Вы здесь

Дизайн участка. Глава 5. Материалы для изготовления декоративных изделий (Ольга Шумахер)

Глава 5

Материалы для изготовления декоративных изделий

Основными материалами для декоративных элементов являются дерево, камень, глина, металл, пластик и др. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Природный камень

Наиболее популярными видами природного камня являются гранит, доломит, песчаник, известняк, природные валуны.

Гранит – один из самых дорогих и прочных материалов. Единственным его недостатком является трудность обработки, поэтому для изготовления многих элементов декора он просто не подходит.

Доломит также относится к прочным материалам, обладает прекрасными цветовыми оттенками и необычным рельефом поверхности. Этот вид материала годится практически для всего. Перед тем как его использовать, следует проверить, нет ли на камне трещин. Облицованные камнем поверхности даже с незначительными микротрещинами постепенно начнут разрушаться под воздействием воды и мороза. Микротрещины, как правило, имеет доломит, взятый с верхнего горизонта.

Песчаник по прочности не уступает доломиту, но по цветовой гамме он более однообразен и менее интересен. Поэтому в больших количествах его использовать нежелательно, иначе композиция будет монотонной. В дизайне его обычно разбавляют другими камнями, например рыжим или розовым доломитом.

Известняк очень мягок в обработке. Из него можно изготовить даже самую замысловатую конструкцию. Но он отличается меньшей прочностью и большей мягкостью, поэтому не следует им выкладывать пол, известняк не пригоден для мощения дорожек. Не годится он и для альпинариев, так как в альпийской горке быстро превратится в песок.

Известняк, если в нем не обнаружено микротрещин, подойдет для облицовки стен. Несмотря на то что он достаточно мягок, сооружения из известняка стоят не тронутые временем сотни лет.

Природные валуны в основном применяют при создании альпийских горок, японского сада, а также при оформлении живописных композиций, для подпорных стенок. Существует целое искусство живописать камнями (рис. 10).


Рис. 10. Декоративный ручей, оформленный камнями


Каменистые сады представляют собой декоративную горизонтальную композицию, в которой фоном служат камни, а растениям отведены соответствующие места среди них. Дорожки и террасы вымощены камнями. Такие сады декорируют фонтанами, водопадами, каскадами и другими архитектурными сооружениями в виде арок, беседок, скамеек и др. Водоемы здесь оформлены природными валунами и речной галькой. Каменной кладкой укрепляют откосы и стены, делая вставки в виде каменных чаш, в которых высаживают различные альпийские растения. Соорудить такой сад можно на приусадебном участке с любым рельефом.

Изделия из керамики

Керамикой называют некрупные изделия, горшки, вазы, различные украшения. В переводе с древнегреческого «керамика» означает все поделки, сделанные из глины, в том числе скульптуры, предметы быта и даже постройки. Трудно представить, что простой кирпич – самая что ни на есть типичная керамика. В обожженном виде глина является довольно распространенным и простым строительным материалом, она бывает различных сортов. Глина мягка и податлива, из нее можно лепить все, что угодно. Тонкий пласт глины можно перегнуть под прямым углом.

Керамика в саду бывает нефункциональной и функциональной. Нефункциональные керамические вещи служат просто украшением участка. Это могут быть отдельно стоящие фигуры, например лягушки, улитки, гномики и так далее, а также абстрактные элементы – керамические валуны, живописно расставленные на участке, и т. п.

Функциональными являются керамические украшения, выполняющие какую-то определенную бытовую функцию. Это могут быть элементы оформления фонтанов, ручьев, одновременно являющиеся краном или руслом; облицовка фонтана, бассейна, пруда; светильники, отделанные элементами керамики, например в виде скульптуры; горшки, вазы для растений; всевозможные опорные стенки, бортики, отделка лестниц.

Недостатком керамики является то, что далеко не каждая керамическая вещь способна выдерживать российский климат. Поэтому перед покупкой изделия в первую очередь определитесь, нужна вам керамика на участке только на летний период или круглый год. Летние керамические украшения на зиму заносят в помещение. Для керамики губительной является в основном влага. Поэтому, если вы в начале осени, до наступления сезона дождей, поместите изделие пусть даже в холодное, но сухое место, где нет опасности попадания на него воды, керамика благополучно перезимует.

Долговечность керамических изделий зависит от двух факторов: способности к водопоглощению и устойчивости к замерзанию и размораживанию.

Керамика, являясь пористым материалом, может впитывать влагу. При замораживании оставшаяся в порах вода расширяется и превращается в кристаллики льда, которые занимают большее пространство, чем капли воды; изделие в этом случае разрушается изнутри и рассыпается.

Некоторые виды керамики способны выдерживать несколько циклов заморозки-разморозки. Как правило, предприятие-изготовитель дает гарантию на 500 циклов заморозки-разморозки. При учете, что в условиях нашей страны за одну зиму происходит примерно 7 заморозков, такая керамика прослужит более 70 лет, и гарантия, соответственно, дается на этот период.

