Вы здесь

Дневник мирянина. Моя встреча с батюшкой (В. И. Чижиков)

Моя встреча с батюшкой

В этой главе хочу поделиться с вами одной историей, которая особенно пробудила во мне интерес к духовному.

В Подмосковье, куда мы часто ездили, был у нас дачный домик. Дома и участки там различной формы и конституции, где-то деревянные, а где-то кирпичные, ухоженные и не очень. А природа, как говорится, «глаз радуется».

Деревня наша растянута домами большими и малыми, и, как это обычно бывает, окружают её поля и леса. На улице, за домишками, в двадцати метрах раскинулось довольно крупное озеро, на другой стороне которого, вдали виднеются церковные купола. И в озере этом они отражаются, как в зеркалах. Лужайка перед домом внимание тоже привлекла.

В тёплое время года, чаще в выходные дни, мы приезжали на дачу. Ведь за городом атмосфера для отдыха весьма благоприятна. Хоть часто в «пробках» мы стояли, что было неприятно.

Так вот, в этом Подмосковье в храме нашем встретился мне добрейший человек. С вашего позволения буду называть его батюшкой. Этот священник моё внимание привлёк.

Что касается его внешнего вида, то можно отметить следующее: высокого роста, весь седой, лицо открытое, свежее, даже можно сказать – молодое, несмотря на седину, коротко подстриженная борода, глаза серо-голубые. Жил он со своей семьёй на территории храма, и дети его были глубоко воцерковленные.

Ощущался в нем некий магнетизм и какая-то внутренняя сила, и в то же время простота. А глаза всегда источали доброту глубокую и любовь чистую. Речь батюшки была живая, чистая и наполнена набожностью.

Дом их из красного кирпича в два этажа часто был посещаем людьми. Людьми, у которых были недуги различного характера.

Сначала мы с ним редко общались, а спустя какое-то время стали чаще, и не только на исповеди.

Во многие выходные дни встречались мы, в общем, получилось так, что потребность у меня возникла в общении с ним, и был он весьма интересен мне во многом.

В воскресной школе при храме мы собирались по выходным и вели диалоги разные на темы духовные. Это двухкомнатный деревянный дом, внешне простой, зато уютный внутри. Всё просто, чисто и как-то по-доброму. Там были иконы святых, стол и стулья, телевизор и различная утварь. Под окном аккуратно сложен инвентарь.

Иногда смотрели фильмы о жизни подвижников русской церкви, пили чай и обсуждали отдельные моменты духовной жизни в миру. Порой для себя я записывал на диктофон эту информацию, а потом анализировал её. Батюшка располагал к себе, был внимателен и отвечал на все вопросы. Как правило, людей там было немного, пять—шесть человек. Для мысли был всегда разбег.

Я заранее готовил вопросы о наболевшем, о семейных делах и работе. И запись вёл в своём блокноте. Батюшка давал советы, используя свой духовно-нравственный опыт.

Советы его были интересны и необычны, и думаю, что давал он их часто не от себя, а по высказываниям святых отцов. Как много там росло цветов под звон величественных колоколов.

Несколько раз пришлось мне бывать у него и дома. После таких посещений вел я записи, анализируя услышанное, порой мне непонятное и даже невероятное.

В его комнате в правом углу висели иконы Спасителя, Богородицы и многих святых, тлела лампада, иногда играла церковная музыка, на комоде – молитвослов и рабочая тетрадь, на полках различные книги религиозного характера.

Жил он просто, просто и одевался: работы по хозяйству, огород и молитвенные правила были сутью его жизни.

Образ жизни батюшка старался вести уединенный, но частые гости со многими недугами стремились в его дом. Поэтому уединенности этой было максимум два-три часа в день.

Из наших бесед могу вспомнить следующее. Как-то пришел я к батюшке, а он мне с порога:

– Ну что, родимый, опять ты в наших краях, тяжело вам, городским, в этой суете кружиться.

И так он по-доброму смотрит, что хочется быть всегда с ним.

А я ему в ответ:

– Здравствуйте, батюшка, да, выбрался на выходные, рад снова вас видеть.

Он обнимает, улыбается и говорит:

– Ну, заходи, рассказывай, что привело тебя ко мне.

По внутреннему своему желанию мне было интересно с ним общаться. А может, даже и спасаться! Разговаривали с ним в основном о духовном, он мне рассказывал, как праведно жить в миру и найти истинную христианскую дорогу. Запомнились мне такие мысли его, которые и изложу ниже.

– Молитвой и постом спасай себя, это самое действенное средство в борьбе с грехами и многими недугами, молитва очищает, а пост сдерживает. Внимай каждому слову в молитве, представляй сущность текста молитвы.

– Упади на колени, смирись через молитву чистую. Молитву покаянную. И покроешься огнем любви Его. Ох и возрадуется душа твоя!

Не единожды повторял он мне, что мало что можем без Бога. И Господом определена наша судьба. Управлять судьбой можем, да не мы, а лишь Бог, пробудившийся в нас.

Мало думал батюшка о материальном, все больше интересовала его духовная сторона. Про благополучие говорил – довольствуйся тем, что есть.


Как хорошо утреннее лето в деревне! Сияние росы, свежий воздух и пение птиц создают прекрасное настроение. Хвала Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, и украшающему поля золотом колосьев, а души – радостью созерцания этого! Если внутренний мир прекрасен, то и внешний воспринимаешь по-иному. Духовная жизнь делает наш мир другим, чтение книг и жизнь по заповедям обоготворяет наш внутренний мир благодатным светом.

У святых отцов сказано, что духовная жизнь начинается покаянием и осознанием своего духовного и нравственного несовершенства, признанием своей греховности.

Так и батюшка на вопрос о том, с чего начинается духовная жизнь, ответил:

С умения видеть свои недостатки, то есть на первом этапе необходимо научиться увидеть свою поврежденность, а потом уже и грехи. Не искать чудес и мечтательных видений, а именно научиться видеть: гордыню, ревность, зависть, высокомерие, гнев, осуждение, тщеславие и т. д. Если сможешь увидеть эти грехи, а потом и каяться, и исправлять себя, тогда, можно сказать, ты на первой ступеньке духовной жизни.

И у Бога прежде всего проси: «Господи, даруй мне видеть мои прегрешения». Ты увидишь их, если будешь просить об этом. Покаяние тебе – да будет в помощь. Посмотришь на себя через заповеди Христовы, и стыдно становится перед Богом.

