Вы здесь

Добрые уроки-наставления. Учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. Глава 2. Жизнь по христианским добродетелям (Алексий Мороз, 2014)

Глава 2

Жизнь по христианским добродетелям

В настоящее время в нашем государстве происходят перемены: многие люди обращаются к духовному наследию благочестивых предков. Как жили они? Как жить нам, чтобы наша жизнь была радостной, а Отечество процветало? Оказывается, главное – это верить Богу и строить свою жизнь в согласии с Его заповедями. Каждый россиянин может стараться жить именно так.

Понятие добродетели

Добродетель – это доброе качество человека, внутреннее расположение сердца к добру. Добродетели помогают человеку исполнять заповеди Божии и любить ближнего своего. Какие это добрые качества? Доброта, милосердие, честность, ответственность, мужество, правдолюбие, вера, надежда, любовь к Богу и людям, терпение, кротость, смирение, скромность, умеренность во всем, благодарность. Бывает, что добрые качества даны человеку от рождения, а бывает, что их приходится в себе воспитывать. Добрые качества воспитываются посредством добрых дел. Отличить доброе от злого и помогают заповеди, данные человеку Богом.

Христианские добродетели часто называют евангельскими добродетелями, поскольку они изложены в Евангелии. Все христианские добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу и любви к ближнему. Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы.


Дела милосердия


Развить их в себе можно только с помощью Божией, при усиленном личном труде. Добродетели являются основой духовного совершенства человека.

Народная мудрость

Учись доброму – худое на ум не пойдет.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Добра желаешь, добро и делай!

Добрый разум наживешь не разом.

Десять заповедей Закона Божия

Заповеди Божии – это духовные законы нашего мира, которые даны Господом по любви к людям для их счастья. И на земле, и в вечности. Когда человек отказывается от выполнения заповедей, душа начинает томиться. Постепенно человек отходит от Бога, что приводит его к духовной, а часто и к физической гибели. Поэтому заповеди надо знать и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Если мы нарушаем заповеди, то должны принести Господу искреннее раскаяние и молить Его о прощении. Надо учиться видеть свои грехи и большие, и маленькие; просить у Господа помощи в их исправлении и стараться не нарушать Божии Заповеди.

Заповедь первая. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Заповедь вторая. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся и не служи им.

Заповедь третья. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Заповедь четвертая. Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя, да будет посвящен Господу Богу твоему.

Заповедь пятая. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле.

Заповедь шестая. Не убивай.

Заповедь седьмая. Не прелюбодействуй.

Заповедь восьмая. Не кради.

Заповедь девятая. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Заповедь десятая. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Десять заповедей Закона Божия размещены были на двух скрижалях. Они содержали два вида заповедей: по отношению к Богу и по отношению к ближнему.


Пророк Моисей со скрижалями Завета


Поскольку Бог есть любовь и человек создан для соучастия в этой любви, для духовной радости и блаженства, в которых пребывает Сам Творец, то суть заповедей и заключается в предписании любви к Богу и к ближнему.

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь в законе является самой главной, сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Заповедь любви к Богу

Заповедь любить Бога нам дана прежде всего потому что Он – наш Творец, Промыслитель и Спаситель, «Им мы живем, и движемся, и существуем».

Ни при каких жизненных ситуациях Господь нас не оставляет, от нас не отворачивается. Мы для Него – любимые дети, самое дорогое создание. Бог всегда и везде с нами, только нужно к Нему обратиться, воззвать всей душой. Бог не отворачивается от нас даже за грехи наши, мы сами, как каменной стеной, закрываемся от Него черным облаком своей греховности. Когда же человек понимает неправильность своей жизни и взывает ко Творцу, Бог сразу принимает его в Свои объятия – как блудного сына из евангельской притчи. Только бы покаяние было искренним, только бы призыв к Господу не был вызван корыстными целями.

Тема для размышления

Один человек считал, что Бог не помогает ему и даже препятствует ему в жизни. Однажды Господь не выдержал и послал к этому человеку Ангела. Ангел явился к нему во сне и сказал:

– Ты постоянно ропщешь на Бога, и вот Господь хочет поговорить с тобой. Пойдем со мной.

И они вместе вознеслись на Небеса.

