Структура книги
Если вы определились с мотиваторами, то я перейду непосредственно к содержанию и обозначу поэтапно то, что вам предстоит пройти и о чем узнать.
• Создание идеи тренинга.
Начнем мы с этого потому, что любой тренинг, на мой взгляд, начинается с идеи. Но большинство экспертов, говоря об идее, задаются вопросом, о чем будет их тренинг в целом, и на этом их вопрос заканчивается. Мы пойдем немножко глубже. Я расскажу, как я придумываю идеи для своих тренингов и как рекомендую это делать вам.
• Основная структура программы.
Дальше мы перейдем к созданию структуры программы от начала и до конца, но при этом без лишних деталей. Уже после этого этапа, в принципе, тренинг можно упаковывать и продавать. Лично я создаю тренинг уже после того, как продам его. До продажи я обычно просто создаю общую структуру тренинга, чтобы понимать, что я иду продавать, и дальше уже по этой структуре работаю.
Мы с вами создадим основную структуру программы. Это, можно сказать, скелет, каркас, фундамент программы. После этого ее можно продавать, потому что всем уже понятно, что в ней будет и как это будет. Эта структура, с одной стороны, позволит уже писать продающие тексты, уже продавать, а с другой стороны, сильно облегчит вам в дальнейшем создание вашей программы, и благодаря ей вы избежите многих неприятностей, с которыми сталкиваются эксперты, заранее эту структуру не подготовившие.
• Формирование пакетов.
Следующим будет блок формирования пакетов. Мы поговорим о том, как разбить вашу программу на пакеты. От этого хорошо не только вам, но и участникам вашего тренинга, потому что на нем всегда будут люди, которые могут позволить себе больше. У них хорошие доходы, высокая мотивация, и они готовы дать больше, чтобы и вы им дали больше. Но будут и те, у кого-либо недостаточно мотивации, либо доход ограничен. Им тоже нужно дать возможность пройти программу, но в более бюджетном варианте. Вот тогда вам и понадобятся отдельные пакеты. Соответственно, все это приводит к лучшим продажам.
• Упаковка вашего тренинга.
На этом этапе я расскажу вам, как я описываю программы. У меня есть некий шаблон, по которому я пишу продающий текст для сайта. Когда эксперты заполняют его, они сами начинают лучше понимать, про что их тренинг, и им становится легче его продавать и даже создавать. Как ни странно, упаковка помогает в создании тренингов еще и потому, что начинаешь лучше понимать, что же ты, собственно, собираешься предложить людям.
• Подготовка основных слайдов.
Этот этап будет посвящен тому, как готовить основные слайды для тренинга, а также тому, что в этих слайдах должно быть и чего в них быть пока не должно. Если структура – это каркас вашего тренинга, то его набросок – это основные слайды. Дальше вы уже будете добавлять. И это сильно упрощает создание тренинга.
• План тренинга.
Это то, в каком порядке вы будете подавать информацию в вашем тренинге. К этому моменту у вас уже есть основная структура программы, разбитая на определенные задачи, которые должны выполнить участники для достижения результата, и план тренинга, где эти задачи, в свою очередь, разбиты на отдельные занятия, на отдельные уроки, на отдельные видео. И мы поговорим о том, как этот план составить.
• Дополнительные слайды и материалы.
В вашем тренинге будет не так много основных слайдов. А вот дополнительных может быть гораздо больше. Как и дополнительных материалов.
• Проблемы и решения.
В заключение мы поговорим немного о проблемах, которые возникают в процессе реализации процесса, и о том, как эти проблемы лучше решить.
Но прежде чем вы продолжите читать эту книгу, я позволю себе дать вам некоторые общие рекомендации, чтобы вы смогли извлечь для себя максимум пользы.
• Рекомендация номер один: конспектируйте.
Несмотря на то что в книге все описано довольно подробно, сам процесс создания конспекта значительно повышает усвоение информации. Конспект – это вообще индивидуальная вещь, в нем вы отмечаете важные именно для вас моменты. И именно поэтому он позволяет вам быстрее восстановить все самое важное, что вы захотите потом вспомнить по данной теме.
• Рекомендация номер два: сделайте набросок того, как вы собираетесь применить полученную информацию.
Если у вас по ходу чтения будут возникать какие-то идеи, делайте небольшие заметки, записывайте вкратце, что и как вы хотели бы применить.
• Рекомендация номер три: применяйте полученные знания на практике как можно скорее.
Чем дольше информация будет оставаться просто информацией, тем быстрее она выветрится из вашей головы, и потом вы ее уже не вспомните.
Небесполезные советы
Начать я хочу с нескольких важных моментов, которые имеют общетеоретический характер, но тем не менее будут для нас практически полезны, когда мы перейдем собственно к разработке тренингов.
• Ценность тренинга заключается в конкретных действиях.
В отличие от лекции, являющейся по сути просто набором неких знаний, особенность тренинга заключается в том, что вы конкретно говорите людям, что им делать. На лекции вы можете предлагать аудитории структурированную информацию, рассматривать разные варианты действий: можно сделать так, а можно иначе. На тренинге же вы даете пошаговый план действий. Делай раз, два, три, четыре, пять – и будет результат. Это любимый всеми формат, и неспроста. Он действительно крайне эффективен. У вас в тренинге может быть одна развилка, максимум две, но в целом тренинг представляет собой линейный процесс, когда людям не надо думать и делать выбор, как им поступить, – у них уже есть конкретный план. И в этом ценность тренинга.
