Вы здесь

Дизайн тренингов. Как создавать интересные и результативные тренинги. Идея тренинга (Юрий Курилов)

Идея тренинга

С чего начинается любой творческий процесс? Разумеется, с замысла. Так же и процесс создания вашего тренинга начинается с идеи.


Что такое идея тренинга?

• То, куда вы поможете людям прийти – точка прибытия.

• С помощью чего вы поможете им туда прийти – решение, которое вы им для этого предложите.

• Формат вашего тренинга.

Например, вы создаете тренинг для одиноких женщин, и тут возможная точка прибытия – познакомиться с достойным мужчиной, способ – сайт знакомств в интернете, формат – скажем, двухнедельный тренинг.

Процесс придумывания идей

Возможно, у вас нет проблем с генерированием идей и они у вас рождаются на раз-два. Но если вы испытываете трудности, то могу предложить вам алгоритм, который облегчит вам эту задачу.


Что нужно сделать?


• Описать конкретную глобальную цель (точку прибытия).

Я рекомендую всегда описывать конкретную глобальную цель, или точку прибытия. Глобальную цель не отдельного продукта, а всего вашего проекта, когда вы помогаете людям куда-то двигаться. И у этой точки прибытия могут быть название и определенные критерии. Например, в рамках своего проекта я помогаю людям двигаться к успешному инфобизнесу, и под этим я подразумеваю, что мои клиенты зарабатывают свыше миллиона, им нравится то, что они делают, они делают это этичным образом, они сами и их клиенты от этого выигрывают и постоянно растут.


• Описать основные действия – этапы, шаги, которые необходимо сделать для достижения этой цели.

Формулируем, что нужно сделать для того, чтобы достичь точки прибытия. То есть разбиваем весь путь на этапы, а этапы, в свою очередь, на шаги и описываем их.


• Описать промежуточные результаты.

Для каждого из описанных шагов мы должны сформулировать ожидаемый результат. Какой шаг сделан – какой результат получен. Описываем результаты каждого шага.


• Описать основные проблемы.

После ожидаемых результатов мы должны сформулировать и основные проблемы, которые могут возникнуть у наших клиентов на каждом этапе, на каждом шаге.


• Выбрать промежуточную цель, которая была бы желательна для вашей аудитории.

Когда мы создали описание движения нашего клиента к точке прибытия, которую мы условно назовем «глобальная цель», у нас появляется достаточно объемное видение того пути, который ему предстоит пройти. И после этого мы думаем: «Хорошо, а какие результаты больше всего вдохновили бы моего клиента на этом пути? Какие результаты он, скорее всего, захотел бы получить, прежде чем достигнет конечной точки? Какие описанные или еще не описанные мной результаты могут ему понравиться?»

Конечно, вы можете обратиться к аудитории и провести опрос, но когда весь путь уже у вас перед глазами и вы хорошо представляете себе каждый его этап, вы уже сами понимаете, какие промежуточные результаты вашей аудитории наверняка понравятся. Если вы делаете тренинг для начинающих, то, скорее всего, эти результаты вы получите уже в начале. Если же это продукт для более продвинутой аудитории, то, скорее всего, результаты будут ближе к концу пути.


• Определить продолжительность и формат.

Далее вы определяете продолжительность и формат вашего тренинга. И когда вы это определили, вы можете менять их в зависимости от ситуации. Если аудитория уже близка к результату, то времени нужно будет меньше. Если до результата еще далеко, времени может понадобиться куда больше. Здесь следует оценить, сколько примерно времени нужно, чтобы самые активные представители вашей аудитории смогли прийти к результату. То есть люди будут серьезно и основательно проходить ваш курс и сделают достижение этой цели своим приоритетом.

Как сформулировать конкретную цель в неконкретной теме

Я предлагаю это делать, описывая состояние.


• Даем название состоянию.

Для чего нужно название? Чтобы вы им могли потом оперировать. Потому что если названия не будет и вы каждый раз станете говорить: «Ну, это то самое состояние», у вашей аудитории не закрепится в голове то, к чему конкретно приводит ваш тренинг. Очень важно, чтобы у людей сложилось четкое понимание того состояния, к которому вы ведете, раньше, чем вы будете продавать ваш тренинг. Как правило, состояние – это достаточно сложная вещь, состоящая из множества критериев, и сразу она в голове не вмещается. И только после того, как человеку про это состояние рассказали много раз, привели множество примеров, он подумает: «Ага, я понял! Я хочу это получить!» И в сознании человека это состояние будет связано с тем названием, которое вы ему дали.


• Перечисляем критерии достижения состояния.


• Делаем яркое описание состояния, в котором используем образы и эмоции, чтобы показать выгоды.

Это описание – как правило, небольшое, буквально два-три абзаца – вы делаете в первую очередь для себя, чтобы у вас появилось понимание, о чем вы будете говорить своей аудитории в бесплатных промоматериалах, что вам в первую очередь нужно рассказать про это состояние. Описать его надо ярко, вкусно, интересно, чтобы вашей аудитории действительно захотелось в это состояние попасть. Но писать при этом следует правду, то, что действительно произойдет, если человек полностью в этом состоянии окажется и будет соответствовать всем критериям. Здесь можно пофантазировать и представить, что будет с человеком происходить, что он может при этом чувствовать.


