21. Щит и меч
Странно рассуждают люди о главном в жизни человеческой. Одни считают, что первое дело это богатство, другие – здоровье, третьи – сила и власть, и много ещё чего всякого полагается самым значимым и важным для людей. Но все они ошибаются. Самое главное и дорогое в человеческой жизни – это время, которое отведено людям для их земного пребывания. Всё в жизни можно получить и потерять. Потом вновь приобрести стараниями и усилиями. А вот время вернуть никак нельзя, кем бы ты ни был среди людей. Не дано это человечеству. Как бы там ни было, а время движется вперёд, меняя всё на своём пути. Дети становятся взрослыми, а молодые – стариками. И неважно кто ты, князь или простолюдин.
Князь Игорь выехал за Киевскую слободу и двинулся по тропинке, идущей вдоль Днепра. За последние несколько лет он возмужал, и превратился во взрослого парня. Природа дала ему высокий рост и крепкое телосложение. Русые волосы и голубые глаза говорили о его принадлежности к северным народам.
Когда Киев остался уже далеко позади, показался каменный утёс, выдающийся вперёд и нависающий прямо над водами Днепра. Князь любил бывать здесь один. Он часто приезжал сюда, когда выпадала такая возможность. Игорь слез с коня и пошёл к краю скалы. У самого обрыва, он присел на камень и принялся пристально всматриваться вдаль. Перед ним открывалось бескрайнее, поросшее степным ковылём поле. Оно начиналось прямо у правого берега Днепра, и уходило за горизонт, не имея окончания. Игорю нравилось смотреть в бесконечность. Его прельщала свобода и беспредельность этого зрелища. Князю нравился вольный степной ветер, который приносил на своих крыльях пьянящий запах степных трав.
«Почему мне кажется, будто я всегда здесь жил, – размышлял Игорь. – Я ведь всего несколько лет, как сюда приехал. Непонятно». Конский топот прервал ход его мыслей. Князь поднялся и оглянулся. К утёсу приближался всадник. Игорь узнал его, это был князь Братислав.
– Ну, наконец-то я тебя нашёл, – проговорил Братислав. – Хорошо, что я знаю, где ты любишь бывать. Тебя уже обыскались.
– А что случилось? – спросил Игорь.
– Князь Олег собирает всех воевод, – пояснил Братислав. – Плохие вести пришли. Древляне опять напали на наших сборщиков подати, которые возвращались в Киев. Только нескольким из них и удалось уйти живыми.
– Да, дела, – проговорил Игорь. – Похоже, что надо серьёзно заняться древлянами. По-хорошему с ними договориться не получается.
Братислав прижал левую ладонь к своей груди и поморщился.
– Что с тобой? – забеспокоился Игорь.
– Да, рана, будь она неладна, вновь болит, – ответил Братислав. – Оставил мне Дир память на всю жизнь. И главное, руки то у меня крепкие, а вот грудь иногда так сожмёт, что в глазах темнеет.
– Не надо тебе верхом быстро ездить, – посоветовал Игорь. – Поберечься тебе надо.
– Да я и сам знаю, – согласился Братислав. – Только что я буду за воин такой, если верхом ездить не смогу? Ладно, поехали к князю Олегу. Там уже все собрались, только тебя и ждут.
Всадники галопом помчались вдоль Днепра в направлении Киева.
В тереме князя Олега собрались Киевские воеводы Свенельд, Истр и Звенислав. На первом этаже дома находился большой зал. В конце его располагались два высоких кресла. По краям зала находились резные скамьи для сидения. В одном из кресел сидел князь Олег, другое кресло пустовало. Обычно его занимал князь Игорь. Но сейчас он отсутствовал.
– Все ли знают, зачем я созвал вас? – спросил Олег.
Воеводы закивали головами, как бы давая положительный ответ.
– Хорошо, – продолжил Олег. – Пока придёт князь Игорь, я хотел бы узнать, кто из вас может поведать мне подробно о древлянах. Знает ли кто-нибудь из вас, их князя? Что он за человек? В первую очередь это касается вас, воеводы киевские Звенислав и Истр.
Воеводы молчали, как будто им нечего было сказать.
– Ну, что же ты молчишь, воевода Звенислав? – подозрительно спросил Свенельд. – Я слышал, что ты приходишься древлянскому князю родственником.
