Вы здесь

Доказательство жизни после смерти. Путь к пониманию (Джеффри Лонг, 2011)

Путь к пониманию

Построй его, и они придут.

У. П. Кинселла, «Поле сновидений»

Шел 1998 год, я жил в Лас-Вегасе и занимался медицинской практикой по специализации «радиационная онкология». В те годы в нашу жизнь ворвался Интернет. Всех мгновенно охватила страсть к этому «виртуальному интеллекту», и я не был исключением.

Несмотря на большое количество создаваемых веб-сайтов с примитивным программным обеспечением и медленным соединением, в 1997 году я решил создать «Онлайновый журнал по радиационной онкологии» (ROOJ.com), чтобы поделиться со всем миром достоверной информацией об этой медицинской специализации. У меня ушло очень много времени и сил вне клинической практики на то, чтобы собрать этот некоммерческий сайт, который я поддерживал в целях обеспечения общественности серьезной информацией о лечении рака.

Ко времени завершения работы над журналом ROOJ я стал специалистом в системе команд веб-сайта. Потом мной овладела идея: сделать веб-сайт для сбора материалов о внетелесном опыте. Тогда я мог бы собрать большое количество рассказов об ОСП со всего мира. Важно работать с большим числом ОСП, потому что медицинские исследования большой группы людей дают более достоверные результаты, чем исследования небольшой группы.

Мне помогала любознательность и работы тех, кто ушел до меня. Все десять лет, с тех пор как я услышал рассказ Шейлы о ее случае, я постоянно следил за исследованиями в области изучения околосмертных переживаний. Ученые написали об ОСП сотни статей, включая публикации во многих наиболее престижных медицинских и научных журналах. Я прочел работы многих выдающихся исследователей ОСП, включая таких, как доктор Моуди, доктор медицины Мелвин Морс, доктор медицины Брюс Грейсон, доктор медицины Майкл Сэбом и доктор философии Кен Ринг. Меня также очаровали некоторые отдельные истории, например Бетти Иди («Объятые светом»1). Все эти книги основаны на реальных случаях. Истории конкретных людей, имевших ОСП, подпитывали мой интерес к тайне, окружавшей этот вопрос.

Теперь я был еще больше заинтересован в поисках истины, чем десять лет назад. Смысл этих переживаний был так глубок, что я хотел изучать этот предмет, чтобы определить, реальны ли они.

Интернет был идеальным методом проведения таких исследований. Через веб-сайт я мог установить контакт с людьми из разных стран, готовыми поделиться своими околосмертными переживаниями с другими людьми. Им не платили денег за то, что они пишут о своих переживаниях, они не стремились попасть на телеэкран. Просто они могли откровенно рассказать пережитые истории своими собственными словами. А я предлагал им ответить на несколько вопросов, чтобы помочь имевшим ОСП полнее выразить и глубже проанализировать свой потрясающий опыт. Там не было никакого интервьюера, который задавал бы вопросы или поощрял приукрашивание, не было никаких временных ограничений. Чтение историй, которыми они поделились, напоминало чтение самых личных страниц дневников. Собирая ОСП посредством Интернета, я мог изучить содержание большого числа случаев, достоверно определяя сходные черты и различия, и выяснить раз и навсегда, является ли ОСП реальным или воображаемым.

В прошлом было проведено большое количество исследований, но часто всего с несколькими ОСП. Однако в этом не было вины исследователей. Конкретные случаи ОСП нелегко обнаружить. Хотя некоторые исследователи указывают, что целых 5 процентов населения США имели около-смертные переживания, многие люди держат их в тайне или не видят причин делиться своими самыми интимными переживаниями с врачами и учеными2.

Печально, что имевшие ОСП не могут поделиться своими впечатлениями из-за недоверчивого отношения многих медицинских работников к таким случаям. Я слышал много душераздирающих историй о том, как имевшие ОСП пытались поделиться с врачами очень скрупулезными наблюдениями своей реанимации, но те пренебрегли их переживаниями как малозначащими. И даже при том, что нет объяснений, каким образом имевшие ОСП смогли узнать о собственной реанимации, их рассказы сразу же отметали врачи. А ведь, по-хорошему, врачи должны были бы изумиться наблюдениям своих пациентов, а не осмеивать их.