Ангел привел человека к Иисусу. Христос был рад и спросил:

– Ты ли говоришь о том, что Я не помогаю тебе, препятствую тебе в твоей жизни?

– Да, я, Господи, – отвечал человек Христу.

– Ну что же, пойдем Я тебе кое-что покажу.

Христос подвел человека к книге, открыл ее. В книге был изображен путь этого человека на протяжении всей жизни. Путь состоял из следов.

– Видишь ли ты эти следы? – спросил Иисус.

– Да, – отвечал человек.

– Знаешь ли ты, кому они принадлежат?

– Наверное, мне, Господи.

– Да, это твои следы. А видишь ли ты, что рядом с твоими следами идут еще одни. Как ты думаешь, кому они принадлежат?

– Я не знаю.

– Они принадлежат Мне. На всем пути твоей жизни Я сопровождал тебя и пытался уберечь от всякой опасности.

– Но вот же, Господи, – вознегодовал человек, – смотри, кое-где следы Твои прерываются, и я продолжаю идти один. И это именно в те моменты, когда я, как никогда, нуждался в Твоей помощи.

– О человек, ты не прав. Это не Мои следы прерываются, а твои. Всякий раз, когда тебе было особенно трудно, Я нес тебя на Своих руках, чтобы ты справился с невзгодами.

Тогда человек осознал свою ошибку и раскаялся пред Господом.


Вспоминай и ты эту притчу всякий раз, когда тебе будет трудно и ты случайно позволишь предположить, что Бог оставил тебя. Нет! Он всегда с тобой! И когда тебе особенно тяжело идти, Он всякий раз будет брать тебя к Себе на руки и проносить через все невзгоды.

Вопрос

Какой главный вывод для себя ты можешь сделать из этой притчи?

Словарик

Скрижали – доска (или камень) с написанным на ней священным текстом.

Притча – иносказательный рассказ с поучением. Господь Иисус Христос часто говорил притчами, обращаясь к народу и к ученикам Своим. Эти притчи называются евангельскими.

Роптать – выражать недовольство происходящими событиями, не доверять Промыслу Божьему о своей судьбе.

Заповедь любви к ближнему

После заповеди любви к Богу следует заповедь о любви к ближнему. Она служит выражением нашей преданности Творцу. Кто не любит своего ближнего, тот и Бога не любит. Святой апостол Иоанн Богослов разъясняет: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

В любви к Богу и ближним обнаруживается и истинная любовь к самим себе. Потому что истинна я любовь к самому себе прежде всего выражается в заботе о своей душе, о своей вечной жизни, в созидании себя по образу и подобию Божию. Поступая так, мы становимся, с помощью Создателя, гражданами грядущего Царства Небесного, которым только и принадлежит будущее.

Истинная любовь к себе (в противоположность эгоизму) не может проявляться в ущерб любви к ближнему. Она заключается в жертвовании собой и своими эгоистическими интересами ради любви к ближним. Образ жертвенной любви – крестная смерть Богочеловека Иисуса Христа за весь человеческий род. Ведь сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Истинная духовная любовь к себе и к своим ближним всегда является результатом любви к Богу. Если человек прежде всего любит Бога, то, естественно, он не может не любить своих родных и близких; и любовь эта будет освящена Божественною благодатью.

Итак, сущность Закона Божия заключается в двух заповедях любви. Однако для того чтобы человеку яснее можно было представить свои обязанности по отношению к Богу и ближнему, на горе Синай Богом было дано десять заповедей. Обязанности к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним – в следующих шести заповедях.

Вопрос на осмысление

Один человек спросил Иисуса: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (Лк. 10, 29–36).

Словарик

Заповеди Божии – нравственные и духовные законы, касающиеся жизни христианина, данные Богом и обязательные к исполнению.

Откровение – духовное знание, передаваемое Богом человеку; истина, открытая, сообщенная Господом.

Благодать – благой дар, свыше ниспосланная сила, помощь.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение ими.

Подробно о десяти заповедях

Заповедь первая. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

О чем и о Ком первая заповедь? Это заповедь повелевает нам любить Бога больше всего на свете, даже больше, чем самых близких людей. Бог – воплощенная Любовь и Доброта, поэтому и сказал Христос: «Никто не добр, кроме одного Бога». Знание о Едином Боге и стремление к Нему изначально есть в сердце каждого человека. Свидетельствует о Боге как Творце красота окружающей нас природы.


