Вы здесь

Диадох, Симеон, Илья, Феолипт. Издание 2-е. Диадох (VII век). «Вопросы и ответы» (И. М. Носов)

Диадох (VII век)

«Вопросы и ответы»

1

– Что было в мире прежде, чем миру быть?


– Бог, мир сотворивший.

2

– Когда еще не было мира, как был Он в мире?


– И прежде становления всецело в Боге как бы существуя, был мир, и еще не приведенные в мир люди Богом уже словно рождены: Он сложил в Себе все и еще не созданное, пусть и не постигается оно нами.

3

– Если как ты говоришь, Бог был в мире прежде, чем миру от Него быть, как стал быть Бог, когда этот мир привел? От мира отделился или так же в мире есть?


– Местом не отделился от своих творений сотворивший их Бог – куда везде сущее и все свое исполняющее Божество переместится? А природой, сущностью, представлением и прочими свойствами Зиждитель всего лежит выше природы и неизмеримо, и непостижимо от нее отделен.

4

– Как местом не отдельно, но везде присутствуя и, как говоришь, отступив от всего, Он пребывает?


– Труднопонимаемый вопрос, ответить, однако, не трудно – Богу невозможно ничто, силен Он и в этом тебя удостоверить – но послушай в разумении: подобно как ум наш, людей, изгородью не останавливается и местом не ограничивается – только тело «в конуре» заключено и «привязью» обвязано – а сам он этого вне и везде свободно бывает, из тела не удалясь и далеко от дома не бывая, но удалясь, соприсутствует ему, и удаляется, с ним соединенный – так Бог везде и во всем есть, и вне всего, и нигде – природой, сущностью и славой – неописуем, ибо.

5

– Итак, неописуемый как все исполняет? Все исполняющий – как неописуем и нигде?


– Итак, исповедуется, Бог везде есть и все исполняет, отнюдь не смешавшись с видимым, но тем образом разделившись, как мы сказали: нигде Он для нас – никто не знает, ни даже вестники, где Бог, и если слышишь «предстать», это – престолу славы; и смотреть на исходящее сияние силы не имея, в страхе они закрывают свои лица, и изумляясь, всегда немолчно несут божественную песнь, и нестерпимостью славы поражаясь, быть в рассуждении и думать они не могут – где Владыка, или какой Он: если воссияющему сиянию прямо в лицо смотреть не крепки, тогда как сделать более вотще смогут захотеть? Итак, что Бог есть и есть везде, и все исполняет, и вестники, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом, знают, но где, как и какой Он – из всех не знает никто – только Отец Сына, и Сын Отца, и Дух Святой Сына и Отца – как соприсносущный Им и единосущный: это – Троица, как одно сущая, Они знают друг друга и друг другом узнаются, как сказал сам естеством Бог и Сын Бога: «Никто не знает, что у человека – только дух человека, живущий в нем», и того, что у Бога, никто не знает – только Дух Бога; и снова: «Никто не знает Отца – только Сын, и никто не знает Сына – только Отец и тот, кому Сын захочет открыть».

6

– И почему Христос говорит: «Да не презрите одного из малых сих – вестники их всегда видят лик Отца Моего на Небесах», и снова: «Безмятежны чистые сердцем – они Бога узрят», а ты говоришь, что и вестники не ведают, какой и где Бог?


– Когда в полдень солнце светит – мы от него исходящий свет ясно видим, но самого его как-то увидеть и изучить не можем, но говорим поистине только на него смотреть – и вестники, и святые, на воссияющую славу Духа взирая, в ней и Сына, и Отца видят – подлинно безгрешные и не нечистые – те слепым и бесчувственным уподобляются, и как слепые свет светлый чувственного солнца не видят, так они присно явленный божественный свет не узревают и действительно не чувствуют его тепло.

7

– Итак, что видят очистившие ум и сердце?


– Потому что Бог – свет, и свет предельнейший, другого ничего видящие Его не видят – только свет, и понятно это по увидевшим воссиявший лик Христа «как солнце, а одеяние Его было как свет», и по апостолу Павлу, как свет Бога увидевшему и к познанию Его обратившемуся, и по тысячам других святых.

8

– Итак, Бог зрится всеми как вечный и всегда сияющий свет?


– Раз подлинно от начала Бог распорядился, чтобы не имелось никакого общения тьмы и света, подсудного и скверного с чистым и святым – словно великая пропасть и стена отделяет нас от Бога наша бестолковость – и более всего лукавые желания и суетные наши мысли, которые именно как стена высокая становятся и отделяют нас от света подлинной жизни – ведь Бог свет есть и жизнь, и кто Его лишен – мертв душой и вечного огня и тьмы сонаследник и сопричастник.

9

– И нельзя получить спасение (святых) тех не достигшему меры?


– Когда Господь говорил, «многие обители у Моего Отца» – вполне известил, что и многие пути спасения – и все на одном пути раскаяния совершаются: через отказ от зла, милостыню просящим, оказание гостеприимства и всех других добрых дел исполнение – лучшего достижение.