Эпизод третий
Правда о пятерках, или Краткая классификация учителей
Глава о главных врагах твоего успеха, об отличниках и о том, как ими становятся.
ПримерФизичка за что-то взъелась на Вовку Кошелева. Не нравился он ей – и все тут. Ее нелюбовь сказывалась на Вовкиных отметках. Трояки на него полились, как вода из дырявого ведра. Однажды физичка влепила ему двойку, решив, что на последней контрольной он списывал. Самые большие борцы за справедливость решили исправить эту ситуацию. Они стащили журнал и исправили пару Вовкиных отметок на более достойные. Причем входили в эту группу активистов не самые последние люди класса – первая красавица, отличница и еще две шустрые девчонки, которые всегда отличались примерным поведением.
Разразился скандал – исправления были замечены. Борцов за справедливость особо сильно не наказали – старались-то они не для себя. Зато физичка, забросив Кошелева, переключилась на чересчур активных девочек. Золотую медаль в классе так никто и не получил.
– Да она дура набитая, что ты от нее хочешь! – кричала Светка Павлова, и щеки ее от крика становились красными. – Что она понимает?
Перед ней на безопасном расстоянии сидела ее одноклассница Машка Подгорнова.
Обсуждался щекотливый момент.
Сегодня в школе на уроке литературы говорили о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Решался сложный вопрос – осуждать или нет сына Тараса Бульбы, Андрия, ради любви предавшего своих.
Тема вызвала живейший интерес, даже Светка высказала свое решительное мнение о том, что ради любви можно и не на такую жертву пойти. При этом она выразительно косилась в сторону Кольки Решеткина, но тот увлеченно играл в «морской бой», безжалостно отправляя на дно корабли соседа по парте.
Кроме Кольки, все остальные понимающе качали головами.
Но тут встала отличница Юлька Мартьянова и, как Ленин на очередном съезде партии, прочитала короткую лекцию о том, что Павлова ничего не понимает в литературе, что Андрий последняя сволочь, а Тараса Бульбу жалко. Под конец Юлька не только своим взглядом прожгла Светку насквозь, но и снова добавила, что к литературе нельзя подходить с мещанских позиций «нравится – не нравится», «как в жизни – не как в жизни».
У Павловой было сильное желание запустить в зазнавшуюся Мартьянову чем-нибудь тяжелым, например партой. Но ее вовремя остановила соседка Машка Подгорнова.
Надо ли говорить, что с остальных уроков Светка ушла. С ней за компанию сбежала Машка. Вдвоем они сидели и спорили. Предметом спора была Юлька Мартьянова, несгибаемая отличница класса.
Отличники – это отдельная каста людей. Чтобы быть отличником (или отличницей) – нужно иметь бронебойный характер. Но обо всем по порядку.
Отличники бывают разные.
Случайные. Ничего особенного они не читают, рассказы учителей слушают вполуха. Но – везет. Как ни вызовут, либо вопрос легкий, либо именно об этом успела прочитать на перемене, либо еще двадцать пять причин. И пятерки сыпятся на него как из рога изобилия. Правда, такая халява может быстро закончиться. Еще отличниками становятся любимцы учителей или дети важных родителей. Например, дочка начальницы РУНО или сын министра. Обидишь такого отпрыска – он еще маме пожалуется.
Гении. Встречаются обычно среди мальчишек. Этих психов видно издалека – витают за облаками, что-то бормочут себе под нос, взгляд рассеянный, лохматые и неуклюжие, под партой читают толстые энциклопедии или последнее издание сочинений философа Канта. Такому человеку все дается легко, он давно уже изучил квантовую физику, дочитывает папин учебник по высшей математике, играет на всех музыкальных инструментах сразу. Девчонки среди таких людей редкость, как мамонты среди слонов. Но встречаются. В жизни это люди довольно безобидные, потому что слишком увлечены доказательством недоказуемой теоремы, открытием новой нотной грамоты или изобретением очередного философского камня. Они мало слушают на уроках, потому что все давно знают. Это особый мир «запятерочья», куда простому смертному как до древнегреческих богов на Олимпе.
ИнформацияДревние греки считали, что боги живут на вершине горы Олимп. Особо почитаемыми у них были Зевс, Гера, Афродита, Гермес и другие. Ясно, что простым смертным среди богов делать было нечего.