Богослужение в храме


Заповедь также запрещает воздавать Божеские почести, поклоняться кому-либо или чему-либо, другим богам, вместо истинного Бога.


Вопрос к священнику

Не нарушает ли первой заповеди почитание Богородицы и святых?

Ответ

Нет, не нарушает. Церковь учит, что Богородицу и святых нужно почитать как людей, близких к Богу, исполнивших Его заповеди и угодивших Ему (почему мы и называем их «святыми угодниками»). Святые являются нашими молитвенниками и заступниками перед Престолом Божиим. А еще для нас очень дорог духовный и житейский опыт этих подвижников: описания их жизни (по-славянски – «жития»), составленные ими молитвы и наставления. Ведь всё это помогает нам преодолеть греховные соблазны и зарождающиеся в нашем сердце нечистые мысли и желания, укрепиться верой в Единого Бога.

Народная мудрость

Незнанием Закона Божия никто не отговаривайся.

Жить – Богу служить.

С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога.

Словарик

Святые – это благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых. Святым присваиваются разные названия (чины) в зависимости от вида их духовного подвига: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные. Святые люди наделены Богом за свою веру и добрые дела способностью творить чудеса. Подвижник – человек, который стремится строго исполнять все заповеди Господни, ведет строгую жизнь, избегая мирских развлечений и увеселений.

Соблазн – это то, что подталкивает нас к нарушению заповедей Божиих.


Заповедь вторая. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся и не служи им.

Заповедь эта означает то, что нельзя обожествлять творение рук человеческих – идолов, нельзя поклоняться им как Богу. Богу одному следует поклоняться и служить, Его одного следует почитать Божеством. Древние язычники делали идолов, почитая их богами, приносили им даже человеческие жертвы.

Случается, что некоторые люди (сектанты-проповедники) понимают и толкуют эту заповедь искаженно. Предостерегая от идолов, они объясняют при этом, что дома нельзя держать иконы. Как отнестись к их словам? Церковь учит, что, поклоняясь святой иконе, мы чтим того, кто на ней изображен, но вовсе не считаем саму икону за Божество.

Непочтительное отношение к образу является непочтительным отношением к святому, Пресвятой Богородице или ко Господу – к тому, кто изображен на иконе. Поэтому не стоит обманываться словами сектантов. Человек так устроен, что ему легче вознестись мыслями и чувствами к тому, чье изображение он видит перед глазами.

Подумай не спеша

Когда имеешь материал, на котором изображен лик Божий, ты Ему поклонись, но знай, что не материи кланяешься, а Великому и Живому Богу, о Котором напоминает изображение. Или когда видишь ночью величие звезд небесных, ты низко поклонись, но не им – творению рук Божиих, – а Господу Всевышнему, о котором напоминает тебе сияние звезд небесных.


Вопрос к священнику

Сегодня мы далеко ушли от поклонения идолам. Есть ли у нас нужда в том предостережении, которое дает вторая заповедь?

Ответ

Такое предостережение очень нужно нам и сегодня, поскольку кумиров у современного человека множество. И пусть современный образованный человек не почитает как идолов солнце, луну и звезды, зато как часто он фанатично почитает артистов, музыкантов, спортсменов! Сколько переживаний с ними связано! Да и просто любовь к земным вещам, к игрушкам, к деньгам во многих из нас затмевает собой память о Господе.

Словарик

Сектант – член секты, религиозного сообщества, искажающего традиционную религию и вредно влияющего на души своих членов.

Идолы – изображения обожествляемых людьми существ или предметов, перед которыми совершаются религиозные поклонения и воздаются божеские почести. Раньше идолами называли статуи, изваяния, перед которыми люди кланялись и осуществляли различные жертвоприношения.

Язычник – человек, отрицающий Единого Бога и поклоняющийся ложным богам.


Заповедь третья. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Великое и святое имя Божие мы не должны упоминать понапрасну, в пустых разговорах. Наша обыденная речь порой наполнена различными присловиями, в которых всуе, впустую, случайным образом упоминается имя Божие. Обращение к Богу должно быть только благоговейным и молитвенным. Даже привычное выражение «ей Богу» на самом деле является клятвой с именем Господа, а клясться и божиться понапрасну третья заповедь как раз и запрещает.

