Вы здесь

Дизайн по-французски. Пульс прошлого. Королевские стили Франции (Нина Софиева, 2017)

Пульс прошлого. Королевские стили Франции


Когда речь заходит о, так называемом, «французском стиле», в голове непременно появляется калейдоскоп из римских цифр имен французских королей, запутанных отношений Наполеона Бонапарта с Жозефиной и роскошных туалетов прекрасной Анжелики. После этой книги, наконец-то, все встанет на свои места. В этой книге вы увидите, что вся современная мебель родилась не сегодня, а мебель старинных «дворцовых» стилей – это не музейные экспонаты.

Самой яркой особенностью французской культуры было то, что она, выражая идеологию абсолютизма королевской власти, всегда носила исключительно придворный, аристократический характер. Поэтому отдельные этапы развития искусства во Франции, начиная с готики и эпохи Возрождения (Ренессанса), стали обозначать именами королей: стиль Карла V, стиль Карла VII, стиль Людовика XI… Стиль Луи ХIII, Луи XIV, Луи XV, Луи XVI и т. д.






5 фото. Ренессансные резные панели теперь являются стильным фоном для модернистской мебели. Коллекция тканей Villa Borgia от международного концерна Jab. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Интересно и то, что само понятие «художественный стиль», как совокупность всех творческих средств и приемов, по которым можно сразу определить отличие одного явления в искусстве от другого, сложилось именно во Франции. Впервые в истории, в эпоху Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства. Стиль стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного «этикета» (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). И это не единственный случай появления во Франции новых терминов и названий и дальнейшего распространении их по всему миру.

Увлечение искусством античной Греции и Рима во Франции вспыхнуло еще в ХVI в. Тогда, после столетий Средневековья, Европа обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Но именно из Франции XVII в. начинается широкая популяризация идей классицизма, и французский классицизм, каждый раз меняя обличья, все время оставался по своим принципам классицистическим. Поэтому правильнее было бы называть стили, о которых речь пойдет далее, «барокко-классицизмом», «рококо-классицизмом» и т. п.


****


Стиль Людовика XIII


Этот художественный стиль считают переходным стилем от позднего Ренессанса (Возрождения) к «Большому стилю» Людовика XIV – «золотому веку» французского искусства.

В эпоху короля Луи ХIII (годы правления – 1610-1643) для Франции еще не пришло время стать законодательницей моды в Европе. Скорее, наоборот: из Италии привозили шпалеры, а мебель в основном – из Испании, Германии и той же Италии. Своей мебели почти не производили. И все же специалисты считают, что формы готической французской мебели характеризуются утонченностью деталей. Кстати, Франция по праву считается родиной готического архитектурного стиля.






6 фото. Сундук, производит Sellaro Arredamenti (Италия). Такие кассоне из Италии стояли в интерьерах периода правления Луи XIII. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


В годы правления Людовика ХIII архитектор Ж. Лемерсье завершил композицию западного фасада Лувра и возвел дворец кардинала Ришелье в Париже. В Версале для короля построили «Охотничий замок», «Мраморный двор» которого сохранился до сих пор. В этом-то дворе и происходили парады королевских мушкетеров, о которых так великолепно писал А. Дюма. Для архитектурного стиля Луи ХIII характерны крутые, крытые сланцем, кровли зданий, высокие дымовые трубы, «французские» окна вытянутых пропорций с мелкой расстекловкой и низкими оконными решетками, золоченые детали и мотивы военной атрибутики на карнизах.

Во всем убранстве интерьеров того периода царствует поздний Ренессанс (стиль Генриха IV) с элементами маньеризма и барокко. Уже в тот период среди французской знати сформировался обычай принимать визитеров, лежа на кровати. Поэтому кровати в жилом убранстве отводится особое, важное место. Она решается, как архитектурное сооружение с колоннами, балдахином и богатым резным изголовьем.






