Глава 2
Свидетельства переживших смерть
Прав ли доктор Моуди?
Кто знает, может быть, жить – это значит умереть, а умереть – жить.
Помню, как на заре туманной юности меня потряс рассказ поэта Арсения Тарковского о его опыте внетелесного существования. Это случилось с Тарковским в январе 1944 года, после нескольких реампутаций ноги, когда он погибал во фронтовом госпитале от гангрены. Он лежал в маленькой, тесной палате с очень низким потолком. Лампочка, висевшая над кроватью, выключателя не имела, и приходилось вывинчивать ее рукой. Однажды, выкручивая лампочку, Тарковский почувствовал, что его душа (сознание) спиралеобразно выскользнула из тела – вывинтилась, подобно лампочке из патрона. Удивленный, он глянул вниз и увидел свое тело. Оно было совершенно недвижимо, как у человека, спящего мертвецким сном. Затем ему почему-то захотелось посмотреть, что делается в соседней палате. Он стал медленно «просачиваться» сквозь стену, но в какой-то момент почувствовал, что еще немного – и он уже никогда не сможет вернуться в свое тело. Это его испугало. Он снова завис над кроватью и каким-то странным усилием скользнул в тело, как в лодку.
Эту историю я припомнил, когда впервые прочитал книги западных исследователей, посвященные опыту людей, побывавших в состоянии клинической смерти.
Запад, последовательно отболевший в XX веке разными мировоззренческими модами, начиная от теософии и кончая дзен-буддизмом, в какой-то момент почувствовал потребность вернуться к классическому рационализму. При этом таинственные моменты бытия не отвергались, а объяснялись путем соединения трех компонентов: свидетельств чувственного опыта, рационалистического анализа (естествознание, помноженное на формальную логику), мистического (мифологического, религиозного) знания.
В 1970-х годах западного читателя захлестнула волна литературы, посвященной тому, на что прежде было наложено негласное табу. Особенно рьяно бросились писать о смерти медики.
Пионером здесь стала доктор Элизабет Кублер-Росс, автор книг «О смерти и умирании» (1969) и «Смерть не существует» (1977). Среди других серьезных работ выделю следующие: Дж. Мейерс «Голоса на краю вечности» (1973), Осис и Харальдсон «В час смерти» (1976), Бетти Мальц «Мои впечатления о вечности» (1977), Д. Р. Уиклер «Путешествие по ту сторону» (1977), М. Рооолингз «За порогом смерти» (1978), Тим Ле Хэй «Жизнь после жизни» (1980), Серафим Роуз «Душа после смерти» (1982), Станислав и Кристина Гроф «Сияющие города и адские муки», Лайэлл Уотсон «Ошибка Ромео», Майкл Сабом «Призывы смерти» (1982), Кеннет Ринг «Трагедия ожидания», Петр Калиновский «Переход» (1991).
Но самое большое количество читательских взоров притянула книга Р. Моуди «Жизнь после жизни» (1976) и ее продолжение «Размышления о смерти после смерти» (1983).
В первой книге Моуди описал и проанализировал 150 случаев, когда люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, хорошо помнили о том, что происходило с ними, имели опыт предсмертных видений, связанных с ощущением (или реальностью) внетелесного существования (обозначим его аббревиатурой ОВС). (Моуди, однако, вынужден оговориться, что его пациенты, пережившие опыт ОВС, описывали свои переживания словами, которые являются только аналогиями или метафорами. В силу иной природы «того света» эти ощущения невозможно передать адекватно). Для процесса ОВС характерны следующие стадии: остановка всех физиологических функций организма (причем умирающий еще успевает услышать слова врача, который констатирует летальный исход); нарастающие неприятные шумы; умирающий выходит из тела и с большой скоростью несется по тоннелю, в конце которого виден свет, иногда – светоносное существо; перед умирающим проходит вся его жизнь; он встречает умерших родственников и друзей; в какой-то момент возникает ощущение границы, из-за которой уже невозможно вернуться в тело; умирающий «усилием воли» или иногда против воли возвращается в тело. Согласно исследованиям Моуди, существует 11 четко различимых стадий процесса умирания и возвращения с того света (американский кардиолог Сейб насчитывает 10 таких фаз).
По данным американского психолога Кеннета Ринга, изучившего 102 случая «возвращения с того света», 60 процентов «возвращенцев» испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов парили над собственным телом, 26 процентов запомнили всевозможные панорамные видения, 23 процента входили в тоннель, колодец, погреб, шлюз или мешок, 16 процентов были очарованы удивительным светом, 8 процентов встречались с умершими родственниками. Встречаются у «возвращенцев» и описания ада – об этом свидетельствуют сообщения того же Р. Моуди, а также М. Сабома, Дж. Ритчи, Б. Мальц. Доктор Мориц Роолингз в книге «За порогом смерти» рассказывает о своем пациенте, который во время остановки сердца попал в ад. В процессе оживления он несколько раз приходил в себя, но сердце снова останавливалось. Когда он был в нашем мире и обретал дар речи, он все еще видел ад, был в панике и просил врачей продолжать оживление. Эти процедуры болезненны, и обычно больные, возвращаясь к земной жизни, просят прекратить их. Спустя два дня у больного не осталось никаких воспоминаний о происходившем. Он все забыл, он никогда не был в аду и никакого ада не видел. Стоит также отметить тяжелый опыт ОВС у самоубийц, возвращенных к жизни. Их видения мрачны, безрадостны, порой просто ужасны.
По утверждению К. Ринга, показания «возвращенцев», различаясь в некоторых деталях, совпадают в главном, независимо от национальности, возраста, пола, места проживания и религиозной принадлежности исследуемых. Об этом же говорит и австралийский врач П. Калиновский, хотя отмечает, что «иногда люди видят то, что они ожидают увидеть. Христиане видят Ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, патриархов. Индусы видят индусские храмы; неверующие видят фигуры в белом, юношей, иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие». Психологи видели в свете облик своего отца или понимали его как «коллективное сознание» и так далее».
По данным Э. Кублер-Росс, только 10 процентов людей, находившихся на грани смерти или переживших клиническую смерть, могли ясно припомнить, что они переживали при этом. Другие исследователи называют более высокие цифры – от 15 до 35 процентов.
Вот еще несколько подобных историй в передаче исследователей или рассказанных самими «возвращенцами».