Трудоголики. Еще с детского сада родители настраивают своих детей: «Пойдешь в школу, будешь пятерки получать. Ты же у меня умница!» И первую пару лет «умница» именно пятерки и получает. А чего там? Прочитать по слогам, палочки сложить, таблицу умножения выучить. Когда дело доходит до сочинений на заданную тему, пропорций и причастных оборотов, пятерки в дневнике «умницы» заменяются четверками и тройками. Но есть уникумы, которые успевают сделать все уроки, прочитать всю дополнительную литературу, да еще и к урокам на полгода вперед подготовиться. Они все время «пашут». Взгляд у них целеустремленный. Их сложно сбить с пути. На контакт они идут редко и неохотно – времени нет на посторонние предметы. В своей целеустремленности они не замечают препятствий в лице одноклассников. Им не понятна способность некоторых личностей бессмысленно смотреть в окно или без толку проводить время. У них-то, у отличниц, занятие есть всегда.
Среди таких «тружеников тетрадки и учебника» девчонок встречается гораздо больше, чем мальчишек.
Именно такой «упертой» отличницей и была Юлька Мартьянова.
– У нее в голове ни одной своей мысли! Все из книжек, – бушевала Павлова. Машка в ответ молча кивала головой. – Зубрилка она! – забивала последний гвоздь в гроб Мартьяновой Светка. – Спросишь сверх программы – не ответит.
Себя Павлова причисляла к людям сообразительным, кто не гонится за общеизвестными фактами, а обо всем имеет свое мнение.
– Подумаешь, человек пятерки получает! – пожимала плечами Машка Подгорнова. – Я тоже пятерку получить могу!
– Но это несправедливо! – крикнула Светка так громко, что воробьи сорвались с куста и с возмущенным чириканьем умчались прочь.
Почему же несправедливо? Отличницы сами строят свою судьбу, идут наперекор тому, что им изначально выдано природой. Они бьются до победного конца за право стать лучшими, и борьба эта вознаграждается.
Перчатка на землю, конь на дыбы, в руке пика, и в бой с опущенным забралом.
Люди по разным причинам начинают «воевать» за пятерки.
Во-первых, хорошая учеба уже сейчас может гарантировать поступление в престижный вуз, а в ближайшем будущем и неплохую работу.
Во-вторых, родичи за хорошие отметки могут и десятку накинуть и на пятьдесят рублей расщедриться, что в любом случае неплохо. А там, глядишь, и на что ценное наберется. Да и любят родители тебя за пятерки больше, чем за все остальные отметки.
В-третьих, двойки и тройки становятся лишним поводом для семейных ссор и скандалов, а их и так выше крыши. Пятерки же создают видимый покой в семье.
В-четвертых, хорошая учеба заменяет тебе всю жизнь. Ты даже не находишь время выйти на улицу, пообщаться со сверстниками, тем самым оттягивая момент вхождения во взрослую жизнь, со всеми ее неудачами, сомнениями и необходимостью решать «неподвластные» тебе задачи. Например, задача общения с мальчишками, разруливание обыкновенных ссор.
Делает ли гонка за пятерками людей счастливыми? Вряд ли. Раз уж взял высокую планку, ее нужно держать. И малейшая ошибка влечет за собой большие неприятности. С вершины вниз летят долго и о землю ударяются больно.
Настоящая отличница должна получать пятерки по всем предметам, а ей, например, нравится физика с английским и совершенно не идет история. Другой бы забил на историю и копался в своих «правилах буравчика» и «броуновском движении». А отличнице, хочешь не хочешь, учи. Ей, бедняжке, приходится переступать через «не хочу» и работать.
Информация«Броуновское движение» – физическое понятие, беспорядочное движение мельчайших частиц в жидкости или газе.
«Правило буравчика» – тоже из области физики, по-умному определение звучит так: направление напряженности магнитного поля прямолинейного проводника с током.
Есть такой момент, что пятерки кому-то ставят по инерции. Не обидишь ведь отличника плохой отметкой, да и общую успеваемость класса портить не хочется…
Отметка не является оценкой твоих знаний. Это мнение учителя о тебе и о твоей способности говорить. Способность говорить у тебя ниже среднего, а отсюда и все твои четверки и тройки.
Разыщи где-нибудь учебник риторики, полистай его. Научишься складно формулировать свои мысли, а там и дело до разговора с учителями дойдет.
