Переносный смысл
В классе была тишина. Лишь строгий голос учителя диктовал пословицы, а ребята их записывали. «Куй железо, пока горячо» – проговаривал учитель. Ребята записывали.
– Подождите!… Я не успеваю. – выкрикнул из-за парты Ромка.
– Пиши, пиши, мы подождём. – отвечал учитель. – А скажите мне ребята, в чём состоит переносный смысл этой пословицы?…
– Ну, наверное, в том смысл, что холодное железо плохо куётся. – тянула руку рыжая девочка.
– Это прямой. – отвечал учитель. – А я спрашиваю переносный.
– Переносный смысл в том, что железо надо сначала нагреть на костре, а потом куять. – выкрикнул белобрысый мальчик.
– Ковать, ты хотел сказать?… – методично поправил учитель.
– Да, ковать. – исправился мальчик.
– Это тоже прямой. – отвечал учитель.
– А вы нам тогда объясните, что такое переносный смысл, и мы вам ответим. – хором потребовали ребята.
– Переносный?… – задумался учитель. – это такой смысл, который можно перенести на другие дела, никак не связанные с железом.
– Аааа!… – гудели ребята. – Ну, тогда мы не знаем какой тут переносный смысл.
– Ладно, тогда вот вам такая простенькая задачка на переносный смысл: что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…
– Оно от неё отскочит!… – тянула руку рыжая девочка.
– Почему ты так думаешь?… – продолжал учитель.
– Очень просто – если кинуть что-нибудь в стену, кроме лизуна, снежка и водяной бомбочки, то этот предмет обычно отскакивает от стены.
– Хорошо, я повторю задачку для тех, кому она не совсем понятна: что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…
– Может, стена просто помнётся немного?… – тихо предположил белобрысый мальчик.
– Почему ты так думаешь?… – продолжал учитель.
– Не знаю… – засомневался мальчик. – просто мне ничего другого на ум не пришло, вот и подумал, что помнётся.
Прозвенел звонок. Ребята начали шумно собираться, совать учебники и тетрадки в свои портфельчики.
Пытаясь перекричать шум, учитель объявлял домашнее задание, требуя его записать в дневники. «Мы так запомним!…» – хором отвечали ребята.
Вот уже все выбежали из класса, а Ромка, рассыпав карандаши, собирал их под партой. Учитель присел на корточки, помогая ему быстрей всё собрать, и Ромка, пользуясь случаем решил всё-таки выяснить – что же произойдёт, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…
Он спросил учителя:
– Валентин Семёнович, а что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…
– Ничего. – ответил учитель.
– Почему вы так думаете?…
– Потому, что чего-то одного не может быть: либо такого превосходного ядра, либо такой крепкой стены. Законы логики – куда от них денешься?…
– Ясно. Пойду ребятам скажу, а то будут мучиться, не зная ответа.
– Давай, иди.