Звенислав кашлянул в кулак и нехотя проговорил:
– Да какой там родственник, так, седьмая вода на киселе. Сестра моей жены замужем за его братом.
– Ну, вот и расскажи нам, что он за человек, этот князь древлянский? – настаивал Свенельд. – Я слышал, что зовут его Напол.
– Да похоже на то, что ты сам всё знаешь, воевода Свенельд, – злобно произнёс Звенислав. – Что же я могу рассказать о нём?
В это время дверь в зал отворилась, и в помещение вошёл Игорь и Братислав. Князь Олег замолчал, ожидая пока княжичи займут свои места. Игорь и Братислав проследовали через весь зал. Игорь занял место в кресле рядом с Олегом, а Братислав сел возле воеводы Свенельда.
– Ну, так я жду, – грозно продолжил Олег.
– Дело обстоит так, – начал говорить Звенислав. – Князь Напол человек суровый и беспощадный. Он хороший воин, и частенько промышляет тем, что беспокоит своих соседей. Князья Аскольд и Дир пытались приструнить его. Но это у них не получилось. Вот поэтому им и приходилось платить дань хазарам, чтобы не оказаться между двух огней. Этот князь невысокого роста, но коренастый и сильный человек. В бою он безжалостный и жестокий. Он так расправляется со своими врагами, что даже самые отважные порой начинают его бояться. А пленных он почти всегда казнит, особенно, если они нападали на его земли. Одним словом он шутить не любит. Поэтому его земли и стараются все обходить стороной, чтобы не связываться с ним. Он и с Киева раньше брал дань, пока здесь не появились князья Аскольд и Дир. Они с ним справиться не смогли, но дань платить ему перестали.
– Я вижу тебе, очень нравились Аскольд и Дир, – сурово спросил Олег. – Так вот запомни, что они никакие ни князья. И чтобы я больше не слышал, что ты их так называешь. Что-то ты уж очень страшным пытаешься представить здесь князя Напола. Уж не запугать ли ты меня хочешь?
– Ты спросил меня, я тебе ответил так, как знаю, – пояснил Звенислав. – Чем же ты недоволен, князь Олег?
– Ладно, не обижайся, воевода, – проговорил Олег. – В одном ты прав. Этот князь очень беспокойный и опасный сосед. И с ним надо не договариваться, а по-серьёзному разбираться. Лучше всего будет, если мы от него избавимся раз и навсегда. Вот что я задумал, воеводы. Надо нам напасть на их главный город Искорыстень и захватить его. Необходимо обложить их такой данью, чтобы им было не до военных походов. И, кроме того, они должны нам давать своих воинов в нашу дружину. Вот после этого, они прекратят нас беспокоить.
– Захватить Искорыстень дело не простое, – сказал Истр. – Князь Напол военачальник опытный и смелый. Да и войско у него сильное.
– А у нас нет другого выхода, – проговорил Игорь. – Он уже сейчас позволяет себе нападать на наших сборщиков дани. Он не даёт нам возможности торговать с Новгородом. Если мы его не остановим, то в ближайшее время он нападёт на Киев. А нам трудно будет ему противостоять. Ведь он лишает нас доходов, на которые мы можем содержать большую дружину.
– Правильно говорит князь Игорь, – поддержал его Свенельд. – Только это ещё не вся беда, которая нам грозит. Другие наши соседи, когда увидят, что мы стали слабые, сразу же нападут на нас тоже. Давно известно, что слабого всяк норовит обидеть. Поэтому с князем Наполом надо покончить поскорее. Иначе он покончит с нами, или ещё найдутся желающие захватить Киев.
– Сейчас весна, – сказал Олег. – Скоро дороги подсохнут. Вот тогда мы и выступим. Надо готовить войско. Воевода Свенельд поручаю тебе этим заняться. Всё, Совет закончен.
Воеводы поднялись и покинули зал. Олег посмотрел на Игоря и сказал:
– Не нравится мне этот воевода Звенислав. Надо за ним присмотреть, как следует. Есть у меня к тебе ещё одно дело, племянник. Но это дело секретное. Всё, что я сейчас тебе скажу, должно остаться в тайне.