Стоит ли расстраиваться из-за плохих отметок? Смотря что ты хочешь получить. При поступлении в институт оценки в аттестате никого не волнуют. Ты можешь иметь в школе твердую тройку по математике, а поступить на физико-математический факультет МГУ. А все потому, что школьная математичка считала, что тригонометрию на «пять» знает Господь Бог, она сама на «четыре», а все остальные на «три» и ниже, вплоть до «минус десяти».
Отметки важны для получения медалей. Ты можешь положить десять лучших лет своей жизни, чтобы заработать на шею желтый кружочек на голубой ленточке, обделяя себя самым интересным в жизни – общением с друзьями, прогулками, походами на концерты и хорошим крепким сном. Что ты потом будешь вспоминать о школе? Что бесконечно таскалась с кипой учебников? Что вместо вечеринок и тусовок после школы уныло брела в библиотеку?
Впрочем, каждый вправе выбирать свою судьбу.
Если ты готова жертвовать всем ради умильной улыбки мамы, заметившей в твоем дневнике еще одну партию пятерок, то будь готова к затяжной борьбе.
Предположим, что идея стать отличницей тебя все же посетила. Тогда проверим, есть ли в тебе усидчивость и терпение. А то, может, лучше за такое сложное дело и не браться? Только время потеряешь.
Посмотрим, насколько ты в состоянии выполнить задуманное. На вопросы нужно ответить «да» или «нет».
1. Уважаешь ли ты дружбу? («да» – 1, «нет» – 0)
2. Нравится ли тебе все новое? («да» – 0, «нет» – 1)
3. Тебе купили новую юбку, но ты лучше наденешь старую – в ней привычней и удобней. («да» – 1, «нет» – 0)
4. Бываешь ли ты довольна жизнью без всяких на то причин? («да» – 0, «нет» – 1)
5. Меняла ли ты более трех раз выбор будущей профессии? («да» – 0, «нет» – 1)
6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит выполнить трудное задание? («да» – 0, «нет» – 1)
7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («да» – 1, «нет» – 0)
8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («да» – 0, «нет» – 1)
Все быстренько посчитали. Больше восьми получиться не должно. Если получилось, то напоминаю, что 1+1=2, а не 3.
• Набралось свыше 6 баллов. Можешь смело пускаться в бой за свои пятерки и медали. Свои решения ты меняешь редко, ты человек спокойный и уверенный в себе.
• От 3 до 6 баллов. А может, лучше пойти в кино? Все равно завтра ты передумаешь вступать в борьбу за пятерку и найдешь себе какое-нибудь более «смешное» занятие. Хотя… Если бы ты была настойчивой и постоянной, ты добилась бы гораздо большего. Да хоть той же самой золотой медали.
• Меньше 3 баллов. Пятерки тебе не нужны. Ты не очень веришь в свои силы. А грезы о пятерках – это наивные мечты о том времени, когда от тебя все отстанут. Ты можешь взяться за дело, но скоро все равно его бросишь. Ты мало доверяешь людям, и родителям в том числе.
Как говорил герой в одном фильме: «Вижу цель, не вижу препятствий!» И при этом резво начинал штурмовать бетонные стены, пытаясь пройти их насквозь.
Чтобы не бить лбы и поберечь прическу, разберемся с препятствиями (с целью на данный момент мы уже разобрались – наполучать кучу пятерок).
Препятствий в получении своих честно заработанных отметок у тебя два.
Первое, и главное, – твоя ЛЕНЬ. Кому охота потерять вечер за учебниками, когда вероятность вызова к доске равна один к тридцати? (Или сколько у вас ребят в классе? Пятьдесят? Значит, вероятность еще ниже.)
«Да какая лень? – начнешь возражать ты. – Десять уроков, потом бальные танцы и кружок макраме. Домой доползаешь в полном изнеможении. На телевизор сил не хватает. Про уроки вспоминать не хочется».
Все так. Но при отсутствии желания можно найти любую отмазку. Банальную лень прикрыть оправданием в полном отсутствии времени, в недосыпании и недоедании – это милое дело.
Да что мы рассуждаем. Сейчас возьмем и проверим, ленива ли ты. А то, может, и правда во все это влезать не стоит. Лень штука серьезная, с ней бороться нужно хирургическими методами.
Перед тобой десять вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Причем за «да» поставить себе 1 балл, за «нет» ничего себе не ставить. В итоге должно получиться не более 10 баллов (вопросов-то десять). Если получилось больше, то напоминаю, что 3+1=4, а не 5.