«Исповеданием решительным и искренним согрешений наших, нашего падения, нашего бедственного состояния войдем в покаяние и спасение. Покаяние – врата к Богу»6.


Ещё он говорил, что мы сами отягощаем развитие в нас духовного человека: объедением, пьянством и мирской суетой. Избегай этого хотя бы на периоды постных дней.

О полезности коллективной молитвы говорил. Ходи в храм и не стой там «столбом», а молись внутри себя. Если не знаешь православных молитв, тогда твори Иисусову молитву. Там Христос есть, потому что люди собираются во имя Его. Такие хождения пробуждают нашего внутреннего человека и духовно сближают людей. И при этом находи время для домашней молитвы, основанной на посте.

При чтении святых отцов, советовал Серафим Роуз, делай записи в свой блокнот. Многое в голове сначала не удержишь, поэтому записывай избранные мысли в свой дневник.

Часто батюшка рекомендовал мне читать Евангелие. Говорил, там все сокрыто для нас, просто не научились еще видеть главного. Нужно уметь проникнуться заповедями Христовыми, ведь они суть жизни нашей, они как пламенеющий огонь.

Я, бывало, начинал ему про психологию и всякие энергетические воздействия, а он мне свое – пойми, в молитве сердечной вся сила. Многие недуги она победила.

Люди в деревне любили его и верили ему. Мне тоже всегда было комфортно с этим человеком. Чувствовалась в нем особая духовная самоуглубленность и огромная начитанность. Когда разговаривал с ним, и он давал различные советы, то ощущал, что именно для меня они, эти советы, именно мне предназначаются, я сердцем это чувствовал. Вот она и психотерапия.

Слышал потом, что многие люди к нему приезжали за советом из других городов, даже из-за границы, и помог он многим. И одиноким, и убогим.


В иной раз общение наше имело другой характер. Мы говорили о том, как много сил придают акафисты.

Чтение акафиста, хотя бы и по соглашению или даже в одиночку, в любом случае окрыляет душу и насыщает её светом. Становится человек духовно согретым. Это благодатное словесное молоко, это сладчайший мёд, это цветущий сад. Это чтение не тяжко, а полезно для нас, оно лечит. Читай акафисты для приобретения любви в душе, и вознесут тебя ангелы к престолу Отца Небесного.

Много назидательных речей он мне говорил, но все больше опираясь на Священные Писания.

Как-то спросил я его, как же нам, городским, гармонично жить? Батюшка отвечал не сразу, вообще, он всегда не спешил с ответом.

– Живите по заповедям – вот и все. Кто крепок духом, пусть посты соблюдает и молитвы утренние и вечерние читает. Молись за себя и за других людей, и за всю нашу страну. И еще помни, что только чистые сердцем Бога узрят. Будь проявлением света, нежели тьмы. Через дела свои проявляй свет. Не обманывай других и, главное, не обманывай себя, если начнешь обманывать себя, то и направление к Богу можешь потерять.

А я ему:

– Да как же по ним жить-то, по этим заповедям, ведь в жизни столько много хитросплетений.

Он отвечал:

– Попробуй жить по ним сначала в малом, и эти жизненные, как ты сказал хитросплетения, покажутся тебе лишь фоном. Опирайся во всем на любовь и прощение. Даже психология твоя – это, конечно, хорошая наука, но она ведь главному-то не учит.

Еще батюшка сказал:

– Ищи во всем волю всевышнего и стремись к любви. Не обижай никого и не осуждай, это может вернуться к тебе же. Все мы, как океан, все соприкасаемся, тронешь одного человека в одном месте, а в другом конце мира отдается. Все мы едины, особенно близки к нам родственники наши. Поэтому следи за собой, за своими мыслями и поступками.

В глубоком изумлении я часто напряженно слушал его. И в то же время всегда ощущал сильную наклонность веры в него и в его убеждения. Поражала меня доброта его сердца, теплота слов и открытость души.

Чаще у меня к нему были вопросы личного характера, в которые, думается мне, нет смысла посвящать читателя. Многое исполнялось в его предсказаниях, но были и неточности.


Часто люди к нему обращались за советом, видимо, помощь его была действенной.

Однажды заговорили мы про энергии различные. А он говорит:

– Божественная любовь это есть энергия жизни для души человеческой, и она подобно золотому песку.

Относительно правил питания батюшка считал, что особенно плохо есть на ночь перед сном, за несколько часов до сна лучше вообще ничего не сеть, воду пить можно, пусть молитва будет тебе едой. И это будет благотворно влиять на твое состояние утром.

Насчет занятий спортом он заметил, что это, конечно, полезно для тела, но для души есть другой инструмент развития. Спорт хорош в молодом возрасте, а потом, в летах, его лучше заменять физическим трудом. И полезен он лишь отчасти. Как средство против лености и другой напасти.

Эти добродетели скорее нужны для тела, они гармонизируют его. Но так как тело имеет определенную связь с душой, точнее оно – тело – лишь небольшая часть души, то значит, эти нагрузки частично сказываются и на душе. Часто они дают нам возможность пробуждения от рутинной повседневности, если таковая имеет место быть.

В большей степени призывал он стремиться к любви Божественной, смирением и кротостью украшать себя чаще. Воздерживаться от празднословия, не тратить на это силы, а если есть время, то лучше поработать физически с молитвой внутренней.

Огород он сильно любил свой и говорил: «Люби землю, по которой ходишь, она кормит нас и жизнь нам дает. Работая с землёю, ты меняешь восприятие мира». Как это ни странно, но батюшка утверждал, что через такие работы на земле люди умнеют и приобретают особое состояние.

Часто он перечитывал житие преподобного Серафима Саровского, эта книга была у него настольной, и меня многому поучал из неё. О стяжании духа мирного рассказывал и о том, что это стяжание спасает не только тебя, но и тысячи душ вокруг тебя.


Часто мы говорили о молитве, и батюшка так передавал опыт святых отцов.


Начинай молитву, примирившись внутри себя со всеми. Попроси мысленно прощения у всей половины мужского и всей половины женского рода, и сам всех прости. Не держи внутри зла ни на кого. Можешь даже сказать так: «Я прошу прошения у всех тех людей, которых я обидел, унизил, оскорбил. Прости меня, Господи». И далее: «Я прошу прошения у всей половины мужского рода, я прошу прощения у всей половины женского рода», «Я прощаю всех, я прощаю всем. Я не держу никого зла», «Господи, прости всех тех, кто обижал меня». Не должно быть внутри тебя обид!

