Вы здесь

Династия. Игорь. Часть 2. 17. Отказ (Игорь Тихоненко)

17. Отказ

Воевода Свенельд подошёл к кормчему и сказал:

– Правь прямо к берегу. Вон там есть место у причала, видишь?

На рейде перед пристанью находилось множество маломерных судов, которые мешали прохождению ладьи Свенельда к пирсу.

– А как же быть с этими лодками? – поинтересовался кормчий. – Мы же можем их раздавить.

– Пусть не путаются под ногами, – равнодушно проговорил Свенельд. – Ну, ни под ногами, а как там правильно сказать? Пусть, не стоят у нас на пути.

– А ну, ребята, навались, – скомандовал кормчий гребцам, сидящим на вёслах. – Эй, там, пади! Дай дорогу.

Лодки стали торопливо отплывать в разные стороны. Ладья Свенельда уверенно заскользила по водной глади Днепра. Одно судно не успело посторониться, и ладья воеводы налетела на него своим правым бортом. Раздался треск, и судно, черпая воду начало погружаться на глубину.

– Что вы делаете? – кричали с потерпевшего корабля. – Вы, что ненормальные?

Свенельд стоял на корме ладьи и ехидно посмеивался.

– Надо бы оказать им помощь, – предложил кормчий, – а то ещё утонут, чего доброго.

– Выплывут, – спокойно проговорил Свенельд. – Не маленькие. Да и до берега рукой подать, доберутся как-нибудь.

Судно Свенельда, расталкивая другие корабли, уткнулось носом в пирс и замерло. На причал выскочили гребцы и, схватив канаты, подтянули корму ладьи и пришвартовали её к пирсу. Свенельд вышел на пристань, поправил перевязь на плече и сказал:

– Пятеро пойдут со мной. Остальным находиться на ладье и дожидаются моего возвращения. Никуда надолго не уходить. Возможно, понадобится быстро покинуть пристань. Так что, будьте наготове.

Чтобы попасть в город с пристани, нужно было подняться по лестнице, которая была сделана из каменных плит. Воевода добрался до площадки на верху холма, повернулся и посмотрел вокруг. Перед ним открывался красочный пейзаж. Внизу, выгнув своё мощное тело, изгибаясь на повороте, протекал Днепр. Солнечные лучи игриво сверкали, отражаясь на его волнах. От этого казалось, что река искриться. На противоположном берегу раскинулось бескрайнее поле, сплошь поросшее ковылём. Ветер беспокоил растения, и было похоже, что волна за волной двигается по ковылю и уходит за горизонт. Свенельд глубоко вздохнул и подумал: « Да, красивое место выбрал князь Рюрик для будущей столицы».

Воевода двинулся дальше, направляясь к городским воротам. За ним следовали пять дружинников. Их пропустили в Киев, даже не поинтересовавшись, кто они такие. « Не порядок, – размышлял Свенельд. – Пускают в город всех подряд». Воевода с воинами шли прямыми, вымощенными досками улицами. Дома в Киеве были разнообразные. Совершенно непохожие друг на друга. В основном это были деревянные строения. Но попадались и каменные двух и трёхэтажные здания. Свенельд остановил случайного прохожего и спросил:

– Как пройти к дому князя?

– А какого князя вам надобно? – поинтересовался прохожий.

– А у вас, их что несколько? – удивился Свенельд.

– Ты, как я вижу чужеземец, – проговорил прохожий. – Да, у нас два князя. Так которого из них, вам надобно?

– А того, что поближе живёт, – ответил Свенельд.

– А, ну, так это князь Аскольд, – сказал прохожий. – Вам надо подняться вон на тот холм. Там вы увидите двухэтажный каменный дом, окружённый каменным забором. Это и есть дом князя Аскольда. А князь Дир живёт в другой стороне. Могу показать.

– Не надо, – сухо ответил воевода и тихо добавил. – Значит Аскольд уже князь. Ну, что же это становится уже интересно. Пошли ребята.

Отряд двинулся в направлении, указанном прохожим. Поднявшись на холм, Свенельд подошёл к массивным дубовым воротам и постучал. Створка открылась, и выглянул стражник.

– Что вам надо? – поинтересовался охранник.

– Я воевода Свенельд, – представился варяг. – Передай своему хозяину, что мне надо с ним говорить.

– А почему ты решил, что князь Аскольд захочет с тобой говорить, – огрызнулся стражник.

– Ты сообщи ему моё имя, – сказал Свенельд. – Увидишь, что он захочет со мной говорить.

Створка захлопнулась. Воевода с дружинниками стали ждать. Через некоторое время ворота отворились, и со двора вышел Аскольд.

– Приветствую тебя воевода Свенельд, – радостно произнёс Аскольд. – Какими судьбами ты попал в Киев?

– Приветствую тебя стольник Аскольд, – в тон ему проговорил Свенельд. – Знаешь, если долго ждать встречи с кем-то, а он не приходит на встречу сам, то надо идти на встречу с ним самому.

– Ну, во-первых, я уже давно не стольник, а князь киевский Аскольд, – поправил воеводу князь. – А во-вторых, я не понял, на что ты намекаешь? Какая ещё встреча, на которую я не пришёл?

– Может, пригласишь меня войти в дом? – спросил Свенельд. – А то как-то неудобно разговаривать на улице.