• Через действие информация усваивается гораздо лучше.
Прелесть действий не только в том, что они приводят к результату. Кроме этого, знания, когда они используются на практике, усваиваются во много раз лучше и быстрее, чем если бы вы их просто заложили себе в голову. Посмотрите, например, как учат иностранный язык в школах. Это крайне неэффективный процесс, когда ученикам приходится запоминать огромное количество отдельных слов и целых фраз, которые они потом нигде не используют. А как дети учатся говорить на своем родном языке? У них есть конкретные задачи. Они стараются их решить, используя те знания, которые у них уже имеются, и пытаясь получить новые. И конечно же, информация усваивается гораздо быстрее. Маленькие дети быстрее учатся не только потому, что они маленькие, а еще и потому, что они учатся более правильным способом.
Если человека поместить в другую страну, где не будет других носителей родного языка, то он очень быстро выучит язык, потому что ему придется решать множество бытовых проблем, которые у него будут возникать постоянно. Он станет искать и находить нужные слова и достаточно быстро будет их запоминать. Когда какая-то фраза поможет ему решить конкретную проблему, он быстро ее запомнит и, скорее всего, уже никогда не забудет.
Именно в этом еще одна польза тренингов. Когда люди не просто у вас учатся, а когда они сами что-то делают, используют информацию, которую вы им даете для этих действий, то она усваивается гораздо лучше.
• При создании тренингов мы, как и дизайнеры, идем от общего к частному.
Профессиональные дизайнеры и профессиональные художники, когда они пишут картины или создают дизайн, вначале делают набросок, а потом добавляют в этот набросок некоторые детали. Потом добавляют еще больше деталей и затем уже получают финальный результат. Я, как бывший дизайнер, могу с уверенностью сказать: очень редко дизайн делается сразу начисто – только когда у дизайнера совсем мало времени, а нужно выдать какой-нибудь результат. Как правило, дизайн делается слоями, и мы будем идти по такому же принципу.
Я назвал эту книгу «Дизайн тренингов» неслучайно. Процесс, который мы будем изучать, сильно напоминает дизайн. Точно так же мы будем вначале делать набросок, потом добавлять детали. Для этого мы, как и в дизайне, будем брать уже готовую информацию. Мы ничего не сочиняем. Эта информация есть в открытых источниках, но мы ее структурируем таким образом, что для людей она начинает представлять куда большую ценность, чем по отдельности. Точно так же и в дизайне. Картинки, шрифты, цвета и прочие отдельные элементы, разбросанные по интернету, большой ценности собой не представляют, но когда дизайнер объединяет все это в красивую картинку, то эта картинка уже стоит дорого. Хорошим дизайнерам платят огромные деньги за то, что они создают картинку из того, что можно взять бесплатно. И здесь мы делаем то же самое: берем информацию, которую можно найти бесплатно, и делаем из нее нечто ценное. Превращаем ее в систему, превращаем ее в тренинг.
• У нашего мозга способность воспринимать информацию ограничена и есть своя система приоритетов.
Как правило, наиболее приоритетная информация для мозга – это та, которая используется на практике, и мы при создании тренинга будем делать упор в первую очередь на это обстоятельство. У нас будет акцент на действия, которые предстоит выполнить участникам нашего тренинга. И во вторую очередь мы будем думать, какая информация поможет им в этом. И будем стараться эту информацию выдавать в ограниченных объемах, потому что если вы дадите слишком много информации, то участники тренинга надолго углубятся в ее изучение. Если же вы дадите информации ровно столько, сколько нужно для выполнения конкретных действий, то она тут же будет использоваться.
Усвоение информации
Что нам помогает усваивать информацию? Давайте разберемся.
• Действия.
Усваивать информацию помогают действия. Как я уже сказал, у мозга есть приоритеты. В первую очередь он запоминает информацию, которая была подкреплена действием.
• Эмоции и сопереживания.
Во вторую очередь усвоению информации способствуют эмоции и переживания. Когда мы получаем информацию в каком-то эмоциональном контексте – в виде шутки, как нечто нас шокирующее или в иной провокационной форме, – мы это воспринимаем гораздо лучше. Также мы воспринимаем лучше информацию, когда она идет через сопереживание. Почему так хорошо работают реалити-шоу? Мы переживаем за тех, кого нам показывают, у нас включаются зеркальные нейроны – и информация усваивается гораздо лучше.
• Наблюдение.
Когда мы за чем-то наблюдаем, то информация тоже усваивается лучше, особенно если при этом мы еще и сопереживаем. Почему так хорошо запоминаются истории? Мы наблюдаем за героем и сопереживаем ему. Можно сказать, что мы проживаем тот опыт, через который он проходит. Это похоже на практику, только это виртуальная практика.
• Повторение.
Если вы хотите, чтобы участники вашего тренинга постоянно помнили о каких-либо существенных моментах или важных идеях, то снова и снова возвращайтесь к ним и повторяйте.