Духовное и психологическое
«Господи да будет Твоя воля, но не моя. Ты лучше меня знаешь, что мне нужно. Не как я хочу, а как Ты. Аминь».
В юношестве пришлось мне учиться в городе на Цне. Тамбов не туристический центр, но зеленый и чистый город, с красивой набережной. Он наполнен улицами типовой советской застройки. Также здесь есть множество объектов духовного наследия. Так, с именем преподобного Серафима Саровского связана и история Покровского собора, один из приделов которого освящен в честь святого.
Спустя годы, прогуливаясь по набережной реки Цны, вижу вдалеке купола этого храма, макушки деревьев, цветы стелются ярким ковром и думаю, что вокруг нас есть все условия к изменению нашего естества. Природа, храм, книги. Всё нам дано, только мы не хотим видеть этого. Всё ищем пути обогретого.
Нам всем известно, что духовным называется то, что связано с нашим внутренним миром, чувствами и мыслями.
Пишу часто о духовном, забывая о том, что мы живем в мире житейских забот и приходится нам соотносить материалистическое мышление и духовное восприятие в своем сознании, жить, так сказать, в двух «режимах, измерениях», что не под силу многим. Но может быть, под силу вам?
Периодически отодвигая эти повседневные заботы, следует нам прибегать к духовной практике, которая пробуждает нашего внутреннего человека. Пробуждает его на духовные подвиги. Духовные не в смысле развития сознания, но развития души.
Понимаю, что духовный мир каждого человека – индивидуален, потому что каждый человек – это целый мир. Мир непознанный и часто не раскрытый для восприятия не только другими людьми, но и сами индивидуумом.
Каждый из нас живет в своем социуме, и эта социальная среда активно воздействует на сознание личности и даже формирует определенные черты его характера. Это среда выступает в роли редактора! Сформировать умение приобретать любовь и пробуждать своего внутреннего, истинного человека под силу ли каждому?
В этой части моего повествования, дорогой читатель, хочется подчеркнуть, что автономно может существовать в любой среде только тот, у кого в сердце есть энергетический запас, сформированный на принципах любви и нравственного развития. Можно сказать, перерождения и духовного раскрытия!
Сейчас всё чаще думаю, о том, как нам реализовать в этой жизни потенциал своей души. Неужели через осознание самосовершенствования или всё-таки осознание своей греховности? Как нащупать эту истинную нить своего индивидуального пути? Пути, в котором каждый сам сможет реализовать свою заложенную ценность, свой потенциал или хотя бы довести его до максимального проявления. Но понимаю в глубинах себя, что все мы здесь (на этой планете проявленного мира) для того, чтобы научиться любить!
Уже многим из нас известно о том, что пробуждение Творца в сознании своем есть следствие молитвы сердечной. В них смысл чистый, безупречный!
Сколько разных книг про молитву и силу её да и молитвословов множество различных, и в любом храме есть наш православный молитвослов, который проще и доступнее нам. Не будем прибегать к иным мы дневникам!
Конечно, можно использовать те молитвы, которые ближе нам по сердцу, но есть молитвы, которые наработаны, начитаны веками, и заложенная в них энергетика слова весьма сильна и действенна.
Используя эту молитву, мы «отключаем», если можно так выразиться, сознание наше и пробуждаем те слои подсознания, через которые можем выйти на контакт с Богом (соприкоснуться с Творцом).
Пробуждаем, слово-то какое! Может быть, лучше сказать – открываем доступ или затрагиваем. И если нам хотя бы периодически удается внимательная молитва, то меняются наш характер и мировоззрение. Мы начинаем смотреть на мир другими глазами, и мир смотрит на нас по-другому!
Думаю, кто захочет меня понять, тому и снизойдет это понимание. Дай Бог в молитве вам сердечное внимание!
И эти всевозможные словосочетания использую для формирования у вас понимания того, что вышеприведенными действиями мы пробуждаем в себе Творца. Впуская Его на какое-то время в свое сердце, мы сами становимся Им. Представьте себе – все мы Творцы. Мы созданы, и в то же время мы создатели. Хотя сначала мы всё-таки творенье Божье!