Я много лет проработал в совете директоров Международной ассоциации по изучению ОСП. Во время наших собраний я слышал слишком много историй о трудностях, с которыми сталкиваются имевшие ОСП, когда пытаются поведать о своих переживаниях медикам. Одна из классических историй – о пациенте, который рассказал своему врачу об ОСП в присутствии нескольких медсестер. Когда этот пациент закончил свой рассказ, врач оторвался от своего планшета и сказал: «Не думайте об этом слишком много. Это просто ваша фантазия».

Когда врач покинул палату, сестры окружили опечаленного пациента, говоря: «Это не фантазия. Мы все время слышим об этих вещах от больных. Наоборот, такие врачи, как он, живут фантазиями. Они не воспринимают этих вещей, потому что не слушают своих пациентов».

Это одна причина, почему лучше собирать истории пациентов через Интернет, чем опрашивать людей непосредственно. Люди, имеющие подобный личный опыт, порой неохотно официально отвечают на вопросы о своих ОСП. Они могут ощутить, что интервьюер неискренне интересуется их случаем, или им бывает неудобно делиться такими возвышенными переживаниями с другим человеком.

Ответ на интернет-анкету, напротив, дает имевшим ОСП шанс поделиться этими поразительными переживаниями так, как будто они делают запись в своем дневнике. Вместо того чтобы преодолевать неловкость, которую они могут испытывать с интервьюером, они спокойно и конфиденциально рассказывают свою историю. Они также могут потратить на это сколько угодно времени. Многие имевшие ОСП выразили мне свою признательность после того, как прошли опрос. Они считают, что анкета помогла им точно и всесторонне передать свои переживания.

Вот почему я чувствовал (и до сих пор чувствую), что интернет-опрос – это более эффективный метод, чем очное интервью. Разумеется, у меня были некоторые опасения, когда я составлял анкеты веб-сайта по ОСП. Например, как можно точно определить, что эти рассказы достоверные? Я долго обдумывал этот вопрос и решил положиться на проверенный научный метод избыточности. Избыточность в опросах означает задавание одинаковых вопросов (или вопросов, которые вращаются вокруг одной и той же идеи) несколько раз, но несколько по-иному. К примеру, в демографической части анкеты есть окошко, чтобы узнать, было ли у человека околосмертное переживание. Можно ожидать, что, если это окно помечено галочкой, на вопрос «Испытали ли вы отделение вашего сознания от тела?» он должен ответить «да». Если мы видим противоречивость в ответах человека, мы можем проверить его рассказ и посмотреть, что именно испытывал имевший ОСП. Позже, когда мы собрали большое количество рассказов об ОСП, я был поражен, насколько последовательными были ответы на избыточные вопросы.

С помощью интернет-опроса ФИОСП мы нашли людей, имевших ОСП, которые никогда не делились своим внетелесным опытом с другими и которых, скорее всего, не выявила бы другая методика, используемая в исследованиях ОСП. В анкете ФИОСП спрашивалось: «Вы делились своим переживанием с другими?» На этот вопрос 8,5 процента ответили «нет».


Существенно, что многие исследования непосредственно сравнивали надежность интернет-опросов с достоверностью более традиционных опросов «методом карандаша и бумаги» путем сравнения групп людей, прошедших анкетирование обоими методами. Эти исследования привели к общему выводу, что интернет-опрос более достоверен, чем опрос с помощью карандаша и бумаги. Это также подтверждает надежность опроса ФИОСП3.

Я уже знал, что людей, имевших околосмертные переживания, нужно слушать внимательно, поэтому имело смысл спросить самих имевших ОСП, насколько скрупулезным, по их мнению, был опрос ФИОСП. Ближе к концу данного опроса на веб-сайте я задавал важный вопрос: «Достаточно ли точно и полно передают случившееся с вами заданные вам вопросы и сведения, которые вы сообщили?» Из 613 опрошенных, имевших ОСП, 84,5 процента ответили «да», 8,8 процента – «не уверен» и только 6,7 процента – «нет». Это один из самых эффективных методов проверки достоверности интернет-опроса ФИОСП самими имевшими ОСП.

Наконец, медицинское образование помогло мне определить, случалось ли на самом деле угрожавшее жизни событие. Я использовал шкалу Карновского – это медицинская шкала, широко используемая для измерения близости к смерти. Баллы по шкале Карновского колеблются в интервале от 100 (никакого риска для жизни) до 10 (умирающий) и 0 (клиническая смерть)4. Еще я могу определить, насколько случаи, описанные имевшими ОСП, убедительны с точки зрения медицины.

