Вологодская область. Ссыльный город Вологда
Страницы истории: Белоозеро, Карголома, Вологда, Устюжна
В период раннего Средневековья территория современной Вологодской области находилась в зоне торгового и культурного влияния волжских булгар. Основным товаром, производимым местным финским населением (весь, вепсы) и вывозимым булгарскими купцами, являлись меха, которые дорого ценились в странах Востока. В обмен они поставляли разнообразную ремесленную продукцию. Так, на поселении Крутик в Белозерье встречаются типичные гончарные изделия булгарских ремесленников, а также их подражания; подобные образцы найдены в курганах веси. Там же обнаружены ювелирные украшения и кресала булгарского производства. Торговый путь на Северную Двину и далее вплоть до Скандинавии проходил по системе рек и озер современной Вологодской области (озёра Белое и Кубенское, река Сýхона). В числе прочих артефактов здесь отмечено большое количество булгарских поясных наборов – накладок, пряжек, наконечников ремней. Также они найдены в поселениях Крутик, Минино, раннем Белоозере, в курганах Вологодчины. По некоторым предположениям, с усилением власти русских княжеств в регионе часть вепсов вместе с мерей ушли в Волжскую Булгарию.
Период золотоордынского присутствия на Вологодчине не изучен, хотя известно о прямых контактах князей Белозерских с Золотой Ордой. В постордынскую эпоху (конец XV–XVII вв.) эти земли стали местом ссылки опальных Чингисидов и их семейств.
Одним из таких пунктов был средневековый город Белоозеро (ныне г. Белозерск Вологодской области). Так, в 1480 г. по неясным причинам (вероятно, из-за попытки вести самостоятельную политику) сюда сослали беглого крымского хана Хейдера (Айдера) б. Хаджи-Гирея (правил в Крыму в 1475 г.), который перебрался в Москву в 1479 г. В Белоозере он и скончался после 1487 г.
В 1502 г., после низложения с престола, туда был отправлен казанский хан Абдул-Латиф б. Ибрагим. Он оставался в Белоозере до января 1508 г., когда был освобожден из плена по настоятельному прошению своего отчима крымского хана Менгли-Гирея.
В 1533 г. в Белоозеро за тайные переговоры с Казанью сослали бывшего казанского хана и касимовского султана Шах-Али б. Шейх-Аулиара и его жену Фатиму. Здесь они находились до декабря 1535 г. Их отпустили по просьбе ряда представителей казанской аристократии, желавших видеть в хане возможную альтернативу пришедшему к власти в Казани крымскому царевичу Сафе-Гирею б. Фатих-Гирею.
В период Смутного времени в Кирилло-Белозерский монастырь (в черте современного г. Кириллова, в 36 км от Белоозера) был сослан Симеон Бекбулатович, в прошлом – касимовский хан Саин-Булат б. Бек-Булат, более года просидевший на московском великокняжеском престоле. 29 марта 1606 г. Лжедмитрий I специальной грамотой приказал игумену монастыря постричь бывшего царя Симеона в монахи, что и было сделано 3 апреля. Пострижение приняла и супруга Симеона, урожденная Анастасия Ивановна Мстиславская. По повелению Лжедмитрия I ее вместе с сестрой привезли в Горицкий девичий монастырь на Белоозеро (в с. Горицы современного Кирилловского района Вологодской области). С приходом к власти Василия Шуйского опального инока отправили в Соловецкий монастырь. 25 июня 1612 г. по челобитью Симеона руководители Второго ополчения в Ярославле дали указ о его освобождении из заточения и переводе в Кирилло-Белозерский монастырь. Вероятно, именно здесь он и умер на рубеже 1615–1616 гг.
В XVII в. в городе около 10 лет (1634–1644 гг.) содержался под замком сибирский царевич, внук хана Кучума Аблай б. Ишим. В 1644 г. он изъявил желание креститься, и его, по царскому указу, отдали в Кирилло-Белозерский монастырь. 20 февраля 1645 г. царевич принял крещение под именем Василия Ишимовича Кучумова, после чего он жил в монастыре до 1648/49 г.