7 фото. Диван, производит Hahcock&Moor (США). Очень удобный современный диван в стиле Луи ХIII, хотя нет в нем того блеска, которым была отмечена мебель последующего исторического периода. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Второй по важности предмет в доме – сундук-кассоне. Из него впоследствии развивается ларь-скамья со спинкой и локотниками – предок дивана. Новыми типами мебели были также посудный шкаф-креденца. В мебели того периода преобладают прямоугольные формы с обильной резьбой по фасадам, из пород дерева используются в основном местные – орех и дуб. Но уже входит в моду фанеровка эбеновым деревом, инкрустация цветным деревом или мрамором. Орнаменты состоят из ромбов и многогранников (так называемая «алмазная грань»), а также «фруктовых» мотивов. Кроме того, мебель украшают пальмовые ветви, картуши, гирлянды и львиные морды.

Ножки столов и мебели для сидения делаются сильно витыми, связи ножек в форме буквы Н. Спинки кресел этого стиля могут быть как низкие и широкие – в таких креслах обычно работают и обедают, так и высокие – такие кресла предназначаются для отдыха. Кресла обиваются гобеленом или кожей. У кресел, которые больше напоминают простой стул, спинки венчают декоративные «шишечки». Постепенно итальянские лари и сундуки начинают выходить из моды, их место занимают богато украшенные резьбой и инкрустацией шкафчики и буфеты-креденцы.






8 фото. Декоративное убранство ренессансных интерьеров по старинным технологиям производит бренд La Contessina (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Мебель в стиле Людовика XIII, строгая и геометричная, сейчас практически не производится. Копируются, как правило, лишь гобелены того периода. Хотя увидеть образцы эпохи все же можно, посетив дворец Александра III в Массандре.

В интерьерах того периода оставляли открытыми деревянные балки перекрытия. Их красочно расписывали на итальянский манер гротесками – орнаментами, где причудливо сочетались фантастические и реальные, изобразительные и декоративные мотивы (животные, растения, человеческие формы, маски), а также особенным орнаментом в стиле Людовика XIII – композицией из филенок, мелкого цветочного узора, ламбрекенов и фестонов.

Людовик XIII был страстный любитель музыки. Он играл на клавесине и охотничьем рожке, сочинял куртуазные песни и многоголосные псалмы. Отношения его с супругой, королевой Анной Австрийской, не сложились. Лишь в конце 1630-х гг. отношения между супругами наладились, и в 1638 г. на свет появился будущий король Людовик XIV.


****


Стиль Людовика ХIV


Во второй половине XVII в. Франция стала ведущей европейской державой.

В 1655 г. молодой король (годы правления – 1643-1715) в парламенте произнес знаменитую фразу: «L'Etat, c'est moi!» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil» – «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Искусство было объявлено делом государственной важности. Художникам предписывалось прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля». Величие королевской власти требовало возведения грандиозных архитектурных ансамблей.

В 1664-1674 гг. постройкой восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра – главной королевской резиденции в Париже. Для меблировки пустых и гулких залов нового дворца был организован специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена. (Обратите внимание, именно живописец стал творцом нового стиля, и это не последний случай в истории.) Лебрен руководил всем искусством: он организовал королевскую Академию живописи и скульптуры (1648) и наладил производство мебели, ковров, посуды и всего прочего для проектов главного заказчика – его величества короля.






9 фото. Сегодня мебель в стиле барокко-классицизм украшает самые изысканные интерьеры. Коллекция тканей Paradise, производит бренд Zimmer+Rohde (Германия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


В 1664-1674 гг. постройкой восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра – главной королевской резиденции в Париже. Для меблировки пустых и гулких залов нового дворца был организован специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена. (Обратите внимание, именно живописец стал творцом нового стиля, и это не последний случай в истории.) Лебрен руководил всем искусством: он организовал королевскую Академию живописи и скульптуры (1648) и наладил производство мебели, ковров, посуды и всего прочего для проектов главного заказчика – его величества короля.






