Вы здесь

Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов. Тема 3. Процесс обучения (И. В. Юкина)

Тема 3. Процесс обучения

1. Понятие о процессе обучения

Процесс в переводе с латинского processus значит, «движение вперед». Следовательно, процессом обучения принято называть совокупность действий учителя и ученика, направленных на решение задач образования. Процесс обучения всегда является частью педагогического процесса. Иногда его называют учебным процессом. Традиционно процесс обучения тесным образом связан с познавательной деятельностью ученика. Именно в процессе обучения у учеников формируются знания, умения и навыки. Одновременно с этим происходит воспитание и развитие школьников. Однако в дидактике процессы обучения и воспитания всегда было принято рассматривать каждый в отдельности.

Наряду с двумя перечисленными выше понятиями встречается еще один термин – «учебно–воспитательный процесс». Здесь обучение и воспитание рассматривают вместе. Это значит, что большинство современных исследователей в этой области все чаще рассматривают обучение и воспитание в совокупности.

Процесс обучения тесным образом связан с познавательной деятельностью. Школьник, иными словами, одновременно познает мир и усваивает социальный опыт старших поколений. На первый взгляд процесс обучения очень прост. Но это обманчивое впечатление. На самом деле процесс обучения – сложный, основанный на определенных закономерностях. Это закономерности познания человеком окружающего мира.

Обучение является специально организованной познавательной деятельностью. В связи с этим у него есть особенности. Во–первых, обучение содержит собственные виды и формы, а во–вторых, оно имеет свои цели, задачи, содержание, принципы и методы познания.

Особенности учебного процесса тесным образом связаны с историческим ходом жизни общества. Связаны они с потребностями общества, с экономическими, политическими и культурными особенностями той или иной эпохи, а также с уровнем их развития. К примеру, в период Средневековья учебная система имела догматический характер. Приветствовалось механическое и бессмысленное заучивание словесных формулировок, теорий, понятий и т. п., предлагаемых в качестве непреложных истин. В связи с этим ученики в то время получали весьма скудное и ограниченное образование.

Конец ознакомительного фрагмента.