«Врач британских ВВС потерпел аварию при взлете с маленького сельского аэродрома. Он был выброшен из кабины, упал на спину и лежал без всяких признаков жизни. Из ложбины, в которой он оказался после аварии, здания аэродрома не видно, но, тем не менее, доктор ясно видел все этапы спасательной операции. Он вспоминает, что глядел на аварию с высоты около двухсот футов и видел свое тело, лежащее поблизости. Глядя, как бригадир и уцелевший пилот бежали к его телу, он недоумевал, зачем им это нужно, желая, чтобы его оставили в покое. Он видел, как из ангара выехала машина «скорой помощи» и сразу же заглохла. Он видел, как водитель вылез, завел машину ручкой, вскочил в кабину, проехал немного и притормозил, чтобы захватить на заднее сиденье санитара. Он наблюдал, как «скорая» остановилась возле госпиталя, где санитар что-то забрал, а затем двинулась к месту катастрофы. Тогда еще не пришедший в сознание доктор почувствовал, что удаляется от аэродрома, пролетает над островом Корнуолд и с огромной скоростью несется над Атлантикой. Внезапно путешествие окончилось, и он, очнувшись, увидел, как санитар льет ему в глотку раствор нюхательной соли. Позднейшее расследование обстоятельств аварии показало полное соответствие всех деталей рассказа действительным событиям».
«Однажды у меня был сердечный приступ. Я вдруг обнаружила, что я нахожусь в черном вакууме, и я поняла, что я покинула свое физическое тело. Я знала, что умираю, и я подумала: «Боже, я бы жила не так, если бы знала, что случится сейчас. Пожалуйста, помогите мне». И немедленно я стала выходить из этой черноты и увидела что-то бледно-серое, но я продолжала двигаться, скользить в этом пространстве. Потом я увидела серый тоннель и направилась к нему. Мне показалось, что я двигаюсь к нему не так быстро, как мне хотелось бы, потому что я поняла, что, продвигаясь ближе, я смогу что-то увидеть сквозь него. За этим тоннелем я увидела людей. Они выглядели так же, как и на земле. Там я увидела нечто такое, что можно было бы принять за картины настроения.
Все было пронизано удивительным светом: живительным, золотисто-желтым, теплым и мягким, совсем непохожим на тот свет, который мы видим на земле. Когда я приблизилась, я почувствовала, что прохожу сквозь тоннель.
Это было удивительное, радостное ощущение. На человеческом языке просто нет слов, которыми можно было бы это описать. Только мое время перейти за этот туман, вероятно, еще не пришло. Прямо перед собой я увидела моего дядю Карла, который умер много лет назад. Он преграждал мне путь, говоря: «Иди назад, твое дело на земле еще не закончено. Сейчас возвращайся обратно». Я не хотела идти, но у меня не было выбора, поэтому я вернулась в свое тело.
Я вновь ощутила эту ужасную боль в груди и услышала, как мой маленький сын плакал и кричал: «Боже, верни мамочку!».
«Я видел, как они поднимали мое тело и вытаскивали его из-под рулевого управления, я чувствовал, что меня как будто тащат через какое-то ограниченное пространство, что-то вроде воронки. Там было темно и черно, и я быстро двигался через эту воронку обратно, к моему телу. Когда я был «влит» обратно, мне показалось, что это «вливание» началось с головы, будто я входил с головы. Я не чувствовал, что могу как-то рассуждать об этом, не было даже времени подумать. Перед этим я был в нескольких ярдах от моего тела, и все события вдруг приняли обратный ход. Я не успел даже сообразить, в чем дело, я был «вливаем» в мое тело».
«Я была взята в больницу в критическом состоянии. Они говорили, что я не выживу, пригласили моих родных, потому что я должна скоро умереть. Родные вошли и окружили мою кровать. В тот момент, когда врач решил, что я умерла, мои родные стали мне далекими, будто бы они стали удаляться от меня. Это, в самом деле, выглядело так, будто не я удаляюсь от них, а они начали удаляться все дальше и дальше от меня. Становилось все темнее, и, тем не менее, я видела их. Потом я потеряла сознание и не видела, что происходило в палате.
Я находилась в узком Y-образном тоннеле, похожем на изогнутую спинку вот этого стула. Этот тоннель по форме соответствовал моему телу. Мои руки и ноги, казалось, были сложены по швам. Я стала входить в этот тоннель, продвигаясь вперед. Там было темно настолько, насколько вообще бывает темно. Я двигалась через это вниз. Потом я посмотрела вперед и увидела прекрасную полированную дверь без всяких ручек. Из-под краев двери я видела очень яркий свет. Лучи его выходили таким образом, что было ясно, что все там, за дверью, очень счастливы. Лучи эти все время двигались и вращались. Казалось, что там, за дверью, все ужасно заняты. Я глядела на все это и говорила: «Господи, вот я. Если ты хочешь, возьми меня!» Но хозяин вернул меня обратно, и так быстро, что у меня захватило дух».
«Я слышал, как врачи сказали, что я умер. И тогда я почувствовал, как я начал падать или как бы плыть через какую-то черноту, некое замкнутое пространство. Словами это невозможно описать. Все было очень черным, и только вдалеке я мог видеть этот свет. Очень-очень яркий свет, но сначала небольшой. Он становился больше по мере того, как я приближался к нему. Я старался приблизиться к этому свету, потому что чувствовал, что это был Христос. Я стремился попасть туда. Это не было страшно. Было более или менее приятно. Как христианин, я тотчас связал этот свет с Христом, который сказал: «Я свет миру». Я сказал себе: «Если это так, если я должен умереть, я знаю, что ждет меня в конце, там, в этом свете».
«Я встал и пошел в другую комнату налить чего-нибудь выпить, и именно в этот момент, как мне потом сказали, у меня было прободение аппендицита, я почувствовал сильную слабость и упал. Потом все как будто сильно поплыло, и я почувствовал вибрацию моего существа, рвущегося из тела, и услышал прекрасную музыку. Я парил по комнате и затем через дверь перенесся на веранду. И там мне казалось, что вокруг меня стало собираться какое-то облачко, скорее розовый туман. И тогда я проплыл мимо через перегородку, как будто ее там и не было вовсе, по направлению к прозрачному ясному свету.