Затем приступай к молитве неспешно, но со вниманием и благоговением. Очень полезно совершать утреннее и вечернее правило. Многое приобретешь в этом упражнении!

Во время молитвы не рекомендуется что-либо воображать. Сконцентрируй свой ум, внимание на словах молитвы, каждое слово должно проходить сквозь ум. Ум должен как бы плавать в словах молитвы.

Враг наш невидимый подбрасывает нам мысли и воспоминания. Отгоняй от себя эти заботы мирские во время молитвы. Сосредоточься на словах молитвы! Каждый раз возвращай свой ум в слова молитвы. Он начинает блуждать в мирских заботах, а ты его возвращай снова и снова.

Молитва, по словам святых, – матерь всех добродетелей. Молитва вводит в нашу душу любовь, любовь к Богу и ближнему.

Вообще выучить полезно для тебя хотя бы начальные молитвы: «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры», псалмы 50 и 90, и это уже будет хорошо для души человеческой.

Затем от словесной прибегай к внутренней молитве ума и сердца. Но это не сразу, могут годы пройти.

Ссылаясь на святых, батюшка говорил, что молитва ума выше молитвы языка, это не мной придумано. Святые пишут, что когда мы произносим молитву языком и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.

Потом уже возможна самодвижущаяся молитва, которая происходит в тебе независимо от внешней жизни. Святой Нил Подвижник говорит в «Добротолюбии»: «Блажен тот ум, который достиг того, чтобы молиться без образов Христу, без форм».

Никаких образов. Ум твой должен сойти в сердце твоё. Убери преграды на этом пути. А преграды эти есть воображение и формы. Образы – гони, дабы не прельститься, а ум должен плавать в словах молитвы. С молитвой мы сильней на поле битвы.

Ещё другой случай вспоминаю из наших бесед. Зашла речь однажды о том, как правильно поступать с обидчиками нашими и вообще проходить болевые моменты. На это батюшка говорил мне: «Прощай и молись за обидчиков своих. Нам Господь их посылает для спасения душ наших и проверяет нашу реакцию. Ещё можно поставить свечу в храме о спасении и здравии души раба Божьего (обидчика твоего). Ставя свечку, именно подразумевай спасение души обидевшего, не думай об ином. Спасая душу его, ты и сам спасешься. Поэтому внутри себя прощай и не держи ни на кого зла. Часто нас обижают по причине гордыни, накопившейся в нас самих. Прощай от сердца обидчиков своих!»

Используя этот метод на практике, я действительно убедился в его действенности. Так, однажды поставил свечу о здравии одной знакомой мне женщины, с которой назревала конфликтная ситуация, и общаясь с ней на следующий день, узнал, что у неё в тот день начались сильные головные боли, как будто упадок сил произошел.

Были и другие похожие случаи, вплоть до коренных изменений в судьбе человека. Изменения эти могут быть не всегда приятными, даже скорее наоборот – болезненными.

Из этого сделал я для себя вывод, что чаще надо Бога молить именно за наших обидчиков, это как знак прощения и любви к ним. Через такие моления мы формируем импульс любви у себя и в конечном итоге спасаем самих себя.

Один раз зашел наш разговор о принципах гармоничной жизни. Я спросил у старца:

– Вроде бы даны заповеди, а порой не всегда получается их выполнять, и как же нам жить в миру, миру конфликтном и порой опасном?

Батюшка отвечал мне:

– Необходимо нам иметь энергию любви божественной, без этой энергии сложно быть успешным и гармоничным, а в случае потери ее восполнять энергетический баланс своего существа. Эта энергия есть любовь, любовь к Тому, который нас создал, к Богу.

Возможно, трудно любить Того, которого не видел, но если мы есть здесь на планете, живем и дышим, то значит, кто-то же нас создал, и нет у меня сомнения, что этот кто-то и есть Бог. Слишком много доказательств существования Его.

Я спрашивал его, разве у человека изначально недостаточно этой энергии-любви? Он, подумав и как будто бы смотря в сторону, отвечал, что в детстве её много, но потом человек растрачивает ее различными заботами и неправильным образом жизни. Греховностью своей не собирает её, а расточает!

На вопрос, как же нам приобрести эту любовь, батюшка отвечал, что приобретается она различными способами, но эффективнее всего постом и молитвой, и конечно же соблюдением заповедей Христовых.

И если мы должным образом приготовились к молитве, а подготовка это есть пост, то на такой молитве исполняемся света и радости.

Говорю ему:

– Только ли этим? Если, например, человек занимается спортом или много работает, то он не накапливает любовь, что ли?

Батюшка с легкой улыбкой отвечает:

– Накапливает, конечно, но гораздо меньше. Да и разное это.

Как же достигается максимально возможный уровень накопления любви? Он как будто ждал моего вопроса и сразу ответил:

– Через умение проходить боль душевную, если тебя сильно обидели, а ты простил обидчика своего, то в таком случае и будет у тебя самый высокий уровень любви.

Если по глупости людской получилось у тебя потерять эту любовь, то спеши быстрее её снова приобрести, потому что без любви никуда. Без любви мы как рыбы без воды.


После нашего разговор я долго думал, неужели любовь это есть объемная величина и её можно терять или приобретать. Видимо, можно, хотя способность любить в нас заложена изначально, просто мы не развиваем её должным образом, хотя проявление заботы о ближнем своем и другие благодатные действия и есть формы этой способности.

Неужели Христос осознанно, добровольно пострадал и простил всех нас, чтобы приобрести масштабный уровень любви! Нет, скорее всего, чтобы спасти нас через эти страдания.

Меня в то время занимали вопросы психологии, можно даже сказать, была какая-то внутренняя тяга к психологическим воззрениям и не оставлял в покое вопрос – как правильно реагировать, когда тебя обижают?

Было два варианта решения конфликтной ситуации. Первый – путь религиозного направления, в котором говорилось, что нужно смириться и простить обидчика. Этот путь предполагал полное внутреннее и внешнее смирение, и, по сути, это означало уход от конфликта. Второй вариант, психологической направленности, подразумевавший внутренне хоть минимальное добродушие при внешнем отпоре и воспитании обидчика. Этот путь сочетает в себе два состояния сознания.