Не следует также вести разговоры о божественных и духовных вещах в неподходящей для этого обстановке. Надо стремиться к тому, чтобы имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплилось в нашей душе, в мыслях, сердце и не касалось нашего языка без значительного и торжественного повода.

Тема для размышления

О том, почему нельзя упоминать имя Божие всуе, рассказывает одна поучительная история. Золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе – или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший мимо, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. Выйдя, мастер обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь позвал мастера, а когда тот вышел, сделал вид, что не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». И странник ему миролюбиво ответил: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь имя Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться – Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Народная мудрость

Кто всуе Бога призывает, тот всуе век свой проживает. Кто божится, на того нельзя положиться.

Словарик

Паломник – путешествующий по святым местам с целью помолиться и получить духовную помощь. Благоговейно – означает действие, которое совершается с любовью, почитанием, с пониманием святости того или иного предмета или действия.


Заповедь четвертая. Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя да будет посвящен Господу Богу твоему.


Прихожане в церкви


Ты уже знаешь, что в течение шести дней творил Господь мир, а в седьмой почил от Своих дел. Четвертая заповедь учит нас, что для Бога в нашей жизни должно быть выделено время, которое мы посвящаем только Ему. Заповедь напоминает: шесть дней – работай, заботься обо всем, что нужно для земной жизни. Седьмой же день следует посвятить Господу: молитве, чтению Священного Писания и духовных книг, стараться делать как можно больше добрых дел, помогать ближним. Очень важно быть в воскресный день в храме. Ибо сказал Господь: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».


Заповедь пятая. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле.

Действительно, нужно любить и уважать своих родителей, слушаться их добрых советов, быть благодарным за то добро, которое они для нас сделали. Долг почитания родителей означает заботу о них в болезни и старости, а также любую другую необходимую помощь родителям, родственникам и старшим. Заповедь требует уважения к наставникам, учителям, духовным отцам. За это Господь обещает продлить нашу земную жизнь, чему есть немало ярких примеров. Да и родители на более долгое время останутся с нами, если мы живем с ними в мире и согласии, не сокращая их дни своими дурными поступками.


Многодетная семья


Почтение к родителям – это и любовь к памяти предков, забота о родной земле и достоянии, которое нам передали предшествующие поколения.

Пятая заповедь учит нас также всегда отдавать дань уважения старости. Неправильно почитать только своих отца и мать, а других не замечать. Надо уважать всех пожилых людей, жалеть их в немощи и болезни и по возможности помогать им. Понимать их трудности.

Подумай не спеша

Почему же исполнение такой доброй заповеди оказывается для многих таким тяжким делом? Как невнимательны, как непослушны и жестоки бывают дети по отношению к родителям и старшим, как часто своим непониманием и равнодушием обижают их! Расценивают родительскую любовь как непременный долг отцов и матерей по отношению к ним, а вот о необходимости своей собственной любви к родителям склонны забывать. Вот и потребовалась заповедь Господня о необходимости этой любви. Как жаль, что многие слишком поздно понимают эту истину – когда родителей уже нет рядом! Но даже с кончиной родителей благодарные дети должны молиться об усопших, ухаживать за их могилами, творить милостыню и не совершать таких поступков, которые могли бы омрачить память отца и матери.

Народная мудрость

Почитай отца да Бога – будет тебе повсюду дорога.

Живы родители – почитай, умерли – поминай.


Заповедь шестая. Не убивай.

Преступление против жизни – это преступление и против Того, Кто является ее Источником, то есть против Самого Бога. Жизнь есть драгоценнейшее достояние Божие. Не по своей воле мы пришли в этот мир и никого сюда не привели, так же и уйдем отсюда, когда это угодно будет Богу. Это значит, что мы не имеем права убивать ни себя, ни других.

Шестая заповедь повелевает нам жить в мире и согласии со всеми. Необузданный гнев, оскорбление ближнего, придирки и вражда – это также преступление против жизни человека. Надо учиться понимать и жалеть каждого человека. Помнить, что он тоже образ Божий и также призван Богом к радости и счастью.

