Ирина Аллегрова. Народная артистка России
Послушная девочка
Я была очень послушным ребенком. Это был девятый класс. Я, честно говоря, не помню, какой шел фильм, но было написано, что детям до 16 лет нельзя. Мы убежали всем классом с уроков. Я позвонила домой и спросила маму:
– Можно ли мне пойти на этот фильм?
Мама сказала:
– Нет.
Все пошли в кино, а я домой.
Главная шпаргалка – это жизнь
Я сейчас открою очень большую тайну. Тайну, которую знала я и несколько моих подружек. На выпускном экзамене на сочинении я была вся в шпаргалках, но нужную мне бумажку так и не нашла. К счастью, я написала эту работу. Пусть меня простят педагоги, но думаю, что без шпаргалок не обойтись. Потом уже с годами понимаешь, что главная шпаргалка – это сама жизнь, она уже подсказывает все.
Новый фасончик
Учитывая специфику нашей музыкальной школы, преподаватели смотрели сквозь пальцы на такие предметы, как химия, физика. Кому интересно было – занимались. Но для меня, честно говоря, не в обиду физикам и химикам будет сказано, это было неинтересно. Я гуманитарий больше, а еще эмоционально творческий человек. И все педагоги знали, что я хорошо рисую. И на уроке физики я всегда нашей учительнице, понимая, что меня сейчас спросят и, конечно, поставят двойку, тихо так говорила:
– Я вам хочу одну вещь показать.
И отвлекала ее внимание, обязательно ей рисовала новый фасончик или рассказывала новый рецепт; когда звенел звонок, я уже знала, что на этот раз меня пронесло.
Диктант по азербайджанскому языку
Когда мы переехали из Ростова в Баку, у нас был азербайджанский язык в школе. А так как до меня этот предмет уже изучался, то для меня это был темный лес.
Я вообще к языкам не очень склонный человек. После диктанта я получила тетрадку, где живого места не было, ее надо было, наверное, сохранить, все поля были в галочках, все слова были по два-три раза зачеркнуты. Приходит учитель наш и спрашивает:
– Как вы думаете, сколько Аллегрова получила по диктанту?
Я думаю – неужели я что-то смогла написать?
Ну не 5, не 4, не 3, не 2.
– А что?
– 0.
Такая запись в тетради в виде нуля у меня тоже была, потом меня освободили от этого предмета.
Бабушка Тоня и электричество
В моей жизни был один человечек, который оставил след о себе такой яркий, что истории о нем можно рассказывать очень долго и много. Это была маленькая старушка, бабушка Тоня из Украины, которая жила в доме Оскара Борисовича Фельдмана, который я потом приобрела. Она с ним родства никакого не имела и со мной соответственно тоже. Эта бабушка жила там лет 20 и была кем-то вроде управительницы. Когда я купила этот дом, бабушка осталась жить с нами, потому что ей некуда было деться, родных у нее тоже не было. Прежде чем начать приводить в порядок новое жилище, я соорудила этой бабушке пристройку при гараже со всеми удобствами, туда ее и переселила, а только потом начала основной ремонт.
Бабушка Тоня не понимала многие вещи. Однажды у меня дома была съемка, и после съемки остались все эти огонечки, лампочки. Бабушка была пожилым человеком и от всего освобождена, но ей хотелось все время принимать участие во всем. Она все время говорила «что она непотребная домработница, потому что улицу не метет, еще что-то «не делает». И вот моя помощница по дому застала ее, когда бабушка Тоня с ножом в руках с сосредоточенным лицом пыталась перерезать толстенный кабель. Она ей сказала:
– Ты что? Это больших денег стоит, Ирочка приедет с гастролей, расстроится, что ты делаешь?
Слава богу, ее не ударило током. Когда закончилась съемка, пускали фейерверки, довольно громко, на весь поселок, а бабушка была у себя в домике, она мне потом рассказала, что когда она это услышала, она упала на пол и стала молиться, она подумала, что конец света. Когда я приехала с гастролей, она упала мне в ноги и давай обнимать меня.
– Тонечка, что случилось? Ты что делаешь? – Мне не по себе, что это за крепостное право. Я ее поднимаю.
– Ты ж моя хорошая, да ты ж меня прости, я хотела как лучше.
– Что ты хотела?
– Да вот этот вот свет. Да я ж хотела, чтоб оно не запалилось.
У нее была идея фикс, что если что-то включено, то оно должно обязательно загореться. Она выключала в доме все розетки, мы приходили, рыскали в темноте, все искали свет. Она отключала абсолютно все, оставляла только холодильник, и когда я ее спрашивала, зачем она это делает, она, как хозяйка, мне отвечала:
– Чтоб оно не запалилось.
Вдруг меня осенило, и я ее спросила:
– Тонечка, а почему ты холодильник никогда не выключаешь?
Я наблюдала, как она думала, думала и говорит:
– Так то ж его умные люди придумали, оно не требе выключате.
