Вы здесь

Дидактические игры в подготовке бакалавров-конструкторов одежды. ВВЕДЕНИЕ (В. Г. Иванов, 2013)

ВВЕДЕНИЕ

Переход легкой промышленности России на инновационную модель развития, а именно на увеличение выпуска современной высококачественной продукции, освоение новых технологий, базирующихся на высоком уровне развития науки и производства, означает повышение ее конкурентоспособности.

Изменение экономической обособленности России, а именно вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) меняет степень автономности легкой промышленности, ориентированной ранее на внутренний рынок. Потребности современного рынка труда в специалистах легкой промышленности, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию производственных, экономических и иных общественных отношений, участию в управлении, должны найти адекватное отражение в профессиональной подготовке.

Важнейшими нормативными документами, определяющими подготовку специалистов легкой промышленности, являются «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года».

Основной задачей успешного функционирования современного швейного предприятия является самостоятельность в получении прибыли. В таких условиях все риски по принятию стратегических и тактических решений несет сам производитель. Он самостоятельно принимает решения об инвестициях, цене произведенной продукции, и долгосрочных прогнозах. Основным критерием эффективности принятых решений является прибыль и ее стабильность.

Деятельность специалиста легкой промышленности связана с созданием новых образцов современной одежды. Конструктор одежды выступает ключевой фигурой, трансформирующей художественную идею (образный замысел) в информационную графическую модель объемно–пространственной структуры реального объекта и вырабатывающей методы, средства и процедуры для ее реализации в виде готового серийного образца. Это создает особый контекст профессиональной деятельности специалиста, работающего одновременно в нескольких системах: «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек – техника» и «человек – человек».

Повышение уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров-конструкторов одежды возможно при использовании активных и интерактивных форм обучения. Активные формы обучения реализуют более тесную связь процесса обучения с профессиональной деятельностью. Одной из активных форм обучения являются дидактические игры, которые позволяют организовать творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся, создают условия для интенсивного развития личности и формирования профессиональных компетенций.

Педагоги–исследователи (А.А.Вербицкий, О.С.Газман, С.Ф.Занько, Ю.Э.Краснов, Н.Н.Страздас, И.В.Трайнев, Ю.С.Тюнников, Г.П.Щедровицкий) установили, что использование дидактических игр способствует формированию у обучающихся новых профессиональных знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к профессии. Различные аспекты применения игровых форм обучения подробно рассмотрены в педагогических исследованиях, изучающих подготовку специалистов в сферах медицины, экономики, машиностроения, торговли и туризма, а для специалистов легкой промышленности эта форма организации учебной деятельности обучающихся является малоизученной. Однако, несмотря на объективную необходимость широкого использования игровых форм обучения в подготовке специалистов, внедрение их происходит весьма медленно.

В монографии для решения проблемы использования дидактических игр в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды рассмотрены положения системного подхода (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Н.А.Кузьмина, В.Н.Садовский, Г.П.Щедровицкий и др.); личностно-ориентированного подхода в обучении (Э.Ф.Зеер, И.М.Теплова, В.Д.Небылицина, В.М.Русалова, И.С.Якиманская и др.); деятельностного подхода к обучению (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платов, Р.Х.Шакуров, Д.Б.Эльконин и др.); контекстного подхода к обучению (А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова, М.Д.Ильясова, О.Г.Ларионова, В.Ф.Тенищева и др.); компетентностного подхода (В.И.Байденко, И.Я.Зимняя, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской и др.); концепции инженерного образования (Н.Ш.Валеева, Л.И.Гурье, В.Г.Иванов, А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев, А.М.Кочнев, И.Я.Курамшин и др.); теоретические основы активизации и интенсификации процесса подготовки специалистов (В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.А.Трайнев и др.); методологические и теоретические основы проектирования и применения игр в процессе подготовки специалистов (Л.С.Выготский, О.С.Газман, С.Ф.Занько, Ю.Э.Краснов, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Страздас, И.М.Сыроежин, Ю.С.Тюнников, С.М.Тюнникова, Д.Б.Эльконин и др.).

Своей нынешней популярностью идеи игрового обучения обязаны деловым играм. Благодаря широкому распространению и успешному практическому применению деловых игр, как в нашей стране, так и за рубежом, сегодня никому не нужно доказывать, что игра является деятельностью, в которой осуществляется учение; содержанием игры является труд; обучение в форме игры высокоэффективно. Хотя область применения игр непрерывно растет вширь, углубления концепции игрового обучения не происходит. Из-за этого в глазах многих исследователей игры продолжают оставаться специфической чертой экономического образования, хотя игровое обучение может превратиться в универсальную дидактическую систему.

В первой главе приведен анализ состояния, изменения и перспективы развития профессиональной деятельности специалистов легкой промышленности, и определены основные направления подготовки будущих бакалавров–конструкторов одежды. Выявлены особенности противоречий в практике профессионального образования будущих бакалавров–конструкторов одежды в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и введения в учебный процесс вуза федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Это позволило сформулировать теоретические и практические предпосылки разработки модели и комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды в процессе дидактических игр, и определить теоретические и методологические подходы к реализации цели исследования.

Проанализированы перспективы модернизации и инновационного развития легкой промышленности России, определяющие инновационный характер инженерной деятельности, определен комплекс педагогических условий использования дидактических игр в учебном процессе, что представляет собой теоретическую значимость исследования. Предложен механизм поэтапного формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды с целью формирования и развития профессиональных компетенций у студентов, что представляет особый интерес и имеет несомненную научную новизну.

Во второй главе «Дидактические игры в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды», разработана структурно–инструментальная модель формирования профессиональных компетенций, обоснован комплекс педагогических условий, способствующий формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров–конструкторов одежды в процессе дидактических игр.

Эффективность процесса формирование профессиональных компетенций авторы оценивают по уровню сформированности компонентов профессиональных компетенций: профессионально– деятельностного, мотивационно–потребностного и организационно– управленческого. Выбор каждого критерия сформированности авторами четко аргументирован.