Вы здесь

Диплом есть – что дальше? В помощь начинающему бухгалтеру. Глава 3. Первые шаги (Татьяна Лешукова)

Глава 3. Первые шаги

Не будем рассматривать здесь случай, когда вы только винтик в работе механизма бухгалтерии, а есть главный бухгалтер, который и отвечает за слаженную работу всего механизма. С любым вопросом можно обратиться к нему за советом и помощью.

Эта книга для тех, кто рискнул взять на себя всю ответственность и сам движется к вершине успеха.

Следующая ваша задача – как правильно спланировать свою работу и ничего не упустить. Известно, что незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому сразу ставим всё на контроль.

1) Первым делом необходимо оформить свой трудовой договор. Очень может быть, что раньше ваш босс справлялся сам или бухгалтерская фирма сдавала за него все необходимые отчеты. А теперь он решил расширить свой бизнес и взять бухгалтера. Трудовой договор придется разработать самостоятельно. Найти образец в интернете и проверить соответствие частей договора Трудовому Кодексу. Особое внимание обратите на свои обязанности, ведь что вы там пропишете, то и будете исполнять за тот оклад, который укажете. Кстати, при разработке должностной инструкции бухгалтера, обратитесь к профессиональному стандарту – здесь он незаменим. Укажите только те трудовые функции, которые реально необходимы на данный момент. Тогда при расширении объема работ и возложении на вас дополнительных обязанностей появится возможность составить дополнительное соглашение к договору с соответствующей доплатой или увеличением оклада. Подумайте о себе сами, ведь наше государство только увеличивает нагрузку на бухгалтеров, а руководители редко об этом задумываются. Вы по уши увязнете в работе, а вам скажут, что мы же с вами сразу договорились об оплате – какие могут быть претензии? Не повторяйте моих ошибок. Именно это в большей степени явилось причиной моего раннего ухода на пенсию: работаешь – работаешь, объемы всё растут, а зарплата 8 лет без изменений. (Это так, лирическое отступление – но очень важное!) Помните, что разговор о повышении зарплаты лучше вести после сдачи годового отчета и анализа реальных возможностей (успешно поработали и получили прибыль).

В трудовом договоре обязательно прописываются все реквизиты работодателя. И тут мы плавно переходим к нашему следующему пункту.

2) Обязательно найдите все учредительные документы и важные бумаги: Устав, свидетельства ИНН, ОГРН, копия паспорта руководителя, банковские реквизиты, уведомление о переходе на УСН, заявление о постановке на учет как плательщика ЕНВД, коды статистики, выписки из ЕГРЮЛ, сообщения о постановке на учет в Пенсионном фонде и ФСС…




В дальнейшем вам это очень поможет и ускорит вашу работу.

Эти документы часто запрашивают не только официальные органы, но и поставщики, покупатели при заключении договоров. Пусть они будут под рукой!

3) Регистрация во внебюджетных фондах. Если оказалось, что вы первый работник у ИП, то не позднее 30 дней надо зарегистрировать в Пенсионном фонде ИП как работодателя, который собирается платить зарплату своим работникам и перечислять за них взносы. Если это не сделать, то грозит штраф – 5000 руб. (на текущий момент – 2016 г.) То же самое касается и ФСС. Советую процедуры регистрации в фондах не пускать на самотек и не посылать туда руководителя, а съездить самой, всё разузнать, записать, подготовить документы за подписью и печатью ИП (если есть). И только после этого можно доверить руководителю отвезти бумаги – с четким указанием адреса, кабинета и лица, кому передать. Или съездить с ним вместе.

Для ООО. Организация должна быть зарегистрирована в Пенсионном фонде и ФСС сразу, как встала на учет в налоговой инспекции, не зависимо от наличия работников. Проверьте присутствие этих уведомлений. Если не нашли – бегом в фонды – регистрироваться.

4) Если предприниматель или организация открыли расчетный счет в банке, то они обязаны сообщить об этом в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС в течение 5 дней, иначе опять штраф – 5000 руб. В последнее время банк сам стал сообщать в ИФНС, но лучше подстраховаться.

И вообще. Если грядут какие-то изменения (смена руководителя, смена адреса…), то первым делом – в интернет – задаем вопрос и проверяем последствия и необходимые действия. Обо всех существенных изменениях надо уведомлять налоговую и внебюджетные фонды, иначе штрафных санкций не избежать.

5) Важно знать и соблюдать требования Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных». Проверку защиты информации осуществляет Роскомнадзор. На предприятии должно быть разработано Положение о персональных данных, регулирующее порядок получения, хранения, передачи и использования персональных данных, а также гарантии по их защите. При приеме на работу надо взять письменное согласие работника на обработку его персональных данных.

Штрафы за нарушение правил работы с персональными данными составляют 5000—10000 рублей для организации и 500—1000 рублей для ее должностного лица – за каждое допущенное нарушение. За разглашение персональных данных ответственный работник может быть оштрафован на сумму от 4000 до 5000 рублей.

Надо помнить о существовании таких санкций и не допускать подобных нарушений.

А теперь поговорим непосредственно о бухгалтерской работе. О том, как всё успеть.