Он был прекрасен, такой блестящий, такой лучезарный, но он совсем не ослеплял меня. Это был неземной свет. По-настоящему я не видал никого в этом свете, и все же в нем была заключена особая индивидуальность… Это был свет абсолютного понимания и совершенной любви. Мысленно я услышал: «Любишь ли ты меня?» Это не было сказано в форме определенного вопроса, но думаю, что смысл можно выразить так: «Если ты действительно любишь меня, возвращайся и закончи в своей жизни то, что начал». И все это время я чувствовал себя окруженным всепоглощающей любовью и состраданием».
Феномена посмертных видений у людей, находившихся в состоянии клинической смерти, не отрицает никто. Вопрос в трактовке природы этих видений. Президент Французской танатологической ассоциации Луи-Венсен Тома считает, что не правы как фанатичные мистики, пытающиеся использовать феномен ОВС для пропаганды своих идей, так и те, кто упрощенно сводит феномен к галлюцинациям.
Большинство пациентов, опрошенных Моуди – люди верующие, как правило, христиане. Их экзистенциальный опыт как будто свидетельствует о безусловном существовании Бога и о том, что наша душа бессмертна. Доктор Карлис Озис, собравший данные о 3800 больных, находившихся на грани смерти, отмечает, что верующие имеют видения чаще, чем неверующие.
Французский журналист Жан-Поль Мари рассказывает о психологе Патрике Дьюаврине, который, прочитав книгу Моуди, тотчас же провел детальный опрос 33 пациентов своей больницы, переживших остановку сердца, крупные травмы или паралич дыхательных органов. Доктору Дьюаврину благодаря профессиональному умению «разговорить» и выслушать человека удалось выявить троих, прошедших через феномен ОВС, никогда и никому прежде не открывавшихся. Первый вывод, сделанный Дьюаврином: феномен, бесспорно, существует. Вывод второй: эти люди более нормальны, чем другие. У них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, которые бывали в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя. Их принцип: никаких наркотиков. «Очевидно, что психологическая уравновешенность этих лиц выше среднего уровня», – говорит психиатр.
Первым из этих троих был офицер, перенесший кому второй степени – результат тяжелой формы менингита. Он рассказывает о погружении в теплый обволакивающий свет. Второй, профессор Академии изящных искусств, пораженный кровоизлиянием в мозг, наблюдал, как от него «отлетел в бесконечность его дух в виде светящегося шара, постепенно сливаясь с огромным пятном белого света квадратной формы». Этот профессор, судя по всему, агностик, считает смерть венцом мироздания. Третий, перенесший односторонний паралич, выходил из своего тела и видел свое парализованное лицо… Психиатр продолжил исследования и сделал новое открытие: оказывается, люди могут испытывать симптомы ОВС во время отдыха, в полусне или при простой стоматологической анестезии, то есть не встречаясь со смертью. Он замечает также, что бывают – хотя и реже – случаи негативного протекания ОВС, когда человек испытывает кошмарные видения и путешествие «туда» становится для него мучением. Да, лик смерти не всегда приятен.
Общим правилом является последующее возвращение к свету.
Перечитайте «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого – потрясающее описание феномена ОВС! Вот как Л. Н. Толстой повествует об агонии Ивана Ильича:
«Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление». И чуть далее: «В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это можно еще поправить». Наконец, самый финал: «И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг все выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон. Жалко их (родных. – А. Л.), надо сделать, чтоб им не больно было. Избавить их и самому избавиться от их страданий. «Как хорошо и как просто», – подумал он. «А боль? – спросил он себя. – Ее куда? Ну-ка, где ты, боль?»
Он стал прислушиваться.
«Да, вот она. Ну что ж, пускай боль».
«А смерть? Где она?»
Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было.
Вместо смерти был свет.
– Так вот что! – вдруг вслух проговорил он. – Какая радость!
Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело еще вздрагивало. Потом реже и реже стали клокотанье и хрипенье.
– Кончено! – сказал кто-то над ним. Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, – сказал он себе. – Ее нет больше».
Невероятно большое число совпадений этого рассказа и современных описаний ОВС наводит на мысль о том, что Толстому самому довелось пережить подобное состояние или же слышать рассказы людей, вернувшихся с «того света» (например, во время военной кампании в Севастополе).
(Из книги А. П. Лаврина «Энциклопедия смерти. Хроники Харона»)
Дорога в ад
По этой скорбной дороге отправлялись иногда люди, побывавшие в состоянии клинической смерти.
Казалось бы, что нового можно сказать после знаменитых книг Р. Моуди, Э. Кублер-Росс и других врачей, повествующих о впечатлениях пациентов, переживших клиническую смерть. Они утверждали: всем, побывавшим ТАМ, было гораздо лучше, чем ЗДЕСЬ. Перед ними представали чудесные картины – это мог быть великолепный сверкающий город, населенный счастливыми людьми, прекрасная, залитая ярким светом холмистая равнина, где временно умершие встречались со своими близкими или общались со светлыми существами, одним своим присутствием приносящими человеку безмерную радость. Словом, это был рай.
Но если есть рай, то есть и ад? Пожалуй, впервые на этот вопрос попытался ответить американский реаниматолог доктор Роолингз в своей книге «За порогом смерти». Что привело его к этому исследованию? Но вначале приведем несколько рассказов из этого объемистого труда, вышедшего в США.
«Необходимость реанимации почтового служащего Дж. Р. была обусловлена сердечным приступом, случившимся, на его счастье, непосредственно в моем кабинете, – пишет автор. – Таким образом, к реанимированию пациента путем искусственного дыхания мы с медсестрой приступили практически немедленно: я делал закрытый массаж сердца, сестра – дыхание «рот в рот». Все было напрасно! Лишь спустя полчаса, уже в реанимационной, он начал эпизодически приходить в себя, но затем сердце останавливалось вновь. Более трех часов мы боролись за жизнь Дж. Р. и в итоге победили. Через две недели пациент выписался. А теперь вернусь к его эпизодическим «возвращениям». Их было несколько, и каждое следующее продолжительней предыдущего.