1. Если ты дома не одна, то никогда не снимаешь телефонную трубку, надеясь, что это сделает кто-то другой. Если же ты одна, то телефонный звонок не выдергивает тебя из кресла. Ты собираешься с силами, тем самым пропуская три-четыре гудка.
2. Ты любишь поваляться в постели, вскакиваешь в последний момент и в школу обычно опаздываешь.
3. Не любишь ходить пешком, даже одну остановку предпочитаешь проехать на автобусе.
4. Твой самый нелюбимый урок в школе – физкультура, предложения пойти прогуляться по парку ты отвергаешь, а на велосипеде последний раз каталась еще во младенчестве, да и то на трехколесном.
5. Смотреть телевизор или читать ты любишь, лежа на диване.
6. Пару часов в день ты посвящаешь «ничегонеделанию» – посидеть, помечтать, в окно посмотреть.
7. После школы ты редко ищешь себе дополнительное занятие.
8. Если поблизости нет урны, то можешь бросить мусор и на землю.
9. Никогда не подметаешь под кроватью или за мебелью, да и вообще уборка не твоя стезя.
10. Если тебя назначают дежурной в классе, то стараешься сделать так, чтобы твоя подруга сделала больше. А если ты убираешься одна, то создашь скорее видимость работы, чем работаешь.
• Ты с хохотом узнала себя в каждом пункте, набрала 12 очков (а на деле от 8 до 10) и осталась собой довольной – что же, я тебя поздравляю. Лень родилась чуть раньше тебя и забралась в твою колыбель. Вы с ней неразлучные друзья. В активности тебя вряд ли кто обвинит, большего друга, чем диван, телевизор и холодильник, у тебя нет. Одноклассники давно махнули на тебя рукой, а мама устала с тобой ругаться. Может, пора брать себя в руки и начать хоть что-то делать? Чем раньше ты вступишь в борьбу со своей ленью, тем будет легче ее победить. Да и за фигурой надо следить. Приятно утешать себя мыслью, что девушки в теле нравятся парням ничуть не меньше, чем тощие кильки, но лучше не обольщаться. Ленивых девушек не любит никто.
• От 4 до 7 баллов. Небольшая лень вполне в норме нашей жизни. Главное, чтобы она не стала командовать твоей жизнью.
• От 3 и меньше. Твой девиз «Выше! Дальше! Сильнее!» Твоей активности завидуют подружки и исходят ядовитой слюной недоброжелатели. Ты успеваешь везде, ходишь в десяток кружков и в три секции. Учеба дается тебе легко. И если ты захочешь, ты станешь не только отличницей, но и школу за три года закончишь.
Что же, с первым противником мы разобрались. Кстати, наша героиня Светка Павлова может сколько угодно говорить, что скучнее места, чем школа, она не знает, что от тоски в этой самой школе все мухи подохли… Короче, в школу она ни ногой.
На самом деле говорит все это Светка под диктовку своей верной спутницы ЛЕНИ. Будь Светка чуть поактивней, она нашла бы себе более интересное занятие, чем сидение на лавочке и изливание желчи на проходящих мимо. Лень бывает трех видов:
– лень выполнять определенную работу;
– лень действовать вообще;
– лень действовать в определенное время суток или в определенном месте.
С определенной работой справиться не так сложно – от нее можно либо отказаться, либо сделать ее приятной.
Я так понимаю, что лень твоя в основном распространяется на уроки. От них не откажешься. А поменять к ним отношение можно.
Для этого надо:
Придумать себе систему небольших поощрений. Решила задачу – съела бутерброд с икрой или пять минут посмотрела в окно.
Устроить соревнования. Например, договориться с одноклассницей Ленкой, что сядете делать домашку одновременно и будете звонить после каждого выполненного задания. И кто быстрее. Только бы телефон не заняла мама или старшая сестра.
Воспринимать неприятное задание как игру. Например, ты Штирлиц, и тебе надо расшифровать послание. Для этого ты решаешь пример 134, 135 и 140.
Стоит держать в памяти конечный результат. Он может быть ближайший – дорешаешь и пойдешь в кино. Чуть подальше – правильно решишь, лучше поймешь следующую тему; лучше поймешь следующую тему – получишь пятерку в четверти; получишь пятерку в четверти – и в году пятерка выйти может. Как цель сойдет и мамино спокойствие. Постепенно от радости по поводу цели перейти к радости по поводу процесса. Дело сложное, но реальное.
Конец ознакомительного фрагмента.