Мне было непонятно, какой из этих путей правильный.

С этим вопросом я и подошёл к батюшке, ответ получил не сразу, и был он таков:

– Как ты считаешь, кто ближе к Богу: тот, которого обидели, и он ушел, мысленно молясь за обидчика, или тот, которого унизили, а он начал воспитывать и навязывать свою точку зрения обидчику? Воспитывать или не воспитывать?

Я затруднялся с ответом, но всё-таки сказал:

– Мне кажется, минимальное воспитание должно быть, и при этом помолиться неплохо за обидчика своего.

– А ты уверен, – сказал на это батюшка, – что твое воспитание будет корректным и истинным? Сможешь ли ты увидеть всю картину конфликта в целом и понять причины её за короткий срок? Более высокий уровень развития души говорит о том, что нельзя навязывать свое мнение. Можно только рекомендовать.

Опыт святых отцов говорит, что в таких случаях – прощение и смирение будут тебе помощниками.

Я ему ответил, что в таком случае может сформироваться обида на самого себя.

Он лишь ответил, что «глубокое прощение излечит обиды. Если ты излучаешь любовь, тебя мало кто обидит. Любое воспитание другого человека предполагает защиту самого себя, а перед Богом мы все беззащитны.

Батюшка-то наш Серафим не стал в лесу побивать разбойников своих, хотя и был у него топор с собой. Но это другой уровень спасения, пока не каждому из нас подвластный».


Только спустя несколько лет ко мне пришло ясное понимание его высказываний. Нам необходимо формировать у себя устремленность накапливать или, можно сказать по-другому, приобретать любовь к Богу Имея некий запас этой энергии, мы сможем проходить болевые случаи своей жизни, а если у нас нет этой любви, тогда появляется уныние и озлобление. Этот вывод потом подтвердился и в различных источниках психологической и духовной направленности.


Как-то батюшка мне поведал, что он наперед видит некоторые события и ощущает их даже физически, и вспомнил случай из своей молодости:

«Чувствовал я боль в области сердца, и внутренний голос подсказывал, что это связано с обидой на близкого человека. В то время у меня назревал конфликт с женой по каким-то бытовым вопросам.

И начал я мысленно молиться за свою жену, чтобы Господь простил её за то, что она обижает меня, и дал нам возможность увидеть друг в друге Божественное начало. Молился недолго, иду по дороге из магазина и всё это проговариваю про себя. Прихожу домой, а жена с радостной улыбкой целует меня и говорит – мы мало проводим время вместе.

С тех пор пришло понимание ко мне того, что боль в различных частях тела бывает связана с различными предстоящими или прошедшими событиями».


Еще один случай вспоминаю, батюшка говорил, что у его знакомой болели суставы на ногах. И помолившись за нее, он узнал, что боль отпустила её. И порекомендовал ей простить всех обидчиков своих и близких. Значит, эти боли были связаны с обидами на других людей.

После этого я действительно сильно уверовал в силу прощения. И сделал для себя определенный вывод о том, что всегда нам надо прощать обидчиков наших. Важно научиться прощать, и это порой весьма сложно для нас, потому что сначала нужно полюбить обидчика своего, как бы перебороть себя, измениться внутри.

Еще он мне поведал, что частые случаи, связанные с медицинским химическим вмешательством, могут быть заменены психоэмоциональной работой человека самим над собой, и это будет неким предупреждением возникновения болезни. Но это важно делать на ранней стадии, так сказать, по первым «сигнальчикам». Даже мысли свои пресекай моментально. Чуть что появилось дурное, сразу же молитвой её: «Господи, прости и помилуй».

Об образе жизни мы с ним часто говорили: нельзя есть от сытости, нельзя спать от пересыпания, лучше мясное заменять рыбным, употреблять овощи, фрукты и другую легкоусвояемую пищу.

Спать мужчине оптимально четыре-пять часов. Если спишь семь часов и более, уже идет послабление души человеческой и падение тонкой энергетики. Нельзя спать по принуждению, лишь по сильной потребности. Если молитвенное настроение, телесное воздержание и сон четыре часа, в таком случае душа расцветает и исполняется благодати небесной. По словам Иоанна Лествичника: «Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу».

Чревоугодие – именно оно, частое переедание разжигает в нас плотские желания. Неутомимость этих желаний часто неподконтрольна нам. И они, эти желания, потом перерастают в тягу к противоположному полу, усиливая сексуальное желание. Одна плотская страсть перерастает в другую! И такие частые переедания и сексуальные контакты способствуют падению души человеческой.

«За внешний вид свой сильно не тревожься, потому что эта внешняя красота не имеет особой силы, любовь к Богу для нас дороже внешней красоты, – говорил батюшка. – Следи больше за внутренним содержанием, а одевайся просто, чисто и опрятно».


Был у нас и разговор о том, что мы часто молимся, не думая о словах молитвы, а ум наш блуждает где-то далеко. Внимать нужно словам молитвы и держать ум свой в Боге.

Где же внимания нам этого отыскать? Когда тяжело удержать внимание свое в молитве, тогда думай о солнце. Бог подобен солнцу. Положительно можно признать, что душа наша испытает новую фазу в эти минуты. Фазу обновления и преображения. Утолит душа жажду через молитву чистую. Земная жизнь на минуты сменится небесной.


Батюшка очень любил свой огород и сад, и часами мог ковыряться в земле. Казалось, что он с благоговением относился к земле, и чувствовалось особенное уважение к этому Божьему дару. Он любил землю по-своему, какой-то благодарственной любовью. Грядки все у него были ухожены, перекопаны, ровные и без сорняков. И в теплице он мне как-то показывал плоды своих трудов.

О земле он говорил, что все мы вышли из неё и вернемся к ней, земля нас кормит, по-настоящему кормит, именно чистой едой без консервантов и биодобавок. Она велика и чувствительна и реагирует на состояние людей. Работай часто на земле и испытаешь незримую благодать. Благодать вроде бы невидимую, но действенную. Это как ответная реакция организма, который породил тебя. Возможно, Бог дал нам душу, а земля материю.

Потом многое мы начинаем понимать и в то же время не всегда осознаем причины различных ударов судьбы или, например, агрессивного поведения по отношению к нам.

