Глава 1
Растения и медицина
1.1. Основные понятия
Лекарственные растения относятся к группе экономически важных видов, являются ценными природными ресурсами. Значение их в наше время не только не ослабевает, но и продолжает возрастать. В научную медицину вошли новые виды растений, получены данные об их биологически активных веществах, разработаны эффективные препараты на их основе (иммуномодулирующие, гепатопротекторные, противоопухолевые и др.).
Лекарственные растения изучались в медицинских, а позднее в специализированных фармацевтических учебных заведениях с давних времен. Во всех европейских странах, в том числе и в России, преподавали комплексную дисциплину «Materia medica». Впоследствии эта дисциплина стала называться «Фармация». И только в первой половине XIX в. в связи с тем, что накопилось большое количество сведений о лекарственных растениях, их химическом составе, из общей дисциплины «Фармация» была выделена дисциплина, получившая название «Фармакогнозия». Предметом изучения фармакогнозии являются лекарственные растения и лекарственное сырье растительного (и реже животного) происхождения.
Лекарственные растения (Plantae medicinalis) – это растения, содержащие биологически активные вещества, действующие на организм человека и животного, используемые для заготовки лекарственного растительного сырья, применяемого с лечебной целью. В настоящее время в мире используют в качестве лекарственных растений около 21 тыс. видов.
Растения, разрешенные для лечебного применения уполномоченными органами соответствующих стран, называются официнальными (от лат. officina – аптека). Главнейшие из официнальных растений включаются в «Государственную фармакопею» и называются фармакопейными. Во все русские издания фармакопеи (с 1-го по 9-е) было включено 435 видов растений.
Сейчас в России действует 11-е издание «Фармакопеи» (с 1987 г.), включающее 109 видов растений и 86 статей, описывающих лекарственное растительное сырье. Помимо этого, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) регулярно издает «Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации». В настоящее время он включает более 300 видов лекарственных растений, разрешенных к применению в научной медицине России.
Одним из основных понятий фармакогнозии является понятие «лекарственное растительное сырье» (ЛРС): это собранные различными способами целые лекарственные растения или их части, используемые в высушенном, реже – в свежем виде в качестве лекарственного средства или для получения готового лекарственного средства.
Применение растений для лечения составляет предмет другой науки – фитотерапии, которую можно определить как метод лечения различных заболеваний, основанный на использовании лекарственных средств из растений. При этом под лекарственным средством понимают средство растительного, животного или синтетического происхождения, обладающее фармакологической активностью, разрешенное уполномоченным органом для применения с целью лечения, предупреждения или диагностики заболеваний человека или животного.
Около 40 % лекарственных средств, используемых в отечественной медицине, получают на основе лекарственного растительного сырья. При этом доля препаратов, используемых для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, составляет 70 и 80 % соответственно. Часть видов ЛРС используется непосредственно в качестве лекарственного средства (в виде суммарных водных извлечений – настоев, отваров). Значительно большее количество ЛРС используют для получения лекарственных препаратов. Это могут быть суммарные (обычно спиртовые) извлечения – галеновые препараты (настойки, экстракты), новогаленовые препараты (отличающиеся высокой степенью очистки от сопутствующих и балластных веществ), препараты индивидуальных веществ (на основе выделенных из растений биологически активных веществ направленного действия) и комплексные фитопрепараты, содержащие соединения, выделенные из растений, и вещества нерастительного происхождения.
1.2. История изучения и использования лекарственных растений
История использования растений с лечебной целью насчитывает тысячелетия. За этот период времени накопился огромный опыт применения сырья растительного и животного происхождения, передававшийся из поколения в поколение и закрепленный в различных эмпирических медицинских системах, которые подразделяются на народные и традиционные. К эмпирической медицине относится также гомеопатия.
Под народной медициной понимают комплекс сложившихся в определенном регионе рецептов и приемов лечения, передаваемых устно из поколения в поколение; это итог многовекового опыта народа. На основе народных медицин формировались традиционные медицинские системы, складывавшиеся в более или менее крупных регионах Земли. Прежде всего, это наиболее древняя китайская народная медицина. Ее отцом называют князя Шень Нуня, жившего почти за 3 тыс. лет до н. э., который, согласно преданиям, испытывал и изучал действие разных растений. Китайская традиционная медицина очень замкнута и самобытна как в своих философских теориях, так и в ассортименте средств, взятых из богатейшей китайской флоры. По-видимому, древнекитайским медикам принадлежит приоритет и в использовании сырья животного происхождения. Первая китайская книга о травах (Бень Цао) датирована 2600 г. до н. э. В ней перечислено около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения. Наиболее известным является травник, изданный в XVI в. Ли Ши Чженом, насчитывающий 1892 лекарственных объекта.
