Вы здесь

Дневник мирянина. О новых знаниях (В. И. Чижиков)

О новых знаниях

Иногда зимой мы катаемся на коньках в парке Сокольники. И такие катания могут быть одновременно спортом и отдыхом. Перемещаясь по льду из стороны в сторону, ощущаешь некую беззаботность и внутреннюю восторженность.

Когда набираешь скорость, то мороз слегка обжигает лицо. После можно попить горячего чаю. И детям купить леденца.

Такие выездные прогулки вызывают у нас положительные эмоции и приводят к чувству внутреннего удовлетворения. Они нужны нам как средство «переключения» внимания от повседневной суеты и для некоего сплочения семьи.

Возвращаюсь к мыслям о пути духовном.


Весьма сложно подняться (и даже измениться) на новую ступень своего роста (духовного и нравственного) без новых знаний. К новой информации нужно быть готовым, иначе сложно будет читать и воспринимать новые знания. Восприятие духовных знаний происходит по-разному, всё зависит от нашего внутреннего состояния. Это состояние определено нашими мыслями и переживаниями.

Не вижу другой подготовки в этом, кроме поста и молитвы сердечной. Только через пост и молитву мы открываем в себе готовность и к новым знаниям, и к изменению самих себя. С помощью этих инструментов мы можем приобретать любовь к Богу или к мировому духу.

К тому же: «Цель религии – любить мировой дух и созерцать его действие, а в любви страха нет»8.

Что это такое – любить мировой дух и созерцать его? Неужели это быть во власти религии, неужели это проникнуться ею и пропитать себя ей полностью «с головы до ног»? Нет, это что-то другое. Любить мировой дух – это однозначно любить Создавшего этот мир. И действительно, нет страха там, где есть любовь к Богу, потому что подлинная любовь не терпит страха.

Возвращаясь к опыту святых отцов, хочется выделить наиболее свежую для нашего времени теорию и практику Богопознания, изложенную в книгах святителя Игнатия Брянчанинова.

Его труды представляют собой ценное пособие для всех желающих пройти узкий и тернистый путь духовного роста.

Это не только духовная сокровищница Русской Православной Церкви, в которой содержатся назидания и поучения святых отцов, но и выдающаяся красота русского слова в полном его духовном содержании.

Но и к этой информации нужно быть готовым. Прочитав единожды его книги, мы не сразу способны понять их, поэтому и просим помощи у Господа, чтобы открыл Он наши «подлинные глаза» для лучшего понимания этих знаний.


Ещё раз о Священном писании. Только ясное понимание Священного писания открывает нам подлинный смысл земной жизни человека.

Через чтение Священного писания мы вступаем в общение с самим Господом. Один современный служитель Церкви нашей в пастырском наставлении своим прихожанам о том, как должно читать Новый Завет, говорит: «Приими сию священную Книгу как дар, посланный тебе с небес от самого Господа. При чтении не забывай, что ты видишь самого Господа, разговаривающего и действующего перед тобою со св. апостолами во св. Евангелии, Деяниях и Посланиях апостольских». Вот настоящее отношение человека к Слову «вечному и живому»9.

Тот же источник говорит, что Священное писание, написанное по внушению Духа Божия, и понято может быть лишь при содействии Святого Духа, а, чтобы удостоиться этой благодати, надо иметь младенчески доверчивое сердце. Вспомним слова Спасителя: «Славлю Тебя, отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие (тайны царствия Божия) от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25), и с детским доверием будем читать Слово Божие как послание Небесного Отца нашего к нам.

Это ещё раз подтверждает тот факт, что через пост и молитву, то есть при содействии Святого Духа, нам будет понятна информация, изложенная в Священном писании.

Грешный я человек: ни того, ни другого не соблюдаю!

Значит, все новые знания уже сокрыты в старых источниках, в Евангелии информация зашифрована с глубоким особым смыслом. Там весь светоч сокрыт, там вся истина изложена.