• Можно ввести субъективную шкалу критериев для оценки состояния.

Вы можете перечислить критерии и сказать, что если человек положительно оценит свое состояние по восьми критериям из десяти, то, значит, он достиг цели. Если меньше – ему нужно еще поработать.

Для оценки эффективности вы даже можете подготовить для своей аудитории опросник и предложить его до начала программы и по ее завершении. Просто перечислить критерии и попросить каждого участника вашего тренинга оценить по десятибалльной шкале, насколько они соответствуют тому, что у него сейчас в жизни происходит. Это позволит участникам тренинга оценить свой прогресс. Они смогут наглядно увидеть, что было до и после тренинга. Очень часто внутреннее состояние человека после прохождения тренинга меняется довольно сильно, но он не осознает этих изменений, и психологи это хорошо знают.

После тренинга человек иногда даже представить себе не может, что раньше могло быть как-то иначе. И очень часто коучи используют субъективную шкалу, чтоб показать клиентам те изменения, которые с ними произошли. Иначе им начинает казаться, что ничего не случилось, что так было всегда. Используя шкалу, мы можем показать людям, насколько большой путь они прошли и какого прогресса они достигли благодаря нашему тренингу.

Если не хватает экспертности

Бывает, что вы планируете привести людей к какому-то результату, но очень плохо разбираетесь в вопросе. И очень часто это отталкивает от концепции составления плана достижения глобального результата. Что делать, если вы столкнулись с подобной проблемой? Как поступить, если не хватает знаний, чтобы помочь участникам тренинга пройти какой-либо этап или шаг?


• Не делайте продуктов по этому этапу.

Прежде всего, просто не делайте продуктов по этапу, в котором недостаточно хорошо разбираетесь. Вы можете помогать людям двигаться к точке, к которой они хотят прийти, но при этом не обязаны давать им решения для каждого этапа. У вас могут быть решения только для некоторых из этапов пути. Необязательно для всех. Позже вы можете набраться экспертности и сделать продукты для этих этапов, а можете привлечь сторонних экспертов.


• Рассказывайте про то, что знаете.

Ваша задача – помочь пройти путь быстрее, а не описывать каждый шаг в деталях. Вы можете просто рассказать то, что знаете про этот этап, и если вы уже пришли в ту точку, к которой помогаете людям двигаться, значит, вы каким-то способом этот этап преодолели. Может быть, вы не знаете каких-то тонкостей, нюансов его преодоления, но в целом у вас получилось. Значит, скорее всего, вы знаете больше, чем человек, у которого еще ничего не получилось. Вам достаточно рассказать, что вы знаете, потому что ваша цель, ваша задача – помочь пройти путь быстрее.

Если вы рассказываете, как пройти через дремучий лес, то вам необязательно давать подробную карту, снимок со спутника, описывать каждую кочку, каждую тропинку. Для того чтобы помочь человеку пройти через этот лес, вам достаточно просто поделиться с ним своим опытом, своими наблюдениями и тем, что вы знаете про этот лес. Может быть, вы услышали что-то интересное от другого человека, который тоже проходил через этот лес.


• Привлекайте сторонних экспертов.

Никто не заставляет вас это делать, но никто и не ограничивает. Вы не обязаны делать свой продукт в одиночку. Вы можете привлечь сторонних экспертов – предложить им по дружбе или за деньги написать для вас материал по этой теме и таким образом обогатить свою программу. Вы можете предложить им продавать их продукт наряду с вашим собственным и таким образом заработать. Почему бы и нет?

Если не придумываются этапы и шаги

Если вы испытываете сложности с формированием этапов и шагов, я рекомендую задать себе следующие вопросы.


• Что мешает достичь конечного результата прямо сейчас?

Когда определен конечный результат, а вот с этапами туго и шаги вообще не придумываются, я обычно задаю себе этот вопрос: «Что мешает моему клиенту достичь результата прямо сейчас? Почему у него прямо сейчас нет инфобизнеса на миллион?» В первую очередь потому, что он не знает, как это сделать. Ладно, иду дальше. Надо понять общую картину. Что еще ему мешает? Он не может определиться с темой, с нишей. Хорошо, еще один этап у меня есть. Еще что? Он не знает, как настраивать рекламу. Отлично! Значит, его надо этому обучить. И так далее.

В результате у вас появится довольно много шагов, и вы можете сгруппировать их в пять-семь этапов. С таким количеством проще работать, вы в них не утонете, потому что нашему мозгу сложно удерживать в голове больше семи элементов одновременно. Дальше вы их просто сгруппируете, разделите на основные этапы, на шаги, и таким образом у вас появится путь.


• Будет ли достаточно тех шагов, которые я уже прописал? Чего может не хватить?

Конец ознакомительного фрагмента.