Вы здесь

Диалоги о буддизме. Для начинающих и продвинутых. Буддизм и прибежище (Алексей Тенчой)

Буддизм и прибежище


Вопрос:

Когда я принимал Прибежище и пять обетов мирянина у Геше Джампа Доньеда, я слышал тибетскую речь первый раз в жизни. Вполне возможно, что многое из произнесенного мной при получении обетов я произнес неправильно, а то, что дословно не понял ничего – это уж точно. Как это может повлиять на обеты? Зарождаются ли они?

Ответ:

На этот вопрос есть несколько точек зрения, некоторые, даже кардинально противоположные. Обеты есть, пока ты уверен в их наличии.


Вопрос:

Одним из обетов Прибежища является отказ от принятия прибежища в сансарных существах. Но ведь наставник тоже может быть сансарным существом. Как с этим быть?

Ответ:

Прибежище принимается не в любом наставнике, а в Гуру, который Будда. Прежде, чем признать кого-то своим Гуру, его нужно долго изучать, спрашивать, чуть ли не на зуб пробовать. Если после всего этого ты уверился, что кто-то действительно тот, кто может вести тебя, ты можешь ввериться ему. И он ДЛЯ ТЕБЯ теперь не сансарное существо, а Будда. Будешь считать его Буддой и тогда получишь благословение Будды.


Вопрос:

С какого момента можно считать себя буддистом? Обрядов и таинств по посвящению в буддизме вроде и нет (подобных крещению у христиан) или я их не знаю. Я родилась в небуддистской семье, в отличие от мужа. Но он мало знает об Учении, воспринимает все как данность. Я чувствую, что буддизм отвечает моим внутренним потребностям, мировоззрению, но называть себя буддисткой не решаюсь, мне кажется это большая ответственность.

Ответ:

В буддизме существует 4 способа принятия Учения:

1. Это кармический, когда человек с прошлой жизни связан с Учением или рожден в буддийской семье и другой веры просто не знает;

2. Путем осознания полезности Учения, благодаря услышанной проповеди буддийского проповедника;

Это два более устойчивых условия обретения веры, хотя первая считается более прочным, чем вторая.

3. Проникнувшись уважением к духовной практике и монашеской дисциплине ламы;

4. Проникнувшись красоте буддийского убранства и пышности буддийских ритуалов;

Это два неустойчивых условия обретения веры.

Третье и четвертое условие носит характер поверхностного отношения к Учению, и зависит в основном от внешних условий, поэтому оно является непрочным, но при уважительном отношении может появиться в следующей жизни и кармические связи. Здесь пример можно привести голливудских артистов, которым в основном нужен внешний антураж и имидж, но и это хорошо. Буддист – это тот, кто хочет достигнуть непроходящего счастья-нирваны. Буддистом может себя считать тот человек, который вверяет себя и почитает Три Драгоценности: Учителя Будду, Буддийское Учение и Буддийское монашество. Почему они являются драгоценностью: смысл жизни нашего существования, обретение непроходящего счастья, а для того чтобы понять что есть счастье, обязательно должен быть Учитель, и Знание о достижении счастья, и чтобы достигнуть счастья обязательно должна быть поддержка – Монашество, только при наличии этих Трех Драгоценностей, человек может достигнуть состояния Будды.

Ещё в буддизме существует незыблемый закон причинности всех явлений – закон кармы. Признающий этот закон и почитающий Три Драгоценности может считать себя Буддистом.


1.Смысл и польза Практики Прибежища;

2.Способ проведения практики;

3.Порядок проведения практики, обязанности практикующих.

1.Смысл и польза Практики Прибежища.

1.1.Вообще, мы с безначальных времен блуждаем в сансаре, и факт обретения нами человеческого рождения следует считать редчайшим явлением. Это подобно тому, как если бы на иглу, воткнутую острием вверх, бросать горсть за горстью горчичные зерна, – на острие удержится всего несколько зерен, подавляющее же большинство не сможет удержаться. Приобщение к буддийскому учению также можно соотнести с вышеприведенным сравнением. Было бы очень печально, если мы, обретя человеческое рождение, умрем, не воспользовавшись возможностью приобщиться к учению Будды, – тогда мы ничем бы не отличались от человека, умершего от жажды на берегу наделенного восемью достоинствами целебного озера. Поэтому нам необходимо принять Прибежище —Три Драгоценности, так как приобщение и неприобщение к Учению (пребывание и непребывание в Учении) подразумевает принятие и непринятие Прибежища (веру и неверие в Три Драгоценности).

1.2. Основные положения неизмеримой пользы Практики Прибежища состоят в следующем:

Приобщимся к буддийскому сообществу.

Появляется основа для принятия всех обетов.

Истощаются и окончательно иссякнут омрачения, обусловленные плохой кармой.

Накопляется неизмеримая добродетель.

Не впадаем в плохую участь.