Как же быстро может нас ударить от скопившейся гордыни в существе нашем внешняя среда через людей или иные события. Значит, надо стараться реагировать уже на мелкие события и принимать меры. Меры по спасению самого себя!

Как-то я спросил батюшку, как он отличает голос Господень от голоса лукавого. Ответ был: «Внутренним чувством».

Не хочу домысливать и додумывать буду потом, но многие высказывания батюшки, которые впитало мое сознание, мне показались глубоко важными. Важными именно в смысле передачи нам своего опыта гармоничной и чистой жизни в мирских условиях.

О разных Богосозерцаниях он поведал мне, но сам потом говорил: «Возможно, истину видел, а возможно, и нет, не хочу тешить себя этими образами, и ты не фантазируй».


Приезжая в деревню, мы, как правило, время проводили беззаботно, наслаждаясь отдыхом и отрешенностью от городской суеты.

Как красива природа нашей подмосковной деревни! Иногда прогуливаясь вдоль озера, наблюдаешь простоту и естественность русской природы. Березы свисают своими «руками-ветками», нежно лаская водную гладь. Озеро спокойно и безупречно, подобно зеркалу, в котором отражаются купола храма, и не понимаешь, где верх, а где низ. Воздух, пение птиц, легкий шум деревенской самобытности…


И снова к моему духовнику. Ведь содержание моего повествования заключено в этих столь интересных для меня беседах. А беседы продолжались с периодичностью в месяц, и старался я их записывать на диктофон или в блокнот для дальнейшего переосмысления.


Вот, например, июль 2004 года. Летний дождливый день. В комнате немного душно, запах свечей и ладана. Из той беседы мне запомнились его слова: «Соблюдая каноны церкви, мы создаем кусочек себя в не проявленном мире.

Для созидания и творения во имя любви мы находимся в проявленном мире, на планете Земля. Один из объектов не проявленного – это Царствие Божье, хотя это Царствие, скорее, есть состояние души человеческой. Это не призрачное, а весьма реальное состояние. Мы можем и способны достигнуть его».

Прямо-таки какое-то разделение на два мира, подумалось мне.


Август этого же года. Дождь на улице льет весь день.

Батюшка с неким благоговением рассказывал мне про чтение акафистов различных.

«Как будто бы крылья вырастают, когда читаешь акафист. Благодать голоса усиливается и приобретает усладу, чистоту, величие и любовь. Каждый акафист дает крылья нашей душе, благодаря которым мы устремляемся к Создавшему нас.

Понять это может лишь прикоснувшийся к такому Божественному явлению. Только через личный контакт возможно познать Творца».

Октябрь этого же года. Другая беседа. Относительно защитников наших можно вспомнить про Ангела Господня, приставленного к нам.

«Ангел подобен посреднику между проявленным и не проявленным миром. Он защищает нас, часто не хотящих слышать голос его. Голос истинного спасения!»


Снежный январь другого года. Солнце, лёгкий мороз, дымки из избушек тянутся в бесконечность. С трепетом захожу к нему в гости.

О любви зашёл наш диалог. Существуют разные виды любви. Самая важная это – жертвенная любовь. Что есть эта любовь? Это полная жертва собой ради другого: своими принципами, идеалами и убеждениями. Это примерно как любить врагов своих и сохранить любовь даже в моменты боли.

Как развивать жертвенную любовь? Уменьшать потребительство. Даже просто переедание – это уже потребительство. Поэтому именно пост развивает жертвенную любовь. Борись с эгоизмом. Сначала мы работаем над телесным воздержанием, потом уже, спустя время, воспитываем привычки свои и преодолеваем душевную боль.


Следующая встреча снова зимой, спустя несколько лет.

Когда заговорили мы с ним о молитвах и самом подходе к совершению этой благодетели, то батюшка опять ссылался на святых отцов.

«Первое, что нужно сделать перед молитвой, это мысленно попросить у всех прощения. И самому всех искренне простить. Примириться внутри себя с теми, кого мы обижали и кто нас обижал. То есть вспомнить и снять обиды. Без этого не следует молиться.

Второе. Молитва должна совершаться со вниманием. Внимание есть основа любой молитвы. Если ум будет блуждать в мирских заботах, то молитва не будет иметь надлежащей силы. Поэтому важна концентрация мысленных усилий именно на произносимой молитве.

И третье. Молитва не должна быть потребительской. Молитва нам нужна, чтобы почувствовать Бога и любовь к Нему. Когда молишься, забудь о материальных или телесных ценностях! Мы можем просить о даровании видения грехов наших, об избавлении от всего того, что мешает нам любить Бога (зависти, осуждения, похоти плоти…). Например, «Господи, избави и научи меня не осуждать окружающих меня людей».

Эти три пункта и есть основа молитвенного правила. А подробнее читайте у святых отцов таких, как Игнатий Брянчанинов и Исаак Сирин».


Другой раз, этого же года. В очередной раз с батюшкой мы коснулись христианской жизни. «Самое важное в жизни истинного христианина, – говорил он мне, – это не соблюдение внешних правил, хотя они, конечно, весьма значимы и полезны: пост, молитва и причастие. Но соль именно в соблюдении заповедей Христовых. Именно соблюдение заповедей Христовых и есть основа христианской жизни, именно содержать их внутри себя и выполнять их и есть путь ко спасению. Внешние атрибуты вторичны, содержание христианина определяется умением соблюдать заповеди Христовы».


Из других наставлений, 2015 год. «Своими мыслями мы открываем «окно» в нашем сознании светлой или темной стороне естества нашего. Очень много значат мысли и побуждения наши. Всё начинается с мысли. Только подумал об изобилии еды, о чревоугодии, вот тебе «форточка» для демона этой страсти уже открыта. Он еще не вошел, но она уже открыта. Поел с излишком, он уже с тобой в обнимку сидит. Так и с добродетелями, все рождается с мыслей и побуждений наших. И еще очень важный момент: там, где нет принуждений и побуждений к воздержанию, там нет энергии любви, там нет духовной жизни.

Христос раскрывает нам наш внутренний мир, здесь нет уже жестких десяти заповедей Моисея. Речь уже идет о любви. Любви жертвенной, любви к врагам своим.

И, по сути, все наши грехи – это те раны, которые мы причиняем сами себе осознанно, знаем, что нельзя делать, а делаем, это и есть грех. И ведь Господь дал нам предупреждение в виде своих заповедей, нам лишь остается сделать небольшое усилие. У нас есть карта, а пойти налево или направо, выбор за нами!»