В первые годы существования этого веб-сайта я беспокоился, что какие-нибудь обманщики или шутники заявят, будто имели внетелесный опыт. Рад сообщить, что это бывало очень редко. С одной стороны, не было никакого стимула – финансового или другого – тратить значительное количество времени на заполнение длинной и сложной анкеты, чтобы заявить об ОСП, которого не было. Если все же какой-то обманщик попытается представить фальсифицированное ОСП, то он обнаружит, как трудно ответить на подробную анкету, если не было такого опыта вообще. За более чем десять лет мы раскрыли менее десяти безусловно ложных сообщений, представленных в опросе ФИОСП, и сразу удалили их с веб-сайта и из базы данных.

Меня также волновало, что могут появиться подражательные рассказы, в которых все или часть ОСП скопирована или украдена из других источников. Такое бывало, но опять же очень редко. Когда это случалось, читатели веб-сайта сообщали о рассказе имитатора, и мы удаляли его с сайта. Огромное число посетителей веб-сайта ФИОСП гарантирует, что ни одно из вывешенных там ОСП не украдено у других.

Меня беспокоило и другое. Внетелесный опыт сложен, его бывает трудно передать словами. Поэтому многие исследователи в прошлом считали эти случаи «невыразимыми» или не поддающимися описанию с помощью слов. Нередко приходится слышать, что имевшие ОСП описывают свои впечатления как… неописуемые. Меня беспокоило, что многие сочтут невозможным описание случившегося.

«Неужели ОСП вообще невозможно описать?» – спрашивал я себя, когда составлял анкету для сайта ФИОСП.

Учитывая все мои опасения, не терял ли я времени понапрасну?

Веб-сайт для Фонда исследования околосмертных переживаний (ФИОСП, www.nderf.org) был запущен во Всемирную паутину 30 августа 1998 года. У меня было много сомнений в том, что сайт ФИОСП будет успешен. Не слишком ли длинна анкета? Действительно ли имевшие ОСП захотят поделиться им со всеми?5 Будут ли люди доверять такому сайту?

Я не тратил денег на рекламу сайта. Через несколько месяцев, контролируя сетевой трафик, я мог сказать, что сайт посетило довольно мало людей. Ранжирование нашей поисковой системы составляло жалкие 64 балла.

Не потратил ли я сотни часов на то, чтобы ничего не достичь? Соберет ли ФИОСП достаточно много переживаний, чтобы ответить на мои вопросы о реальности ОСП? Я продолжал смиренно и усердно работать над сайтом. К этому времени я рассказал о сайте нескольким друзьям и поделился своим беспокойством, что мало кто его посещает, уж не говоря о заполнении анкеты. Когда я сказал об этом, некоторые из моих друзей просто улыбнулись и произнесли одну из самых известных реплик в истории: «Раз ты его построил, они придут». Это классическая реплика из фильма «Поле мечты», в котором один фермер из Айовы строит бейсбольное поле на своей ферме в надежде, что несколько давно умерших игроков в бейсбол придут туда играть.

Как вы можете догадаться, установка «построй, и они придут» не представляет собой кредо медицины – науки, основанной на фактах. В результате я до сих пор слегка раздражаюсь, когда слышу вышеупомянутый голливудский афоризм. Однако я продолжил создавать этот сайт, надеясь, что они действительно придут.

И в итоге они пришли. К декабрю 1998 года я в большом нетерпении скачал с веб-сайта первые двадцать два рассказа. Я торжествовал. В этот сайт было вложено столько сил! И вот теперь я собирался изучать информацию об ОСП из первоисточника – от людей, которые это пережили! Как ученый и человек, любящий доказательность, я нуждался именно в такой информации, чтобы начать научные исследования ОСП.

Те первые двадцать две истории меня не разочаровали. Когда я их читал, становилось очевидным, что эти ОСП действительно были в реальности. Я мог видеть ту же систему элементов, которую доктор Моуди и другие исследователи обрисовали в своих работах, включая такую составляющую, как отделение сознания от тела во время опасного для жизни события.

Чтение этих ранних исследований было более захватывающим, чем я мог мечтать. Мне стало ясно, что путем изучения большого числа таких ОСП, описанных теми, кто их имел, я мог надеяться, что наконец найду ответы на самый трудный вопрос человечества: что происходит, когда мы умираем?

Дальше приведены пересказы6 двух из первых двадцати двух историй об ОСП, полученных на веб-сайте ФИОСП, которыми был вознагражден мой труд.

