Вы здесь

Диатриба о войне. Эссе из четырех диалогов. Об обидах, капле меда и капле воды ( Ордуни)

Об обидах, капле меда и капле воды

Так называемые правящие классы не могут оставаться долго без войны. Без войны они скучают, праздность утомляет, раздражает их, они не знают, для чего живут, едят друг друга, стараются наговорить друг другу побольше неприятностей, по возможности безнаказанно, и лучшие из них изо всех сил стараются, чтобы не надоесть друг другу и себе самим. Но приходит война, овладевает всеми, захватывает, и общее несчастье связывает всех.

Антон Павлович Чехов

Говорят, что мир держится на волоске. Я с этим категорически не согласен. Это неправда, мир держится на моськах… На моськах? – Да, на моськах!.. или Моськах, как будет угодно. Конечно, к этому заключению я пришел не сразу, и «гениальному» озарению предшествовали многие годы раздумий, страданий, мытарств, короче говоря, жизни. Прежде чем перейти собственно к моськам, позвольте рассказать одну любопытную историю… историю одной ссоры. При чем здесь ссора? – Ну, как это при чем! А что есть война как не ссора? Еще Козьма Прутков говорил, что война – это обычная ссора, только между народами.

Итак, когда я был маленьким и был жив мой дедушка, я очень любил проводить с ним время, а он – рассказывать мне сказки. Ну, рассказы такие, для детей… Тогда я, правда, не задумывался, что сказки пишут не дети, далеко не дети, и что изначально сказки писались вовсе не для детей, и куда больше походили на ужастики. Лишь много позднее страшилки стали сказками, после того, как безжалостно подверглись литературной кастрации и были таким образом адаптированы для детского восприятия. (При этом их смысл порой менялся на противоположный.) Так вот, дедовы сказки и заронили в мою душу первые зерна сомнения касательно миролюбивой природы человека. Особенно дед любил рассказывать мне про каплю меда, небольшую историю о том, как всего из-за одной капли целый народ пал в кровопролитной войне. Случилось так, что один пастух убил одного купца из соседнего села. Причем убил не просто так, а по очень уважительной причине – за то, что тот купец убил его, пастушьего, пса. Но ведь и пса купец убил за дело: клыкастый негодник задрал купеческого кота. А кот-то был всего лишь виновен в том, что беспечно набросился на ни в чем не повинную муху, севшую на нечаянно пролитую купцом каплю меда, чем собственно и спровоцировал и муху, и кота, и пса. В итоге, убийство собаки, первопричиной которого стала капля меда, вызвало кровавую войну между соседними народами…

Конец ознакомительного фрагмента.