Вы здесь

Доктор нэук. Рассказы для детей от шести лет и старше. Переносный смысл (Сергей Самсошко)

Переносный смысл

В классе была тишина. Лишь строгий голос учителя диктовал пословицы, а ребята их записывали. «Куй железо, пока горячо» – проговаривал учитель. Ребята записывали.

– Подождите!… Я не успеваю. – выкрикнул из-за парты Ромка.

– Пиши, пиши, мы подождём. – отвечал учитель. – А скажите мне ребята, в чём состоит переносный смысл этой пословицы?…

– Ну, наверное, в том смысл, что холодное железо плохо куётся. – тянула руку рыжая девочка.

– Это прямой. – отвечал учитель. – А я спрашиваю переносный.

– Переносный смысл в том, что железо надо сначала нагреть на костре, а потом куять. – выкрикнул белобрысый мальчик.

– Ковать, ты хотел сказать?… – методично поправил учитель.

– Да, ковать. – исправился мальчик.

– Это тоже прямой. – отвечал учитель.

– А вы нам тогда объясните, что такое переносный смысл, и мы вам ответим. – хором потребовали ребята.

– Переносный?… – задумался учитель. – это такой смысл, который можно перенести на другие дела, никак не связанные с железом.

– Аааа!… – гудели ребята. – Ну, тогда мы не знаем какой тут переносный смысл.

– Ладно, тогда вот вам такая простенькая задачка на переносный смысл: что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…

– Оно от неё отскочит!… – тянула руку рыжая девочка.

– Почему ты так думаешь?… – продолжал учитель.

– Очень просто – если кинуть что-нибудь в стену, кроме лизуна, снежка и водяной бомбочки, то этот предмет обычно отскакивает от стены.

– Хорошо, я повторю задачку для тех, кому она не совсем понятна: что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…

– Может, стена просто помнётся немного?… – тихо предположил белобрысый мальчик.

– Почему ты так думаешь?… – продолжал учитель.

– Не знаю… – засомневался мальчик. – просто мне ничего другого на ум не пришло, вот и подумал, что помнётся.

Прозвенел звонок. Ребята начали шумно собираться, совать учебники и тетрадки в свои портфельчики.

Пытаясь перекричать шум, учитель объявлял домашнее задание, требуя его записать в дневники. «Мы так запомним!…» – хором отвечали ребята.

Вот уже все выбежали из класса, а Ромка, рассыпав карандаши, собирал их под партой. Учитель присел на корточки, помогая ему быстрей всё собрать, и Ромка, пользуясь случаем решил всё-таки выяснить – что же произойдёт, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…

Он спросил учителя:

– Валентин Семёнович, а что будет, если всеразрушающее пушечное ядро попадёт в неразрушимую стену?…

– Ничего. – ответил учитель.

– Почему вы так думаете?…

– Потому, что чего-то одного не может быть: либо такого превосходного ядра, либо такой крепкой стены. Законы логики – куда от них денешься?…

– Ясно. Пойду ребятам скажу, а то будут мучиться, не зная ответа.

– Давай, иди.