Случай № 16: «Я чувствовал себя мухой на стене»

В 1963 году молодой человек не справился с управлением своей машиной и врезался в дерево. Травмы были довольно тяжелыми, ему раздробило лицо и пазухи носа, сломало челюсть. Тяжело раненный, он сидел на мокрой траве около разбитой машины и впал в бессознательное состояние. Читая это, обратите внимание на спокойствие, с которым он описывает свое переживание, а также наличие очень убедительного внетелесного опыта, который показывал, что все в его жизни будет хорошо, несмотря на этот почти фатальный инцидент. Вот его рассказ.

Несколько лет назад я попал в тяжелую автокатастрофу. Руль разбил мне лицо. Авария случилась в грозу, я съехал с дороги и врезался в дерево.

Некоторое время после аварии я ничего не чувствовал, а потом лицо стало жечь от боли. Я выбрался из машины и лег, надеясь, что мне станет лучше, но лучше не стало. Наконец я просто отключился. А когда очнулся, то ничего не увидел, потому что мне накрыли лицо, но по звукам и по тому, что я лежал на какой-то кровати, я понял, что оказался в больнице.

Не знаю, сколько это продолжалось, но у меня было четкое ощущение, что я вылетел из собственного тела. Я видел родителей, сидевших у кровати, и мог ощущать их душевную боль. Это было странно. Я должен был испытывать боль, но я ее не чувствовал. Вместо этого я стоял рядом с родителями, пытаясь их утешить, а они смотрели на своего любимого сына. Им сообщили, что он умрет. Это было ужасно, но я ничего не мог изменить. Я стоял рядом с матерью и пытался привлечь ее внимание, но не мог, потому что она не знала, что я там был. Я смотрел на собственное тело, но оно меня не интересовало. На самом деле я чувствовал себя мухой на стене.

Наконец что-то у меня в сознании переключилось, и я понял: они в конце концов узнают, что я не испытывал боли, на земле это было или нет. В тот момент я перестал мучиться и сосредоточился на своих ощущениях. Помню, я подумал: «Так вот что такое смерть», – поднимаясь все выше над своим телом.

Я заметил какой-то свет, он становился все ярче, по мере того как я приближался. Я знал, что это, что моей жизни пришел конец, но не боялся. Когда я приблизился, какой-то голос крикнул, чтобы я остановился. Я хотел закричать. «Нет, еще рано!» – сказал голос.

Когда это случилось, я почувствовал, что с большим трудом возвращаюсь в свое тело. Я очень громко и трудно дышал, но знал, что после этого буду жить. Ведь мне сказали, что мое время еще не пришло.

Когда я впервые прочел рассказ этого мужчины о его почти фатальной автокатастрофе, меня заинтересовали покой и отсутствие боли, сошедшие на него в больнице. Еще меня заинтриговало его описание света, создавшего границу между жизнью и смертью, а также громкий голос, остановивший его у этой границы света.

Этот мужчина вернулся из своего путешествия со способностью «интуитивно чувствовать людей» (его выражение), а также понимать их эмоциональную логику. Интуитивное понимание людей может быть своего рода психическим переживанием. В будущем я изучу еще много ОСП, описывающих психические переживания.

Случай № 21: «Диана, проснись!»

С Дианой был необычный случай. Когда молодая женщина прилегла днем на диван, чтобы посмотреть любимую мыльную оперу, то стала засыпать и никак не могла проснуться. Эта странность так ее обеспокоила, что она сообщила о ней мужу, но он ничем не мог помочь. Наконец она решила сесть на диван и смотреть фильм сидя, а не лежа. Как выяснилось, при сидении эта проблема только обострилась. Позади нее, примерно в пяти футах от дивана, в газовой трубе была утечка, и в комнату выходил природный газ, от которого она чуть не умерла. По иронии, она умерла бы, если бы во время ОСП не появилась ее покойная бабушка, и это вернуло ее к жизни. Вот пересказ ее истории:

Я села на диван и стала смотреть свой любимый сериал, а потом услышала, как кто-то кричит, пытаясь меня разбудить. Я все время слышала этот голос, говоривший мне: «Проснись, Диана, тебе нужно проснуться».

Когда Диана открыла глаза, она увидела перед собой бабушку, умершую, когда ей было всего три года. Бабушка улыбнулась и сказала Диане, чтобы та встала и следовала за ней в безопасное место. Поднявшись, чтобы идти за ней, Диана поняла, что покинула тело, которое теперь лежало внизу на диване. Она не испытывала страха, глядя сверху на свое тело. Она также не испугалась, увидев, что вместе с ней по обеим сторонам от ее тонкого тела в воздух поднимаются два духа.