И часто бывает так, что уже не мы взаимодействуем с миром, а Создатель, пребывающий в нас, осуществляет управление нашими внешними событиями. И в этом месте вспоминаю слова древних, которыми сказано: «Вы Боги». Значит, мы Боги, мы Божественны по своей природе. При этом не будем превозноситься в таком подходе!
Затрагивая вопросы материального благополучия, которые не оставляют всех нас в покое, хочется отметить, что ущемление в комфорте может быть полезно в том случае, если благополучие убивает в нас любовь.
Попытайтесь понять, что периодически «жесткая постель» для нас на самом деле лучше, нежели «мягкая перина». И порой эта внешняя жесткость придает нам гораздо больше жизненных сил, так часто необходимых.
Касаясь вопроса о нашем внутреннем состоянии, хочу отметить, что порой непонятные вещи, которые происходят с нами, лечат души наши и спасают нас от неминуемой гибели.
Так, например, когда нас вдруг унижает другой человек, мы вроде бы должны правильно реагировать на такую ситуацию, это как знак нам, что в душе накопилось много грехов (скрытой агрессии).
На сигнал этот нужно реагировать правильно, менять своего внутреннего человека через молитву и покаяние. Содержание души нашей и есть наш внутренний человек.
Порой делаю выводы через свое сознание и использую элементы психологических воззрений и убеждений, но хочу отметить, что каждый случай в жизни человека следует рассматривать, абстрагируясь от шаблонных мнений, он имеет свою собственную подоплеку, этот случай абсолютно индивидуален. В то же время как бы ни был он индивидуален, умение абстрагироваться и обратиться к Первоисточнику дает нам возможность пройти травмирующую ситуацию безболезненно.
Ни для кого не секрет, что пробуждение в себе Бога – это, по сути, синхронизация с Ним. И эта синхронизация возможна посредством соблюдения заповедей Сына Его.
Обращаясь к Нему, мы ощущаем свет первородной любви. Любви ни с чем несравнимой. И в этот момент мы испытываем на себе этот очаг благодатной любви. Это способствует активизации нашего внутреннего (духовного) человека.
Понимаю, что обращение к Богу должно носить некий характер искренности. Если мы сегодня обращаемся к Богу, а завтра осуждаем, ненавидим, презираем и при этом думаем, что отмолим эти грехи потом, то получается некий самообман. Поэтому в своих молитвах мы даем обещания не совершать отмоленные грехи в будущем. Мы даем некий обет. Самодисциплина наша – да пребудет ключом в замочную скважину такого обещания.
С уважением вспоминаю наших классиков. Возможно, выскажусь лишь поверхностно, но не судите строго.
Чтение классиков дает нам возможность расширить сознание, увеличить его мыслительные функций, развить лексикон.
Мне симпатичен писатель, глубоко верующий, Фёдор Михайлович Достоевский.
Возможно, что каторга и жизненные потрясения изменили мировоззрение автора и подтолкнули его к вере в живого Бога. Эти жизненные испытания позволили автору сохранить любовь внутри себя и придать некий магнетизм своим произведениям.
Последний роман автора, «Братья Карамазовы», затрагивает духовно-нравственные вопросы, и читаешь его с удовольствием. Сюжет сложный, многогранный, явно не для школьного восприятия.
Анализируя этот шедевр, я сначала подумал, что Достоевский сам себя ставит в роли младшего брата – Алексея, а остальных братьев использует для решения конфликтных сторон в своих взглядах на жизнь в целом и в отдельных ее моментах. Хотя с другой стороны, эти три брата есть в каждом из нас, только проявляем мы всегда в себе того, кто нам ближе по духу. А потом ко мне пришло понимание, что эти три брата отображают самого писателя, только в разные этапы его жизни.
Что имеет в виду старец Зосима (прототип преподобного Амвросия Оптинского), говоря: «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно». Видимо, деятельно означает – оказывая реальную помощь и заботу, именно реальную, а не на словах. Любить деятельной любовью! Любовь же деятельная – это работа и выдержка. Огромная работа над самим собой.
