Д
ДЕКОРАЦИЯ (франц. decoration от лат. decorar – украшать) – художественное оформление спектаклей средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др. Когда мы читаем афишу любого спектакля, то в ней, кроме фамилий режиссёра и актёров, занятых в спектакле, всегда есть имя и фамилия художника-декоратора. Часто, как только открывается занавес театра и перед зрителями предстаёт красиво оформленная сцена, весь зрительный зал начинает аплодировать. Так зрители выражают своё восхищение художнику-декоратору – автору замечательных декораций. Художник пишет декорации к каждому спектаклю. Он продумывает всё: дома и мосты, леса и реки, мебель, светильники и посуду и всё то, что нужно для спектакля. Работая над оформлением сцены, художник изучает время, в которое происходит действие пьесы. Ему нужно знать, какая мебель тогда была и какую одежду носили люди в те времена. Ведь всё это художник потом рисует. От художника-декоратора во многом зависит успех спектакля. Хорошо оформленная сцена влияет и на игру актёров, и на настроение зрителей.
Декорации танцевального спектакля
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ СКУССТВО. Ещё в древние времена люди стремились украсить свой быт – украшали узорами глиняную посуду, вырезали красивый орнамент на рукоятке ножей. Мастера Древней Греции славились умением делать украшения из золота. В России долгими зимними вечерами мастерили игрушки и посуду из глины и дерева, вышивали узоры на полотенцах и скатертях, плели причудливые кружева. Дома нас окружают различные предметы, которые нужны нам для разных целей – вазы, скатерти, подсвечники, посуда, заколки для волос. Если эти предметы побывали в руках художника и он украсил их узором или орнаментом, то эти предметы называют произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное – значит украшенное, а прикладное – значит то, к чему приложено умение делать что-то руками.
Декоративно-прикладное искусство. Наугольник Евангелия. XVII в.
ДИЗАЙН (англ. design – проектировать конструировать) – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
ДИСКРЕДИТАЦИЯ – подрыв доверия к кому-либо. Лишение авторитета.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО – раздел отечественного искусства в период с 862 г. по 1696 г.
Древнерусское искусство. «Чудо Георгия о змие». Икона новгородской школы, конец XIV в. Дерево, темпра
Древне Русское искусство. «Положение во гроб». Фреска в церкви Успения в селе Мелётово Псковской области. 1465
ДОЛИЧНОЕ – в живописи XVIII в.: очертание фигур и костюма. См. Личное.
ДОМИНАНТА (лат. dominans (dominantis) – господствующий) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо. Доминировать – господствовать, преобладать; возвышаться (над окружающей местностью).
ДУБЛИРОВАНИЕ (от франц. doubler – удваивать) – реставрационный термин, означающий укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Дублирование чаще всего применяется в области масляной живописи. Иногда – при реставрации графики.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence от средневекового лат. decadentia – упадок) – обозначение течения в литературе и искусстве конца XIX – начала XX в., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал «Декадент», 1886–1889; см. Символизм). Понятие декаданса – одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
Рамон Касас. «Юная декадентка». 1899