Другим очень самобытным направлением традиционной медицины является индийская. Она также имеет свои оригинальные философские представления и медицинские теории, а ассортимент лекарств базируется на отечественной флоре. Индийская медицина не использовала сырье животного происхождения. Первые письменные памятники, содержащие описания лекарственных растений, это так называемые «Веды». Первым практическим руководством по индийской медицине считается «Аюрведа» («Наука жизни», III– IX в. до н. э.). Лекарственные средства и методы лечения некоторых заболеваний, описанные в этой книге, активно изучаются и используются современной научной медициной.
На основе индийской и частично китайской медицины возникла тибетская. Свой отпечаток на тибетскую медицину наложили и медицинские школы Персии, арабских государств и стран Средиземноморья. Известная книга тибетской медицины «Чжуд Ши» («Сущность целебного») составлена в 1687–1688 гг. на основе «Аюрведы» и посвящена теоретическим и практическим основам врачевания. В ее четвертом томе есть главы, посвященные лекарственным растениям. Благодаря этой книге в мировую медицину вошли препараты термопсиса, шлемника, кровохлебки, бадана и др. Тибетская медицина распространилась на значительной территории Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Монголия), а в Россию проникла через Бурятию и Калмыкию.
Еще одной традиционной медицинской системой, дошедшей до наших дней, считается средиземноморская, впитавшая в себя культуру древних египтян, персов и других народов. Особое влияние на средиземноморскую медицину оказали страны античного мира – Древняя Греция и Древний Рим. Древнегреческая литература дает богатые сведения о применявшихся в то время на юге Европы, в Малой Азии и Северной Африке лекарственных растениях. Наиболее известны труды Гиппократа (460–377 гг. до н. э.), в частности, его сочинение Corpus Hippocraticum, в котором описано более 230 лекарственных растений. Гиппократ считал, что растения нужно использовать целиком в натуральном виде или в виде соков. Его воззрения держались в Европе свыше 1,5 тыс. лет, а в арабо-иранской медицине они сохранились и поныне.
Медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции, однако имела и свои специфические черты. Из ученых Древнего Рима выделяется Диоскорид (I в. н. э.), грек по происхождению. Вплоть до XVI в. в Европе авторитетнейшим руководством по медицине считалось сочинение Диоскорида «О лекарственных средствах», где он систематизировал все известные средства растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал более 500 растений по морфологическому признаку. Широко известен философ-материалист и врач Клавдий Гален (130–201 гг.), который разработал способы приготовления лекарственных форм из растений, впоследствии получивших название «галеновые препараты» (настойки, экстракты). Он выделял в лекарственных растениях два «начала»: одно из них оказывает на больной организм лечебное действие («действующее начало»), другое бесполезно или даже вредно для организма. В IV в. Апулей опубликовал травник на латинском языке, ставший наиболее популярным среди медиков того времени.
Влияние средиземноморской медицины в Европе прослеживалось до конца XVIII в., в настоящее время она широко распространена в Индии, Пакистане, Шри-Ланке.
Арабская медицина была сформирована на основе знаний народов Ближнего Востока, всей Средней Азии, Египта, Северного побережья Африки и Пиренейского полуострова. Наибольшую известность среди арабских медицинских книг приобрел «Канон врачебной науки» – пятитомное сочинение выдающегося врача Абу Али ибн Сины (Авиценны), жившего в Х в. в Бухаре. В «Каноне» описано 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Труды Авиценны в Европе пользовались таким же авторитетом, как работы Гиппократа, Галена и Диоскорида.
Cовременником Авиценны был узбекский ученый-энциклопедист Абу Райхан Бируни из Хорезма (973–1048). Одно из самых крупных его произведений носит весьма характерное название «Фармакогнозия в медицине», в нем описано около 750 видов лекарственных растений. Особенностью этого труда является то, что к лекарственным средствам впервые предъявляются требования по доброкачественности, чистоте и подлинности.
Арабская медицина начиная с XII в. постепенно проникла через Сицилию и Испанию в Европу, где господствовала до XVI в.; аптеки создавались по арабскому образцу, а ассортимент лекарственных средств был представлен преимущественно восточными лекарственными растениями. Помимо этого, европейцы выявили и применяли довольно много лекарственных растений местной флоры. Появились первые травники, посвященные лекарственным растениям Европы. Среди них наибольшей известностью пользуется травник Л. Фукса (1542).
