Г
ГАММА ЦВЕТОВАЯ – в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита (см.), характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т. д.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ – один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в основе которых строгая ритмика геометрических или (в скульптуре) стереометрических фигур. Ее ранние варианты (отчасти орфизм Р. Делоне и Ф. Купки, а также супрематизм К. С. Малевича и неопластицизм П. Мондриана) сочетают рационализм с романтикой, тяготея к построению «абсолютных» красочно-графических монументальных символов, выражающих мистические законы космоса. В то же время геометрическая абстракция впитала в себя и технократический пафос конструктивизма. Во второй половине XX в. в таких течениях, как поп-арт и постживописная абстракция, геометрическая абстракция сохраняет свой «рационалистический мистицизм», еще теснее сближаясь с многообразной динамикой современной жизни.
Геометрическая абстракция. К. Малевич. Супрематизм: красочные массыво 2-м 4-м измерениях. 1915. (Зрительное восприятие оттенков цвета)
ГЕРБ – геральдическое изображение, включающее в себя, как правило, такие атрибуты, как шлем и крест. Происхождение словосочетания «coat of arms» (герб) в английском языке связано с историческими событиями: средневековые рыцари носили одеяние, которое, защищая от палящих лучей солнца, одновременно содержало эмблему и цвета, которые принадлежали роду их владельца. Одеяние покрывало и оружие («coat of arms» – одеяние оружия). Отсюда же происходит и английское слово «turncoat» (дословно, «повернуть одеяние»), означающее измену своей партии, принципам или отказ от верности. Поначалу слово относилось к тем, кто намеренно прикрывал изображение своей эмблемы.
Герб Георгия Атаршикова
ГЛАЗУРЬ (нем. Glasur) – в технологии художественной керамики (см.) тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. Главное назначение – увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение – воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые «соляные» глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Они отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. См. также Кракле.
Керамический кувшин. Глазурь
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – готический стиль, художественный стиль (между сер. XII и XV–XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV–XVI вв. готику сменяет Возрождение.
Готический собор в Милане
ГРАВЮРА (франц. gravure, от graver – вырезать) – в изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Отдельное произведение соответствующего раздела графики также называется гравюрой. Гравюра называется оригинальной, если она целиком, включая всю обработку доски, исполнена самим художником. Гравер – мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, стеклу, камню, дереву, линолеуму и пр. Гравюра – это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок и покрыт специальной краской. Сначала художник делает рисунок будущего произведения на доске из твёрдого дерева. Затем все места в картине, которые должны быть белого цвета, художник-гравёр углубляет с помощью специальных резцов – штихелей. Места в рисунке, которые должны быть чёрными, художник не трогает. Кроме чёрного и белого цветов в гравюрах есть и различные оттенки серого цвета. Такие места в рисунке художник-гравёр как бы заштриховывает штихелем, то есть прорезывает штрихи. От толщины и глубины прорезанных штрихов зависит оттенок серого цвета. Чем глубже вырезана линия, тем темнее она будет. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят специальную краску, затем накладывают лист бумаги и плотно прижимают к доске прессом. Так и получается гравюра. Несмотря на то что в гравюре используются лишь чёрно-белые тона, рисунки получаются очень выразительными. Художники-гравёры в свих произведениях могут передать и красоту сверкающего на солнце снега, и хмурое, пасмурное небо, и характерные особенности животных и птиц.
Гравюра резцовая на меди. Алекс Дюрер. «Эразм Роттердамский». 1526
ГРАФИКА (франц. qraphique – линейный, от греч. qrapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В отличие от живописи основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т. е. световая линия, светотень): роль цвета в ней остается сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова – во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняют на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент). В зависимости от назначения и содержания графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения, не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём – всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах – это книжная графика. Когда мы поздравляем своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это – прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на обёртках конфет, пакетах йогурта, сока и разных других товарах – всё это рисовали художники-графики.
Графический дизайн. Кристофер Монро де Лоренцо
Графический дизайн. Андрес Квинтан
ГРАФФИТИ (итал. graffio – царапать) – впервые слово стало употребляться по отношению к надписям, найденным при раскопках города Помпеи в 1755 г., когда город был расчищен от вулканического пепла, под которым был погребен после извержения Везувия в 79 г. н. э.
Граффити. Эшер Мауриц Корнелиус. «Относительность». 1958
Граффити. Киев. 1630 г.
ГРАФЕМА – письменный символ, используемый для того, чтобы выразить единицу речи – фонему. Примером могут служить 26 букв английского или 33 буквы русского алфавита.
ГРАФОМАНИЯ – болезненное пристрастие к сочинительству.
ГРОТЕСК (франц. grotesque, букв. – причудливый; комичный) – 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски); 2) вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, X. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.). Гротеск – это не прием, не грубо карикатурное, в причудливо-фантастических формах, передразнивание каких-то явлений. Это принцип изображения жизни, особый угол зрения при ее восприятии и трактовке. Один немецкий эстетик ужасался странностям гротеска, полагая, что они представляют собой бесцельную сумасшедшую игру: «Форма вовлекается в своего рода безумие, и ее твердые очертания расплываются в неистовом вихре. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь – с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела». Гротеск – живописное украшение, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр.
Гротеск. Old Woman' by Quentin Massys. 1513
Гротеск. Подсвечник. Оразио Скоппа. 1642
ГРУНТ (польск. qrunt; от нем. Grund – дно, основа) – в технологии живописи тонкий слой специального состава (а также и сам состав), наносимый поверх основы (холста) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества. Бывает клеевым, масляным и эмульсионным.