В то же время, находясь вне своего тела, она испытывала огромное умиротворение и любовь. Один из духов сказал ей, что она может остаться в своем тонком теле или же вернуться в лежащее внизу физическое тело. Для Дианы это было непростым решением, но она решила выбрать возвращение в физическое тело, потому что у нее еще были кое-какие дела на земле. Сделав этот выбор, Диана сделала глубокий и болезненный вдох, потом другой, пока не очнулась и не поняла, что чуть не задохнулась из-за утечки газа.

Излишне говорить, что утечку устранили вскоре после ОСП Дианы. Это событие, однако, повлияло на всю ее жизнь. Вот пересказ того, что написала Диана:

Это событие научило меня тому, что о нас все известно. В тот момент я чувствовала, что не нужно о чем-либо спрашивать. Бог сделал так, что мы все узнаем, когда умрем.

Всемирное участие

Эти двадцать две истории стали предвестниками всемирного интереса к работе ФИОСП. За десять лет с начала существования ФИОСП читатели прислали сотни электронных писем, выражая благодарность за эти истории, которые так им помогли. Я получал письма от больных раком и людей, страдающих другими серьезными заболеваниями, которые нашли в них большое утешение и пришли к тому же выводу: после смерти тела жизнь продолжается.

В конечном счете своими впечатлениями об околосмертных переживаниях с ФИОСП поделились люди более чем на двадцати языках. Прежде чем я об этом узнал, посетители из более чем 110 стран мира проглатывали более 300 000 страниц в месяц на веб-сайте ФИОСП.

Поначалу я считал многоязычие проблемой. ОСП, о которых рассказывали люди из других стран на других языках, нужно было переводить на английский, и онлайновый переводчик делал это не очень хорошо. У меня едва хватало времени для анализа опытов, зафиксированных на английском, уж не говоря о поиске переводчиков.

Затем Джоди, давний веб-мастер ФИОСП, пошла на риск. Она адвокат, но помимо юриспруденции интересовалась и духовными вопросами. Мы только познакомились, а в 2000 году я переехал в Такому, Вашингтон. При первой встрече я заметил, что она весьма одухотворенный человек, а ее заинтересовала моя работа по исследованию околосмертных переживаний. Она не была знакома с ОСП, но все больше восхищалась ими, когда я рассказывал ей о поступавших ко мне конкретных случаях. Даже при ее проницательности юриста она была поражена связностью этих событий.

«Поразительно, – сказала она однажды, – и все это правда». Ее интересовал один вопрос – одинаковы ли ОСП в разных культурах? И если да, может ли общность ОСП в разных культурах построить мост, объединяющий людей во всем мире? Имея доступ к ОСП, описанным людьми из других стран, она поняла, что в первую очередь они могут дать ответы на ее вопросы. Поиск знаний привел Джоди к мысли поискать переводчиков в Интернете. По прошествии времени она нашла более 250 добровольцев, готовых переводить с многочисленных мировых языков. С неустанной помощью Джоди сайт ФИОСП безоговорочно стал крупнейшей в мире общедоступной коллекцией английских и неанглийских ОСП.

Описания околосмертных переживаний на ФИОСП редактируют, только чтобы исправить орфографические и явные грамматические ошибки, удалить информацию, которая может указывать на определенных людей, и убрать порочащие замечания об определенных организациях. Помимо этих незначительных изменений, ОСП, которые вы читаете на этом сайте, – это впечатления, эмоционально изложенные самими имевшими ОСП.

Что мы обнаружили

Изучая тысячи подробных рассказов об ОСП, я обнаружил данные, которые привели меня к поразительному заключению: ОСП представляют такие убедительные научные доказательства, что разумно было бы признать существование жизни после смерти.

Да, вы все правильно поняли. Я изучил тысячи внетелесных впечатлений. Я тщательно продумал, какие доказательства существования жизни после смерти предоставляют ОСП. И без тени сомнения заявляю, что есть жизнь после физической смерти.

Мои исследования убеждают меня, что внетелесный опыт – это уход из этой жизни и вступление в другую жизнь. Как объявил один из имевших ОСП: «Я видел что-то хрустальное таких ярких цветов, что и теперь меня переполняет всепоглощающее чувство уверенности, что жизнь после смерти есть и она хороша. Это избавляет меня от страха смерти!»