Европейская медицина получила значительное развитие в XVI в., когда врач Парацельс (1493–1541) опубликовал учение, рассматривающее жизнь как химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ, а заболевание рассматривается как состояние организма, когда в нем недостает необходимых веществ или накапливаются вредные продукты жизнедеятельности. Источником необходимых веществ Парацельс прежде всего считал растения, окружающие человека. Он был сторонником возникшего в то время учения о сигнатурах и утверждал, что форма растения, его окраска, вкус и запах могут служить указанием на заболевание, при котором следует применять это растение. Например, от желтухи следовало применять растения с желтыми цветками, при заболеваниях почек – растения с почковидными листьями и т. д. Парацельс считал, что галеновые препараты, приготовленные на основе традиционных растворителей (воды, вина, уксуса, меда), малоэффективны, и ввел в медицинскую практику спиртовые извлечения из растений. Учение Парацельса послужило стимулом для изучения химического состава растений, его последователями были проведены первые опыты по выделению из них биологически активных веществ.
В XVI в. с открытием Америки ассортимент лекарственных средств в Европе значительно пополнился. Венецианец Пигафетта, сопровождавший Магеллана в кругосветном плавании, первым описал и зарисовал растения Американского континента. С лекарственными растениями тропической Африки и Австралии и их применением европейцы ознакомились лишь во второй половине XIX в.
Многовековой опыт накопила и русская народная медицина. До XI в. сведения о лекарственных растениях сосредотачивались у знахарей, хранивших их в глубокой тайне. С XI в. врачеванием стали заниматься в монастырях. Первый русский лечебник «Мази» был составлен Епраксией, внучкой Владимира Мономаха. В период царствования Ивана IV была открыта первая аптекарская изба, обслуживавшая только царский двор (1581). Первый официальный русский «Травник» – прообраз будущих фармакопей – был издан в 1588 г. по приказу царя Федора Ивановича [Минаева, 1991]. В XVII–XVIII вв. в России были изданы «Прохладные вертограды», содержавшие краткие сведения о растениях [Турищев, 2003]. Широко использоваться лекарственные травы стали с середины XVII в., когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный Аптекарский приказ, управлявший всем медицинским и аптекарским делом. При нем были заложены «аптекарские огороды» – сады, где выращивались лекарственные растения. В 1773 г. один из учеников М. В. Ломоносова И. И. Лепехин с участием других фармацевтов издал первую в России «Фармакопею» на латинском языке – Pharmacopea rossica. В 1852 г. вышла «Фармакография» профессора фармации и фармакологии Петербургской медико-хирургической академии А. П. Нелюбина, в которой отражены первые серьезные успехи в изучении фитохимии и анатомии лекарственных растений. Большой вклад в развитие фармакогнозии России внес профессор Московского университета В. А. Тихомиров, описавший все известные на тот момент растения России в двухтомном «Учебнике фармакогнозии» (1900) и «Руководстве к изучению фармакогнозии» (1888–1890).
В советский период было создано Главное управление химикофармацевтическими заводами; в 1921 г. был издан декрет о культивировании и сборе лекарственных растений. В 1925 г. прошло первое всесоюзное совещание по лекарственным растениям, положившее начало планомерному централизованному изучению лекарственного растительного сырья. В 1930 г. были созданы специализированные опытные станции по выращиванию лекарственных растений. В 1931 г. под Москвой был основан Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР).
В начале XX в. лекарственные растения составляли 80 % всех используемых лечебных средств. Но уже в первой половине XX в. в связи с мощным развитием химических наук и, как следствие, появлением синтетических соединений, обладающих фармакологической активностью, а затем и антибиотических препаратов интерес к фитолечению заметно угас. Официальная медицина отдала предпочтение химиотерапевтическим средствам как более мощным и практически незамедлительно проявляющим терапевтический эффект. Лекарственные же растения стали служить лишь источниками для получения индивидуальных терапевтически высокоэффективных веществ.
1.3. Значение лекарственных растений для современной медицины
Лекарственные средства на основе растений занимают важное место в современной медицине. Несмотря на успехи в развитии органического синтеза, многие биологически активные вещества растений пока не удается синтезировать химическим путем, либо их синтез оказывается экономически неэффективен, что свидетельствует о высокой значимости растительных источников фармацевтических препаратов. Примерно 40 % всех лекарственных средств, используемых в медицинской практике нашей страны, сделано на основе растительного сырья. На мировом рынке каждый третий лечебный препарат имеет растительное происхождение. Даже в США, где особенно широко используют антибиотики и гормональные препараты, 26 % всех применяемых лечебных средств содержат лекарственные растения. А в странах «третьего мира» около 75 % используемых медицинских препаратов создано на основе растений.