Почетные пленники содержались и в Карголоме – средневековом городе, находившемся на месте современного с. Крохино, в 17 км от г. Белозерска. Он упоминается как место ссылки опальных казанских Чингисидов. В 1487 г. сюда отправили на жительство плененную во время казанского похода царицу Фатиму, супругу казанского хана Ибрагима б. Махмуда и мать хана Ильхама б. Ибрагима. Туда же сослали ее сыновей царевичей Мелик-Тагира, Худай-Кула и других членов семьи. Достоверно неизвестно, в каком положении находились пленники. Но очевидно, наследники Мелик-Тагира появились на свет именно в Карголоме. Фатима и Мелик-Тагир здесь и умерли незадолго до 1513 г. Худай-Кул покинул город в конце 1505 г.
Вскоре после смерти отца дети Мелик-Тагира (Василий, Федор, Иван и, по некоторым данным, еще один сын Василий) и их мать крестились и покинули город. Сын Мелик-Тагира, Федор Даирович (Молейгдарович), проведший детство в Карголоме, в 1515/1516 г. принимал активное участие в войне с Речью Посполитой, в 1531 г. являлся наместником в Новгороде. Он был женат на княгине Евдокии Долгоглядской (возможно, родом из Воротынских) и умер, вероятно, в 1550 г.
Один из самых известных пленников-мусульман, сосланных в Вологду, и память о котором до сих пор живет среди вологодских мусульман, – это Ильхам б. Ибрагим (Ильгам, Алегам, искаженное Али-хан; годы жизни около 1450-х – около 1490-х) – казанский хан, старший сын хана Ибрагима б. Махмуда и Фатимы-Шах-Султан, родной брат царевичей Мелик-Тагира и Худай-Кула, единокровный брат казанских ханов Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа. Эпоха его царствования отмечена ожесточенной борьбой промосковской и провосточной группировок в Казани; после его свержения в истории Казанского ханства началась эпоха русского протектората.
Казанский хан Ильхам б. Ибрагим (1479–1484 и 1485–1487 гг.) был свергнут с престола русскими войсками 9 июля 1487 г., и отправлен с женами, матерью, братьями и сестрами в Россию. Хана с женами (одной из которых была дочь бия Ногайской Орды Ямгурчи б. Ваккаса) отправили в ссылку в Вологду, где он и умер; его мать Фатиму-Шах-Султан, братьев и сестер – в вышеупомянутый г. Карголома. До сих пор мусульмане г. Вологды помнят историю Ильхам-хана и указывают на холм, где он был захоронен.
Помимо ссыльных мусульман, которые часто принуждались к крещению, здесь проживали и вольные люди. Среди представителей служилых сословий Вологды 1606–1610 гг. присутствуют лица с тюрко-мусульманскими именами: Бурнаш Семенов сын Трусов, Кумдеяр Караулов сын Беседной (оба владели по 350 четей земли), Мансур Кулударов сын Беседной (владел 250 четями земли) и другие.
Тем не менее до конца XIX в. мусульмане на Вологодской земле были представлены в основном почетными пленниками. В Новое время в Устюжне (до революции – Новгородская губерния) находился в ссылке и умер шейх, проповедник братства кадириййа Кунта-хаджи Кишиев.
Только в начале ХХ в. последователям ислама удалось организовать действующую общину во главе с имамом Я. Халиковым, однако из-за многолетних препятствий со стороны властей она была зарегистрирована лишь в 1916 г., осуществить строительство мечети тогда не удалось. Советский период бытования мусульманской общины Вологодской области исследователями не изучен.
