Вы здесь

Домашние задания – это вредно! И другие спорные моменты воспитания самостоятельных, уверенных в себе и гармонично развитых детей. Введение (Хизер Шумейкер, 2016)

Введение

Эта книга отличается от обычных книг о воспитании. В ней намеренно выбраны сложные вопросы. И она опирается на нестандартный подход: пересмотреть идеи, которые мы считали само собой разумеющимися.

Один из читателей так охарактеризовал мою первую книгу: «Если вы стремитесь уважать своего ребенка, но вас ставят в тупик его бурные эмоции и поведение в дошкольном возрасте, вам поможет книга «Не делиться – это нормально!». Вторая книга помогает сделать следующий шаг. Наши дети по-прежнему маленькие, но они идут в школу, приобретают независимость и сталкиваются со школьными реалиями, которые могут противоречить принципам воспитания здорового ребенка.

В моей первой книге золотое правило формулировалось так: «Запрещено все, что вредит людям и собственности». Для этой книги руководящим принципом служит мантра моей матери: «Если тебя что-то беспокоит, значит, пришло время перемен». Это относится и к ощущению, что что-то не так, когда ваш семилетний ребенок на каникулах идет на занятия по физкультуре, когда у ученика подготовительного класса перед уходом в школу начинает болеть живот или когда в семье «неправильно» используют современные технологии. Доверьтесь интуиции. Читая книгу, вы поймете, по каким причинам, связанным с развитием ребенка, интуиция вас не обманывает.

Когда дети идут в школу, процесс воспитания должен подниматься на следующий уровень – уровень коллектива. У наших детей очень много учителей вне семьи: преподаватели и администрация школы, одноклассники, незнакомые люди и даже вездесущий экран телевизора. Чему учатся у них наши дети? С пользой ли проводят время? В наши дни воспитание не обходится без многочисленных партнеров.

Книга «Домашние задания – это вредно!» должна помочь вам стать вдумчивым гидом по этому периоду – старшей группы детского сада и младшей школы. «Напишите в этот раз о девочках», – просили родители. «Напишите о проблеме «не приходи ко мне на день рождения», – предлагали учителя. В книге освещены самые разные аспекты воспитания, в том числе стремление наряжаться принцессой, бранные слова, просмотр телевизора, отдых, домашние задания, а также такие непростые вопросы, как разговор об опасностях, исходящих от незнакомых людей, и катастрофах, о которых рассказывают в новостях. Вы можете ограничиться отдельными темами, но воспитание должно быть комплексным. Важны все аспекты. Все они влияют на детей. В этой книге собраны вместе темы, которые важны для семьи и повседневной жизни.

Книга задумана как мостик между исследованиями области детского поведения и повседневной жизнью. Разрыв между тем, что мы знаем о детях и что мы делаем в процессе их воспитания, постоянно увеличивается. Применяя новые знания о детях, мы должны быть гибкими, открытыми для новых идей. Привычные методы комфортны, и от них трудно отказаться, но ради детей мы обязаны найти в себе мужество и решиться на перемены. Школам нужно пересмотреть свою политику (подготовительные классы, перерывы) и изменить сложившуюся практику «мы так всегда делали» (кружки, домашние задания). Родителям следует пересмотреть некоторые аспекты воспитания (современные технологии, риск, незнакомые люди). Мы все должны по-новому взглянуть на то, что «знаем». Нужно проявить волю, отбросить общепризнанное и идти против течения.

Источником моей первой книги стала философия, которой придерживаются в Школе для маленьких детей (School for Young Children, SYC), детском саду в моем родном городе Колумбусе, в штате Огайо, где моя мать проработала воспитателем больше сорока лет. Опыт этого уникального детского сада привлекал меня и при работе над этой книгой, хотя многие вопросы – в том числе школьные перемены, телевизор и подпись родителей под домашним заданием – выходят за рамки этого опыта. Главы, рассказывающие о воспитании школьников младших классов, базируются в основном на результатах научных исследований и на моем собственном опыте неправильной матери. Я благодарна ученым и семьям, которые помогли мне сформулировать эти идеи.

Некоторые главы выросли из сообщений в моем блоге, где я рассказывала о нестандартных взглядах нашей семьи на домашние задания в начальной школе. Я получила отклики от сотен семей и работников образования из разных стран – одни объясняли пользу домашних заданий, другие со слезами жаловались, как домашние задания разрушают их семьи. Домашние задания – это очень злободневная тема.

Когда я предлагаю отказаться от домашних заданий в начальной школе, родители и учителя часто бывают шокированы. Это люди, четыре года отучившиеся в колледже, зачастую имеющие юридическое образование или даже докторскую степень. Они знают, что серьезные исследования очень трудоемки, помнят собственное детство, в котором домашние задания были обязательны. Не знают они одного: исследования не подтверждают, что домашние задания влияют на успеваемость в начальной школе, а в средней школе их влияние крайне ограниченно. Я не предлагаю наложить полный запрет на все домашние задания на протяжении всей жизни, но для маленького ребенка найдутся более полезные и интересные занятия.

Можно делать прямо противоположное тому, что наука говорит о риске, о школьных переменах, игре, уроках в школе и домашних заданиях, а можно решиться на смелый шаг и начать менять мир – один класс, одну школу, одну семью.

Мы не обязаны во всем соглашаться друг с другом. Ничего страшного, если одна глава вам понравится, а другая нет. Я надеюсь, что эта книга поможет вам понять ваши собственные нестандартные подходы, подтолкнет к новому мышлению, вдохновит взрослых на создание лучшего мира для своих детей. Иногда для этого нужно идти против течения.

Список неправильных прав детей, приведенный в книге «Не делиться – это нормально!», охватывает только раннее детство и игру. Этот список необходимо расширить. Ниже приведен пример того, как могут выглядеть права ребенка в XXI в., в том числе связанные с обучением и взаимодействием с виртуальным миром.

Другие права ребенка

Право на творческую, неструктурированную свободную игру.

Право на независимость.

Право на риск и на ошибки.

Право ограничивать поведение других.

Право распоряжаться своим телом.


Право на соответствующее возрасту обучение.

Право на регулярные ежедневные перемены в школе.

Право на освобождения от домашних заданий в начальной школе.

Право на ежедневные прогулки.

Право на движение и активность.

Право на адекватный сон.

Право на вовлеченность в мир, в котором он растет.

Право бо́льшую часть дня взаимодействовать с реальным, а не виртуальным миром.

Право на обучение и непосредственную практику социальных навыков.

Право на уединение.

Право знать безопасные границы технологий.

Право на регулярное, полное внимание окружающих.

Право на постоянную поддержку своих прав взрослыми.

Эта книга требует от нас больше смелости. Это значит, что мы должны изменить свой подход к воспитанию детей и методы взаимодействия с другими взрослыми. Как говорит М. Скотт Пек, «поворотные моменты в жизни чаще случаются тогда, когда мы испытываем сильный дискомфорт, несчастны или недовольны. Потому что только в такие моменты под влиянием дискомфорта мы выбираемся из привычной колеи и начинаем искать другие пути и новые ответы».

Когда я падаю духом, то думаю о матери и тех ситуациях, когда ей, несмотря на мягкость характера, приходилось делать над собой усилие и защищать своих детей. Если она смогла, то смогу и я. И вы тоже найдете в себе силы идти против течения.