Вы здесь

Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Программы морального развития младших школьников (О. В. Гребенникова, 2014)

Программы морального развития младших школьников

План занятий по программе «Жить среди людей»

Т. П. Авдулова


Цель программы: развитие моральной компетентности у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Занятие 1. Тема «Добро и зло»

Цель: развитие моральных представлений и моральных суждений, диагностическое исследование морального мышления, нравственных эталонов, критериев оценки поведения окружающих людей, изучение моральных и социальных переживаний.


1. Рисование на тему «Добро и зло»

Ведущий: Прежде чем мы начнем обсуждать что-нибудь, играть или выполнять интересные задания, давайте с вами порисуем. Я предлагаю вам для рисования тему «Добро и зло». Вы можете рисовать, все что захотите, как вам понравится. Это будет рисунок «Добро и зло».

После рисования предлагается короткое обсуждение рисунков, понятий «Добро» и «Зло», их разграничение и проявления в нашей жизни.


2. Викторина: «Кто вспомнит больше героев сказок?»

Детям предлагается разбиться на две команды. Ведущий задает последовательно полюса характеристик сказочных героев и предлагает детям называть по очереди как можно больше сказочных героев. В каждой команде все участники по очереди называют героев сказок (можно мультфильмов или других произведений). Побеждает команда, в которой было названо максимальное количество героев. Члены команды могут помогать друг другу (готовность помогать следует стимулировать). Предлагаются следующие ориентировочные категории:

самые добрые герои,

самые злые герои,

герои, которые спасали других персонажей,

герои, которые обманывали или предавали других,

смелые герои,

герои трусливые и т. д.

Рекомендуется фиксировать ответы, чтобы избежать повторений. В дальнейшем, полученные ответы могут служить материалом для интерпретации символического содержания моральных характеристик, значимых для детей эталонов.


3. Продолжи сказку

Группа разбивается на подгруппы, состоящие из 4–5 человек (желательно обеспечить максимальное несовпадение между делением на подгруппы в данной игре и в предыдущем упражнении). Каждая подгруппа вытаскивает наугад карточку с текстом зачина сказки и должна придумать свое продолжение сказки и разыграть его перед остальными подгруппами. Зачин содержит в себе конфликт, а дети должны придумать его разрешение. Время на подготовку: 10–15 минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сравниваются найденные решения. Подгруппы поддерживают и поощряют друг друга во время мини-представлений. Важно стимулировать обсуждение, эмоциональную включенность детей.

Ориентировочные вопросы для обсуждения: Понравилась ли вам ваша сказка? Как придумывали продолжение? Хороший ли получился конец? Какие еще придумывали решения? Какая проблема затронута в этой сказке?


Примерные варианты зачинов сказок:

В одном дворе жило много охотничьих собак. Они были смелые, сильные и красивые животные. У них был прекрасный нюх и острый глаз. Они могли догнать даже волка и смело выходили на охоту на медведя. Но вот среди них появился мелкий и облезлый щенок, который никак не мог научиться охотиться и даже совсем не хотел ходить на охоту…

У одного царя было три дочери. Старшие царевны были умны, красивы, и удачливы. Отец их очень любил и гордился ими. А младшая была не красива и в жизни ей не везло. Отец не любил ее, и она чувствовала себя очень несчастной. Но вот однажды…

В стародавние времена в одной волшебной школе училось много детей. Все они были очень дружны и помогали друг другу. Каждый стремился или поделиться чем-то с другими юными волшебниками, или помочь чем-нибудь друзьям. Но однажды к ним в школу пришел мальчишка, который не хотел ни с кем дружить, жадничал, вредничал и дрался. Что делать?

Попал Иван-Царевич в плен к злой волшебнице. Заточила она его в темницу и сказала: «Выбирай! Будешь мне служить 10 лет верой и правдой, или я превращу тебя в капкан, в который будут попадаться лесные звери». Подумал-подумал Иван-Царевич и решил…

Могучая злая волшебница хотела, чтобы ее племянница прислуживала ей в ее пещерах. Но юная девушка не хотела всю жизнь жить в пещерах и прислуживать злой волшебнице. Убежать она боялась, потому что волшебница была очень грозной и могла наслать на нее какое-нибудь колдовство. Тогда девушка…

Жила-была волшебная ручка, которая могла писать любым почерком. Однажды попала она в руки к одному зловредному мальчишке, который стал заставлять ручку в дневниках своих одноклассников ставить двойки почерком учительницы. Ручке это совсем не нравилось, и, хотя она и была волшебной, она никак не могла придумать, как ей избавиться от мальчишки. Как-то раз…

Занятие 2. Мои поступки

Цель: исследование представлений детей о собственном поведении, развитие рефлексии поведения и знаний социальных норм у детей; формирование потенциальной готовности их соблюдать.


1. Задачи Пиаже

На примере задач Пиаже (см. Приложение 1) обсудить мотивы/намерения различных поступков, по каким критериям (внешним, внутренним) можно судить о поступках, как их оценивать. Обсудить ситуации, когда и за что ругали, в чем провинился. Когда и за что хвалили, что сделал хорошего. Чем гордится в своем поведении и чего стыдится.

Конец ознакомительного фрагмента.