Морозный январь, 2016 год. Кое-что батюшка поведал мне о своих методиках и рассказал об одной из них.

«Когда молитву читаем, как огненный столп от нас к Богу простирается. Христос над головой ярко светит, подобно солнцу! Это солнце пламенеет, когда слышит чистую, истинную молитву. Своим светом этот образ наполняет молящегося и все пространство вокруг него энергией Божественной любви».

Про молитву Иисусову батюшка говорил, что велика сила её. По словам Игнатия Брянчанинова, читать нужно 100 раз подряд со вниманием и благоговением. Для себя я пометил: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» – читать не спеша.

Творя ежедневную молитву, ты приобретаешь связь с Богом, и эта связь, эта нить как будто питает твою душу. Перестаешь её творить, всё сознание человеческое пробуждается, «после полета возвращаешься на землю».

В молитве следует понуждать себя ко вниманию, отгонять посторонние мысли, полностью концентрировать свое внимание на словах молитвы, возвращать к словам молитвы убегающие мысли.

И ведь есть не так сильно хочется, когда ежедневно творишь молитвы.

Физический труд твори, эта добродетель уничтожает гордыню, часто сформированную от безделья. Телесный труд животворит душу. И многие старцы считали, что день для труда, а ночь для молитвы. Весьма действенна ночная молитва. Именно в ней мы прикасаемся к необъяснимому для нас Великому.

И запомни, не получишь добродетели без страдания! Испытаниями и ущемлениями даются они. Вспомни поговорку: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Но в духовной жизни, кроме труда, испытания веры часто даются. Веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Вспомни писание Исаака Сирина: «Насколько преуспевает душа в добродетели, настолько же сильные враги встречают ее. И лишена добродетели та душа, у которой нет борьбы. Ибо добродетель получила имя свое благодаря различным искушениям, через которые она прошла, прославилась и удостоилась венца».


Февраль, 2016 год. Зашла беседа о старцах земли русской. Себя батюшка старцем не считал. И рекомендовал читать Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Крестьянкина.

Рекомендовал также почитать книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые и другие рассказы». Автор ее пишет про монастырскую жизнь, которая не каждому под силу.


Болезни – это следствие греховности нашей. Лечиться нужно в совокупности: лечить душу и лечить тело, но сначала душу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы – всё это сильные лечебники, но и врачей нельзя игнорировать. Так что лечение должно быть комплексное.


Еще о молитвах:

– В молитвах наших разные картинки показывают нам, на которые не стоит прельщаться.

Такое было. Много людей, очень много. Они бегают в разные стороны. Туман, темнота. Гора, кто-то на горе очень нехороший, размахивает кнутом. И только периодически появляется Христос, как яркий луч света, за которым все бегут. Они вопиют к нему: «Не бросай нас, Господи!».

Так оно и в жизни. Мы мечемся, не замечая света!


Когда мы молимся в храме, мы молимся на небесах. Ангелы уже здесь. Вот они рядом – повсюду. Молитва в церкви приближает нас к Богу быстрее.

И запомни, тяжела молитва на последнем издыхании, особенно когда бесы отвлекают мирскими заботами. Но молитва через силу более действенна нежели та, где все благоволит к ней. Молится даже лучше, когда изнемождено тело и думаешь – не могу больше, вот именно в этот момент нужно особенно сильно молиться ко Господу и Пречистой Матери.


Другой раз речь зашла о причащении Святых Христовых Тайн. И были даны такие рекомендации.

«Для приготовления к таинству причастия необходимо всю грязь вымести из своей храмины. Почистить свое тело и благоговейно приготовить его к причащению Святых таинств. «Святая Святым»! Здесь неспроста существует правило трехдневного поста.

Вообще, возьми за правило читать хотя бы по одной главе в день из Святого Евангелия. Это животворит душу нашу и наполняет её незримой благодатью. Как будто свеча внутри загорается!

Еще раз о молитве. Во внимательной и благоговейной молитве мы познаем и чувствуем Бога.

Какое же райское чувство испытываешь во время чистой молитвы к Богу, это благодать из благодатей. Ты обращаешься к Великому и чувствуешь силу любви Его. Она переполняет тебя радостью. Твое тело наполняется высшим светом. Ты на миг становишься сам светильником.

Какая благодать! Дай Бог каждому почувствовать это. Это высшее чувство. Нет его прекрасней. Царствие Божие действительно внутри!

Вникай в каждое слово в молитве и узришь Славу Божию. Каждое слово молитвы ценно. Молиться лучше на коленях. И с каждым таким вниканием сила молитвенного внимания будет уплотняться и усиливаться. Многое сначала не понять в православных молитвах, но молитва действительно работает сильнее, когда вникаешь в суть каждого слова с трепетом.

Молитва очищает наше сознание и сердце. В молитве мы держим ум свой в Боге. И если это действие регулярное, то мы, как в коконе, защищены от грязных помыслов. Господь нас защищает, если мы хоть малое усилие при этом прикладываем. Сами мало что можем без молитвы! Но молитва – это не средство для защиты, а средство для общения с Богом и приобретения в этом общении любви к Нему».


Как-то зашёл наш разговор о заповедях, из которого я вывел для себя следующее.

Десять заповедей Моисея несут общий, но в то же время обязательный характер, а заповеди Христовы толкуют их более подробно, и они направлены на умягчение сердец наших. Заповеди Моисея даны грубому сердцу, они жестки и конкретны, а Христос нас призывает к любви. Но соблюдать нужно обязательно и Моисеевы, и Христовы заповеди! Это подобно инструкции к жизни нашей.

Нам говорят: иди к Богу, иди к свету, а мы своими плотскими земными желаниями душим самих же себя и не внимаем истинному голосу.


Насчет денег в церкви имели мы разговор тоже.

Во-первых, эта жертва как символ отрешенности. Во-вторых – ты ничего не дал церкви! Деньги ты отдаешь Богу, а тот, кто ими пользуется, за это несет ответственность. Нужно ли класть деньги на пожертвование в храме? Да, нужно, ты всё равно не отдаешь последнее. Это маленькая жертва для тебя, но она нужна.

Если собирают деньги истинные дети Церкви Христовой, то они не думают о деньгах. Если же нет, то не мы им судьи. Каждому найдется судья!