Это та любовь, которая прощает всё, которая продолжает быть тогда, когда объект любви может относиться к нам с агрессивными помыслами и даже действиями.
Как же нам дойти до полного самоотвержения в любви к своему ближнему? Скорее всего, глубина и интенсивность такой любви должны быть весьма высоки.
Вся многогранность отношений героев этого произведения с оттенком религиозности автора имеет глубокий психологический смысл.
Или другое творение этого автора – «Идиот», в котором князь Мышкин – добродушный, ущемленный – показывает нам жизнь, воплощенную, так сказать, под углом Христовых заповедей. Все эти моменты, когда он прощает обидчиков своих, показывают в нем высшую степень любви к ближнему.
Вообще задумываясь над темой классической литературы, хочу сказать: чтобы прочитать и понять любую книгу с глубинным смыслом, нужна энергия, которая дает нашему сознанию возможность сфокусироваться на читаемом материале и построить соответствующие ассоциативные образы. Поэтому без энергии, без любви сложно понять классическую литературу. Копите в себе такую любовь!
Почему же тогда в нашем детстве так сложно нам читать классиков, а тем более понять их? Видимо, потому что нет интереса и/или мотивации.
Возвращаясь к разговору о психологическом, отмечу, что своими мыслями мы создаем реальность и активно с ней взаимодействуем. Если мысли добродушия и любви пронизывают нас, то и реальность соответствующая. Качество этого взаимодействия определяется умением отрешаться от мира внешнего. Отрешаться – то есть забывать на время мирские заботы и погружаться внутрь себя. Побыть в сердце своем, чтобы там предстать перед Господом.
Несказанно повезет тому, кто наделен этой способностью и, обращая взор внутрь сердца своего, может увидеть истинную сущность свою.
Возможно, потом он сможет увидеть Бога как некий Вселенский разум. Ни солнце, ни огонь, ни вода, ни ветер, ни земля несравнимы с этим разумом. Этот разум породил все эти элементы, и венец Его творения – человек. Человек, который утратил путь к нему, но пытается вернуться в лоно Его.
Эволюционируя, люди не слышат голос Отца своего, а лишь в минуты отчаяния прибегают к Нему как к источнику спасения. Надежда на помощь свыше греет сердца их.
Опять к заповедям. Не зря сказано древними «Не убий», и понимать это можно по-разному. Возможно, имелось в виду «Не убей» Отца, который в тебе пребывает от рождения. Не убей ближнего, не убей любовь к ближнему, ведь чтобы убить ближнего, нужно сначала убить любовь к нему. Но если в каждом человеке есть Отец Небесный, тогда – не убей любовь к Отцу.
К тому же Бога Отца можно познать только любовью. Значит, любовь – это как некая нить, где с одной стороны человек, а с другой Создатель. А человек как «соискатель»!
Если мы живем по-христиански, то можно разжечь костер любви к Создателю, и главное – не затушить его грехами своими. Словно звезда на небе, человек внутри пребывает в одиночестве. И только Отец способен услышать голос сына, вопиющего к Нему как к Высшему уму.
Не подумайте, дорогой читатель, что пишу в этой книге (дневнике), прыгая мысленно с одних событий на другие. Если книгу прочувствовать, то в ней можно увидеть общий глубинный смысл.
Излагаю мысли свои и сам как исследователь пытаюсь понять законы духовного мира да к тому же и приобрести новые знания в этой области. Все эти записи в какой-то степени для меня тоже являются средством приобретения любви Божественной.
Согласно великим книгам древности, наши привязанности – это зародыши будущих проблем. Проблем душевного, а потом уже и физического характера. Тогда вопрос – что лежит в основе привязанностей. Ответ, думаю, таков – искаженное мировоззрение и неправильные цели. От которых можем сесть на «мели», а нужны такие, чтоб «взлетели»!