10 фото. В этом барочном избыточном интерьере шторы надеты на держатель через современные кольца-люверсы. Коллекция тканей Couture от компании Voyage Decoration (Великобритания). Фото предоставлено компанией «Ампир Декор».


Новые идеалы абсолютизма королевской власти должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только классицизм, ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: Людовик XIV сравнивался с античными героями – Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный классицизм казался все же недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. Поэтому закономерно, что художники Франции для усиления эффекта обратились и к пышным формам современного итальянского барокко.

Итальянское слово «barocco» означает «странный», «причудливый», «испорченный» и это очень хорошо передает особенности художественного стиля Европы c конца ХVI до середины ХVIII в. Искусству барокко свойственны свободная, темпераментная творческая манера, страстная приподнятость образов, динамичность, контрастность масштабов, цвета, света и тени. В барокко все было буйным, огромным и даже чрезмерным, и все, что могло быть позолочено, было покрыто позолотой. И в архитектуре, и в мебели использовалась скульптура в экспрессивных позах, а фасады зданий и мебели никогда не были прямыми, а только причудливо изломанными.






11 фото. Стол, производит Ezio Bellotti (Италия). Фасад стола изощренно изломан декором, ножки соединены тягами и также деформированы резьбой, сплошь состоящей из завитков, лепестков, стеблей и раковин. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Но у барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи классицизма. И эта особенность «французской школы» – влияние идеалов классицизма на развитие искусства – не ослабевала вплоть до конца XIX в.

В интерьерах дворца все поражает своим размахом и избыточностью. Длина Версальского дворца равна 576 м. В Большой галерее в те времена зажигались тысячи свечей, повторяющихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить. Ни одно из европейских государств не смело и не могло соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. «Большой стиль» точно отражал содержание эпохи – только не ее действительное состояние, а скорее настроение умов. Желание подменяло действительность.






12 фото. «Большой стиль» – это огромные зеркала и ткани, расшитые золотом. Коллекция тканей с пайетками Voyage Couture Volume I от компании Voyage Decoration (Великобритания). Фото предоставлено компанией «Ампир Декор».


Король вел бесславные войны, истощавшие силы государства, но люди как будто старались не замечать этого. Они хотели выглядеть такими, какими казались себе в своем воображении. При изучении этой эпохи возникает стойкое ощущение, что самыми большими ее художниками были портные и парикмахеры. Но со временем история все поставила на свои места, сохранив для нас великие имена архитекторов, скульпторов, рисовальщиков, мебельщиков и граверов. Магия стиля, французской «большой манеры» стремительно распространялась по Европе, преодолевая дипломатические и государственные барьеры.






13 фото. Столик-консоль – изобретение эпохи барокко также как и ножки-кабриоли (от франц. cabriole – «вставший на дыбы, пружинящий»). Производит Francesco Molon (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


И не случайно именно вторую половину XVII в. называют «самым блистательным периодом французской истории». Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно производила впечатление «вечного праздника жизни». Празднества продолжались каждый день до полночи: двор Людовика XIV постоянно пребывал в состоянии удовольствия, приятной музыки и искусства. Сам король всегда был окружен придворными дамами.

В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на мемуары и зеркала: в Зеркальной галерее Версаля напротив окон установлено 306 огромных зеркал, которые отражали виды на парк. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета.

В дворцовых интерьерах того периода царило парадное великолепие. Задачу прославления могущества монарха решили просто: больше массивности, резьбы и позолоты. Характерная особенность стиля: маркетри (наборные панно из разноцветной древесины) настолько обильно и тонко украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. Богатый орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фавнов сочетались в нем с античной военной символикой. К навеянным древним Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки «Короля-Солнца»: лучезарный лик или две переплетенные буквы L.






