Вы здесь

Дорога смерти. 43-я армия в боях на Варшавском шоссе. Схватка с «Тайфуном». 1941-1942. Предисловие автора (С. Е. Михеенков, 2013)

Предисловие автора

Читатель найдет в этой книге много нового, ранее неизвестного, закрытого в архивах и попросту забытого.

43-й армии Западного фронта судьба послала участь оказаться на пути правого крыла ударной группировки «Тайфуна», которая через неделю сомкнула кольцо окружения вокруг советских войск в районе Вязьмы. Армия была разбита за несколько дней. Она имела перед собой противника, который превосходил ее дивизии и полки кратно. Но разбитые части отходили по Варшавскому шоссе на восток, к Юхнову, к Медыни, к Угодскому Заводу, к Подольску. Там, на реках Протве и Наре, проведя перегруппировку и пополнившись, встали намертво и сделали то, что не смогли сделать под Рославлем, на Десне и Снопоти, – остановили немецкие танки, заставили противника окапываться и обороняться. А потом, по Варшавскому шоссе, армия пошла в наступление.

Варшавское шоссе для вермахта было наикратчайшей дорогой на Москву. Вдоль магистрали наступала самая мощная немецкая армия – 4-я полевая.

Так случилось, что родина командующего войсками Западного фронта генерала армии Т.К. Жукова – деревня Стрелковка – оказалась вблизи Варшавского шоссе. Здесь, по реке Протве, проходила оборона левого крыла 43-й армии. Планируя оборонительные операции, а затем декабрьское наступление, Жуков освобождал и свою родину.

В этой книге прослеживаются судьбы многих командиров и рядовых солдат. Сложились они по-разному. Кто-то, отличившись в бою, стал героем. Кто-то, попав в плен, в мрачной колонне обреченных на бесконечные страдания был угнан на запад. Пленных гнали по Варшавскому шоссе. Тех, кто не мог идти, добивали выстрелом в затылок или штыком. Вот еще почему в народе этот тракт называли «дорогой смерти».

Во время работы над книгой удалось раздобыть ранее неизвестные документы. Ведь архивы только-только открываются. Старался публиковать их целиком. Читатель сам разберется, что к чему.

Варшавское шоссе для 43-й армии было дорогой ужаса и надежд, бега и наступления, поражений и побед. Для нас, сыновей и внуков победителей, эта дорога стала дорогой памяти и доблести наших отцов и дедов.

Крапивна, Кузьминичи, Новоалександровский, Зайцева Гора, Барсуки, Юхнов, Воронки, Мятлево, река Шаня, Медынь, Ильинское, Малоярославец, Белоусово, Стремилово, река Нара и – назад.

Октябрь 2012 г.

г. Таруса


Выражаю благодарность моим землякам и землякам моих героев, оказавшим всяческую помощь в ходе работы над рукописью этой книги:

Роганову Игорю Александровичу, генеральному директору ООО «Образование Софт» (г. Костерево Владимирской области);

Колесникову Кириллу Николаевичу, генеральному директору группы компаний «Софт Сервис» (г. Орехово-Зуево);

Яшкину Николаю Ивановичу, директору КСП «Жерелево» (Калужская область);

Филиппову Владимиру Викторовичу (г. Таруса).