Для зимы подходят следующие материалы, выделенные в 3 группы:

1. Фарфор (особым образом обожженная белая глина) является самым лучшим, прочным и дорогим материалом. Он практически не поглощает воду, поэтому не лопается при резких перепадах температур. Фарфоровая вещь примерно втрое дороже аналогичной вещи, выполненной из терракота.

2. Высокотемпературная керамика (из любой глины) бывает разных видов: каменная масса, яшмовая масса, высокотемпературные терракота и шамот. Она уступает по прочности и цене лишь фарфору. Глину обжигают при высоких температурах (1250–2000° С). Этот процесс сходен с процессом, происходящим в жерле вулкана, откуда затем вытекает лава и при охлаждении превращается в каменную массу. Высокотемпературная керамика практически не разрушается под воздействием температур и имеет почти нулевое водопоглощение, поэтому вода и морозы – главные враги керамики – ей не опасны.

3. Терракота и шамот (обожженная красная глина со специальной пропиткой). Обжиг происходит при низких температурах (менее 1250° С), поэтому по сравнению с двумя предыдущими видами эти материалы менее прочные и более дешевые. Обычный красный кирпич является терракотой. Материал очень пористый и поглощает большое количество влаги, но также легко ее отдает. Поэтому кирпичные стены достаточно прочные и выдерживают определенный промежуток времени перепады температур. Для того чтобы сделать терракоту и шамот устойчивыми к размораживанию, их пропитывают специальным веществом. Но в емкости, изготовленной из пропитанного материала, плохо растут растения, так как их корням не хватает воздуха. Чтобы этого не происходило, в изделиях из терракоты делают вставки из обычной низкотемпературной керамики, которую после разрушения заменяют на новую.

Изделия из терракоты очень красиво смотрятся на зеленой лужайке. Шамот – это терракотовая масса, в которую добавлена крошка из обожженной глины. Первоначально этот материал использовался исключительно для изготовления печей. Но его полюбили художники за пластичность. Если для лепки изделий из терракоты требуется профессионализм, то работать с шамотом сможет любой человек.

Для лета сгодятся все виды керамики, в том числе и низкотемпературные шамот и терракота без пропитки, а также фаянс, самый дешевый и непрочный материал. Сегодня фаянс обжигают только при низких температурах.

Мульча

В последнее время в садовом дизайне все большей популярностью пользуется мульчирование. Раньше его применяли в связи с агротехническими причинами, сегодня мульча также стала элементом декора. Что же такое мульчирование и для чего оно нужно?

Мульча происходит от английского слова mulch и переводится как «подстилка в травянистых формациях». Сегодня мульчированием называют покрытие поверхности земли различными материалами в целях создания благоприятных условий для роста растений.

Мульчирование уменьшает испарение влаги из почвы, регулирует температуру, предохраняет почву от разрушения. При поливе вода не разбрызгивается грязными каплями во все стороны, а после высыхания почва не покрывается некрасивой коркой с трещинами. Мульча препятствует попаданию в землю семян сорняков и прорастанию уже имеющихся в почве семян. Мульча – такая, как торф, кора, опилки, листья, трава или мелко наломанные веточки, – является природным материалом; со временем она перерабатывается почвенными микроорганизмами и становится отличным органическим удобрением для самих же растений. И самое главное, на фоне мульчи прекрасно смотрятся декоративные растения; она становится своеобразным элементом дизайна и выглядит намного лучше по сравнению с голой, ничем не засаженной землей.

В дикой природе все травянистые растения замульчированы естественным образом: в лесу таковой являются опавшие листья, хвоя, на открытых площадках – прошлогодняя дернина. В природе не встретишь открытых, ничем не занятых участков земли. Она может быть прикрыта не только органическим материалом, но также камнями и песком. На участке мульча также необязательно должна быть органического происхождения.

Неорганическая мульча должна выглядеть красиво. В качестве нее не подойдет пленка или материалы – такие, как лутрасил или геотекстиль, используемые в основном в промышленном растениеводстве, в питомниках для выращивания овощных культур.

Мульча из искусственных материалов имеет свои плюсы и минусы по сравнению с органической. Она не перерабатывается микрофлорой почвы и поэтому постоянно сохраняет свой первоначальный объем, не служит укрытием для вредных насекомых и слизней. При избыточной влажности она не покрывается плесенью в отличие от природной мульчи. Она выглядит очень эстетично и современно и способна украсить любой, даже самый неприметный уголок.

Мульча не накапливает влагу, так как имеет пористую систему. Ее трудно полностью удалить с почвы при переустройстве участка. Неорганическая мульча продается не везде и не всегда. Какой вид мульчи вы-брать для своего участка, решать вам.