Предисловие
(и некоторые рассуждения)
Дорогие друзья! В очередной раз берусь вам передать мысли о сокровенном, пребывающем в сердце моем.
Обращаюсь к вам как к друзьям и вижу в этом некоторую надежду на взаимопонимание. Понимание тех вопросов, которые вы встретите на протяжении чтения этого произведения, возможно, не без вдохновения.
Если этому повествованию и можно придать статус книги, то только из-за объёма, а так – это скорее дневник, очерк моих мыслей, и не только моих.
Литературное изложение опущу, буду писать просто, без завихрений, тем более без развлечений.
Сразу сознаюсь, что всё это произведение всецело одностороннее. Нет здесь систематического порядка и последовательности, а во многом бывают повторения одного и того же, и даже есть ошибки грамматической речи. Также хочется мне предупредить вдумчивого читателя, о том, что мои советы, которые не ссылаются на опыт Святых отцов не имеют повода для принятия серьёзных решений. Поэтому имею я честь лишь собрать информацию, но советовать вам я не вправе. Право принимать нужное решение за вами!
Всё же написанное ниже должно иметь живой интерес, в особенности тем, кто ищет духовной жизни. А насчёт повторений, это для тех, кто не смог понять в одном месте, но сможет уяснить в другом.
Главнейшая же цель этих записей – преуспеть в деле духовного Богу служения, находясь при этом в мирской среде. Будем же непрестанно стремиться к Богу, чтобы соединиться с ним через действие Божественной благодати.
Касательно образа жизни моего, то он самый обычный и умеренный (работа, семья и досуг).
Сейчас 2016 год, и за окном красивый небосвод. Пишу и периодически смотрю в окно. Чему же мое сознание подчинено? Глядя на заходящее солнце, понимаешь, что приближается ночь, и, как молчаливая пустота, она поглощает окружающее пространство, но завтра наступит утро и будет новый день. Новый осенний, еще теплый день, этапа жизни новая ступень.
Утро – самое прекрасное время дня, ещё спит вся моя родня. За окном пение птиц приятно ласкает слух, и где-то отдаленно стук. Взор и мысль просятся наружу, невольно как-то обнаружил. Открыв окно и ощутив прилив свежего воздуха, видишь вдали макушки деревьев и солнечный свет, а дорогу окутала паутинка из желтых листьев.
Время дня и время года активно воздействуют на обитателей земной поверхности. Мы, подвергаясь этому воздействию, всегда ощущаем это физически и психически.
Каждое время года несет в себе импульс Вселенской любви, но каждый из нас, не замечая её, принимает сезонную смену как обыденность.
Ритмы жизни, сменяя друг друга, дают людям картину внешних перемен, и всё это для нас не феномен. Сравнивая эти временные изменения с нескончаемым течением реки, впадающей в океан, задумываешься, что мы лишь «винтики» большого механизма. Вселенского механизма, соблюдая законы которого, мы можем гармонично и безболезненно существовать. Пребывать в физическом теле, данном нам на время, и побывать в гостях у планеты под названием Земля.
Достопочтенный читатель, вам, конечно, известно, что изучение религиозных канонов дает нам возможность увидеть главнейшие моменты чувствований и переживаний нашего внутреннего человека. Погружение внутрь себя, в свою душу и свои чувства, помогает нам удовлетворить свою естественную религиозную потребность. Психологический анализ религиозного чувства показывает, что в него входят такие элементы, как любовь, благоговение, смирение и чувство свободы. Всё это есть аспекты душевной чистоты.
В настоящее время существует великое множество различной духовной литературы, но нахожу подлинную полезную информацию именно в святоотеческой литературе, и в особенности в Евангелии.
Вероятно, в Евангелии зашифрованы не только земные, но и Вселенские законы, воздействие которых направлено на наше сознание и подсознание. Книга эта есть драгоценнейший сосуд живой истины.
Тот скрытый смысл, который в ней заложен, велик и значим для нас, хотя и не всегда сначала понятен. Перечитывая её множество раз, воспринимаешь её каждый раз по-новому. Многие святые писали, что она не имеет дна! Эта священная книга меняет наш характер и, в дальнейшем, поведение.
Евангелие все тайнами повито. Одному оно, положим, открывается на одну сотую сантиметра, другому – на тысячу верст. Одному много, другому мало, и малого – одной сотой доли – ему достаточно для жизни.1
Спрашиваю себя, почему четыре Евангелия вообще существуют, а не больше – ведь учеников Христовых было множество? Такой ответ нахожу у архимандрита Михаила Лузина: «Потому что они ничего не делали из честолюбия, но всё для пользы. Что же, ужели один евангелист не мог написать всего, что нужно? – Конечно, мог. Но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всём том написали так, что всё как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины». Значит, по признаку схожести.
Наше мирское поведение определено нашими целями, а цели сформированы мотивацией. Мотивация в свою очередь определена мировоззрением и установками. И всякими там маркировками (уж не будем в это погружаться).
Воспитание домашнее, окружающая социальная среда активно воздействуют на личность человеческую, поэтому установки формируются в нас извне.
Тогда возникают вопросы. Можно ли спастись в миру? Можно ли в миру научиться мыслить по-христиански и жить по заповедям? Если через сокрушение сердечное человек делается послушным заповедям, тогда вопрос, можно ли достигнуть этого состояния в миру? На эти и другие вопросы попытаюсь найти нужные ответы.