Настоящая книга впервые представляет поразительные результаты крупнейшего научного исследования ОСП, полученные с использованием этой методики. В опросе ФИОСП мы рассмотрели содержание более 1300 ОСП. Предшествующие научные исследования ОСП изучили самое большее несколько сотен случаев. Мы весьма тщательно проанализировали двенадцать элементов внетелесного опыта. Просмотрев внимательнее истории людей, имевших ОСП, мы нашли некоторые ответы на основополагающие вопросы человечества о посмертном существовании.

Поскольку я работаю онкологом-радиологом, моя жизнь тесно связана с наукой. И иначе быть не может. Я даю прицельные дозы радиации, чтобы разрушить раковые опухоли. Есть всего несколько других отраслей медицинской науки, требующих такой же точности. Я люблю этим заниматься и перенес эту любовь к науке в другие сферы моей жизни. Данные и выводы, которые вы здесь найдете, основаны на научных принципах, которых я придерживаюсь.

Я проявил бы неточность, если бы не сказал, что мои научные выводы сделали меня гораздо сострадательнее. Порой испуганные больные раком, знакомые с исследованиями ОСП, спрашивают меня, что случится, когда они умрут. Если они спрашивают об этом, я уверенно предъявляю им свидетельства жизни после смерти, накопленные за десять лет специального исследования. Я уверен: то, что я сообщаю больным раком людям, помогает им смотреть в лицо смертельно опасной болезни с большей смелостью и надеждой.

Просматривая полученные в ходе исследования сведения, я вывел девять рядов доказательств, которые, по-моему, подтверждают существование жизни после смерти. Ниже следуют эти ряды доказательств, каждый с коротким пояснением. В оставшихся главах книги я буду всесторонне исследовать каждый из этих рядов доказательств, чтобы вы поняли, почему я пришел к выводу, что было бы разумно признать существование жизни после смерти.

Доказательства жизни после смерти

1. С медицинской точки зрения необъяснимо, как можно иметь высокоорганизованные и отчетливые впечатления, будучи без сознания или клинически мертвым. В нашем исследовании ФИОСП околосмертным называется опыт человека, который подвергается такой опасности, что, если его физическое состояние не улучшится, может наступить смерть. Те, кто находится при смерти, как правило, бывают без сознания и могут умереть от остановки дыхания и сердца.

Чтобы понять, насколько удивительно то, что люди имеют сознательный опыт во время клинической смерти, полезно понять, что, когда сердце останавливается, кровь тут же перестает притекать к мозгу. Приблизительно от десяти до двадцати секунд после того, как кровь перестает притекать к мозгу, мозговая деятельность, необходимая для сознания, прекращается. Мозговую деятельность можно оценить с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая измеряет электрическую активность мозга. Когда мозговая деятельность прекращается, показания ЭЭГ превращаются в прямую линию, показывая отсутствие измеряемой электрической активности мозга.

Я, как медик, не могу представить, чтобы перед смертью могло случиться какое-либо значимое переживание. Разве люди, находящиеся при смерти, могут быть в сознании? Разве сам термин без сознания не означает, что нет никакой возможности организованного сознательного восприятия? Однако, несмотря на то что для имеющих ОСП этот период должен представлять чистый лист, они описывают очень четкие, организованные и реальные переживания. На самом деле имевшие ОСП обычно говорят, что испытывали более высокую восприимчивость, чем в обычной, земной жизни. С медицинской точки зрения необъяснимо, что ОСП обычно случается во время потери сознания.

2. Имевшие ОСП могут видеть и слышать во внетелесном состоянии, и то, что они воспринимают, почти всегда существует реально. Внетелесный опыт (ВТО) – это первый элемент переживания у многих людей, имевших ОСП. Во время ОСП со многими происходят события, которые они не должны были бы видеть главным образом потому, что были без сознания, или потому, что эти события происходили где-то в другом месте, далеко от их тела. Эти события часто включают в себя созерцание собственного бессознательного тела, а также яростных попыток реанимировать его. Реальность этих наблюдений была подтверждена сотнями сообщений.

