Глава 3. В ЛГПИ им. А.И. Герцена (1987–1998 гг.). Монография об академике С.Ф. Платонове
Встретили В.С. на кафедре Истории СССР[30] пединститута хорошо, что не удивительно, так как её заведующий В.И. Старцев знал В.С. ещё по его аспирантским годам в стенах Ленинградского отделения института истории. Кроме того, вынужденный в начале 1984 г., из-за предвзятого к себе отношения тогдашнего руководства Ленинградского отделения института истории (В.А. Шишкин) покинуть это почтенное учреждение, В.И. Старцев, можно сказать, уже по определению хорошо относился к тем, кто по каким-либо причинам так и не прижился в нём (А.В. Смолин, ПА. Кротов, В.И. Кардашов и др.). Не стал в этом отношении исключением и В.С. История его мытарств была В.И. Старцеву хорошо известна. Сам В.И. Старцев был крупным учёным, известным своими трудами по истории начала XX вв. и истории политического масонства в России[31]. Его докторская диссертация посвящена, впрочем, источниковедческому исследованию статей В.И. Ленина 1917 г.[32] С 1959 г. по 1984 гг. В.И. Старцев непрерывно работал в Ленинградском отделении института истории АН СССР. Заведующим кафедрой Истории СССР в ЛГПИ им. А.И. Герцена Виталий Иванович был избран только в 1984 г., сменив в этой должности профессора А.А. Мухина.
Так уж сложилось, что истфак ЛГПИ едва ли не со дня основания (1934 г.) всегда находился в тени у истфака ЛГУ и крупных историков – докторов наук, там, как правило, было немного. Конечно же, ни о каких серьёзных школах в этих условиях здесь не могло быть и речи. Но определённые научные традиции, характерные только для истфака ЛГПИ разумеется были, и определялись они как общими тенденциями развития исторической науки тех лет, так и научными интересами ведущих учёных кафедры, направлявших исследовательские интересы своих учеников в определённое научное русло.
Речь идёт о таких историках, как В.Н. Бернадский, Л.Ф. Скляров, Н.Н. Степанов, Ю.В. Кожухов, Г.М. Дейч, А.З. Ваксер, Р.Г. Скрынников, А.А. Мухин. Впрочем, из «стариков», которые работали на кафедре в 1960–1970 гг. (Ю.В. Кожухов, Г.М. Дейч, Н.Н. Степанов, В.В. Лаптев, А.Я. Сукновалов, А.А. Мухин, А.З. Ваксер) В.С. застал только одного А.А. Мухина. Но зато ученики некоторых из них были, как говорится, налицо.
Наиболее заметным среди них являлся ученик проф. Ю.В. Кожухова Александр Васильевич Жданков, защитивший в 1977 г. кандидатскую диссертацию «Аграрный кризис конца XIX в. в Европейской России»[33]. Учеником Ю.В. Кожухова был и Андрей Викторович Богучарский – кандидатская диссертация – «Рабочая молодёжь Петербурга в последней четверти XIX в.» (Л., 1978). Следует, впрочем, иметь ввиду, что из-за перегруженности делами как декан истфака, а затем секретарь парткома института, научной работой он не занимался и на заседаниях кафедры появлялся крайне редко[34].
Кроме А.В. Жданкова и А.В. Богучарского ученицами Ю.В. Кожухова могут считаться Ирина Валерьевна Алексеева (Шишкина) – кандидатская диссертация «Русская буржуазная оппозиция и Антанта в годы Первой Мировой войны (1914 – февраль 1917 гг.)» (1982 г.) и Татьяна Георгиевна Фруменкова, известная главным образом своей диссертацией «Православная церковь и классовая борьба в России в период крепостничества» (30–50-е годы XIX в.), которая была защищена ею в 1986 г. Видное положение на кафедре занимал в это время и доцент Валерий Петрович Островский, защитивший в 1977 г. кандидатскую диссертацию «Производственно-тяжёлая промышленность СССР в годы 4 пятилетки (1946–1959 гг.). По материалам предприятий тяжёлого машиностроения». Его научным руководителем был А.З. Ваксер.
Наиболее перспективной фигурой в научном и административном плане среди членов кафедры являлся А.В. Жданков, у которого ко времени появления здесь В.С. была уже практически готова докторская диссертация о большевистской печати и пролетарской культуре начала ХХ в.[35] Кроме того, в 1988 г. в соавторстве с В.А. Улановым А.В. Жданков опубликовал монографию: «У истоков: правдистская печать и культурное развитие питерского пролетариата», которую он рассматривал, как основу своей докторской диссертации. К сожалению, страшная болезнь (рак крови) и преждевременная смерть (1991 г.) оборвали его научную карьеру.
Вторую группу членов кафедры составляли уже либо прямые ученики В.И. Старцева: И.Л. Афанасьев, (кандидатская диссертация «Материалы газет как исторический источник по истории Петроградского военно-революционного комитета», 1984 г.), А.В. Ткачёв (кандидатская диссертация «Мемуары как источник о жизни и деятельности В.И. Ленина в период возвращения из эмиграции (март-апрель 1917 г.)» (Л. 1984 г.), О.А. Поливанов (кандидатская диссертация «Крушение соглашательской политики ЦИК Советов первого созыва (июнь-октябрь 1917 г. (Л., 1989), либо лица, приглашённые В.И. Старцевым в ЛГПИ по сугубо личным мотивам в смысле укрепления, так сказать, научного лица кафедры.
Самым близким к В.И. Старцеву из них была в это время Бэлла (настоящее имя Берта) Давыдовна Гальперина (родилась в 1930 г.) из Российского Государственного Архива, подвизавшаяся здесь с 1993 г. на полставки в качестве профессора. Насколько помню, говорит в связи с этим В.С., с ней В.И. ходил только «под ручку». Тесно связан с В.И. Старцевым был и А.В. Смолин – ученик А.Л. Шапиро по ЛГУ, защитивший в 1977 г. кандидатскую диссертацию под руководством В.А. Шишкина[36]. На истфак ЛГПИ он перешёл в декабре 1984 г. так и не прижившись в ЛОИИ, где до этого работал. Близок В.И. Старцеву был и А.Б. Николаев – ученик О.Н. Знаменского по Ленинградскому отделению Института истории, под руководством которого в 1990 г. им была защищена кандидатская диссертация «Борьба сил революции и контрреволюции в связи с созывом Государственного совещания (апрель-август 1917 г.)». Особое положение на кафедре занимали проф. Ю.Г. Алексеев из ЛОИИ, появившийся здесь ещё в 1983 г. и пришедший ему на смену, после того как он перешёл в 1990 г. в ЛГУ Михаил Борисович Свердлов, читавшие лекции по истории России, так называемого «феодального» периода.
Конец ознакомительного фрагмента.