– Ну, что же, входи воевода, – разрешил князь.

Свенельд со своими дружинниками зашли во двор. У крыльца терема Аскольд остановился и сказал:

– Пусть твои люди пойдут вон в тот дом. Там их покормят. И там же они могут передохнуть с дороги. А мы с тобой тем временем поговорим.

– Ребята, следуйте туда, куда указал стольник Аскольд, – проговорил Свенельд. – Ну, а если я в скором времени не выйду из княжеских хором, то вы знаете, что надо делать.

Свенельд двинулся вслед за Аскольдом по лестнице. Пройдя по гулким коридорам дворца, они поднялись на второй этаж и вошли в кабинет князя. Аскольд сел в большое деревянное кресло. И жестом предложил присесть Свенельду в кресло, стоявшее напротив него.

– Ну, так зачем же ты прибыл в Киев? – начал первым Аскольд.

– Я приехал узнать, всё ли готово для встречи князя Игоря? – сообщил Свенельд. – После того, как умер князь Рюрик, его наследником стал его сын князь Игорь. Князь Олег послал меня узнать, всё ли вы со стольником Диром подготовили в Киеве. Князь Игорь здесь вступит в свои наследные права, и объявит Киев столицей своего нового государства, которое будет называться Русью.

– Какой ещё князь Олег, – возмутился Аскольд. – Я не знаю никакого Олега. И напрасно ты всё время называешь меня и князя Дира стольниками. Мы уже князья.

– Какой князь Олег, спрашиваешь? – удивился Свенельд. – Это дядя князя Игоря. Он является опекуном князя Игоря до его совершеннолетия. Такова воля князя Рюрика. А кто это вас в князья произвёл?

– А в князья меня произвёл сам Рюрик, чтобы ты знал, – проговорил Аскольд. – Ещё тогда, когда он посылал меня и Дира сюда с заданием, чтобы мы…. Ну, в общем, неважно с каким заданием. А Дир стал князем после того, как мы с ним захватили Киев. Мы так договорились, что и он и я будем теперь князьями.

– А не можете ли вы договориться между собой, – иронично поинтересовался Свенельд, – чтобы и меня объявить князем. Я тоже хочу в князья попасть.

– Ты можешь изгаляться, сколько тебе угодно, – злобно проговорил Аскольд, – только это тебе не поможет. Я тебе больше не подчиняюсь. Ты воевода, а я князь.

Наступило молчание. Князь Аскольд уставился взглядом в пол и не произносил больше ни единого слова. Пауза начала затягиваться. Затем Свенельд кашлянул, пытаясь хоть как-то разрядить неуместную тишину. Аскольд поднял голову, взглянул на Свенельда и сурово сказал:

– Напрасно ты сюда приехал с таким делом. Киев никогда не будет столицей, так называемого нового государства.

– Я не понял тебя, стольник Аскольд, – хриплым голосом проговорил Свенельд. – Ты, что отказываешься признавать законным наследником князя Рюрика его сына князя Игоря?

– И прекрати всё время называть меня стольником, – грозно произнёс Аскольд. – Тебе же сказано, что я князь Киевский. Я и князь Дир служили когда-то стольниками у князя Рюрика, и ему подчинялись. А теперь Рюрика нет, значит, и мы ему больше не служим. И я и Дир теперь князья. Мы вместе с ним управляем Киевом. Это теперь наш город.

– И как, получается? – ехидно спросил Свенельд.

– Что получается? – не понял Аскольд.

– Вдвоём управлять одним городом, получается? – уточнил Свенельд. – Ты только не обижайся, князь, но я давно живу на свете, а ни разу не слышал, чтобы в одном доме были одновременно два хозяина. Никогда порядка не будет в таком доме. Хозяин всегда должен быть один.

– А нас два, – упрямо проговорил Аскольд. – И, представь себе, всё у нас отлично получается. Мы удачно в поход ходили недавно. Много добычи взяли там. И город на глазах меняется в лучшую сторону. Деревянные стены со стороны степи заменили каменными, валы укрепили. Воинов у нас три тысячи. Дружинники все обученные, умелые. Сунься только кто к нам, враз по рукам дадим. Отобьём охоту со злыми намерениями захаживать кому угодно. Киев сейчас уже никому дань не платит. И князю Олегу здесь делать нечего. Мы с князем Диром столько сил потратили, чтобы сделать этот город сильным и непреступным. А я ещё и веру настоящую принял в Царьграде. Вот теперь строю храм новый на холме. Теперь нас другой Бог оберегать будет. Сильный Бог, ни то, что наши.

– Так ты ещё и Богов наших предал? – не сдержался Свенельд. – Да, и вправду всё изменилось с тех пор, как мы с тобой виделись в последний раз. Видать, что ты уже не тот стольник, которого я знал раньше. Ты уже совсем другой человек. Ладно, так что же мне передать князю Олегу?

– Передай ему мои наилучшие пожелания, – нахально сказал Аскольд. – И пусть забудет о Киеве. Мы ему Киев не отдадим. Погибель он свою здесь найдёт, а не столицу для Игоря.

– Ну, что же, я тебя понял, – проговорил Свенельд. – Передам князю Олегу всё слово в слово, как ты сказал.