14 фото. Деталь столешницы, производит Francesco Molon (Италия). Маркетри (от франц. marquer – размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпона разных пород древесины. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Наиболее прославленные работы в этой технике созданы чернодеревцем Андре-Шарлем Булем, работавшим с черным (эбеновым) деревом. Природа одарила Андре-Шарля множественными талантами: он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. Буль подарил миру комод – раньше одежду и белье хранили в сундуках. Интерьеры обогатились этим удобным предметом, причем в буквальном смысле слова, ведь в переводе с французского «комод» (от фр. сommode) и означает – «удобный». Мастер поднял сундук на ножки, снабдил выдвижными ящиками и богато украсил маркетри. Буль первым инкрустировал мебель «черепахой» (так называемая техника «пике»). С этой техникой он познакомился во Фландрии.






15 фото. Своеобразием классицизма этого периода было то, что его роскошное и пышное мебельное и интерьерное искусства отвечали эстетике итальянского барокко. Комод в стиле буль, производит Armando Rho (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Но главные свои шедевры он создал, отделывая мебель узорами из красной меди, кости, свинца, серебра и лаков. Примечательная деталь: ножки кресел и табуретов соединяют поперечные перекладины, образующие букву «Н» или, позднее, «Х». Спинки у кресел чинно высокие, а низкие сиденья украшены бахромой. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются. Излюбленный орнамент – крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы. Эта мебель производит впечатление строгого величия: крупные шкафы, комоды, консоли и столики. Иногда этот стиль называют просто «буль». Мастерская Буля, в которой работало и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

Другое изобретение эпохи – приставной столик-консоль. Столешницы консольных столов, да и любых других, часто сделаны из мрамора или инкрустированы флорентийской (мраморной) мозаикой, опорой ей могут служить аллегорические фигуры. Появляется и диван, пока напоминающий несколько составленных вместе кресел. Впрочем, к концу эпохи интерьеры утрачивают свою помпезность и приобретают грациозность, предвещая последующие стили Регентства и Луи XV.






16 фото. Стол, производит Francesco Molon (Италия). Такие столы с мозаичной столешницей можно встретить в фойе роскошных отелей, а также в домах, где принято устраивать приемы. Фото от «Интерьерного Салона № 1».


Вся вторая половина царствования Людовика XIV была окрашена мрачными тонами и проходила в атмосфере «всеобщего уныния». В 1685 г. король, впавший в церковное благочестие, отменил Нантский эдикт, который гарантировал во Франции свободу вероисповедания. С его отменой значительная часть мастеров-ювелиров, чеканщиков, эмальеров, керамистов, ткачей, бывших протестантами, навсегда покинула Францию. Переселившись в Германию, Англию, Голландию, Швейцарию, эти мастера внесли существенный вклад в развитие декоративного и прикладного искусства этих стран.

После отмены Нантского эдикта замечается спад в художественной жизни Франции. К концу XVII в. «Большой стиль» явно исчерпал свои возможности, «золотой век» французского искусства заканчивался, чтобы уступить место камерному и как бы усталому искусству стиля Регентства начала XVIII в. Регентствоодин из периодов истории Франции с 1715 г., когда наследником французского престола стал ребенок – пятилетний Людовик ХV. В этот период страной правил самоназначенный регент – честолюбивый герцог Орлеанский.






17 фото. «Большой стиль» с его яркостью, блеском и пышностью сегодня создает самые модные дома. Обои коллекции Square, производит фаб. Khroma. Фото предоставлено компанией «Ампир Декор».


В прикладном искусстве развитие происходит плавно, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Такого рода переходным периодом был и стиль регентства. Он не имеет каких-то ярких, присущих ему одному черт. Большая часть изделий того периода с полным правом может быть отнесена и к уходящему барокко, и к нарождающемуся рококо. В некоторых источниках рококо называют поздним барокко.

Для Франции, после классицистического искусства Ренессанса XVI в. и «Большого стиля» XVII в., это была уже третья волна классицизма, поэтому художественный стиль французского искусства второй половины XVIII столетия именуется неоклассицизмом, в то время как в отношении других европейских стран – просто классицизмом.






