Вы здесь

Динамические нарды. Первое издание. Терминология и инвентарь (Александр Романенко)

Терминология и инвентарь

Для начала следует договориться о терминах.

В данной книге используется терминология, принятая Международной Федерацией нард. Это сделано для того, чтобы упростить понимание для опытных игроков являющихся членами Федерации и тех, кто учился играть в нарды, используя рекомендуемую Федерацией литературу. В этой главе также дается краткое описание игрового инвентаря, используемого при игре в нарды. Мы намеренно не описываем материалы и варианты оформления инвентаря, поскольку для самого процесса игры это не имеет особого значения.

Инвентарь:

При игре в нарды необходимо игровая доска, шашки и зары (кубики). Иногда в набор входит стакан, который используется для бросков зар. Стакан должен быть непрозрачным и достаточно большим, чтобы зары в нем свободно переворачивались при встряхивании.

Для игры в обычные нарды используется два кубика (зара) и по пятнадцать шашек двух цветов, в играх семейства «Динамические нарды» добавляются еще по три шашки «Черепаха» и по шесть шашек «Дракон» каждого цвета. (Рис. 1, 2, 3, 4)


Рис.1. Зар (кубик).На гранях зара расположены точки от 1 до 6. В настоящее время применяют зары с таким расположением точек: если поставить зар так, как на рисунке, чтобы сверху была 1 точка, то слева должно быть 2, а справа 3. Сумма количества точек на противоположных гранях должна быть равна 7 (т.е. снизу 6, на противоположной грани от 2 должно быть 5 и на противоположной грани от 3 должно быть 4 точки).


Рис.2. Шашки. Шашки изготавливаются из любого твердого материала – пластмассы, камня, дерева или металла. В обычных нардах применяются шашки двух цветов, по 15 штук каждого цвета (чаще всего черного и белого, но могут применяться и другие цвета). В «Динамических нардах» также применяется по 15 обычных шашек каждого цвета.


Рис. 3. Обозначение на шашках «Дракон». Шашка «Дракон» применяется только в играх «Дракон» и «Дракон и черепаха» семейства «Динамические нарды». Дракон может сбивать одиночные шашки противника.


Рис. 4. Обозначение шашек «Черепаха». Шашки «Черепаха» применяются только в играх «Черепаха» и «Дракон и черепаха» семейства «Динамические нарды». Черепаха может ходить на занятые противником поля, и, будучи выставленной поверх шашки противника, блокирует ее движение.


Также, при игре с денежными ставками, может использоваться дубль-куб (Куб Давэ), на гранях которого указываются коэффициенты повышения ставок. (Рис. 5)


Рис. 5. Куб Давэ, или Дубль-куб. Используется при играх

«на интерес» (на ставки). На гранях указаны коэффициенты повышения ставок, на нижней грани 4, на грани, противоположной 32 – 64, на грани, противоположной 8 – 16. Использование Дубль-куба описано в главе «Игра на ставки».


Игровая доска обычно имеет форму раскладывающейся прямоугольной коробки, образующей квадрат при раскладывании. Спортивные и декоративные доски могут быть не складными. На доске размечены 24 поля, на которых ставятся шашки (иногда поля могут называть пунктами или лунками). Для удобства описания игр поля пронумерованы от 1 до 23, причем поле №1 – это поле, на которое выставляются белые шашки, а поле №24 – это последнее поле для белых шашек, после прохождения которого, они снимаются (выбрасываются).

Игровая доска условно разделена на четверти (Рис. 6).


Рис.6. Доска для нард, условное деление на четверти и направление движения шашек по полю. Четвертая четверть – поля 19—24 для белых, и, соответственно, 7—12 для черных, называются «дом». Когда все шашки собраны в доме, их можно «выбрасывать» (делать ходы, заканчивающиеся за пределами доски). Побеждает тот, кто первым «выбросил» шашки.


Нумерация четвертей для игрока, играющего белым, идет от поля №1, соответственно четверть, в которой находится первое поле, считается первой, четверть, в которой находится поле №24 – четвертой. Для игрока, играющего черными шашками, соответственно, первой четвертью будет четверть, начинающаяся с поля №13. Поле, на котором выставляются шашки в начале игры, называют «голова» (некоторые игроки употребляют слово «рука») (Рис. 7)


Рис. 7. Начальная расстановка в одной из игр семейства

«Динамические нарды» («Дракон»).Голова белых – поле 1, голова черных – поле 13. Пространство между правыми и левыми четвертями называется «Бар». На баре выставляются Драконы в начале игры, в ходе игры сюда выставляются сбитые шашки, также, на баре, может находиться куб «Давэ» (куб удвоения) при игре на ставки.


«Голова» – это важный термин. По правилам длинных нард с головы можно ходить только одной шашкой за ход, за исключением случая, когда выпадает куш (дубль) 3—3, 4—4 и 6—6 в первом ходе. Тогда, в первом ходе, снимается две шашки. (Рис. 8)


Рис. 8. При выпадении кушей 3—3, 4—4 и 6—6, в первом ходе, выполнить все движения одной шашкой невозможно, поэтому снимаются две шашки. При куше 6—6 даже снятие двух шашек не позволяет выполнить четыре движения, ход остается незавершенным и передается противнику.


книге, она называется база. Так же, как и дом, база у каждого игрока своя: у белых 1—6, у черных 13—18. Движение шашек осуществляется противчасовой стрелки, от головы до «дома». (Рис. 9 и Рис. 10)


Рис.9. Движение шашек. Шашки двигаются от головы до дома (четвертой четверти) против часовой стрелки.


Рис. 10. Четвертая четверть называется «Дом». Когда игрок собрал все шашки в «Доме», то он может их «выбрасывать» – делать ходы, заканчивающиеся за пределами игрового поля, снимая шашки с доски. Побеждает тот, кто первым выбросит свои шашки.


Зары – игровые кубики (Рис. 1.). При игре в нарды применяют зары с такой нумерацией граней: нужно расположить зар гранью 1 вверх, при этом грань 3 должна быть справа, а грань 2 – слева. При этом суммы противоположных граней должны быть равными семи: 1—6=7, 2—5=7, 3—4=7. Это современная маркировка числовых значений на гранях зара. В средние века существовала ещ одна система маркировки граней, когда при грани 1 вверху грань 2 была справа, а грань 3 – слева, но при обязательном условии, что сумма противоположных граней равна семерке. Обе системы в средние века в Европе были равноправны. В настоящее время, в Международной Федерации нард, применяется только современная система маркировки заров. Зары должны быть ровными, без наплывов и неровностей, при проверке должны давать приблизительно одинаковое количество выпадений каждого числа (проверяют зары, выполняя сто или двести бросков).

Конец ознакомительного фрагмента.