Вы здесь

Диадох, Симеон, Илья, Феолипт. Издание 2-е. Диадох (VII век). «Умозрения» (И. М. Носов)

Переводчик Илья Михайлович Носов


© Илья Михайлович Носов, перевод, 2018


ISBN 978-5-4490-7122-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Диадох (VII век)

«Умозрения»

1

– Что – так пустыню подивило?! Мне скажи, тебя молю!

Ночью, недоумевающей моей душой я вопрошал, словно присутствующего, мудрого Иоанна.

– О, Велеречиве и Мать Церковь! Что – в поле том да брошенном?

Так с жаром вновь я говорил, устремлял взор.

– Разве людскую молву тешив, так вопль в бездушной вопиял ты с радостью пустыне?

И сам, точнее, будто сам ко мне придя, слова он проглаголал:


ОТВЕТ: Что могу тебе сказать я, будучи вне тленного века, тому, кто ныне в нем, как хочет Бог, проводит житие, друже?

2

ВОПРОС: Усиль, дивне, любовь к твоей премудрости, раз хочешь мной узреться вопрошением слов, и если любо ей, сложу я, сам постигнув, слова кладезь, да ты бы научил, я – научился некоему: чего ради так утешил ты словом и житием пустыню, муже, град добродетелей там основав?

ОТВЕТ: Жития чистого след, пустыни благоухание – от нравов житейских избавление, той – молчания благообразная беседа, и потому там волнение человеческих расторгающих помыслов силой терпения я прекращал, в Духе речь держа, о нем ты вспомнил, вопияния.

3

ВОПРОС: Хорошо. Итак, чего образ – вопияние? Ныне это от тебя познать стремлюсь.


ОТВЕТ: К Израиля он обращен глухоте: те словно воском, невежеством запечатали свой слух, отвергнув глас внимания Вышнему, и дикий народ я в сретение своей веры из мест пустынных звал, ясным знаком образа – понимание.

4

ВОПРОС: И возглашавшего – Кто, знаменовавший чудо?


ОТВЕТ: Глагол отеческий, в Духе донесенный.

5

ВОПРОС: Верно. Однако, как – Его же ты не знал – узнал, скажи мне.


ОТВЕТ: В образе человека державное узрели Божество.

6

ВОПРОС: В тебе да дерзости я подивился, божественный.


ОТВЕТ: Какой?

7

ВОПРОС: Именно, что человеком будучи, омыл ты Сына Бога.


ОТВЕТ: Послушанием я дерзость исцелил, послушания нет ничего смиреннее.

8

ВОПРОС: Конечно, из сердца поистине сокрушенного послушание рождается.


ОТВЕТ: Правильно ты говоришь.

9

ВОПРОС: А как познал ты безмятежность Святого Духа в образе Его с Небес слетевшего на Господа – ведь в образе голубя, свидетельствовал ты, настало Его видеть.


ОТВЕТ: Веяниями некими радости Его неизреченное пришествие постиг. Затем с Небес откликнувшийся глас, который как рукой на Сына показал, Отцом свидетельствуемого – ясно показал мне голубя того запредельность.

10

ВОПРОС: Довольно. Неужели самого Отца откликнувшийся глас был или некой силы, от лица Бога воззвавшей?


ОТВЕТ: Самого Отца.

11

ВОПРОС: И как, скажи мне, чувственный голос использовал Сущий в бестелесном и незримом естестве?


ОТВЕТ: Не как через некий орган речи вещает Божество, но когда захочет своему волению стать слышимым, как глас воление вещает для поражающегося божественным воздействием. Раз ухо хочет слышать – вот слышат, пусть ухом слышать долженствующие того слышания и не достойны суть, и потому только на том месте, где был Господь омыт, глас был услышан. Если бы не так, весь мир слышал с той высоты откликнувшийся глас, хоть вестника небесного бы был глас. Это из Благой вести, особенно от божественного Марка, можно хотящему познать: когда на горе Господь преобразился, раздавшийся глас вспоминая, он говорит: «И было облако, осеняющее их, и раздался глас, из облака сказавший: Это Мой дорогой Сын, Его слушайте».

12

ВОПРОС: Истинно ты научил. А в образе увиденный Святой и Животворящий Дух как должно понимать? – Ведь вечный и неизменный, как ты сказал! Итак, кто знает, каким пребывает безмятежное естество?


ОТВЕТ: Это гласа Отца надо дивиться пониманию. Не естество Духа незримое и неизменное в образ голубя преложилось, раз увиденным так захотело стать, но удостоенный этой красоты увидел то, в чем Дух божественный стать увиденным человеком, сходя с небес, желал: волением Он рек, и был указан увидевшему образ. Не неизреченное и немыслимое естество то кто увидит, если в мере некой как в сокращении образ образованный узреть (именно этим способом, как в видении образа, увидели и пророки Бога), не в образ Он прелагается – вне образа воление им, а не естество в образе показывает, и действие воления как образ им показывается в видениях именно славы – именно через волю Захотевшего себе увиденным в образе стать.

