Вы здесь

Династия. Игорь. Часть 2. 8. Ограбление Кургажа (Игорь Тихоненко)

8. Ограбление Кургажа

Морской поход флотилии князя Дира прошёл без осложнений. Суда двигались вдоль побережья на небольшом расстоянии от суши. Море было на удивление спокойным и тихим. Лёгкий ветерок надувал паруса и подгонял корабли вперёд. Ладьи уверенно скользили по изумрудной глади вод. Через несколько дней ранним утром показалось небольшое селение на побережье. Воевода Истр разбудил князя Дира и сказал ему:

– Просыпайся, князь, впереди показался Кургаж. Будем дожидаться подхода войска князя Аскольда на рейде, или пришвартуемся к берегу?

Дир поднялся, протёр глаза и посмотрел на берег. Прямо перед ним раскинулся приморский городок. Дома в нём были добротные и ухоженные. Очевидно, в них жили не бедные люди. Кургаж располагался рядом с морским путём из Царьграда в славянские земли. Поэтому здесь процветала торговля, а горожане имели от неё неплохой доход.

Солнце уже полностью вынырнуло из морской пучины на востоке и окрасило горизонт в ослепительно оранжевый цвет. Дир повернулся к Истру и приказал:

– Швартуемся к берегу. Приготовьтесь к захвату города.

– А как же князь Аскольд? – удивился Истр. – Мы же должны были дожидаться его подхода.

– Пока он прибудет, – ответил Дир, – мы уже успеем захватить Кургаж, и вся добыча будет наша. Сил для этого у нас и своих хватит, зачем же нам делиться добычей, если мы можем всё забрать себе? Или, может, тебе не нужны деньги?

– Деньги всем нужны, – резонно заметил Истр. – Только так не принято в общем походе делать. Надо подождать прихода князя Аскольда, потом захватить город и разделить добычу поровну.

– Ты, что отказываешься выполнять мои приказы? – злобно спросил Дир. – Или ты сейчас же сделаешь то, что я говорю, или, можешь оставаться на ладье. Я и сам без тебя справлюсь. Зачем ты мне нужен, если отказываешься исполнять мои повеления?

– Я не отказываюсь, – возразил Истр, – я сделаю всё, как ты приказал. Просто у нас так не принято. Но раз ты у нас князь, то я повинуюсь тебе.

Истр повернулся к воинам и сказал:

– Эй, ребята убирай паруса, ставь вёсла в уключины. Кормчий поворачивай к берегу. Передать приказ по всем ладьям. Идём на штурм города.

Дружинники навалились на вёсла, и суда быстро направились к побережью. В Кургаже заметили приближение флотилии. На берег вышли местные воины и выстроились там, в боевом порядке. Но их было слишком мало, чтобы они могли оказать серьёзное сопротивление незваным гостям. Киевские ладьи с разгону врезались в берег, и дружинники начали выскакивать из них прямо в воду. На берегу, они собирались в отряды. Князь Дир поднял вверх меч и прокричал:

– Ребята, в городе золото и женщины. Разобьём этих солдат, и всё это будет наше. Вперёд.

Дружинники напали на защитников города. Завязалась отчаянная рубка. Защитники Кургажа отважно сопротивлялись, к ним на помощь подоспели и простые горожане. Но их было очень мало, чтобы противостоять нападающим. Через несколько мгновений дружинники князя Дира окружили горожан и безжалостно перебили всех до одного. Теперь путь в Кургаж был свободным. Киевляне ринулись в город. Весь день в Кургаже слышались крики жителей, которых грабили дружинники Дира. Особенно отличились своей жестокостью варяжские дружинники. Это были те воины, которые прибыли с Аскольдом и Диром в Киев. К вечеру всё было закончено. Воины таскали награбленное добро на ладьи. Потом они возвратились в город, чтобы от души насладиться вином и женщинами. Когда солнце уже погружалось в море на западе, по дороге, идущей к городу с севера, показался отряд всадников. Это подъезжал князь Аскольд со своим войском. Он издалека ещё заметил, поднимающийся вверх дым возле морского побережья и приказал воеводе Звениславу:

– Поторопи людей, пусть прибавят ходу. Похоже, что там что-то случилось. Может, на Дира напали, и ему нужна наша помощь?