Люди и нелюди не смогут навредить.

Исполняется все задуманное.

Быстро достигается состояние воистину полностью просветленного Будды.

1.2.1. Индивид, верующий в Три Драгоценности – это буддист, а индивид, который вместо Трех Драгоценностей верует в сансарических божеств является тиртикой; следовательно, Практика Прибежища есть врата, ведущие в учение Будды и сообщество буддистов. В «Ламриме» Великого Цонкапы сказано: «Совершение Практики Прибежища – это дверь, ведущая в учение Будды».

1.2.2. Обеты бывают разные – пратимокши (8 семейств: однодневные, упасака и т.д.), бодхисатовские и тантрические. Данные обеты не могут зародиться, если их принимать без предварительного принятия Прибежища, а если принято Прибежище, можно принимать любой из них. Поэтому сказано, что Практика Прибежища – это основа зарождения всех обетов.

1.2.3. Давно, некоему небожителю из сферы 33 богов проявились 5 признаков смерти. Зная, что в следующем перерождении родится свиньей, и сильно страдая от этого, он со всей силой искренности совершил Прибежище Трем Драгоценностям, благодаря чему переродился не в свинью, а снова в небожителя, – об этом говорится в сутрах. Поэтому сказано, что Практика Прибежища способствует истощению и опустошению омрачений, обусловленных плохой кармой.

1.2.4. Если добродетель от совершенной Практики Прибежища выразить материально, она не поместится во все 3 сферы мироздания, так как 3 мира для нее будут слишком малым сосудом, – об этом также говорится в сутрах. Поэтому сказано, что благодаря Практике Прибежища накапливается безмерная добродетель.

1.2.5. В вышеприведенном примере небожитель избавился от плохой участи, переродившись вместо свиньи снова в небожителя. Поэтому сказано, что совершивший Практику Прибежища не впадает в плохую участь.

1.2.6. Давно у некоего человека был сын, кривоногий калека, который, обучившись портняжному делу, стал немного сведущ в этом занятии. Однажды, когда он чинил одежду в одной семье, вдруг возникла необходимость спрятать его, поэтому его поместили в большую корзину, которая находилась в кладовке. Эту корзину унес вор, думая, что в нем ценные вещи. Когда он открыл корзину, чтобы посмотреть содержимое, оттуда вышел кривоногий юноша, и вор, задумав принести его в жертву якше, начал готовиться к жертвоприношению. Тогда юноша от чистого сердца совершил Прибежище Будде. Будда, явившись перед вором в облике якши, велел: «Оставь ему жизнь, отдай его мне». Так был спасен юноша.

Также во времена Будды Кашьяпы на выступах горы Сумеру жили 2 нагараджи – Сильный и Сильнейший, и 2 гаруды – Приятноголосый и Слабоголосый. Гаруды постоянно доставляли нагам беспокойство и страдания, поэтому наги приняли Прибежище и первоначальные обеты, стали неуязвимыми и зажили спокойно. Гаруды спросили о причине их неуязвимости, на что они ответили: «Мы стали такими благодаря Прибежищу и первоначальным обетам». Тогда гаруды также приняли Прибежище и первоначальные обеты, и вчетвером стали жить в дружбе и согласии, до самой смерти укрепляя благие пожелания. Впоследствии, во времена нашего Будды они стали: наги Дхритараштрой и Вирудхакой, гаруды Вирупакшей и Вайшраваной.

Подобные примеры, приведенные в сутрах, показывают, что люди и нелюди не смогут нанести вред практикующему Прибежище.

1.2.7. Осуществление любой деятельности достигает конечного результата, если от чистого сердца совершать Прибежище Трем Драгоценностям, вверяя им свое сознание, а также практикуя наставления Несравненного Господа Атиши и учителей традиции Кадампа. Поэтому сказано, что благодаря Практике Прибежища исполняется все задуманное.

1.2.8. В силу правильно проведенной Практики Прибежища человек в последующих перерождениях вместо рождения в неблагоприятных условиях обретает особую опору дхармы, благодаря которой он, совершая Прибежище и другие практики, легко может достичь состояния Будды. Поэтому сказано, что Практика Прибежища способствует скорому просветлению.

2. Способ проведения практики изложен в 3 разделах:

Объект Практики Прибежища;

Причина Практики Прибежища;

Мысль о принятии Прибежища.

2.1. Тиртики – небуддисты веруют в Брахму, Индру, Махашвару, Рудру, Вишну, Сурью, Чандру и т.п., а непонимающие различий люди веруют даже малосильным по сравнению с этими богами божествам, нагам, хозяевам земли, якшам, претам и т. п. Но Брахма, Индра, Махашвара и др., не говоря уж о простых мирских божествах, нагах и хозяевах земли, не являются подлинным Прибежищем, способным спасти от опасностей сансары, так как они, хоть и обладают некоторое время могуществом благодаря своей прошлой карме, несвободны от мирских привязанностей и завязли в болоте сансары. Когда иссякнет импульс прошлой кармы, они могут переродиться рабами рабов, животными, претами, и даже обитателями ада, – об этом говорится в сутрах. Человека, завязшего в болоте, не может спасти существо, также завязшее в болоте.