13

ВОПРОС: Как же будет виден людьми в нетленном веке Бог?


ОТВЕТ: По истинному слову нетленность тела приближает человека к Богу, и будет виден людьми Бог так, как может таки человек видеть Бога.

14

ВОПРОС: Итак, конечно, не в образе?


ОТВЕТ: Нет – но в достоинстве славы. Потому удостоиться этого грядущие в свете будут всегда, в славе вечно любовь к Богу вкушая, божественного же освещающего их света естество – что есть оно – понять им сил нет; так и вмещается, хочет где, Бог, оставаясь невместимым, так зрится, хочет где, незримым оставаясь.

15

ВОПРОС: За достоинство Бога что должно почитать?


ОТВЕТ: Красоту внеобразную, познающуюся в единой славе.

16

ВОПРОС: Мне слава как некий вид, человеческий превосходящий, мыслится.


ОТВЕТ: Мысли не так: того невещественного и безмятежного естества красоте быть выше образа верится ради великой чистоты, и один Бог на еще не сущее как на (уже) присутствующее взирает, и если бы в неком образе было то неизреченное естество, никак еще не сущее оно не видело как сущее.

17

ВОПРОС: Почему так говоришь?


ОТВЕТ: Все, что в неком образе, ничего о будущем сказать или чему быть провидеть не может из-за всецело самому быть в границах естества, пусть и словно зрением быть всему его естеству, и наш ум неким богатым оком все обозревает, из грядущего же стать уведать ничего не может и даже после разлучения души с телом – пусть каждой словно оком веруется быть; и о небесных силах это подобает мыслить, которых естеству всему мыслится быть по сути зрением.

18

ВОПРОС: И почему некто мыслит своей душе быть выше образа?


ОТВЕТ: От Слова далече те предполагают – тогда из-за невозможности ни ангелов, ни душу видеть должно мыслить им, живым, внеобразными быть. Должно знать, что в неком виде существует и ум – красотой, уставом и каким быть разумений благолепию – образу их и красоте: потому, когда разумеет доброе душа, сияюща весьма есть вся и презнаменита, когда злое – несветла и нечудна. Как зрачком глаза при его большой остроте и ясности улавливающиеся образы – что и должно называть чувством оптической силы, являющим и в приводимом примере это невидимое как могущее сообщить представление – являются в нем действиями – так, именно, которую по своему желанию ум выдумку восхитит – это и будет образом действия души, что суть ее по причине многой тонкости. На бестелесном естестве, что стяжет действие, тем – по многой естества тонкости – оно становится, со славой как, так и со страстью этому случится быть. И о вестниках-отступниках так должно мыслить: когда они разумели подобающее вестникам, сама красота разумений им в славный образ была, а как презрели любящие Бога понимания, саму свою радость стяжали в пример стыда.

19

ВОПРОС: Итак, при тела нашего плотности, при беспредельной чистоте божественной природы, что душу и бестелесных вестников надо звать живыми и внеобразными отнюдь не мнится?


ОТВЕТ: Образ – следствие любого рождения. Вечно же Сущего, рождения, однако, не имеющего – единой выше образа красоте вечно быть верится: она не при рождении совершена, но от самой себя имеет бытие при естестве выше естества.

20

ВОПРОС: Об этом еще что-нибудь скажи мне, хотящему научиться: почему красота, говорим, у Бога, а образ не говорим – ведь всегда в образе и красота удивляет.


ОТВЕТ: Красота Бога – слава сущности Бога.

21

ВОПРОС: Тогда почему некто сказал реченный псалом: «Я правдой явлюсь перед лицом Твоим, насыщусь, когда явится мне слава Твоя»?


ОТВЕТ: Это от пророка сказано потому, что не как в неком лице или образе сущности божественного естества, но в образе и славе Сына внеобразный Отец нами узрится – потому Бог благоволил своему Слову по образу воплощения в человечество войти, оставаясь (как иначе?) в своей всемогущей славе – чтобы на плотность образа той славной плоти воззрев, человек – образ видит образ – после очищения Воскресением красоту смог видеть Бога. Так, Отец, непостижимо неким способом являясь, праведными узрится способом, которым ныне вестникам является, Сын, благодаря телу – въяве, и подобает поистине ждущим навеки царствования Бога ждать всегда ясно видеть своего Первенствующего – что было бы невозможно, если бы ради Своего вочеловечивания Бог Слово в образ не пришел.

22

Верно и согласно слову он сказал, Ты – научило, Слово, всегда на мудрость Иоанна мне указывая.


ВОПРОС: Значит, скажи о следующем, о небесных вестниках, Тебя молю, ход понимания: согласно слову ему и для души после воскресения тела, думаю, подойти.