Если Царствие Божие внутри нас, то, значит, там и Бог есть, и это значит, что мы своим поведением, своим существом здесь на земле должны увеличить это в себе, то есть максимально проявить Бога в себе. Всегда стремиться к Царствию Божьему. Это и будет стократный плод!


Чтобы понять слова о пустоте мирских благ и пищи тленной, нужно окунуться в религию. Без религии это сложно понять! Религия подразумевает контакт с Божеством. Прикосновение к Божественному открывает понимание, что многое земное-человеческое – ничего не стоит. Лишь чувство любви к Богу дает высшее ощущение! И это является самым драгоценным для нас.


Март, 2016 год. Нельзя прикрываться воцерковленностью и набожностью. Даже эта воцерковленность может закрыть нас от Бога.

Поднимаясь по пути духовного развития, искореняй из себя всякий эгоцентризм. Не растворяйся в мире духовного блаженства. Конечно, так жить легче, читаешь молитвы и блаженствуешь! Про прелесть духовной жизни слышал, наверное. Не прельщайся.

О мирском. Не забывай про практическую сторону жизни. Не ленись в мирских делах, прикрываясь набожностью. Если ты живёшь в семье, значит, у тебя есть ответственность за детей и жену, уделяй внимание и заботу им, помни про помощь родителям. Помогай другим нуждающимся. Не думай только о своем пути. Ибо, помогая и уделяя внимание им, ты тоже устремляешься к Богу, пока это твое послушание.


В преддверии Великого поста мы обсуждали суть поста.

Пост – это не только ограничение в пище, это, прежде всего, воздержание и воспитание себя. Воздержание от злых помыслов, от осуждения, от сквернословия, от хвастовства и т. п.

Хотя без воздержания от пищи очень сложно воздвигнуть добродетели. Пост – это основа добродетелей.

И касательно пищи: если ты не ешь мясо, это не значит, что ты можешь съесть ведро картошки. Здесь принцип общий – не переедания, из-за стола нужно выходить с чувством легкого голода. Ну и конечно же молитва! Пост без молитвы и поклонов не имеет смысла.

Особенно важно в период поста построить жизнь свою в русле соблюдения заповедей Христовых. Даже в мыслях своих не грешить!


Великий пост. Первый день. Видения батюшка мне свои поведал, хотя потом сам говорил, возможно, это и прелесть была. «В общем, стою на молитве и внутренним взором вижу – вверху свет зиждется, поднимаюсь, как будто на лифте, на этот свет, и Ангел Господень показывает мне город ярко-золотой. Может, это и есть одна из обителей, о которых говорил Господь. Говорю ему, укажи мне мои грехи, а Он отвечает: чревоугодие, высокомерие, гордишься и гневаешься по-пустому. Тело не больше одежды, не заботься о нем. Молитвой и постом спасайся! Насчёт энергий Он сказал, что Господь знает, какие энергии тебе открыть.

И ещё одна странная особенность: во время чтения Покаянного канона Андрея Критского в один миг ощутил запах ладана и свечей. Да, такое было».


Ещё такой случай о силе молитве поведал мне батюшка: «Стою я на ночной пасхальной службе, творю про себя молитвы, и всё бы было нормально, до того момента, как я начал читать внутри себя молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог, и расточаться врази его…». У меня начался кашель. Кашель был такой силы, что мне пришлось на время выйти на паперть, обошёл весь храм на улице и затем опять вернулся на службу, и стало уже гораздо легче.

Что это такое было, не совсем понял, но такого кашля у меня в жизни ещё не случалось. Может быть, гордыней пропитал сердце своё или лукавый не отпускал меня. Внове убедился в силе молитвы.

Каждый день мы, как по горе, по спиральной лестнице поднимаемся вверх, к Богу, но можем упасть, и опять мы у подножия этой горы. И опять мы встаем и снова поднимаемся вверх к истинному свету спасения.

Вокруг ангелы летают и лукавый ползает, а мы идём мелкими шажками. Ведь сказано: Царствие Божие силою берётся, и этот род спасется молитвой и постом. Но в то же время мы должны понимать, что пост и молитва – это не самоцель, это средства приобретения любви к Богу».


Другая беседа в марте 2016 года.

– Батюшка, что лежит в основе духовной жизни православного христианина?

– В основе жизни православного христианина лежит самовоспитание и самоограничение через чтение, понимание и выполнение требований священных писаний (Евангелия, Жития святых Отцов).

Основная наша цель – это Христос и стяжания благодати Духа Святого (по словам преподобного Серафима Саровского).

Приобрести благодать Духа Святого и удержать эту благодать до конца дней своих земных – вот задача!


Апрель 2016 года. О духовности.

«Размышляя о духовном продвижении через чтение драгоценных писаний старцев нашей церкви, мы часто начинаем думать, что мы лучше других. Это ошибка!

По мере духовного роста в нас растет некая зацикленность на духовности, мы начинаем ощущать правоту и силу в себе. Так вот это опасность! Не прельщайся, не зря святые отцы часто упоминают о смиренномудрии. Главная сила в любви к Богу. Не упивайся духовностью. Используй эту духовность как помощь в совершении добродетелей. Вспомни первую заповедь Блаженств. По словам святых отцов – не сами добродетели суть, а рожденное от них смирение


В мае этого же года мы снова встречались с ним. Дни уже стояли тёплые, мир зеленью начал насыщаться. И спокойные краски апреля сменились более сочными весенними оттенками. С утра до вечера не умолкает в саду птичий хор. Мы занялись огородом, а потом, как обычно, застолье.

На следующий день сходил к батюшке. Как раз он только картошку посадил.

Пищу для ума и сердца этот прекрасный человек скорее всего черпал из книг святых отцов. И каждый раз напоминал мне про основу духовной жизни: пост и молитву сердечную.

«По утрам и вечерам не менее двадцати минут читай те молитвы, которые знаешь, а затем молитву Иисусову, но все их читай со вниманием и благоговением. А рассеянная молитва – не есть сильная и истинная молитва. Достойная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое внутрь нас есть. И чаще молись как мытарь.

Не служи мамоне, а служи Господу Своему, который говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все приложится, не заботьтесь излишне о том, что вам есть и пить, и во что одеваться».