В таком случае, кто или что является подлинным Прибежищем?

Подлинным Прибежищем является воистину полностью просветленные Будды – Бхагаваны. Причина этого заключается в том, что они овладели всеми совершенствами. Их тела украшены идеальными признаками и чертами, речь – 60 мелодичными тонами. Сознание ясно постигает все явления, а милосердие подобно милосердию матери, любящей единственного сына. Сила и могущество таковы, что им нет необходимости бояться мирских божеств, нагов и правителей – чакравартинов, как бы они не были сильны; наоборот, они слушают и прославляют наставления Будд. Деятельность исполняется на всем протяжении пространства мгновенно и спонтанно, без приложения специальных усилий. Способности, которые невообразимы и неиссякаемы, проявляются постоянно и непрерывно. В общем, Будды свободны от любых изъянов, а добрыми качествами наделены сполна.

Будда – Бхагаван является Прибежищем, поэтому его драгоценное Учение также является Прибежищем. Причина этого заключается в том, что обретение Буддой неизмеримых достоинств не случилось беспричинно и без условий, – Он последовательно избавился от омрачении и преисполнился благими качествами, достиг полного просветления, опираясь на слушание и размышление теоретического учения, а также на медитацию и осуществление учения практического.

Драгоценное Учение является Прибежищем, поэтому практикующая его святая Община, – шраваки, пратьекабудды, бодхисаттвы, – также является Прибежищем. Причина этого заключается в том, что драгоценное Учение, Истина пути прекращения, зависима от Общины, – она появляется в результате медитации и практики святых шраваков, пратьекабудд и бодхисатв.

Таким образом, Три Драгоценности являются Объектом Прибежища.

2.2. В фундаментальности нашего сознания присутствует ранее накопленная неблагая карма, но несмотря на то, что испытываем различные страдания (рождение, старение, болезнь, смерть, разлука с любимыми, встреча с врагами, искать и не находить желаемое, подвергаться воздействию нежелаемого и т.п.) мы и сейчас продолжаем совершать 10 неблагих деяний, поэтому плохой участи нам не миновать. А в плохих перерождениях страдания гораздо более страшны: в аду испытывают страдания жары и холода на пылающей огнем железной земле и в окруженной снежными горами ледяном гроте; преты страдают от голода и жажды, годами не слыша даже названия еды и пития; животные пожирают друг друга с костями и шкурой, везут неподъемные тяжести, используются как рабочий скот и т. д. – эти и другие немыслимые страдания могут продолжаться в течении кальпы.

Если сравнить все это с летней жарой, зимним холодом, голодом и жаждой 1—2 дней, поднятием тяжестей, рабством и зависимостью (которые мы, будь на то наша воля, ни за что не стали бы терпеть), зарождается мысль: «Как сможем вытерпеть жестокие страдания плохих перерождении?», а также осознание страха перед страданиями будущих перерождений.

Нежелание испытывать эти страдания приводит к необходимости положиться на спасающее от них Прибежище; а спасительной силой обладают Три Драгоценности, поэтому мы наверняка спасемся, если со своей стороны примем их как Прибежище, – подобные размышления способствуют зарождению сильной веры в Три Драгоценности.

Таким образом, осознание сильного страха и сильной веры является причиной Практики Прибежища.

2.3. Хорошенько поразмыслив над вышеприведенным, от всего сердца, из глубины души доверяясь Трем Драгоценностям, следует думать: «У меня нет другого источника надежды и спасения кроме Трех Драгоценностей, поэтому, Три Драгоценности, внемлите счастью и горести моим в этой и будущей жизни». Это и есть мысль о принятии Прибежища.

Вопрос:

Что значит быть буддистом, буддист – это упасака?

Ответ:

В буддизме, если верить словам Будды, а не некоторым современным толкователям, становление буддистом, не означает принятие панчашилы. Акт принятия Прибежища – главным образом ментален, а акт принятия обета – проходит на физическом плане. Принятие Прибежища может произойти в момент постижения истины. Как это произошло, на пример с 5-ю первыми архатами. То есть, услышав Учение о 4-х Истинах, они постигли Дхарму, кто Ее преподал и с кем вместе им идти. Но в то же время и множество божеств постигли Истину, все они благодаря этому стали буддистами, но вот стать упасаками и упасиками они не могут, просто физически это не возможно. Так как в телах божеств, асуров, прет, животных и мучеников ада не могут родиться обеты пратимокши. Опять же Будда даровал Учение и небожителю, которым переродилась его мать, она ведь тоже БУДДИСТКА! И тоже не могла принять обет панчашилы.