ОТВЕТ: Что именно?

23

ВОПРОС: Вестники – чувствующие или нет?


ОТВЕТ: Согласно сути внимания, они неким предпочитающим чувством постигали суть самовластия, и одни из них, поработав на страсть, пали, другие, за славословие божественного и славного Духа отступничеством не уведясь, неповрежденными сохранены для бесстрастия – они лучше и чувства и пребывают в некой радости непреложной славы, и всегда преподобны им их разумения – они не только свято знают доброе, но и свято не ведают ему противное – здесь и у праведных стоит надежда на Воскресение, что в совершенном послушании с их стороны плод самовластия Богу принесется.

24

ВОПРОС: Право, так. Значит те пренебесные и святые силы воспевание совершают гласом, или внутренним, как некие предполагают, словом?


ОТВЕТ: Гласом. Если Писание открывает – полыханиям огня быть поведывается – ясно, гласом неким превосходным они воспевают Бога, и – Писание открывает – многие из святых многажды воспринимают их глас в видении.

25

ВОПРОС: Ясно. И, говорят некие, по данному о божественном гласе слову равно о гласе вестников слово надо понимать?


ОТВЕТ: Поскольку все возможно Богу, Он, когда хочет, словно говоря, указывет, того бывая выше как Сущий невещественный один. Вестникам это сделать невозможно. Если не говоря и они как говоря могли бы как хотели сказывать – могли бы и что хотели из несущего творить.

26

ВОПРОС: Очень хорошо. А о душе, с телом разлученной, что должно разуметь?


ОТВЕТ: Душа, с телом разлучась, пока через Воскресение тело не примет, исповедуя внутренним словом, Бога воспевает – ведь только в теле получила произнесение. Вестники, потому что сотворены в неком простом и благозвучном естестве, пользуются непрестанным гласом, как познали, не через орган тела вещая – но саму приснодвижимость имея чрезвычайную ради звучания, и легкость их естества, весьма приняв песнелюбие, всегда побуждает их к непрестанному и яснейшему восклицанию.

27

ВОПРОС: Ясно. И как должно мыслить о их преложении в образ, когда они некоторым из святых посылаются от Бога?


ОТВЕТ: Странный для слуха вопрос, и ответу не попасть в цель, однако, понять должно: в какой велено войти образ если они помыслят – с готовностью входят в него воображением при легко помогающем их волению из-за многой восприимчивости естестве – словно уплотняющемся силой воления. Из неявленного в явленное входят они беспрепятственно воображением – если в неком образе увидеться хотят чистой душой – ведь только чистой души духовной смочь ясно видеть в представлении образ; но если совпадающим расположением зовущее представляющего к представлению явным никак не может стать вестников и человека общение – тогда они и чувственный используют глас, и образ представления гласу по реченной, мнится мне, причине подобен.

28

ВОПРОС: Верно. И еще прежде, чем дню настать, то мне, тебя, учитель Слово, молю скажи – знаю, как он придет, сразу уйдешь и не дашь душе далее стоять перед сказанием и зрением жития образов крылатых: вестники, от Бога на землю посылаясь, в оно же время в мире, должно, на Небесах свое пребывание прекращают?


ОТВЕТ: Им невозможно во время то, что в мире, равно быть и выше небес – это только для Слова Бога, человеком ставшего: Он, являясь не в представлении, и пребывает собой на этой земле, и небесного не оставляет – но все одержит согласно неописуемости своего естества. Знать должно: где будут все те ангельские силы – все пренебесные и в мире вещи видят как им всецело предлежащии в пресветлости их естества, и словно зрению Его везде быть согласно благому дару именно Святого Духа – Он так позволяет им видеть все; однако, один Бог и будущее близ видит – будучи выше всего: Он не только существующее – и будущее когда-либо как уже присутствующее одержит славой – и потому один советы сердец ведает.

29

ВОПРОС: Значит и душа, от тела отделясь, по сказанному о вестниках слову не только страну бесплотных наблюдает, но равно и все в мире зрит?


ОТВЕТ: Никоим образом. Некогда сотворенные в простом естестве не только выше места земного жития, но и на месте жития все могут видеть: для тонкого естества – собой видимым не быть со стороны тех, кто пребывает в плотном естестве, и видеть любое такое естество; а душа, от тела отделясь, то, что на месте жития, видеть уже не может – «дух», говорится, «в нем прошел», и нет его, «и не познает больше места своего» – ведь через смешение с телом существует на месте жития, а насильно от тела совершенно отделенной ей уже не видеть что через тело видела: человек в смешении имеет целость, вестники – в простоте естества.


Это только или и другое, Иоанна мудрость мне внушив, явило Слово – о многоувенчанный и светоносный Царь, и с настающим днем он воспарил, меня тогда возжаждавшего без своей любви оставив.