Порой отсутствие программно-мотивирующего элемента, побуждающего человека идти вперед, приземляет нас. О, как часто без этого элемента человек просто падает на своем жизненном пути или срывается в пучину психологических переживаний! И следствием здесь может быть пьянство, неудачи и прочее. А мотивации должна быть одна – увеличить любовь к Богу! Спросим себя, что мне сделать, чтобы приобрести любовь к Богу?
Часто нашу жизнь мы вручаем в руки потворству похоти. И не только похоти телесной, но и духовной. Под духовной похотью подразумеваю наши скверные мысли. Скверные, потому что часто думаем только о наших потребительских желаниях.
Часто на этих страницах говорю о том, что нужно приобретать любовь к Богу. И в этом есть смысл нашего пребывания на земле. Но как же нам понять, как нам накапливать эту любовь и что это значит?
Вы спросите меня, зачем нам это, что – мы без любви не проживем, нам и так хорошо живется. Отвечу вам, не тая, что живется нам хорошо до поры до времени, и для гармоничного, безболезненного существования в этом мире нам нужна энергия, которую мы черпаем из любви. И значит, накапливая эту самую любовь, мы получаем некий энергетический ресурс, дающий нам возможность развиваться во всех направлениях судьбы. Чтоб основать нам к небу «огненные столбы»!
Все вы уже поняли, что первые шаги по накоплению любви есть соблюдение заповедей, это жертва, связанная с отдачей энергии.
Люди часто страдают из-за неправильного мировоззрения. Для формирования правильного мировоззрения нам необходимо сначала научиться соблюдать заповеди Христовы. Соблюдая их, вы уже двигаетесь по правильному пути. Пути спасительной любви. На это Господи благослови!
Для соблюдения этих заповедей должно быть в нас некое внутреннее расположение.
На первый взгляд, в этом есть какое-то противоречие: с одной стороны, этот путь исполнения заповедей Господних есть легкий и благой, а с другой – он тесный и прискорбный. Да, он тесен и прискорбен для тех, кто вступает на него или с принуждением без внутреннего расположения, или же из-за каких-либо иных целей, кроме спасения души11.
Анализируя лекции профессора богословия А. И. Осипова о воцерковленности, прихожу к такому выводу.
Религия (в нашем случае православное христианство) нам нужна в большей степени, чтобы познать самих себя. Эта внешняя воцерковленность подобна форме дисциплины, являясь средством духовного развития. Разбойник, который первый оказался в раю, был ли воцерковленным человеком? Он смог быстро измениться, осознать то, к чему приходят многие после длительных лет подвижничества.
Он сказал: «Достойное по делам моим. Помяни мя, Господи, во Царствие». То есть он понимал, что там никогда не будет, но просил Господа помянуть его. И будучи распятым на кресте, смог увидеть себя по-новому, в один миг покаяться, осознать свою греховность и поверить в Господа.
Еще раз, нужно четко понимать, что воцерковленность – это хорошо, но это средство, а не самоцель. Цель одна – приобрести любовь к Богу, приобрести благодать Духа Святого, научиться соблюдать заповеди Христовы. Если в нас нет любви к Богу, а есть некая воцерковленность, то значит, у нас ничего нет. И не нужна нам такая церковность и внешнее соблюдение ритуалов!
Прежде всего, нужно задать самому себе вопрос: соблюдаю ли я заповеди Христовы? научился ли я не осуждать и не завидовать, и даже в мыслях своих? Ведь это и есть содержание православия, это и есть духовный стержень. Можно сколько угодно ходить в церковь и при этом не понимать сути этой религии. По словам святых отцов, как только появилась мысль о зависти и осуждении, сразу же мысленно скажи сам в сердце свое: «Господи, прости и помилуй».
Измениться нам самим сложно, поэтому и следует прибегать к внимательной молитве и покаянию в каждом грехе.
Помним, что Христос пришёл с одной единственной задачей – указать нам путь к спасению!
Значит, через понуждение себя к совершению заповедей священного Евангелия душа человека растет духовно. По другому пути очень сложно взрастить в себе духовные семена.
Да пребудет со всеми вами свет божественной любви!