3. ОСП случается во время общей анестезии, когда невозможна никакая форма сознания. И это – вопреки тому, что под общей анестезией не могут иметь места отчетливые переживания, уж не говоря о большей сознательности, чем в повседневной жизни. Исследование ФИОСП собрало множество ОСП, случившихся под общей анестезией. Вот один такой случай, произошедший с Деборой. В возрасте тринадцати лет она легла в больницу на небольшую операцию, но от анестетика ее сердце остановилось. Пока врач пытался вернуть Дебору к жизни, она неожиданно очутилась вне тела:

Мое сердце остановилось из-за анестезии во время операции… Я поднялась к потолку и видела свое тело, лежащее на столе. Врачи беспокоились и говорили, что теряют меня. Я не боялась: со мной были двое очень добрых людей, которые, как я тогда подумала, были ангелами. Они сказали, чтобы я не беспокоилась, что они позаботятся обо мне. Я услышала свистящий звук, меня несло наверх, к свету, сквозь темный тоннель… Мне подала руку какая-то женщина; она была красива, и я чувствовала, что она меня любит и знает, кто я такая. Рядом с ней я чувствовала себя защищенной, но не знала, кто она… Однажды несколько лет спустя после операции мама показала мне фотографию моей бабушки по отцу, которая умерла, рожая моего отца… Это была та самая красивая женщина, взявшая меня за руку на выходе из тоннеля. Я раньше не видела ее фотографии.

4. ОСП бывает у слепых, и это ОСП часто включает зрительные впечатления. Полностью слепые от рождения люди в обычной жизни совершенно не в состоянии воспринимать видимый мир так, как все остальные. Для слепых от рождения способность видеть – это абстрактное понятие. Они постигают мир только с помощью слуха, осязания, вкуса и обоняния. В своих снах они ничего не видят, хотя могут слышать и осязать. Возможность видеть не может быть адекватно объяснена слепому от рождения человеку путем проведения аналогий для четырех остальных чувств, которые он имеет. Хотя когда слепой человек имеет ОСП, этот опыт часто включает зрительное восприятие.

5. Обзор всей жизни во время ОСП точно отражает реальные события жизни этого человека, даже те, о которых он забыл. Обзор жизни включает просмотр важных событий из жизни имевшего ОСП. Можно наблюдать отдельные фрагменты земной жизни человека, либо просмотр может быть полным, со всесторонним обзором большей части предшествующей жизни. Вот один такой пример, полученный от молодой индийской женщины, едва не умершей из-за осложнения после анестезии:

Все мое сознание, казалось, сосредоточилось у меня в голове. Потом я стала видеть картинки. Кажется, они были цветными. Как будто кто-то запустил фильм обо мне и всей моей жизни, только раскручивающийся от настоящего момента в обратном направлении. Это были кадры о моей семье, маме, других родных, мне как будто бы показывали самые глубокие, нежные, заботливые отношения. Я осознавала настоящее значение этих отношений. Я ощущала любовь и благодарность к этим людям, появлявшимся в моей ретроспективе. Этот общий обзор моей жизни был очень отчетливым; присутствовала каждая малейшая деталь событий, отношений – отношений в своего рода сущностной квинт-эссенции их значения. Вначале обзор был неспешным, но потом кадры стали двигаться все быстрее и быстрее, как будто кончается катушка с кинопленкой… Он все ускорялся и ускорялся, а потом я услышала в голове свой собственный голос, вместе со всей Вселенной кричащий «Allah ho akbar!» («Господь велик!»).

6. Практически все люди, встреченные во время ОСП, ко времени ОСП умерли, и большинство из них – умершие родственники. Когда имеющий ОСП встречает людей, которых знал в земной жизни, эти люди почти всегда умерли ко времени ОСП. Напротив, люди, встречающиеся во снах или галлюцинациях, чаще всего бывают еще живы. Это еще одно отличие ОСП от снов или галлюцинаций, дополнительно подтверждающее реальность ОСП. Часто имеющий ОСП встречает человека, который кажется знакомым, но он не может его вспомнить. Позже имевший ОСП может узнать этого как будто бы знакомого человека, например просматривая старые семейные фотографии.

7. Поразительное сходство содержания ОСП у очень маленьких детей и взрослых убедительно доказывает, что содержание ОСП не обусловлено сложившимися убеждениями. С детьми – даже младше шести лет – во время околосмертного переживания происходит примерно то же, что и со взрослыми. Это само по себе сильное доказательство того, что околосмертное переживание – реальность, а не сон и не выдумка. Почему? Потому что очень маленькие дети, в отличие от взрослых, почти наверняка никогда не слышали об околосмертных переживаниях. Наверное, они ничего не знают о просмотре событий жизни, прохождении через тоннель или других элементах ОСП. Обычно они впервые узнают о таких вещах, когда это с ними случается.