Первые из этих моментов поразили меня реакцией больного: процесс реанимации крайне болезнен и обычно пациенты начинают умолять оставить их в покое, особенно если используется электрошок. Здесь же все было наоборот: Дж. Р. буквально кричал: «Продолжайте, доктор, продолжайте, ради Христа, я не хочу больше туда, это настоящий ад!» В первые минуты после нашей победы, когда пациента еще нельзя перевозить в палату, вот что поведал мне наш почтовик:
«Господи Иисусе, доктор, я был… в аду! Это невозможно описать, но, клянусь, это правда… Вначале был какой-то темный туннель, сквозь который я летел, не касаясь его стен, а потом – ЭТО… Темное багровое пространство, а в нем – огромное озеро, в котором вместо воды пылающий голубоватый огонь, издающий непереносимую вонь. И сотни, тысячи, а может, миллионы молчаливых, хмурых людей на берегу… Лица… Видели бы вы их лица! Я узнал среди них своего умершего дядю и одного мальчика, моего бывшего одноклассника, умершего молодым от рака губы… Он был всегда очень паршивым мальчишкой… Невозможно было даже представить, что из этого места можно уйти или вырваться, это хуже самой жуткой тюрьмы, и на лицах всех людей написано, что их отчаяние безмерно, надежды нет. Никто из них не заговорил со мной, не подошел, не удивился моему появлению: они просто стояли и смотрели на этот жуткий огненный шквал. Жара, нигде ни капли воды… И, вдруг, гляжу – над толпой движется окутанная светом и тоже молчаливая фигура: я узнал Его, это был Он, Иисус! И тут я мысленно взмолился, сказав: «Господи, помоги мне, ведь ты же можешь вывести меня отсюда!..» Он, казалось, не обратил на мои слова никакого внимания, но, удаляясь, вдруг повернулся и взглянул на меня… В ту же минуту я оказался в операционной, и – видит Бог! – как же я был счастлив очутиться вновь здесь, в своем теле…»
Такую вот историю я услышал от пациента. Добавлю к ней несколько важных обстоятельств. Первое. Как мне удалось выяснить позже, Дж. Р. никогда не был верующим человеком, тем более знающим библейские тексты. Он не мог знать, что именно так, как описал он, выглядит в Библии озеро из огня и серы, в которое после Второго пришествия Христова должны быть ввергнуты сатана и все его приспешники. Второе. Когда я спустя неделю после реанимации сделал попытку вернуться к разговору в операционной, то с изумлением выяснил, что Дж. Р. начисто забыл о своих видениях, считая, что был в глубоком обмороке. Третье. Несмотря на то, что случившееся стерлось в его памяти (на основе других аналогичных случаев уверен, что «ушло» в подсознание), Дж. Р. после реанимации совершенно изменился как человек, неожиданно обретя религиозное сознание. Это была перемена, которой, зная его долгие годы, никто из близких людей и по сей день не нашел объяснения…
Я бы мог привести еще не менее десятка подобных примеров, когда мои пациенты, побывавшие в аду, несмотря на ужас, с которым рассказывали об этом сразу после реанимации, спустя несколько дней, совершенно не помнили ни одной детали пережитого (в отличие от тех, кто испытал за гранью жизни приятные ощущения).
Инженер-строитель Хиллари получил задание осмотреть местность неподалеку от маленькой маслобойни, чтобы решить, можно ли расширить это сооружение. Среди объектов, подлежащих осмотру, был и мост над глубоким водоемом. Исследуя его опоры, инженер слишком сильно перегнулся через перила и… полетел вниз с 15-метровой высоты! По свидетельству рабочих, наблюдавших этот эпизод, прежде чем упасть в воду, он дважды стукнулся головой о поперечные балки. Хиллари, вернее его тело, искали в воде 40 минут! Естественно, нашли без признаков жизни, и реанимационную машину вызвали исключительно для очистки совести… Войдя в маленькое помещение, где лежало его тело, я увидел окровавленный труп и маленькую пожилую женщину на коленях рядом с ним. Женщина молилась: «Господи, не забирай его, эта душа еще не очистила себя для вечной жизни!..» В тот же момент (и для меня, врача, это было настоящим потрясением) Хиллари вдруг открыл глаза и застонал! Естественно, мы сразу же приступили к реанимации, перенеся инженера в машину. И добились успеха!
Там же, в машине, он, задыхаясь от ужаса, прерывая сам себя восклицаниями типа «Господи, прости мне мое неверие!» и длинными паузами, поведал мне, что, пролетев через какой-то черный туннель, попал в «жуткое место». Это было что-то вроде огромной и абсолютно темной пещеры, наполненной змеями! Змеи ползали по нему, заползали, причиняя невыносимую боль, в уши, в нос.
Какие-то не видимые во тьме, злобно настроенные существа внушали ужас одним своим присутствием. И вдруг, среди всего этого ужаса, он увидел вспышку света, услышав одновременно голос: «Возвращайся, тебя отмолила миссис К. Иди и живи иначе!..» Тут же чьи-то невидимые руки подняли его. Последнее, что он ощутил ТАМ, – злобу пещерных невидимок, их нежелание отпускать его. Первое, что ощутил ЗДЕСЬ, – увидел свое тело со стороны, миссис
К., молящуюся рядом. Затем комната завертелась, и он оказался в плену боли – в своем теле, лежащем на кушетке. Спустя трое суток после пребывания в больнице Хиллари, как и остальные побывавшие в аду, начисто забыл свой посмертный опыт. Но точно так же, как и Дж. Р., это не помешало ему стать впоследствии глубоко верующим христианином».
Наконец, приведем еще один из многочисленных эпизодов, описанных в книге Морица Роолингза. Его несколько раз вызывали к добропорядочной верующей пожилой леди Тэйлор, умиравшей от рака и в этой связи дважды попадавшей в реанимацию. В третий раз доктора вызвали на дом, но его услуги, как он вынужден был констатировать, уже оказались не нужны: миссис Тэйлор умерла… И вдруг, в тот момент, когда Роолингз подписывал необходимые бумаги, полностью уверенный в летальном исходе, покойница глубоко вздохнула и открыла глаза.
Ее первыми словами была горячая благодарность Богу за то, что Он позволил вернуться и отмолить «этот ужасный грех». «Я умру, доктор, – сказала она, – через два месяца. Это тот срок, который мне дан, чтобы исправить содеянное мной некогда и забытое. Боже, в каком страшном месте я была!..»