Бабушка Тоня и новые туфли
А еще с бабушкой Тоней была такая история. Однажды она увидела новые туфли, которые купил себе мой супруг, из нубука. Они были совершенно новые, и в первый день, когда мы утром встали и спустились со второго этажа, то увидели эти туфли стоящими на батарее и начищенными кремом для обуви. Они блестели. Муж, конечно, растерялся, а у нас тогда некоторое время жил один наш приятель, он у меня работал в коллективе. И он очень громко смеялся, потому что это были не его туфли. А потом, буквально через несколько дней, был день рождения этого Саши, и мы купили ему в подарок такие же туфли, бабушке Тоне мы ничего не сказали, не хотели ее обижать, мы понимали, что она хотела как лучше. Мы купили ему точно такие же туфли, и когда после первого дня этих туфель, проведенного, так сказать, в нашем доме, они тоже стояли начищенные, тогда уже громко смеялись мы. После этого мы пытались ей объяснить, что нубук не чистят, что он должен быть матовым.
Бабушка Тоня и телефон
Бабушка Тоня все время возмущалась, что у нас в доме раздается безумное количество звонков, которые мне не дают покоя. У меня тогда был один номер телефона, который не умолкал. Покупаю я автоответчик, а бабушка Тоня все возмущалась:
– Да что ж тебе не дают покоя?
Она говорила только на украинском языке, причем я некоторые вещи не понимала, но потом уже привыкла. Когда я купила автоответчик, я ей говорю:
– Тонечка, вот давай, ты злишься на них на всех, – это я так пошутить решила, – сейчас я включу микрофон, и ты скажешь все, что ты хочешь сказать всем, кто звонит.
Зрелище было уникальное. Маленького роста бабушка, говорящая только на украинском языке, встала к микрофону. Я ей говорю:
– Ну, давай.
– Шо вы звоните без конца? У вас шо, работы нема? – Потом такой спад в голосе: – Никого немая дома. Я туточки одна. – И так ласково: – Звоните пизднейше.
Чешские стаканчики
Сейчас смешно вспоминать, но одна из первых поездок за рубеж – это действительно смех и грех. Приезжаем в Италию, и нам такие поставили условия:
– Или вы будете получать суточные, или вы не будете получать суточные, но мы вас будем кормить.
Естественно, лишняя валюта, все завелись на то, чтобы были лишние суточные. Кто-то сказал, чтоб лишние денежки были, там хорошо можно продать чешский хрусталь. Тогда еще был магазин «Власта» с чешским хрусталем. Я встала утром, пошла, в очереди выстояла. Купила там стаканчики с машинками, хрустальные кружечки и что-то еще. Последний день в Италии, у меня остались стаканчики с машинками. До этого я увидела в одном из магазинов совершенно потрясающие кроссовки: черные, высокие, на липучках. Мечта в те времена. Я думаю, мне на них не хватает денег. Что делать? Я хочу, чтоб вы представили картину. Большой супермаркет, сижу на парапетике я и заученно, как попугай, повторяю прохожим:
– I would like to sell you (Я хотела бы продать вам).
Естественно, это не увенчалось никаким успехом, потому что люди, наверное, смотрели на меня, как на сумасшедшую. А мне безумно хотелось их продать, чтобы эти кроссовки себе купить. Кончилось тем, что я очень грустная зашла в этот магазин с этими стаканчиками и хозяйка услышала русскую речь. Она подошла и на ломаном русском языке начала меня спрашивать, что я хочу. На что я ей ответила:
– То, что я хочу, я не могу купить. У меня не хватает денег.
Закончилось тем, что со смехом я очень робко ей предложила эти стаканчики. Нехватку денег я заменила этими стаканчиками и приобрела эти кроссовки.
Рассказ о театре
Я безумно люблю все истории, которые рассказывал мне мой папа. Светлая ему память. У него была очень насыщенная творческая жизнь и много историй. Сейчас расскажу одну из них. Это трудно представить сейчас, в наше время. Я не буду уточнять, какой спектакль, в каком театре, в какое время и где, но была такая история. Идет спектакль, на который пригоняли каждый раз определенное количество солдатиков – играть военную массовку. Они знали, что им делать. Эти спектакли шли в определенное время. Вдруг их отправляют куда-то на учение и пригоняют новых, которые понятия не имеют, что им делать. Перед спектаклем шумиха, помреж им говорит:
– Значит так, не волнуйтесь. Вот выйдите друг за другом строем, а потом чуть-чуть наискосок на меня будете смотреть, и все, что я буду делать, вы за мной повторяйте.
Они вышли строем, встали. Он на них косится, они на него. Вдруг к нему подошел кто-то из актеров и что-то спрашивает. Помреж говорит:
– Подожди.
В это время все солдатики на сцене говорят:
– Подожди.
– Да я ж тебе сказал, что это не то, – говорит помреж актеру.
Солдаты стали повторять. В зале начался смех. Он не может понять, в чем дело, и когда повернулся, то увидел, что они повторяли каждое его движение, которое он делал. Он сразу догадался, встал по стойке смирно – те тоже подтянулись – повернулся и сделал вид, что нужно уйти. Таким образом он увел их со сцены.