Мусульманская община на рубеже веков: динамика численности, социальная активность и религиозная жизнь
По материалам Всесоюзной переписи 1989 г., в Вологодской области проживали представители 2 мусульманских этносов, чья численность превышала 1 тысячу человек: татары (1,9 тысячи, или 0,14 % населения области) и азербайджанцы (1,5 тысячи).
Всероссийская перепись 2002 г. зафиксировала численность мусульманского населения региона в размере 7,8 тысячи человек (0,62 % населения). Для многих этнических общин характерен миграционный прирост на фоне общей депопуляции (сокращение населения области на 79,5 тысячи человек, или на 5,9 % к уровню 1989 г.). Наиболее крупным мусульманским этносом к 2002 г. стали азербайджанцы – 2,7 тысячи человек. В настоящее время председатель религиозной организации мусульман Вологды Равиль Бареевич Мустафин оценивает их численность в 4 тысячи человек.
Лидировавшие ранее татары, число которых практически не изменилось в абсолютных показателях, составили 0,15 % населения области. Вместе с близкородственными башкирами их насчитывается 2,1 тысячи человек.
Следующей мусульманской этнической общностью являются народы Дагестана (1,2 тысячи), среди которых выделяются даргинцы, лезгины (по 0,4 тысячи), аварцы (0,2 тысячи) и табасаранцы (0,1 тысячи). Их отличает экономическая и религиозная активность.
Общая численность народов Центральной Азии в 2002 г. составляла лишь 1 тысячу человек, среди которых были узбеки (0,4 тысячи), таджики (0,3 тысячи) и казахи (0,2 тысячи). Узбеки и таджики традиционно отличаются высоким уровнем религиозности. Несмотря численный перевес узбеков над таджиками, последние больше адаптированы и укоренены в принимающем обществе, что связано с их продолжительным пребыванием в регионе.
Вайнахская община в целом немногочисленна – 0,4 тысячи человек, из которых 0,3 тысячи – чеченцы.
Численность уроженцев Северо-Западного Кавказа невелика (в совокупности 0,4 тысячи человек). В религиозной сфере неактивны.
Число мусульман – выходцев из дальнего зарубежья минимально.
Большинство мусульман области проживает в двух городах области – Вологде и Череповце. С 1996 по 2008 г. единственной официально зарегистрированной мусульманской религиозной организацией являлась РОМ Вологды, руководителем которой в 1996–2003 гг. был А. Р. Мустафин, с 2003 г. – Р. Б. Мустафин. Тогда же в 1996 г. был поднят вопрос о необходимости строительства мечети. Пока строительство не было завершено, для проведения джума-намазов и праздников арендовались помещения у различных организаций (областной центр профсоюзов, спортзалы и т. д.). Имамом вологодских мусульман в 1996–1998 гг. был Анвар Салеев, приглашенный из Москвы. Первичная документация на постройку мечети была одобрена на градостроительном совете. Из 12 предложенных архитектурных решений на конкурсной основе был отобран проект вологодского архитектора А. В. Борисовского. Двухэтажное просторное здание было возведено в 1998–2001 гг. в заречной части города по адресу: ул. Горького, д. 5, и является одной из достопримечательностей современной Вологды. Оригинальный стиль мечети сочетает элементы современной и традиционной мусульманской архитектуры. В 2004 г. мечеть была официально зарегистрирована в госучреждении юстиции. В 1998–2006 г. должность имама занимал Наиль Равилевич Мустафин, с 2006 г. по настоящее время имамхатыбом Вологодской соборной мечети является Р. Б. Мустафин. В здании мечети действует воскресная школа – мактаб (директор – Н. Р. Мустафин). Также при мечети работает магазин, где можно приобрести халяльные продукты питания.
В 2008 г. в г. Устюжне усилиями уроженца Грузии, этнического чеченца (кистинца), Т. М. Алханашвили была зарегистрирована мусульманская община – вторая РОМ в регионе. Ведется подготовка к строительству мечети. Устойчивая религиозная группа без ярко выраженного лидера существует в г. Череповце.