Факт, что околосмертные переживания детей состоят из тех же элементов, что и у взрослых, является одним из наиболее убедительных доказательств, что ОСП – это реальные события, а не продукт сложившихся убеждений, культурных влияний или предшествующего жизненного опыта.

8. Поразительная схожесть ОСП во всем мире свидетельствует, что ОСП – это реальное событие. Вот простая аналогия, которую я люблю использовать для иллюстрации этого утверждения. Если люди из Соединенных Штатов, Испании и Мексики приедут в Париж, они увидят одну и ту же Эйфелеву башню? Ответ, разумеется, да. Единственное различие может заключаться в способе, которым разные культуры описывают эту достопримечательность. То же самое верно в отношении людей из разных культур, имеющих околосмертный опыт. Наша коллекция ОСП людей разных культур со всего мира показывает поразительную непротиворечивость всех их ОСП.

9. Имевшие ОСП после этого случая во многих отношениях меняются, и часто на всю жизнь. Исследование ФИОСП обнаружило у людей стойкие и длительные изменения после ОСП. Имевшие околосмертные переживания меньше боятся смерти, и это тесно связано с возросшей верой в посмертное существование. Кроме того, имевшие ОСП становятся более любящими и сострадательными по отношению к другим людям. Наше исследование установило, что имевшие околосмертный опыт могут выбирать профессии, где нужно помогать или лечить людей, после того как столкнулись со смертью. Также многие исследованные нами имевшие ОСП столь сильно изменились вследствие своего переживания, что стали совсем другими, лучшими людьми!

Исследование ФИОСП также установило, что 45 процентов проанкетированных сказали, что имеют «экстрасенсорные, паранормальные или другие необычные способности», которых у них не было до этого события. И далее они приводили множество примеров в описательной части своей анкеты. Один такой рассказ о сверхъестественных способностях получен от Томаса, который чуть не умер из-за нарушения сердечного ритма. Он изложил то, что хотел сказать о сверхъестественных способностях, кратко и по существу:

Я чувствовал потребность в медитациях. Во время медитаций я слышал голоса и кое-что видел. (Кто-то назовет (их) духами или потусторонними сущностями.) Я могу видеть ауры; я чувствую боль других людей и могу лечить руками. Одно время у меня были короткие всплески телекинеза.

Меня больше всего заинтересовало то, что некоторые сообщили о неожиданных исцелениях. Мы встречали много таких случаев в исследованиях ФИОСП, включая те, в которых люди с очень серьезными болезнями, и физическими, и психическими, уверены, что они излечились во время или после своего ОСП.

Трансформирующее свойство ОСП дает мне основание верить: что бы человек ни пережил на том свете, какая-то часть этого переживания остается с ним и меняет его жизнь в этом мире.

Сильные и смелые доказательства

Каждый из этих рядов доказательств сам по себе решительно убеждает в существовании жизни после смерти. Однако я рассматриваю комбинацию этих девяти рядов доказательств как подтверждение существования жизни после смерти при отсутствии основания для сомнений. Это, конечно же, смелое заявление, но я вынужден его сделать после многих лет скрупулезных исследований.

Важный вопрос к 613 участникам опроса ФИОСП – о том, что они думают о реальности своего опыта, как они оценивали реальность своего опыта вскоре после этого события и во время заполнения анкеты. В ответ 95,8 процента во время заполнения анкеты были уверены, что их ОСП определенно реально. Ни один имевший ОСП не сказал, что его переживание было «определенно нереальным».

И потом, у ОСП есть духовное содержание, т. е. ответы на такие вечные вопросы, как «Зачем мы здесь, на Земле?», «Что важно в нашем земном существовании?», «Есть ли жизнь после смерти?». Теперь, когда я просмотрел тысячи случаев ОСП, я могу сказать, что содержание ОСП в этих ответах действительно постоянно. Хотел бы подчеркнуть: это постоянство говорит нам, что во время ОСП происходит нечто реальное. Эта примечательная устойчивость духовных посланий означает что-то крайне важное не только для умирающего человека, но и для всех нас.

Подлинное достоинство исследований ФИОСП – это само количество конкретных случаев, которые мы проанализировали, и устойчивость результатов. По большому количеству случаев и непротиворечивости их содержания и смысла я делаю вывод, что у нас есть некоторые ответы на самый сложный вопрос человечества: что происходит, когда мы умираем?

Но это мое мнение. Результаты нашего революционного исследования представлены в следующих главах. И вам о них судить.