Вы здесь

Дневник мирянина. О смерти (В. И. Чижиков)

О смерти

Береза, береза – какое прекрасное дерево, с которым ассоциируются родные просторы.

Белая берёза, я тебя люблю,

Протяни мне ветку нежную свою.

Без любви, без ласки пропадаю я,

Белая берёза, милая моя.

Из песни Владимира Трепетцова «Белая берёза»

И вы, березы, утопили в себе кладбищенские кресты. Под вашими листьями лежат молчаливо ушедшие предки.


В этой части книги мысли мои погрузились в пучину смерти человеческой. Изучая опыт святых отцов, делаю для себя такие записи.

Памятование о смерти полезно лишь на фоне любви. Когда понимаешь, что любовь к Создателю дороже жизни тленной.

Память о смерти лечит гордую душу. Она даёт ей возможность увидеть тленность физической природы и ощутить первостепенность души Божественной. Это нужно ей для спасения на первом этапе, этапе отрыва от мира.

Ну что можно здесь написать?! Спустя какое-то время придёт смерть телесная и вот моё физическое тело кладут во гроб. И что скажет душа моя перед Богом? Что я сделал на земле Твоей, Господи? Жил ли я по твоим заповедям и научил ли я других этому? Что я после себя оставил?

Вот, может, и процессия прошла уже к кладбищу. Вот уже и закопали, а душа – что же она, и на суде уже даёт ответ о содеянном.

Мысли о смерти могут повергать нас в уныние. Плод мыслей о смерти может быть полезен тому, в ком есть зерно духовного роста.

Избыток комфорта житейского порой не даёт нам подумать о смерти. А мысли эти иногда весьма полезны! И полезность эта может даже лечить нас. Не потому что всё кончится скоро, а потому что такие мысли позволяют отрешиться от житейских дел (мирских забот) и подумать о спасении своей души. Они дают некий импульс к пробуждению нашего духовного (внутреннего) человека.

Если у нас есть истинная память о смерти, то, значит, мы имеем добровольное беспристрастие ко всякому мирскому проявлению вещественности (живым и неживым объектам) и понимаем, что сами от себя мало что можем. Не можем ничего без Бога!

И если мы периодически вспоминаем о смерти телесной, то в нас появляется духовный свет к пробуждению нашего подлинного человека.

Но опять же хочется отметить, что не всякое ожидание смерти достойно одобрения. Смерть из отчаяния губительна для нас.

Если мы имеем подлинное смирение и бесстрастие, то через осознание своей греховности в покаянной мысли можем думать об исходе. Плохо, если мы повязли в грехах своих и думаем, что через смерть мы спасёмся. Это ошибка.

Прежде следует искать – покаяния, нежели мыслей о смерти. Хотя, по словам святых отцов, нужны эти обе добродетели.

Через такие действия у нас изменяется шкала ценностей. Но прежде всего, мысли нужно держать о Боге и стремиться к Нему. Потому что когда в центре всего Бог, всё остальное становится на свои места и приобретает нужное значение.

Подлинное памятование в сердце своём о смерти свободно от страха и уныния.

Если мы имеем любовь к Богу, то мысли о смерти тленной делают нас истинно свободными от вещественности.

Иногда, даже если чаще будем думать о смерти тленной, то меньше будем грешить. Нет у нас страха при мыслях этих. Потому что душа в глубине знает свою подлинную природу.

Но если имеем пристрастия и привязанности к мирским благам, то не можем свободно упражняться в помышлениях о смерти. В этом случае они могут быть губительны.

По-другому будем относиться к жизни, если будем помышлять, что это последний день нашего бытия. Ценность и значимость этого дня возрастет в умах наших.

Так будем же стремиться приобрести любовь к Богу и прожить хоть этот день по заповедям Христовым, (прекратим осуждать, не будем обижаться и высокомериться).


Подсознательно знаем, что есть кроме тленных обителей иные – райские.

Так, преподобная Феодора поведала о райской обители великого угодника Божия Василия Нового, что она преисполнена была славы и имела многие сады златолиственные и многоплодные. Святой Феодоре был подробно показан рай Ангелами, ею руководившими. «И видела я, – говорила она, – прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога, преисполненные славы и благодати. Водящие меня показывали мне отдельно обители апостольские, отдельно пророческие, отдельно мученические, отдельно обители каждого чина святых. Каждая обитель была красоты неизреченной, в широту и долготу, сказать бы, подобная Царьграду, но несравненно красивейшая, со многими пресветлыми нерукотворенными палатами. Всюду в обителях тех слышен был глас радости и веселия духовного, и видены были лики празднующих. Все, увидя меня, радовались о моем спасении, выходили ко мне навстречу, лобызали меня, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражиих». Значит, природа земная служит только слабым образом рая, красоты которого нетленны, несказанно изящны, преисполнены священного мира и благодати»10.


К слову о почивших. Вспоминая об умерших наших, хочется помолиться за них, потому что они не могут сами молиться за себя. Очень важна молитва за них. Можно молиться в Церкви, а можно и на самом кладбище читать молитвы за упокой души умершего (также существует специальная кафизма), но хотя бы несколько молитв надо произнести в сердце своем.

А без молитвы лучше и не ходить на кладбище, поскольку от этого развивается уныние. Скорее всего, молитва на кладбище лечит душу обоих.

«Смерть – это преображение. Не бойтесь смерти – бойтесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие не сравнимо ни с чем», – так говорил преподобный Гавриил Ургебадзе.