Левши и Куллибины…
Не может человек обходиться без движений. И чем моложе, тем больше движений требуется. Но в движения, совершаемые человеком, вкладывается – разум. Посмотрите, с каким сосредоточенным видом ребенок что-то строить из песка! Вам кажется, что он просто орудует лопаточкой и ведерком. Жаль, что у вас нет возможности заглянуть вглубь его замыслов. Постепенно объем движений и их точность возрастает. Человек учится созидать.
Если человек умеет что-то хорошо делать, значит, он любит делать то, что у него хорошо получается.
Левши и Кулибины всегда были в России, олицетворяя пытливость и особую обостренность мыслей наших, и чувствительность наших пальцев к красивому, а главное – жизнь облегчающую
Вспоминается мне, что и в лучшие годы нашего житья в нашем государстве существовал дефицит. Причем не сложной, а самой простой бытовой техники. Это всегда толкало людей, проживающих на территории Советского Союза к изобретательности. Изобретали уже давно изобретенное, но это не останавливало наших людей. Они находили выход там, где любой иностранец становился в тупик.
К примеру, что сделал бы иностранец, если бы в пути следования в его автомобиле оказалась «пробитой» диафрагма бензонасоса? Стал бы ждать помощи специалиста. А наш водитель твердо знал, что рассчитывать на помощь такую не реально – ее не дождешься! Поэтому он подкладывал пластиковый пакет, и продолжал движение.
Помни сказку про мочало,
Да про кол, что в землю врос…
Велика беда – начало,
Никогда не вешай нос!
И решение найдется
Если думаешь о нем,
Светом мысль твоя прольется.
Темень станет ярким днем.
А ведь путь творческий был далеко непрост. Начинался он от самого простого. С палки, выполняющей роль рычага, и создания первого в мире молотка. Камень, палка и веревка.
И орудия труда земледельца такие же примитивные соха да мотыга.
Человек никогда не довольствовался естественными признаками красоты, отпущенные ему Создателем, прибегая к украшениям. Татуировка, ожерелье из косточек, раковин. Потом уже появятся и ювелиры…
Лицо красивое, что надо?
(Довольна ли, вот в чем вопрос?)
Язык и брови, – вот досада —
Остался без колечка нос.
А обработанный алмаз —
Готова жизнь отдать за это…
Жизнь невозможна без «прикрас»,
Свидетельств множество об этом.
А пальцы рук, а пальцы ног,
А губы, уши, щеки, брови?
Что человек украсить б мог,
Пытаясь овладеть любовью?
Сколько труда человеческого вкладывается в создание предметов быта, руководствуясь при этом не столько удобством употребления, а формой и материалом, из какого они были изготовлены! Сколько предметов для самой жизни ненужных создано, ставших называться сокровищами? А сколько человеческих жизней отдано за обладание ими? Это ли пути, начертанные Богом человечеству!.
Да золота блеск и форма изделий
И алчность рождают и сводят с ума!
Куда б человека глаза не глядели —
Жизнь форму, красу созидает сама.
А мастер хороший использует это,
Творенья его не зовут – «ремесло»,
Они разлетались по белому свету,
Где только осело, там корнем вросло.
Но появлению предметов быта, претендующих на звание предметы искусства, предшествовала работа тех, кого называли ремесленниками, использующих в своей работе разнообразные материалы, которые не трудно было найти. Путь творчества шел от грубых изделий, мало отличающихся от тех, что создавала в естественных условиях природа, до предметов, претендующих на изящество.
Орудия труда ремесла породили, —
(Играет роль материал)
Из кож животных обувь шили,
А дерево, а глина, а металл?..
Чем проще работа, тем меньше оплата,
В избытке изделия их,
Такое и прежде бывало когда-то,
Работает он за троих.
Важны были для любого мастера в любое время не только материал, из чего создается изделие, а спрос на него.
Огонь, меха, металл, горнило —
По наковальне молот бьет:
Размеренно, неторопливо
Кузнец оружие кует.
Тот занят обработкой кожи,
(Не прост кожевенника труд)
Не всяк создать такое может,
Помнут руками… не берут.
Не так мягка, не эластична,
И не такой на ней узор.
Сшить из нее кафтан приличный —
«При кройке нужен здесь топор».
Конец ознакомительного фрагмента.