Старая леди не скрыла своего посмертного опыта и, что еще важнее, не забыла его до самой смерти, которая наступила именно в тот момент, который был ею назван! Нет нужды описывать здесь детально те мытарства, свидетелем которых она оказалась за гранью смерти: они полностью совпадают с мытарствами, о которых рассказывает Библия и которые, согласно Евангельским текстам, ждут тех, кто повинен здесь, на земле, в грехе блуда. Последние месяцы своей жизни миссис Тэйлор провела в монастырской больнице, пожертвовав большую часть своего состояния на ее нужды.
Вывод из всего сказанного один: многие специалисты ошибались, рисуя великолепные картины загробной жизни. Она, утверждает доктор Роолингз, прекрасна отнюдь не для всех, а только для тех, кто жил праведно. Прочим же придется искупать свои грехи в аду, очищать душу, пока им не будет дарована новая жизнь. И если они ее проживут достойно, тогда, может быть, и станут достойны рая.
Коллеги доктора иногда спрашивают автора книги «За порогом смерти": что именно заставляет его заниматься столь зыбкой сферой исследования, зачастую вызывающей у современного человека улыбку. Ведь и он сам, и все его близкие живы, здоровы, а жизнь так насыщенна, в ней столько забот и хлопот… И какая разница, что и кто нас ждет ТАМ?
«Я, – отвечает доктор Роолингз, – в таких случаях привожу слова одного моего английского коллеги, тоже врача-реаниматолога: там, говорит он, у меня находится мой самый близкий друг. Его имя? Иисус Христос!.."
Ольга Симонова, Антон Шварц,
ЗАО «Виктор Шварц и Ко" «Thomas Nelson Inc.», Nashville, TN., copyright date 1978 by Maurice S. Rawlings.
В ад и обратно
доктор медицинских наук Мориц С. Роолингз
Похоронная церемония кажется мистической, но смерть является еще более загадочной и необъяснимой. Довольно много информации сообщается о людях, побывавших за чертой смерти. Но только недавно стали появляться данные, что за этой чертой нас ожидает не только рай, но и ад.
Многие исследователи изучали видения в момент смерти, но большинство из них не написали о негативных или неприятных ощущениях. Вместо этого они утверждают, что во всех зафиксированных случаях душа в момент смерти переходит на Божественный, высший, великолепный уровень. Они делают ложное заключение, что ворота рая широко открываются перед любым вне зависимости от веры, религии и образа жизни.
Заключение, сделанное этими авторами, кажется простым и понятным – смерть не является концом всего. Однако никто из этих авторов не упоминает о таком месте, как ад.
Целью этой книги является описание неприятных и ужасных картин ада, которые видит душа человека в момент смерти, в момент борьбы за свое существование в этом мире, которые ранее не публиковались. Эта информация значительно отличается от данных других авторов, у которых все после жизни видится только в положительном свете.
По мере того, как я буду приводить негативные, неприятные случаи, вы увидите, что именно это очень сильно повлияло на судьбы людей, которые вернулись из ада и осознали, что ад вполне реален, и в него можно попасть после смерти. Следовательно, если ад существует, то может быть небезопасно умирать?
Проблески видений после жизни
Часто ли мы наблюдаем смерть в течение жизни? Тут же возникает устаревшая фраза – когда тело умирает, то душа оставляет его. Но, что реально происходит в момент смерти? Вот мы сидим и двигаемся, а вот уже лежим без чувств. Мы ушли, но куда? Я никогда не видел душу, летающую вокруг мертвого тела, а Вы? Но, тем не менее, многие авторы упоминают, что душа человека улетает в вечный рай, но никто из них не упомянул об аде. Но ведь ад тоже существует.
Многие годы я видел мертвые тела и не догадывался, что душа может жить и в них. До того момента, как были разработаны современные методы, способные вернуть человека из клинической смерти с того света.
Боюсь ли я лично смерти? Я отвечу просто: «Да».
Однажды мне пришлось испытать самому опыт существования вне тела. Вот типичное описание ощущений умирающего человека.
Умирающий обычно слабеет или теряет сознание в момент смерти, и, тем не менее, он способен некоторое время слышать, как врач констатирует его смерть. Потом он обнаруживает, что находится вне своего тела, но все еще в той же комнате, наблюдая, как свидетель за происходящим со стороны. Он замечает тех, кто находится в комнате и знает, о чем они говорят. Он с трудом верит в собственную смерть. Чувствует он себя превосходно! Вся жизнь человека может быть прокручена назад. А потом встречается барьер, который он не может переступить. В этот момент он обычно возвращается и внезапно чувствует толчок применяемого электротока или боли в груди из-за надавливания на нее.
Сердечный приступ может застать Вас где угодно
Вик Бонд (мой инструктор по полетам) был мужчина в самом расцвете сил, с хорошим здоровьем, но он внезапно умер от сердечного приступа. Сначала ему давалась стрептокиназа, при этом у него значительно снизились болевые ощущения, и он стал меньше потеть – этот препарат был новейшей разработкой в то время.
Каждые полчаса ему вводили лекарство до тех пор, пока показатели кровяного давления, биения сердца и электрокардиограмма не стали улучшаться. Потом был добавлен гепарин, для того чтобы предотвратить образование сгустков. Но впоследствии выяснилось, что Бонду необходимо хирургическое вмешательство и без него никак не обойтись. Когда Бонду проводилась операция, у него не наблюдалось никаких видений (он настолько сильно отключился). Через несколько часов после операции он умер.
Вы скажете, что такого никогда не произойдет с Вами? Вы скажете, что нет никакого риска, потому что бегаете, плаваете, играете в теннис и ходите в спортивный клуб? Ваша иммунная система в неплохой форме, так как вы едите только здоровую пищу с пониженным содержанием холестерина? Да, это все звучит идеально. Но каждый день сердечные приступы случаются у людей с нормальным уровнем холестерина в крови, и которые считают себя полностью здоровыми. Многие из них имеют постоянную карточку члена спортивного клуба в бумажнике и ходят туда регулярно.
К сожалению 25 % всех сердечных приступов вообще нельзя предупредить. В большинстве случаев такие приступы могут иметь летальный исход. Вот почему в каждом доме необходимо иметь Библию и надо уметь делать сердечно-легочную реанимацию (СЛР). Незамедлительная СЛР спасает более половины пострадавших при сердечных приступах.
