Вы здесь

Дороги, нас выбирающие. Том II. Левши и Куллибины… (П. П. Котельников)

Левши и Куллибины…

Не может человек обходиться без движений. И чем моложе, тем больше движений требуется. Но в движения, совершаемые человеком, вкладывается – разум. Посмотрите, с каким сосредоточенным видом ребенок что-то строить из песка! Вам кажется, что он просто орудует лопаточкой и ведерком. Жаль, что у вас нет возможности заглянуть вглубь его замыслов. Постепенно объем движений и их точность возрастает. Человек учится созидать.

Если человек умеет что-то хорошо делать, значит, он любит делать то, что у него хорошо получается.

Левши и Кулибины всегда были в России, олицетворяя пытливость и особую обостренность мыслей наших, и чувствительность наших пальцев к красивому, а главное – жизнь облегчающую

Вспоминается мне, что и в лучшие годы нашего житья в нашем государстве существовал дефицит. Причем не сложной, а самой простой бытовой техники. Это всегда толкало людей, проживающих на территории Советского Союза к изобретательности. Изобретали уже давно изобретенное, но это не останавливало наших людей. Они находили выход там, где любой иностранец становился в тупик.

К примеру, что сделал бы иностранец, если бы в пути следования в его автомобиле оказалась «пробитой» диафрагма бензонасоса? Стал бы ждать помощи специалиста. А наш водитель твердо знал, что рассчитывать на помощь такую не реально – ее не дождешься! Поэтому он подкладывал пластиковый пакет, и продолжал движение.

Помни сказку про мочало,

Да про кол, что в землю врос…

Велика беда – начало,

Никогда не вешай нос!

И решение найдется

Если думаешь о нем,

Светом мысль твоя прольется.

Темень станет ярким днем.

А ведь путь творческий был далеко непрост. Начинался он от самого простого. С палки, выполняющей роль рычага, и создания первого в мире молотка. Камень, палка и веревка.

И орудия труда земледельца такие же примитивные соха да мотыга.

Человек никогда не довольствовался естественными признаками красоты, отпущенные ему Создателем, прибегая к украшениям. Татуировка, ожерелье из косточек, раковин. Потом уже появятся и ювелиры…

Лицо красивое, что надо?

(Довольна ли, вот в чем вопрос?)

Язык и брови, – вот досада —

Остался без колечка нос.

А обработанный алмаз —

Готова жизнь отдать за это…

Жизнь невозможна без «прикрас»,

Свидетельств множество об этом.

А пальцы рук, а пальцы ног,

А губы, уши, щеки, брови?

Что человек украсить б мог,

Пытаясь овладеть любовью?

Сколько труда человеческого вкладывается в создание предметов быта, руководствуясь при этом не столько удобством употребления, а формой и материалом, из какого они были изготовлены! Сколько предметов для самой жизни ненужных создано, ставших называться сокровищами? А сколько человеческих жизней отдано за обладание ими? Это ли пути, начертанные Богом человечеству!.

Да золота блеск и форма изделий

И алчность рождают и сводят с ума!

Куда б человека глаза не глядели —

Жизнь форму, красу созидает сама.

А мастер хороший использует это,

Творенья его не зовут – «ремесло»,

Они разлетались по белому свету,

Где только осело, там корнем вросло.

Но появлению предметов быта, претендующих на звание предметы искусства, предшествовала работа тех, кого называли ремесленниками, использующих в своей работе разнообразные материалы, которые не трудно было найти. Путь творчества шел от грубых изделий, мало отличающихся от тех, что создавала в естественных условиях природа, до предметов, претендующих на изящество.

Орудия труда ремесла породили, —

(Играет роль материал)

Из кож животных обувь шили,

А дерево, а глина, а металл?..

Чем проще работа, тем меньше оплата,

В избытке изделия их,

Такое и прежде бывало когда-то,

Работает он за троих.

Важны были для любого мастера в любое время не только материал, из чего создается изделие, а спрос на него.

Огонь, меха, металл, горнило —

По наковальне молот бьет:

Размеренно, неторопливо

Кузнец оружие кует.

Тот занят обработкой кожи,

(Не прост кожевенника труд)

Не всяк создать такое может,

Помнут руками… не берут.

Не так мягка, не эластична,

И не такой на ней узор.

Сшить из нее кафтан приличный —

«При кройке нужен здесь топор».

Конец ознакомительного фрагмента.