Спрос на лекарственные средства растительного происхождения постоянно растет, увеличивается потребность в лекарственном растительном сырье. Специалисты прогнозируют увеличение номенклатуры лекарственных растений, используемых для производства фитопрепаратов. Это связано с дальнейшим увеличением доли препаратов растительного происхождения в общем объеме производства лекарственных средств во многих странах. Кроме того, возрастает число предприятий, занимающихся выпуском биологически активных добавок к пище на основе растительного сырья. Следует иметь в виду, что многие из лекарственных растений являются также пищевыми, кормовыми, медоносными, декоративными, могут использоваться с техническими целями, что существенно увеличивает потребность в них.
В период плановой экономики в СССР осуществлялось преимущественное развитие производства культивируемого ЛРС, удельный вес которого увеличился с 1940 по 1990 г. с 0,2 до 48,2 %, что соответствовало мировым тенденциям развития сырьевой базы лекарственных растений. Номенклатура возделывавшихся видов составляла около 60 наименований, из них в РФ возделывалось только 12, а объем потребления достигал 70 % от общесоюзного объема производства ЛРС.
Ситуация в России, однако, является достаточно тревожной. В связи с прекращением государственной поддержки развития производства лекарственного растительного сырья (ЛРС) и несовершенством рыночных механизмов, начиная с 1991 г. в России происходит ежегодное уменьшение общих объемов производства и заготовок ЛРС. Производство его сократилось с 60 до 5–6 тыс. тонн. В то же время в связи с устойчивой тенденцией повышения спроса на ЛРС и натуральные виды продукции в последние годы резко возросло число его потребителей. Одновременно заметно сократилось количество поставщиков ЛРС из-за разрыва хозяйственных связей с предприятиями бывших союзных республик.
С учетом дороговизны большинства зарубежных лекарственных средств во всех регионах России отмечается резкое увеличение спроса на отечественные препараты, среди которых ведущее место по объему продаж занимают препараты растительного происхождения. Доступность лекарственных средств для населения России ограничена в связи с высокими ценами на лекарства, низкой платежеспособностью населения. В этих условиях препараты из отечественного ЛРС по доступным ценам приобретают на фармрынке особое значение.
Из-за ухудшающегося положения аграрно-промышленного сектора многие продавцы резко уменьшили объемы поставок сырья. Из 60 видов культивируемого ЛРС отечественные производители выращивают около 15–20 (валериана, календула, облепиха, ромашка, подорожник, пустырник, мята, расторопша, эхинацея и др.). Объем производства культивируемых видов в настоящее время находится на уровне 1950-х гг. [Куркин, 2007].
С началом рыночных реформ с 1991 по 1999 г. произошло резкое ухудшение товарной структуры: удельный вес дикорастущего ЛРС возрос с 51,8 до 83,2 %, при этом в 1999 г. валовой сбор составил около 3 тыс. т, что в пять раз меньше, чем в 1990 г. За этот же период на фармфабриках и в аптечной сети потребность в ЛРС увеличилась почти в два раза, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности – более чем на 30 %, в других отраслях хозяйства – в шесть раз. Как на общефедеральном, так и на местном уровне были полностью прекращены ресурсоведческие исследования. За давностью экспедиционных материалов отсутствуют обоснованные сведения о запасах и площадях ЛРС, в том числе по наиболее ценным видам [Куркин, 2007]. Многие виды ЛРС не могут быть введены в культуру в силу их биологических особенностей, а сырьем нередко являются органы, обеспечивающие жизнеспособность вида. Это требует разработки и осуществления специальных мер рациональной эксплуатации естественных зарослей.
Удовлетворение спроса населения в фасованых травах и сборах составляет в настоящее время около 65 %, в спиртовых и масляных экстрактах – 25 %, в готовых лекарственных формах – 16 %, в травяных чаях – менее 10 %, в травах в фильтр-пакетах – около 8 %. В этих условиях отечественный рынок средств растительного происхождения начинают завоевывать фирмы более 20 зарубежных стран, в первую очередь Германии, Индии, Словении, Австрии, Болгарии и Франции. На их долю приходится около 80 % импорта лекарственных средств растительного происхождения. Охрана здоровья населения России требует устойчивого обеспечения здравоохранения отечественным ЛРС.