурбанапал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть… Я изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях царских переписчиков. Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны…»

Величие царя ассирийского Ашшурбанапала выразилось в том, что он создал первую огромную библиотеку из сотен тысяч глиняных таблиц с клинописным текстом. Похоже, царь понимал значимость грамоты.

А создатель великой библиотеки в Александрии Птолемей Сотер!..

А русский царь Иван Грозный, библиотека которого каким-то таинственным образом исчезла!.. Поисками пропажи занимались долго, без положительного результата. Может кому-нибудь повезет, найти ее?

Грамота до русского села долго добиралась. Не то дорог к селу не прокладывали, не то узки и кривы они были, не то – просто затерялись в бескрайних просторах России, но только еще в царский период времени известный книгоиздатель России – Сытин Иван Дмитриевич говорил о том, что на селе пользуются особенным спросом лубочные картинки, а не книги. Поменьше текста, побольше изображений! В этом и герой моей повести мог убедиться, проживая когда-то в районном центре Тамбовской области селе Шахмань. Молодежь уже начала тянуться к книге в то время, когда взрослое население оставалось в большинстве своем неграмотным. Не добралась еще сюда система объявленной советским правительством поголовной ликвидации безграмотности

Село неграмотным было.

Село – не город, все же?..

Работы тут, – чуть рассвело,

Не сделать, – лезь из кожи!

Животные мычат, ревут;

Гогочет, квохчет птица…

Не посидеть и трех минут —

Созрели рожь, пшеница!

Село не знает выходных, —

И в праздники работа, —

И стариков, и молодых

Преследуют заботы.

Когда тут с книгою сидеть?

Вот посмотреть картинки б?!

Загнать пернатую под клеть,

Да корму дать скотинке…

Тут подступает темнота,

Устало ноют члены…

Теперь деревня уж не та,

Дождалась перемены!!!

И грамота пришла в село,

Все грамотными стали.

И в город многих увело,

От тяжких мук устали!

Забиты окна крест-накрест,

Развалины, проломы…

И отдают крестьянам честь

Бурьяны, да вороны!

Мы с вами говорим о значении книги, но ведь не так легко было написать «дельную» книгу, а тем более – издать ее?

«Ученье – свет, а неученье – тьма» —

Девиз пришел из глубины веков.

Но жили все властители ума

В тисках невидимых и видимых оков.

Над временем подняться каждый мог.

Но с риском потерять вместилище ума,

Из сотен выбираемых дорог,

Реальней были плаха и тюрьма.

На ум – узду, остановить бы бег!

Но разум не сломить, не хватит силы.

Звездой с небес нам светит Улугбек,

Забвением не стала и могила!