Порой на молитве одолевают житейские помыслы, так что приходит на ум и вовсе бросить это занятие, как будто бы бесплодное. Всё это от лукавого или от сущности нашей земной. Не слушай его! А помни, что даже минимальное молитвенное правило по утрам и вечерам оградит тебя от падений греховных. Мы делаем это ради Бога, чтобы быть с Богом. Именно в такие моменты нужно принуждать себя к молитве. Непрестанное понуждение себя к молитве лучшее доказательство, что человек хочет быть с Господом, стремится исполнить Его заповеди.

Особенно когда стоишь на службе в храме, не трать напрасно времени. Если не знаешь молитв суточного круга, твори непрестанно со вниманием и благоговением молитву Иисусову».


Также батюшка советовал в отношениях с родными всеми силами стараться сохранить мир (с женой, детьми, родителями, братьями и сестрами), а если расстроишься, то в кратчайшее время попросить прощения и сам их прости. «Быстрей мирись с ними, пока не сформировали вы узел обид и недовольствий. Всё равно потом придётся давать ответ за эти действия.

И самое главное, что должно понимать: пост, молитва, хождения в храм и вообще воцерковление – это только средства и форма, а основная наша задача как православных христиан – измениться, используя эти средства, используя заповеди Христовы для достижения главной цели – приобретения любви к Богу. Это и есть содержание истинного православного христианина».


Обсуждали мы с ним и вопрос касательно материального благополучия. Нужно ли подавлять в себе желание материальных богатств?

На что батюшка мне процитировал слова Иоанна Лествичника: «Сребролюбие есть поклонение идолам. Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1 Тим. 6, 10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.

Вкусивший вышних благ легко презирает земные, не вкусивший же первых радуется о стяжании последних.

Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый сторицею имением и/или дарованиями обогатится, а последний жизнь вечную наследует».


Однажды в преддверии лета, когда земля уже была пропитана солнечным теплом, запомнились мне такие высказывания священника.

«Одна страсть усиливает другую. Значит, нам вредно много есть и много спать. Потому что это убивает в нас любовь к Богу.

Должно быть лёгкое недосыпание и недоедание. Избыток сна и еды создаёт комфорт нашей телесной оболочке, но угнетает Божественное в нас.

Поэтому нельзя любить нам себя. Если вы от Бога, то дайте Духу править! А телесное пусть замолчит.

Этого достаточно, чтобы работать над собой. Дух должен победить плоть, иначе нельзя. Лишь ущемлениями плоти спасёшься. А так решай сам. Мои слова носят рекомендательный характер».


В другой раз во время беседы я задавал ему ранее приготовленные вопросы о целительстве.

Основное для себя записал из этих бесед: «Не нужно немедля бежать к целителю. Боль душевную и телесную следует лечить молитвой и покаянием. Даже лучше помолиться на службе в храме, хоть и сначала это может быть болезненно. А лучше причаститься. Это будет гораздо полезнее для нас.

И вообще, самая главная святыня для нас – это причащение Христовых Таинств. И никакая паломническая поездка не даёт той благодати и Божественной любви, как Таинство причащения. И здесь можно выделить два основных момента:

– подготовка к этому таинству через трехдневный пост;

– подготовительные молитвы и исповедь священнику.

И, наконец, в подготовленный сосуд вливают исцеляющий напиток в виде плоти и крови Христовых. Это гораздо полезней для нашей души, нежели посещение целителей.

Сам Господь в этом Таинстве выступает лечебником нашим.

Нет нам надобности ездить много по святым местам, если мы периодически причащаемся. Оно здесь, в этом месте и в эту минуту совершается, это исцеление от болезней, снедающих нас. Поэтому лечись причащением и спасешься!»


На вопрос о том, как обрести мир в душе, он ответил:

– Цитирую тебе слова святителя Игнатия Брянчанинова: стяжи, то есть приобрети такое расположение души, чтобы тебе быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить её. Зрение грехов есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие.

Надо увидеть свои грехи, покаяться в них и больше не грешить, и через эти действия обретёшь мир душевный.

Спаси, Господи, тебя!»


Многое я узнал от этого замечательного человека, и не только духовной направленности, но и психологической. Результатом духовных исканий и переживаний и явились короткие рассказы, основанные на учении святых отцов.

Вывод

1. Целью настоящего православного христианина является жизнь во Христе. Основная задача – это прибрести благодать Духа святого, вспомним слова преподобного Серафима Саровского, обращенные к иноку: «Стяжи мирный Дух, радость моя».

2. Для достижения этой задачи мы должны иметь любовь к Богу. Всё истинное исходит из любви. Без любви сложно ощутить благодать Духа святого. Эта любовь достигается через соблюдение заповедей Господа нашего Иисуса Христа и проявление любви к ближнему нашему. Если мы не имеем любви к ближнему нашему (будь то родственник, друг или знакомый), то значит, и Бога мы не любим.

3. Соблюдение Христовых заповедей и жизнь во Христе подразумевает под собой самовоспитание, самодисциплину и самоограничение. Здесь используются три добродетели: чтение духовных книг, пост и молитва.

4. Человек имеет выбор. Тот, кто хочет обрести Царствие Небесное, будет жить по Христовым Заповедям. Кто не хочет жить во Христе, тот будет блуждать в потемках.

5. Жить по Евангелию – это постоянная борьба с этим миром. Миром страстей и необузданных желаний. Куда мы гонимся? Где-то что-то вкусное поесть, надеть красивую одежду, приобрести дорогую вещь. Это нас не приближает к Богу, а только привязывает к этому миру.

6. Необходимо системно совершать молитвы, хотя бы немного времени, но каждый день. Потому что это сильное средство приобретения любви Божественной, которая окормляет душу человеческую. Слова молитв и акафистов несут в себе огромную духовную силу, они вымолены веками из уст великих святых. Поэтому необязательно придумывать свои слова, когда всё уже придумано до нас.

Также при молитвенном действии нет нам надобности фантазировать, мечтать и визуализировать различные образы. Ум во время молитвы должен быть чужд мечтательностям и должен погружаться всем своим вниманием в слова молитвы. Если ум сосредоточен на словах молитвы, тогда и видения отпадут. Молитва не для наслаждения, а для приобретения любви к Богу. Такая молитва помогает нам очистить сердце от страстей и добиться сокрушенного духа.

Можно быть монахом и в миру, часто говорил батюшка, если про Бога не забывать!