Что является наиболее частой причиной возникновения сердечного заболевания? И какая группа людей склонна к таким заболеваниям? Это те люди, у которых повышенное давление с высоким уровнем холестерина в крови, диабетики, курильщики, люди склонные к ожирению и ведущие малоподвижный образ жизни. Также немаловажную роль в появлении заболевания играет наследственность.
Большинство сердечных приступов происходит во сне, когда кровь по телу бежит с небольшой скоростью, сердце бьется медленно, а кровяное давление понижено. Именно в этот период времени мы меньше всего защищены от сердечного приступа. Люди, предрасположенные к сердечным приступам, должны больше бояться ложиться спать, чем ходить на работу – в активном состоянии у человека происходит только 15 % всех сердечных приступов, 85 % всех сердечных ударов реально происходят, когда вы вообще ничего не делаете, то есть смотрите телевизор или спите.
Другие причины смерти – кого мы воскрешаем?
Люди, которые были возвращены с того света, являются одним из основных источников
анализа того, что происходит, когда у человека отключаются все жизненные функции. Многие из них попадали в рай или ад и возвращались оттуда. Рост использования сердечно-легочной реанимации среди населения, может значительно повысить число возвращений людей с того света, так как большинство сердечных приступов случается в людных местах и требуется оказать помощь немедленно. Если не оказать помощь сразу, то возможно повреждение мозга, частичное повреждение функций человека, а также впадение в кому. Если слишком поздно начать оказывать помощь человеку, то он может умереть. Именно поэтому я хочу кратко описать подобные случаи.
Кто будет приводить вас в сознание, если с вами что-то случится? И вообще стоит ли это делать? Когда вы сомневаетесь, то в любом случае попытайтесь оживить человека, привести его в сознание. Например, Атри Малинс – 28-летняя мать двоих детей поступила в центр скорой помощи без сознания (штат Джорджия) и синюшного цвета, – с ней непрерывно занимались доктора.
«Слишком поздно, – было сказано одним специалистом. – Мозг поврежден, и мы уже ничего не сможем сделать».
Другой врач только пожал плечами и произнес: «Пойди, погуляй, и если я ее в ближайшее время не откачаю, то можешь выписывать свидетельство о смерти». Тот вышел из кабинета и захлопнул дверь.
Через пятнадцать минут врач позвонил второму доктору: «Она пришла в себя и уже даже пытается сесть», – заявил он твердо. А потом продолжил: «Вам лучше зайти и увидеть это своими глазами».
Немного спустя Атри Малинс начала садиться и связанно говорить. На следующий день она уже встала с кровати и даже прогулялась со своими учениками, которые навестили ее. И хотя у этой женщины уже были расширены зрачки, что свидетельствовало о смерти, доктор продолжал оказывать ей помощь и спас ее. А зрачки у нее были расширены не из-за того, что она была мертва, а из-за того, что она опрыскивала гербицидом свой сад – именно это вызвало расширение зрачков. Таким образом, расширенные зрачки не всегда означают смерть мозга.
Эта женщина живет до сих пор и растит двоих детей. Она находилась на грани жизни и смерти, а врач только выполнял свою работу. Она, как и примерно половина всех людей, переживших клиническую смерть, утверждает, что она ничего не видела и не помнит.
Как следует возвращать к жизни? В каждом случае следует действовать быстро, так как мозг имеет от трех до восьми минут, когда он не повреждается без движения крови. После этого периода времени мозг начинает постепенно погибать.
А что делать с людьми, у которых случился внезапный припадок или инсульт? У Пола Хогана, по прозвищу «Крокодил Дэнди», внезапно случился разрыв сосуда в мозгу, когда он пытался поднять очень тяжелый груз весом 250 фунтов (около 100 килограммов). Он вспоминает, что ощутил ужасную боль, и ему казалось,
что пол уходит у него из-под ног, а потолок наоборот поднимается. Но Хоган довольно быстро пришел в себя, и ему не надо было оказывать реанимационную помощь. После этого несчастного случая он заявил: «Теперь я ценю каждый день своей жизни».
Существует четыре простых вопроса, которые задают многие умирающие пациенты. Иногда они не озвучиваются вслух.
Первый из них – «Что явилось причиной моей смерти?», но это обычно быстро выясняется по прибытии пострадавших в больницу.
Второй вопрос – «Что случится, если я почувствую что умираю?»
Следующий и третий вопрос – «Существует ли жизнь после смерти?»
И, наконец, – «Безопасно ли умирать?» Что, Вы думаете, ответит умирающий пациент? А Вы?
Что чувствует мертвый?
Случаи, которые я опишу далее, были собраны профессиональными докторами, когда активно применялась методика сердечно-легочной реанимации. Доктора, медсестры активно использовали новейшие реанимационные технологии для возвращения человека к жизни. Это люди, которые обучались со мной работать с оборудованием, обеспечивающим жизнедеятельность человека, в больницах и учебных центрах, специализирующихся на сердечных заболеваниях в Соединенных Штатах. Они рассказали мне о своих случаях в своей практике, поделились знаниями и опытом, которые они приобрели в течение многих лет. На специальных курсах мы обучались технологии сердечно-легочной реанимации, изучали вентиляторы, лекарства, считывали показания приборов, обучались запуску работы сердца и изучали случаи, когда человек впадает в состояние комы. Это явилось хорошим подспорьем в сборе нужной мне информации об ощущениях пациентов, возвращавшихся к жизни. Эти люди побывали у двери смерти и очень часто их впечатления носили страшный, ужасный характер и они не хотели возвращаться туда – как раз именно это они и не могли скрыть.
После публикации рассказов о первых негативных ощущениях людей, побывавших на том свете несколько лет назад, я обнаружил, что мои замечания разительно отличаются от рассказов других авторов, где все было описано в положительном свете.
Около ста тысяч человек возвращается к жизни каждый год при помощи методов сердечно-легочной реанимации. Многие пациенты, вернувшиеся с того света говорят, что там страшно. В наши дни становится абсолютно ясно, что клиническая смерть человека часто является переходом человека в мир иной. И очень часто тот мир намного хуже, чем реальное существование.
