Вы здесь

Дневник мирянина. Начало духовной жизни (В. И. Чижиков)

Начало духовной жизни

В 2003 году пришлось мне волею судьбы побывать в городе Пятигорске Ставропольского края.

Кавказ покоряет своей могучей красотой и величественностью горных хребтов. Красивые пейзажи этих мест наполняют душу восторгом, эта красота поистине завораживает.

Территория Кавказа когда-то давным-давно была дном мирового океана Тетис, которое затем подверглось сильнейшему сжатию земной коры. Есть теория, гласящая о том, что в настоящее время горы продолжают расти со скоростью 10—13 мм/год. Но нам от этого, как говорится, «ни жарко ни холодно». Пока нас это не интересует.

Как правило, мы не вникаем и не интересуемся в силу своего безразличия. Не видим красоту величия Кавказа. А возможно, состояние окружающей нас природы зависит от нашего внутреннего состояния! Окружающий нас мир мы можем познавать благодаря нашему физическому телу, а мир внутренний (невидимый внешним зрением) – с помощью зрения духовного. Дабы спастись нам от состояния греховного.

Поднимаясь на гору Машук, испытываешь легкое напряжение, связанное с физической нагрузкой, а потом открывается прекрасный вид на пятигорье Бештау, в честь которой и назван город.

Не оставили мы без внимания и озеро Провал, расположенное в пещере на южном склоне этой горы. И на дне этой конусообразной воронки находится озеро минеральной воды чистого голубого цвета. Голубой цвет воде придают содержащиеся в ней сероводород и особые бактерии. Над озером расположена икона Целителя Пантелеймона. Специфичность запаха такой воды вы все знаете.

Промочив ноги в ручейке, который стекает уже при выходе из Провала, задумываешься – в чем же сила лечебной воды? Думается мне, что сила её в свойствах и в той информации, которую накопила вода. Проходя через различные горные породы, подвергаясь температурным изменениям и воздействию всевозможных энергетических полей, вода приобретает эту особую лечебную структуру.

Видимо, употребляя такую воду, мы помогаем нашему организму выводить все инородные вещества, менять свойства нашего организма. Есть польза иногда от этого туризма.

Часто недооценивая полезность воды и тот факт, что вода – сильный накопитель информации, мы беспечно относимся к этому Божьему дару.


Начало наша духовная жизнь берет от крещения. Которое, кстати, имеет связь с водой, ведь при этом таинстве происходит погружение в воду. Мы открываемся духовному небосводу.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Действительно, вода – начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произошли все живые существа. Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водой, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Смысл здесь не сложный. Но есть условия и правила. Они будут нам мостом.

Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения человека: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых (Ин. 3:16, Ин. 5:24) и покаяние перед Богом в своих грехах (Мк. 1:15, Мф. 18:3, Деян. 3:19).

Анализируя прочитанное у святых отцов о духовной жизни, можно сделать следующий вывод.

Духовная жизнь, целью которой является соединение с Богом, начинается с осознания своей греховности. Именно осознание себя греховным по сравнению с Господом нашим Иисусом Христом.

Это первый шаг в области духовного развития. Через это осознание затем и происходит покаяние, которое имеет огромную силу в деле спасения души. Без этой добродетели невозможно духовно вырасти! Не начитанность или одухотворенность есть отправная точка, а изменение себя через это осознание. Молитва к Богу даст нам понимание. Если она систематическая, то уходит в наше подсознание.

Самое трудное – это увидеть свою поврежденность. А увидеть эту поврежденность можно, наложив свою жизнь на эталон жизненный, который есть заповеди Христовы. Вопрос для нас самый главный – как научиться жить по заповедям Христовым?

Этот вопрос должен задать себе истинный православный христианин. Начнем мы с этого духовный серпантин.

Видение своей греховности есть также плод молитвы, особенно молитвы Иисусовой.

Также следствием молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращение в плач. Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страха суда и осуждения.7

Важно понимать, что внешняя церковность без понуждения себя к соблюдению заповедей приводит к самомнению и тщеславию. Церковность нам нужна как средство для приобретения любви к Богу. Это инструменты к нашему с Ним диалогу.

У святых отцов сказано, что, не имея этого осознания, горды мы в лице Господа. Отсечём от себя мнение о своей праведности. Потому что не праведны, а окутаны грехами и весьма повреждены.

Поэтому сначала дело внутреннее, а потом уже внешнее.

И когда человек соразмеряет заповеди Христовы со своими силами, то такие правила первоначально могут показаться ему совершенно неподъёмными.

Но в искренней молитве Господь даёт силу для их исполнения.

С соблюдением заповедей мы удаляем от себя личные грехи и порождающие их страсти. Мы формируем у себя настоящее смирение. И если мы соблюдаем заповеди, то у нас появляется возможность достичь подлинной святости. Соблюдая эти заповеди, мы спасаем себя, мы видим истинное свое содержание. И если эти заповеди дал сам Бог, то через исполнение их мы приближаемся к нему.

Должно нам родиться свыше. А рождение свыше происходит одновременно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой во внутреннем содержании жизни человека.

То есть изменение содержания человека (его характера и мировоззрения) через обращение к Творцу это и есть перерождение. Потом и продвижение к Нему, и объединение.

Вывод

Духовная жизнь берет начало с видения своих грехов, далее, когда мы приобретаем способность видеть свои грехи, мы начинаем меняться. Потом правильное рассуждение и соблюдение заповедей Христовых. Изменение себя и своего характера нужно, чтобы жить по этим заповедям. Молитва со вниманием, покаянием и сокрушением сердца даёт прекрасную возможность к изменению самого себя. В молитве не нужно просить земного (человеческого), а просить следует об изменении своего характера, о том, как научиться жить по Христовым заповедям. «Господи, дай мне сил увидеть мои грехи и научиться жить по заповедям Твоим». Вот начало духовной жизни!