Когда Аскольд вступил в город, ему сразу всё стало понятно. Вокруг шастали пьяные воины Дира. На пути следования к морю, Аскольду несколько раз пришлось быть свидетелем отвратительных сцен насилия над местными жителями.

– Пусть наши люди разбивают лагерь на берегу, – приказал Аскольд воеводе Звениславу. – Я поеду и найду Дира. Надо прекратить это безобразие, которое вытворяют его воины.

Возле головной ладьи Аскольд увидел Дира, который стоял на берегу и рассматривал разграбленный им город, пылающий в лучах заходящего солнца.

– Ну, и зачем ты разорил этот город? – спросил его Аскольд. – Жители сами отдали бы нам выкуп за свою безопасность. К чему это бессмысленное насилие?

– Опять ты за своё, Аскольд, – недовольно проговорил Дир. – Зачем да почему? Я воин, и насилие для меня дело обычное. Скажи, что тебе тоже хотелось получить добычу, но ты не успел, и всё досталось мне и моим дружинникам.

– Ах, вот в чём дело? – сообразил Аскольд. – Всё дело, как всегда в деньгах. Так бы и говорил. А то развёл здесь бодягу, я воин, я воин. Ты просто не захотел делиться с моими дружинниками. Но учти, если ты попадёшь в тяжёлое положение из-за своей жадности, я не стану спешить тебе на помощь. А нападение на Царьград – это тебе не захват приморского городка. Там у тебя так просто не получится.

– Да ладно, Аскольд, не сердись, – суетливо произнёс Дир. – Хочешь, я поделюсь с тобой добычей. Я обещаю тебе, что впредь мы будем действовать вместе.

– Насчёт добычи потом поговорим, – сказал Аскольд, – после похода на Царьград. Но ты хорошенько запомни мои слова, я второй раз повторять не стану. А сейчас давай обговорим, как будем действовать дальше. Когда мы прибудем к Царьграду, там уже наверняка будут осведомлены о нашем походе. Известие о твоём нападении на Кургаж быстро разнесётся по всему побережью, будь уверен. Да, наделал ты делов. Если бы не твоя жадность, то мы могли бы неожиданно напасть на Царьград. А это дало бы нам преимущество. Одно только меня успокаивает. По дороге нам удалось узнать, что всё основное войско ушло из Царьграда. Там сейчас нет больших воинских сил. Мы без особого труда сможем захватить город. Возьмём с них выкуп и быстренько уберёмся оттуда. Не ровен час, возвратится их армия, тогда нам туго придётся. Поэтому без самодеятельности. Действовать будем так, как сейчас договоримся.

Аскольд внимательно посмотрел на Дира после этих слов.

– Что ты на меня смотришь так подозрительно? – удивился Дир. – Я же уже пообещал тебе, что всё будет как надо.

– Ладно, – вздохнул Аскольд. – Действовать будем так. Ты подойдёшь с флотилией к стенам Царьграда со стороны моря, и высадишь там десант. Часть своих воинов оставишь на ладьях, и пусть они ведут обстрел стен из луков, чтобы десанту не мешали взбираться на стены. А я ударю с другой стороны. У защитников Царьграда не хватит сил, чтобы обороняться в двух местах одновременно. Вот мы и захватим город. А там сразу же ворвёмся во дворец и потребуем выкуп. И не вздумай убивать царя, или кого-нибудь из его родственников. Не надо дразнить Византию. Ну, что договорились.

– Договорились, – согласился Дир. – План хороший, я с ним согласен.

– Да, и прикажи своим воинам, чтобы прекратили погромы в Кургаже, – потребовал Аскольд. – Пусть лучше готовятся к походу на Царьград. Завтра же надо выступать. Времени у нас мало.