Когда актера Вуди Аллена спросили о смерти, то он ответил: «Я не боюсь умирать – я только не хочу присутствовать здесь, когда это произойдет». Вероятно, страх смерти является универсальным страхом, так как мы не знаем, что последует за смертью. Но что, если приоткрыть эту тайну? Если мы сможем обнаружить и доказать существование жизни после смерти, то страха смерти уже не будет.
Люди ощущали себя более надежно, когда за похоронной церемонией следовал целый ряд вещей, которые могут им потребоваться в загробной жизни. Именно эта идея дошла к нам из Египта. Каждый из нас имеет свой взгляд на смерть, смерть неизбежна для любого человека, несмотря на то хотим мы этого или нет.
В течение многих столетий человек пытался заглянуть за порог смерти, но только в последние годы реанимация стала столь мощной, что многим людям, вернувшимся с того света, приоткрылась завеса этой тайны. И смерть для многих людей приобрела свое собственное значение. Большинство людей умирает неожиданно.
Что, значит, чувствовать себя мертвым? Все хотят знать, но никто не может ответить. Удивительно, но многие, кто вернулись с того света, утверждают, что момент смерти безболезненный. Без боли! Совсем ничего. Не противно, не хуже, а никак. Хотя некоторые описали себя так: «без сознания, без сердцебиения, без дыхания». Это даже меньше чем анестезия при операции. Все эти зарисовки и впечатления были собраны у нескольких сотен пациентов, переживших клиническую смерть.
Большинство людей больше всего боятся умирать. Они говорят: «Доктор! Я боюсь умирать!» Но я никогда от них не слышал, чтобы кто-нибудь сказал: «Доктор, я боюсь суда!» А оказывается, что суд – это действительно то, о чем говорят и что видели многие пациенты, вернувшиеся с того света.
40 % (а по некоторым данным до 60 %) людей, вернувшихся из загробного мира, утверждают, что они лицезрели видения, согласуемые с Библией. Картинка рая или ада была столь явной, что человек запоминал очень мелкие детали: каждое ощущение и событие, которое с ним произошло. Но в западной литературе говорится только о приятных видениях и образах, но ничего не сообщается о дьявольских. Если человек приобрел благостные впечатления о загробном мире, то он говорит: «Я никогда не буду бояться умирать еще раз, там так красиво!». В случае негативного опыта можно услышать следующее: «Я не хочу умирать, я этого боюсь. Я не хочу возвращаться в это ужасное место».
А почему тогда от 40 до 60 % возвращенцев ничего не сообщают о каком-либо впечатлении, полученном на том свете? Иногда они сообщают отрывочные данные или вообще ничего не говорят. Конечно, основываясь на этих сообщениях, кто-то может сделать ошибочный вывод, что за смертью следует пустота.
Около 11 миллионов людей побывали в загробном мире. Может быть, и среди ваших знакомых есть такие люди. Если это так, то почему бы ни поинтересоваться, что они видели или ощущали там? Всегда расспрашивайте друзей, знакомых об этом в конфиденциальной обстановке: предпочтительно один на один, чтобы посторонние люди не слышали и не подняли на смех. Это личная тема и люди очень чувствительно ее воспринимают.
К сожалению, медицинский персонал старается не интересоваться этим вопросом у больных, оставляя его психиатрам и психологам, которые не видели пациента до этого и очень мало о нем знают. Именно поэтому пациент пытается утаить от психолога все, что с ним произошло, так как мало его знает и не доверяет ему. А медицинские работники не хотят иметь дело с рассказами больных об их посмертных видениях.
Почему не сообщается о случаях попаданияв ад
Если отложить интервьюирование пациента на несколько дней, недель, месяцев после случая клинической смерти, то можно услышать только рассказ о радостных и приятных впечатлениях, полученных им от загробного мира. Наша память обладает таким свойством, что мы пытаемся забыть все плохое и негативное, что произошло с нами. Ведь почти во всех религиях церковь гарантирует попадание в рай после смерти, поэтому, если не провести опрос пострадавшего почти сразу, то можно смело сказать, что он расскажет о положительном опыте попадания на тот свет. О случаях ада обычно ничего не сообщается.
Случаи попадания в ад остаются незафиксированными, так как люди стесняются и не хотят вспоминать плохое. Пациенты не хотят с кем-либо обсуждать факты, которые доказывают, что они потерпели поражение в этой жизни, осуждены и теперь будут наказаны. Так как данные примеры разрушают чувство собственного достоинства, то люди стараются не упоминать об этом. Это вызвано природой человека – ну что поделаешь, если такой человек. Обычно врач сообщает пациенту только о последнем диагнозе, поставленном ему, но ни в коем случае не сообщает о врачебных ошибках с другими пациентами. А чем пациент хуже?
Психологи и психиатры, которые написали большинство книг по данной тематике, кажется, вообще не уделяют внимание неприятным и ужасным видениям пациентов. Это вызвано тем, что они откладывают интервьюирование пациента. Слишком поздно спрашивают об этом и не присутствуют в критический момент при возвращении своих пациентов к жизни с того света. Все эти аспекты влияют на отсутствие данных о негативных картинах загробного мира.
Но самая главная причина, почему не хватает негативных случаев – это неправильный способ сбора информации по этому вопросу.
Метод по сбору информации для исследования населения базируется на кривой Гаусса (кривой нормального распределения) и научной информации. Это не совсем правильно и данные, полученные таким образом, являются некорректными. Такие данные и информация сохраняют только показатели одной плоскости кривой, противоположные данные совсем опускаются и о них не упоминается.
Существует большая база данных, собранная различными авторами, которые описали внетелесное существование и околосмертельные переживания. Я попросил их вспомнить о негативных примерах из своей практики, но они отказались. Один автор отказался сделать это по причине того, что это значительно расходится с той положительной информацией, которую он собрал до этого. Другая причина – это то, что данная информация противоречит выводу, который уже сделан о загробной жизни. Именно это является одной из причин, которые значительно затрудняют попадание в прессу рассказов о страшных видениях загробного мира, доказывающих существование ада.