18 фото. Мебель для ванной, производит Bianchini & Capponi (Италия). Грациозный умывальник. О том, что это рококо (или неорококо) говорит то, что он без позолоты. Фото предоставлено салоном интерьеров «Арт-Рум».


Совет профессионала


Новинки текстильных брендов, провозглашая тренды сезона, были представлены в конце января 2016 г. на парижской выставке Deco off Paris. И самая модная тенденция – барочные стразы на ткани, сверкающие камни и тотальный блеск. В новых коллекциях большинства известных марок присутствовали люрекс, металлические кнопки, бисер и пайетки. Даже в ярких и всегда таких земных орнаментах фабрики Missoni– металлический блеск, и кажется, что от этого ткани стали еще эффектней. Эффект «скомканности» тканей от фабрики Mila Schön выполнен люрексом для усиления эффекта светотени.

Можно по-разному относится к барочному блеску, но игнорировать его не рекомендуется.






19 фото. Модернистское кресло Barcelona (1929) дизайнера Людвига Мис Ван дер Роэ на фоне барочных панно из коллекции Baroque Gold современного производства фаб. Wismara (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Пайетки – блестящие пластинки-чешуйки из цветной металлизированной фольги. Изначально ими декорировалась одежда, теперь пайетками модно украшать и домашний текстиль. Классической формой считается круглая, но они бывают и квадратными, в форме звездочек и листочков. Мелкие пайетки имеют одно центральное отверстие для пришивания, крупные – два и более. Продаются они двух видов: россыпью и собранные в виде тесьмы. При покупке надо обращать внимание на качество пайеток. Окрашенные пайетки быстро теряют верхний слой, и ткани становятся неопрятными. Пайетки из цветного пластика более качественные. Часто вышивка пайетками дополняется бисером.

Для простой окантовки низа шторы или узора на ней тесьма подойдет лучше. Она достаточно гибкая, легко укладывается по намеченному контуру. Преимуществом тесьмы является возможность пришить ее прямой строчкой на швейной машине. Ассортимент рассыпных пайеток гораздо шире, но пришивать их вручную сложнее. Иголка подбирается под размер отверстия в пайетках. Нитка – прочная, армированная (лавсановый стержень с полиэфирной наружной оплеткой) подбирается в тон пайеток или контрастной к ним для дополнительного эффекта.






20 фото. Пайетки – модная тенденция. Коллекция тканей Voyage Couture Volume I от компании Voyage Decoration (Великобритания). Фото предоставлено компанией «Ампир Декор».


Вышивка пайетками с бисером добавляет изделию декоративности. Бисер для пришивания пайеток также может совпадать по цвету или быть контрастным к пайеткам. Используются разные способы ручного пришивания, но в любом случае следует надежно закреплять концы нити, чтобы фрагмент вышивки не распустился. Пайетки правильно выполненной вышивки не должны смещаться и загибаться, если провести по ним ладонью. Правильно закрепленная вышивка выглядит гладкой, и шторы с нею не испортятся от стирки.

Для пришивания с помощью бисера используют разное количество бисеринок для одной пайетки. Игла с нитью выводится в точке крепления блестки. На иглу нанизывается пайетка, затем бисеринка, далее игла выводится на изнанку через отверстие в пайетке. При размещении пайеток на некотором расстоянии друг от друга, между ними можно сделать воздушную арку из нескольких зерен бисера.

Это, конечно, очень кропотливо и требует определенного склада характера.






21 фото. Ткань Opera с барочным блеском – текстильная роскошь, которую производит французский бренд Soleil Bleu. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Стиль Людовика XV


Здесь надо сказать несколько слов о женщине, которой принадлежит исключительное место в истории ХVIII в., хотя острословы, и современные, и старинные, часто проявляли и проявляют к ней враждебность. Сегодня, как и тогда, маркизе де Помпадур, одной из фавориток короля Людовика ХV, вменяется в вину обнищание французского народа, дурные планы кабинета министров, слабые успехи войск в военных действиях, бездарность французского генералитета и триумф тогдашних врагов Франции.

