РАЗДЕЛ 2
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.И. Богданова, Ф.Т. Шагеева, Л.Л. Никитина
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В предыдущей статье нами было показано, что повышение конкурентоспособности выпускников университета обеспечивается реализацией модели подготовки специалистов для предприятий лёгкой промышленности различного организационного уровня в условиях ДПО технологического вуза, в основе которой лежит идея интеграции основной и дополнительных образовательных программ [1]. Основная образовательная программа рассматривается как инвариантное ядро, вокруг которого образуются различные дополнительные образовательные программы. Освоение программ дополнительной подготовки осуществляется параллельно с освоением основной.
Модель включала ряд взаимосвязанных компонентов (целевой, диагностический, содержательный, процессуальный и оценочнорезультативный), обеспечивающих ее системность, вариативность, модульность, основывается на истемном, интегративном, компетентностном, личностно-ориентированном подходах. Дидактической основой учебного процесса при реализации предложенной нами модели подготовки инженеров для легкой промышленности являлись принципы взаимосвязи базового и дополнительного образования, профнаправленности, гибкости и динамичности, параллельности, многопрофильности. Широко использовался модульный подход, велся мониторинг результатов. В результате такой подготовки выпускники могли успешно реализовать себя в сфере сервиса, индивидуального предпринимательства, на крупных производствах.
Эксперимент по разработке и реализации модели подготовки специалистов для малых и средних предприятий лёгкой промышленности в условиях ДПО технологического вуза осуществлялся в течение нескольких лет. В нём участвовало 236 студентов, обучающихся по специальностям «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий» ИТЛПМиД Казанского государственного технологического университета (с 2011г. КНИТУ) (120 – в экспериментальных группах, обучающихся по основной образовательной программе (ООП) и прошедших обучение по программам дополнительной подготовки, 116 – в контрольных, обучающихся только по ООП).
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1) разработка модели подготовки специалистов для малых и средних предприятий лёгкой промышленности в условиях ДПО технологического вуза,
2) реализация модели,
3) оценка эффективности модели.
В рамках первого этапа проводились предпроектные исследования и проектирование модели подготовки специалистов для малых и средних предприятий лёгкой промышленности в условиях ДПО технологического вуза. Предпроектные исследования включали в себя исследования, подтверждающие необходимость разработки модели; определение теоретических предпосылок разработки модели.
На этапе предпроектных исследований проводилась экспертная оценка соответствия существующей подготовки специалистов лёгкой промышленности требованиям производства; оценка содержания, технологий и качества подготовки специалистов лёгкой промышленности; выявление «проблемных зон» в подготовке специалистов; формулирование требований, предъявляемых к выпускнику вуза, для работы на современном производстве лёгкой промышленности; формулирование предложений по изменению и улучшению подготовки специалистов; определение удовлетворенности образовательным процессом (содержанием, технологией, качеством подготовки) студентов.
Реализация модели осуществлялась в Высшей школе модельного бизнеса – структурном подразделении Института дополнительного профессионального образования, функционирующей на базе ИТЛПМиД. Целями деятельности школы являются удовлетворение образовательных потребностей студентов, развитие их профессионального, интеллектуального и общекультурного потенциала, творческих способностей, подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства.
Конец ознакомительного фрагмента.