Давайте, подумаем, какие еще существуют причины, что о негативных случаях совсем ничего не сообщается. Клиническая смерть является обратимой, если можно восстановить дыхание пациента и запустить его сердце – именно в этом случае можно собрать большое количество информации, так как эти люди находились близко к биологической смерти. К сожалению, данная группа людей смешивается и часто путается с теми пациентами, которые были «близко к смерти». В последнем случае человек не находится в состоянии клинической смерти, а является живым, у него есть дыхание или сердцебиение, то есть все признаки жизнедеятельности, но они слабые. Пострадавшие, благодаря страху смерти, оказывались на пороге жизни или болезнь приводила их к этому, или какой-либо другой несчастный случай. Некоторое время после этого они были напуганы смертью, ждали ее и дрожали как кролики. Но в большинстве из этих случаев, данные люди не потеряли признаков жизнедеятельности, и они даже близко не подошли к порогу смерти.
Вернувшиеся с того света часто сообщают о негативных впечатлениях загробной жизни. Вот что произошло с Чарли Мак-Каид.
Чарли работал продавцом в одном из крупных магазинов. Ему на тот момент было 48 лет, и его сердце уже начало пошаливать.
Все это случилось вечером 1977 года после того, как врачи Диагностического Центра закончили свою работу. Пэм Чарливос сделал процедуру ЭКГ своему пациенту.
«Все нормально», – сказал он. И пожал ему руку.
«А когда он пожал ее снова, то в это время резкая боль пронзила меня. У меня случился сильнейший сердечный приступ», – так говорил Чарли Мак-Каид о случившемся с ним.
Боль распространилась по всему телу, он стал задыхаться и потеть. Необычный шум монитора заставил нас посмотреть наверх, и мы увидели, что у пациента желудочковая тахикардия (быстрое сердцебиение, что очень опасно для жизни). А затем последовала долгая пауза в биении сердца, слабое дыхание и прямая линия.
Удивительно, что Чарли продолжал говорить что-то, даже когда его сердце остановилось. Последующие 4–5 секунд он выглядел ошарашенным. Он выглядел так, как будто хотел спросить врачей о чем-то. Затем его глаза закатились, голова опустилась и обвисла, а тело расслабилось – он был на грани жизни и смерти.
Этот случай напомнил мне другие, когда сердце останавливалось по той или иной причине, но что удивительно, так это то, что пациент продолжал говорить некоторое время. Если пациента ударить в грудь или спровоцировать кашель, то он будет говорить еще дольше.
К Чарли была применена сердечно-легочная реанимация, мы давили на его грудь, делая искусственное дыхание, и применяли электрошок.
Чарли лежал абсолютно неподвижно, челюсть и тело – прямо напротив потолка. Одна из медсестер продолжала делать ему искусственное дыхание. Другая медсестра вводила ему медицинские препараты в кровь. Но затем, спустя некоторое время, на мониторе появились признаки жизнедеятельности Чарли. Это означало, что Чарли оживает и приходит в себя, и нам нужно продолжать делать сердечно-легочную реанимацию.
Используя тупую иглу, доктор вошел в крупный венозный сосуд над ключицей, затем проник в синусовый узел сердца с правой его стороны и присоединил датчик к сердцу и прибору для того, чтобы фиксировать даже малейший удар сердца.
Но кровь все еще не двигалась с нормальной скоростью. Как только доктор протолкнул иглу на нужную глубину, сердце Чарли снова остановилось, и его глаза закатились. Затем Чарли весь посинел, и его тело стало биться в конвульсиях.
Одной рукой врач стал опять делать ему искусственное дыхание. В этот момент он громко выкрикнул следующее: «Не останавливайся! Я в аду!»
«Галлюцинации», – подумал доктор. Многие пострадавшие говорят: «Уберите руки от меня, вы ломаете мне ребра». Но он сказал совершенно противоположное: «Ради Бога, не останавливайтесь! Вы что, не понимаете? Каждый раз, когда вы останавливаетесь, я попадаю в ад!»
Затем, он попросил врача помолиться за него. Доктор чувствовал, что у Чарли инсульт и попросил его замолчать. Врач сказал ему, что он всего лишь доктор, а не психиатр или священник. Вдруг медсестра дала доктору Библию. «Что я должен делать? И вдруг я начал читать молитву», – так описывает свои впечатления врач.
«Я прочитал ему молитву, а затем его рука коснулась моей руки. В то время как я читал ему молитву, второй рукой я продолжал оказывать ему помощь и надеялся, что он придет в себя. И когда я упомянул имя Христа и Святого Духа, то случилось что-то странное и необычное: мне показалось, что пациент успокоился, его взгляд прояснился, а лицо приобрело более умиротворенное выражение. Это довольно сильно напугало меня. Я был шокирован произошедшим. Молитва сопроводила душу Чарли в другой мир, а все случившееся произвело на меня очень сильное впечатление. Я до сих пор не могу понять, что на самом деле произошло. Мне кажется, что я помог ему перейти в иной мир, а себе открыл дорогу к спасению. Да, надо верить в молитву – она помогает, она сильнее скальпеля хирурга».
Этот эпизод подвигнул меня начать поиски аналогичных случаев, в которых человек видит ад в момент смерти и не хочет там оказаться.
Библия и ее аспекты в понимании данного вопроса
После этого случая я стал читать на ночь Библию, также просматривал и другие книги.
Все книги подтверждали существование жизни после смерти, но идеи этого у всех преподносились по-разному. При этом одно религиозное учение совершенно отрицало и не признавало другой веры. Так что же именно мне выбрать для самого себя? Я знал, что это очень важно для меня, для лучшего понимания всего бытия. Какие книги являются правдивыми?
Кроме Библии, для расширения своих познаний я выбрал: Тибетские и Египетские писания о смерти, Веды, Упанишад, Бхага-Гиту, Трипитаку, Агамас, Авесту, Талмуд и Коран. Что удивительно, так это то, что многие из этих книг описывают ад и рай. Но каждая из них по-своему описывала Бога и традиции, но все выводы сводились только к тому, что у человека существует только путь в рай. Больше вариантов жизни после смерти предоставляют восточные религии. Но, все равно, у человека больше шансов попасть в рай, а не в ад.
Для себя я выделил единственную правду, что существует Бог, и именно Бог, описанный в Библии христиан, и является истинным, так что я стал ориентироваться на предсказания Библии.
Обдумав все это, я принял решение, что мне следует посетить крупных основателей религий и их захоронения в своем путешествии по всему миру. Я был просто потрясен. Все могилы были с телами, и только одна могила была пустой. Пустое захоронение принадлежало Иисусу Христу.
Конец ознакомительного фрагмента.