Но каковы бы ни были результаты попыток мадам де Помпадур участвовать в политической жизни страны, истинная значимость ее для Истории проявилась отнюдь не в этом.






22 фото. Мебель рококо создавалась для утонченных женщин. Ткань Tropicana из коллекции Resort производит французский бренд Soleil Bleu. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Маркиза была не только дальновидным и страстным меценатом, окружившим себя множеством одаренных архитекторов, живописцев, скульпторов, декораторов, ювелиров и портных, она стала настоящим министром «изящных искусств», сумев заинтересовать в меценатстве самого короля Людовика ХV, равнодушного к этому. Благодаря маркизе де Помпадур архитектура Франции опять, как и во времена короля-Солнце, вступила в эпоху процветания, а культура, наука и искусство сделались важными направлениями интересов государства. И яркий дополнительный штрих к картине эпохи рококо – маркиза, любившая литературу и театр, явила миру высокий образец женской философии, артистичной и духовной.






23 фото. Современный комод-бомбе и обои колл. Gracia (фаб. Eijffinger, Нидерланды). Комод эпохи рококо тоже имел два ящика, ручки из золоченой бронзы, орнаменты в виде цветочных гирлянд и ромбовидной решетки. Фото от компании «Ампир Декор».


Людовик XV (годы правления – 1715-1774), один из самых интеллигентных и образованных королей, имел застенчивый и меланхоличный склад характера, а человек был уступчивый и слабовольный, к тому же страстный любитель женщин – и в этом была его королевская привилегия. При его дворе тон задавали фаворитки – великосветские жеманницы. И вообще, в это время беззаботная, как беспрерывный маскарад, жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщин. Именно в эту галантную эпоху в моду входит профессия декоратора, а интерьеры в целом становятся гораздо уютнее. Людовику XV мы обязаны появлением в нашей жизни мебели «для женщин»: канапе, кушеток, шезлонгов и глубоких кресел-бержер с приставными пуфами.

Барочная пышность постепенно уступает место интимной изысканности рококо. Дух утонченности и чувственности проникает в интерьер и мебельное искусство. Следствием этих изменений было появление будуаров, интимных кабинетов и «дамского» пузатого комода «бомбе» – большой шкатулки для юных прелестниц. Салоны обставляются в соответствии с характером светской жизни: мебель расставлялась небольшими группами в разных местах помещения, образуя своего рода «центры тяготения» для собравшегося общества. И каждая такая группа предметов меблировки, состоявшая из стола, дивана и нескольких стульев задумывается как единая, целостная композиция.






24 фото. Глубокое и низкое кресло «бержер» – порождение галантной эпохи рококо: дамам в нем удобно было сидеть в кринолине (каркасе для широкой юбки). Производит Coleccion Alexandra (Испания). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Появление и развитие стиля рококо связано с именем Ж. О. Мейссонье – ювелира, скульптора, архитектора и декоратора интерьеров. Стиль рококо, зародившийся во Франции еще в период Регентства, при короле Людовике XV достиг апогея. По традиции его называют стилем Людовика XV, и это стиль, скорее, интерьерный: он не дал миру сколько-нибудь значимых архитектурных сооружений.

В 1745 г. король объявил маркизу де Помпадур своей официальной фавориткой. Став законодательницей мод, она обставляла гостиные как будуары – светская жизнь требовала новой мебели, светлой, легкой, изящной. Сундуки были безжалостно изгнаны из гостиных, в моду вошли бюро с множеством потайных отделений и всевозможные кушетки.






25 фото. Нежная, изысканная коллекция плитки Pietra di Volta фабрики Alta создана для утонченных ценителей. Фото предоставлено компанией «Ватра Керамика».

Конец ознакомительного фрагмента.