Олег посмотрел на Братислава. Княжич встал и собрался покинуть зал, но Игорь остановил его жестом руки.
– У меня нет секретов от Братислава. Пусть он останется.
– Ладно, – согласился Олег, – я непротив. Собственно это дело является секретным потому, что оно не совсем обычное. Вернее сказать, ни то, что необычное, оно больше…
– Дядя, хватит тянуть время, – предложил Игорь. – Говори, как есть, что ты туману напускаешь.
– Ну, в общем это дело связано с колдовскими делами, – проговорил Олег.
– Вот не знал, что ты колдовством интересуешься, – удивился Игорь.
– Я бы и сам никогда этому не поверил, – сказал Олег, – если бы своими собственными глазами не видел, силу этих вещей.
– Каких вещей? – не понимал Игорь.
– Воевода Свенельд, входи, – приказал Олег.
Открылась небольшая дверь в углу комнаты, и оттуда вышел Свенельд, неся в руках щит и меч. Он подошёл к Олегу, положил оружие возле князя и отошёл в сторону.
– Что же в этих вещах колдовского? – спросил Игорь. – Меч, как меч. Щит, правда, какой-то необычный. Зачем его обтянули волчьей шкурой?
– То-то и оно, – проговорил Олег. – Это щит и меч твоего отца князя Рюрика. Он завещал их тебе, когда ты станешь взрослым, и соберёшься идти в поход. Вот это время и пришло. Я сам видел, как от этого щита отскакивают мечи противника. Уж и не знаю, из-за волчьей шкуры это происходит, или ещё по какой причине? А меч этот принадлежит твоему роду с давних времён. Его отдал князю Рюрику его отец король Людбранд. Так вот этим самым мечом князь Рюрик зарубил на поединке князя….
После этих слов Олег замолчал, а Свенельд внимательно посмотрел на Братислава.
– Ну, в общем неважно какого князя, – продолжил Олег. – Только до этого поединка никто не мог победить того князя. Вот такие дела. Теперь эти вещи принадлежат тебе. А ты передашь их своему сыну, перед своей смертью. Подойди ко мне, племянник.
Князь Игорь подошёл к Олегу. Дядя взял меч, положил его лезвие на плечо племяннику и произнёс:
– Заменяя твоего безвременно погибшего отца, вручаю тебе, князь Игорь, родовой меч князя Рюрика и его щит. Применяй их на праведное дело и храни их, как зеницу ока своего. Да поможет тебе Один.
Князь Игорь взял меч, поцеловал его клинок и спросил:
– А почему ты говоришь Один? Ведь мы молимся Богу Перуну.
– Да, это так, – согласился Олег. – А было время, когда и я, и твой отец молились Богу Одину. А вообще-то я больше полагаюсь на свои силы, чем на помощь Богов. И тебе советую так же делать.
Воевода Свенельд недовольно покачал головой, но ничего говорить не стал. К Игорю подошёл Братислав, глаза у него сверкали от любопытства.
– Дай посмотреть, – попросил он Игоря.
Игорь протянул Братиславу меч. Княжич взял его в руки, с восхищением посмотрел на клинок и восторженно сказал:
– Вот это меч. А почему он тёплый? Прямо, как живой.
Князь Олег и воевода Свенельд с удивлением переглянулись. Игорь и Братислав покинули зал, а Олег подошёл вплотную к Свенельду и сказал:
– Ты в поход не идёшь. Останешься в Киеве.
– Как это останешься? – возмутился Свенельд. – Что же это получается, вы будете воевать, а я дурака валять?
– Я тебя здесь не для развлечений оставляю, – строго проговорил Олег. – Присмотришь за воеводой Звениславом. Не нравиться он мне. И смотри в оба. Если Звенислав что-нибудь сделает нам во вред, а ты ему не помешаешь, то я с тебя спрошу за это. Понял?
– Понял, – недовольно пробурчал Свенельд. – Только я таким делам не обучен. Я воин, а не соглядатай. Поручил бы ты это дело, князь Олег, кому-нибудь другому.
– Кому я поручу? – спросил Олег. – Мне и положиться больше не на кого, кроме, как на тебя. Ничего, справишься. Ты человек сообразительный. А главное, ты любишь князя Игоря, так же, как и я.