Вспоминаю одного подвижника уже наших дней, который говорит: «Корень всех греховных мыслей, желаний и действий с их горькими последствиями есть самолюбие, превратное стремление нашего духа от бесконечного к конечному – удаление от Бога в себя. По превратному направлению трех главных сил души – ума, воли, сердца, ищущих себе удовлетворения в области чувственной жизни вместо обращения к Богу, самолюбие наше проявляется: а) в мечтательном многоведении; б) в самовозношении или гордости; в) в своекорыстии и плотоугодии. Отсюда происходят все греховные цели, желания, слова, дела»2.
Значит, от корректной мотивации и постановки цели зависит возможность изменения нашего поведения и пробуждения нашего духовного человека, внутри которого есть «подлинная библиотека».
С точки зрения психологии, в этом смысле важно понимать: то, к чему мы стремимся, в итоге делает нас зависимыми, то есть наши цели ставят нас в некую зависимость. Например, чрезмерно устремляясь к деньгам, мы зависим от них, и потеря таких денег может вызвать у нас гнев и раздражение, потому что мы через свое сознание привязались к этой цели весьма сильно. Можно приводить здесь множество примеров создания целей и формирования привязанностей к ним. Но не будем тратить на это время.
Хочется отметить, что лишь одна цель не губит нас, а скорее лечит, эта цель есть – увеличение любви в себе, в своей душе, как угодно вам понимать. И интенсивность этого чувства греет сердце человеческое.
Эта цель достигается посредством контакта с тем, кто нас создал, с Богом. Бога, возможно, никто и не видел (по крайней мере, научно это не доказано), возможно, кто-то и видел, здесь работает другой регулятор под названием – вера.
Бытие живого Бога, бессмертие души и свобода человеческой воли – это все постулаты практического разума и разумные убеждения, вытекающие из нашей веры и нашего предчувствия истины вещей.
Именно через веру мы формируем первые импульсы любви к объекту нашей веры. Далее, умея верить и четко осознавая правильность своих действий, мы приобретаем эту жизненную силу, которая зовется любовью.
Многим известно, что обращаясь к Богу, испытываешь чувство теплоты и комфорта, это как ощущение, когда проводишь время с тем, кого любишь, в очень приятном месте.
Через общение с Богом мы приобретаем загадочную способность пробудить свою душу, того внутреннего человека, который живет внутри нас и стремится выполнить свою истинную задачу. Хотелось бы дать небольшое пояснение о душе (в святоотеческой литературе сказано, что человек состоит из духа и плоти. Плоть же из души и тела). Поэтому когда говорят «пробудить свою душу» – скорее, подразумевают именно дать силу своему духу. Дух, ум, сознание, то есть управляющий орган.
Дух управляет душой, а душа уже телом. Если наоборот, то это уже получается какая-то патология. Тело с его потребностями не должно управлять духом. Если тело управляет духом, это рождает в нас страстное состояние души.
Значит, нужно понимать, что именно дух первостепенен.
В этой же литературе сказано, что смысл жизни нашей есть – обо́жение, то есть соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.
Что в действительности является нашим предназначением? Осуществление личной мечты или особое предназначение во Вселенной? Пусть каждый сам решит.
Таким образом, на фоне «соединения человека с Богом» человек максимально реализует свою мечту, потому что имеет энергию для этого воплощения. Значит, в соединении с Творцом есть главный смысл для души человеческой.
Возвращаясь к теме о любви к Богу, хочется задаться вопросом, сравнимо ли это состояние с чем-нибудь другим?
Устремляясь к Богу, к объекту нашей веры, мы создаем у себя в сознании новую цель и приобретаем обратную связь. Связь пока нам непонятную, но уже существующую в глубинах нашего сознания. Через отрешения и обращения к Богу мы испытываем ощущения благоговения, если эти обращения искренние. Скорее всего, такая зависимость, такая цель только очищает и спасает нас.
Всё, что пишу здесь, пытаюсь свести к двум основным заповедям Господа нашего Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
И хоть сказано апостолом: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем3», но пытаясь обобщить информацию по данной тематике и пропагандируя её, вижу здесь больше пользы, нежели вреда.
Сам я, к моему сожалению, не соблюдаю того, о чём написано ниже у святых отцов, а лишь собираю информацию об этом и пишу с точки зрения именно мирской. И анализ опыта подвижников церкви Христовой делаю через своё мирское сознание.
Используя эти религиозные размышления, попытаюсь дать некоторые рекомендации гармоничного пребывания человека в миру, а может быть, даже и духовного развития, конечно же используя во многом опыт святых отцов.
Позволю себе понадеяться, что это сможет хоть как-то побудить читающего к обретению любви Божественной и духовно-нравственному развитию.
«Живет человек и точно знает, что конец будет. Но точно также он знает (правда, не умом, а сердцем), что конца его жизни не будет. Вечность присутствует в душе, с ней душа рождается, с ней и переходит в нее! Почему так? Всё по той же причине, что эта наша жизнь уже является началом жизни, уже ее преддверием, и сама смерть – лишь неким необходимым порогом при входе в тот мир, где подобных иллюзий уже не будет»4.
На вопрос «для чего человек живет на земле?» существует ответ, что земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души – в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Душа бессмертна и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8—10). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его5.
Важно понимать нам для себя, что вся эта церковность или воцерковленность нам нужна, чтобы приобрести любовь к Богу, чтобы стяжать мирный дух (тот дух, о котором говорил Серафим Саровский). Не будем гнаться за внешним воцерковлением, а спасёмся через любовь к Богу!