Тема для размышления

Жил молодой человек. Он был очень гневливым. Однажды отец сказал ему, чтобы, когда он не сдержит гнева, забивал в забор длинный гвоздь. Сначала сын вбивал в забор до десятка гвоздей в день. Потом все меньше и меньше, и, наконец, настал день, когда он не вбил в забор ни одного гвоздя.

Тогда отец дал другое задание. Когда молодой человек сможет сдержать гнев, то за каждую победу над собой он может выдирать по одному гвоздю. И вот настал день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Сын, довольный собою, сказал отцу: «Посмотри, я победил гнев!»

Гнев побежден. Для отца это дороже, чем забор, дырявый от гвоздей. «Но смотри, – промолвил отец, – сказанное в гневе может быть острей железных гвоздей. И как забор уже не станет новым, так и в сердце людей шрамы от грубых презрительных слов, словно от гвоздей, остаются навеки».

Народная мудрость

Когда гнев впереди, ум – позади.

Начало гнева – безумство, а конец его – раскаяние.


Заповедь седьмая. Не прелюбодействуй.

Эта заповедь означает – не предавай любовь, не изменяй в любви. В любви к человеку, к родителям, к Родине. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность. Крепкая и дружная семья – путь к земному счастью и возможный путь ко Спасению. Семья – это дарованная Богом радость общения между супругами, родителями и детьми. Человеку легче переносить невзгоды, когда рядом есть любящие и близкие люди. В семье человек учится любить.


Венчание в церкви


Тем, кто не состоит в браке, заповедь повелевает сохранять чистоту мыслей, желаний и поступков. Не следует поддерживать нескромные разговоры и шутки, сквернословить, задерживать свое внимание на недостойных изображениях. Можно сказать, что эта заповедь – о твоей ответственности перед будущей семьей и будущими детьми.

Народная мудрость

Муж да жена – одна душа.

Вся семья вместе, так и душа на месте.


Заповедь восьмая. Не укради.

С этой заповедью согласится каждый порядочный человек. Господь Бог знает, что кража делает несчастными и того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, Его дети, не были несчастны, Премудрый Господь и дал эту заповедь: не укради.

Ни один уголовный закон не способен пресечь возможность воровства так решительно, так надежно, как препятствует этому добрая человеческая совесть – голос Божий в каждом из нас.

Нельзя брать ничего чужого без позволения – ни тайно, ни явно. Обман в торговле, нечестное заключение сделки, нарушение договоренности о расчете – вот грехи против восьмой заповеди. Сюда же относится и присвоение случайно найденной нами чужой вещи или денег без попытки объявить о находке, лентяйничанье на работе, недобросовестное выполнение наших обязанностей перед государством и обществом.

Тема для размышления

Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем грехе и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, то слышал, как они тикали: «Мы не твои; ты – вор».

Народная мудрость

Нашел, да не объявил – все равно, что украл.

Без спроса взял, да не сказал – так украл.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.


Заповедь девятая. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Первое, что содержится в заповеди, это запрет давать ложные показания в суде. Но значение девятой заповеди гораздо шире. Она запрещает лгать, клеветать, говорить о людях плохое, осуждать их и распространять о них дурные слухи. Нельзя давать ложную клятву, нарушать данное честное слово.

Подумай не спеша

Не лги ни себе, ни другим. Когда лжешь самому себе, ты сам знаешь, что лжешь. Когда говоришь неправду о другом, он также узнает, что ты говоришь о нем неправду. Когда превозносишь себя и хвалишься перед людьми, люди не знают, но ты сам знаешь, что даешь ложные сведения о себе самом. Если же постоянно повторяешь какую-то неправду о себе, люди все равно узнают, что ты лжешь. Ты сам можешь начать верить в свою ложь, и она может стать для тебя истиной. И ты привыкнешь ко лжи, как слепой привыкает к мраку. Когда же говоришь неправду о другом человеке, он знает, что ты лжешь, и это первый свидетель против тебя. И ты сам знаешь, что клевещешь на него. Таким образом, ты сам – второй свидетель против себя самого. А Бог есть третий свидетель. И знай, что один из трех свидетелей обличит тебя перед всем миром.

Конец ознакомительного фрагмента.