Вы здесь

Дзен – вопросы и ответы. Дзен – 94 вопроса и ответа (Дани Ваксман, 2012)

Дзен – 94 вопроса и ответа

94 дзен-вопроса

1. Что такое дзен?

2. Каковы характерные особенности дзен?

3. Каким образом можно осуществлять практику дзадзен в современном мире, когда человек очень занят и ему не хватает времени?

4. В чем суть сидячей медитации дзадзен?

5. Как сидеть в дзадзен?

6. Что такое кинхин?

7. Как возник дзадзен и чем отличается дзадзен от других форм практики?

8. Почему так важна непрерывность в практике?

9. Что такое философия отступления?

10. Какие вещи необходимы для того, чтобы проникнуть в себя?

11. Что такое истинное «Я»?

12. Что такое сатори, или просветление?

13. Кто он, истинный учитель?

14. Что такое мэндзю?

15. Что желает истинный учитель?

16. В чем суть истинного закона?

17. Дзен называют также «дзен-буддизм». Что связывает дзен с буддизмом?

18. Кем являлся Будда и где он жил?

19. Каков был великий бунт Будды против индийской философии?

20. Что революционного и переворотного несет в себе дзен в отличие от других буддийских направлений?

21. Вкратце, какие основные исторические моменты в развитии дзен до XX столетия?

22. Отметьте несколько великих учителей дзен в Индии после Будды.

23. Кем был Бодхидхарма?

24. Что способствовало развитию дзен в Китае?

25. Какие основные направления проникли из Китая в Японию?

26. Что характерно для школы Сото-дзен?

27. Что общего между Сото-дзен и Риндзай-дзен?

28. Какое различие существует между Сото-дзен и Риндзай-дзен?

29. Кто такой Доген и каковы его философия и значимость?

30. Что представляет собой труд «Сёбогенздо»?

31. Что представляет собой труд «Фукан дзадзенги»?

32. Кто был вашим учителем?

33. Как вы встретили профессора Масунагу?

34. Кто такой бодхисаттва?

35. Что такое «радость, приходящая изнутри» (дзи дзаммай)?

36. Что означает шуньята?

37. Почему так важно «оставить в покое» все, что есть – лет гоу (Let Go), в дзадзен, – тренируясь в дзюдо и в жизни?

38. Какая связь существует между дзен и дзюдо?

39. Какое значение имеют переломные моменты в процессе достижения познания себя?

40. Многие люди думают, что уважение – это очень важная вещь. Как вы считаете?

41. В чем важность ежедневных действий на пути дзен?

42. Можно ли преодолеть все страхи, слабости и отрицательные переживания?

43. Кого можно называть героем?

44. Что делать с мыслями, которые появляются во время практики дзадзен?

45. Если ни о чем не думать, как мы сможем обрести себя, каким образом у нас появятся подлинные мысли?

46. Как направить сексуальную силу на путь свободы и творчества?

47. По вашему мнению, ученые изобретут в будущем пилюлю дзен? Такого рода пилюлю, благодаря которой мы приобретем сатори коротким путем?

48. Чем не является дзен?

49. Какой самый короткий путь к сатори?

50. Каждый ли человек способен познать свою суть и достигнуть просветления или же существует разница между людьми?

51. Можете ли вы более подробно рассказать о женщинах в связи с изучением ими дзен и достижением сатори?

52. Что самое наилучшее может человек предоставить другому человеку?

53. Какова, по вашему мнению, основа любви?

54. Какова основа настоящего воспитания?

55. Каковы три опоры дзен?

56. Что такое простота в соответствии с дзен?

57. Что такое глубина в соответствии с дзен?

58. Что уникального в творчестве, исходящем из истинного «Я»?

59. Что такое природа Будды?

60. Какова точка зрения дзен по поводу того, есть ли у человека душа, и какова связь между душой и телом?

61. В чем смысл жизни и смерти?

62. Что такое карма?

63. Что означает полное функционирование (зенки) в повседневной жизни?

64. Что такое время и какова связь между нашей жизнью, нахождением своего истинного «Я» и временем?

65. Будущее предопределено заранее или же нет?

66. Какая связь между сидением в дзадзен и сатори?

67. Что такое мокушо-дзен и шикантаза?

68. Почему важно сосредоточиться на практике дзадзен, для того чтобы изучать дзен?

69. Необходимо ли стать буддистом, чтобы обрести себя?

70. Что является источником страдания в мире?

71. Каково назначение человека?

72. Что такое не-действие и как оно выражается в повседневной жизни?

73. В «Фукан дзадзенги» сказано «Тот, кто умер при жизни». Что означает такая смерть и внезапна ли она?

74. Понимаем ли мы, что такое природа Будды, когда постигаем наше истинное «Я»?

75. Может ли ум существовать без тела?

76. Вы сказали, что после того как мы постигнем свое истинное «Я», оно исчезнет. Что вы подразумеваете под этим?

77. Является ли истина одной для всех или же она индивидуальная для каждого, после того как человек постиг свое истинное «Я»?

78. В чем разница между постижением истинного «Я» и сатори?

79. Когда дзенский садовник создает новый дзен-сад, что происходит? Чем отличается этот дзенский процесс мышления от аналитического мышления или процесса мышления, который происходит через опыт и ошибки?

80. Возможно ли столкновение между гармонией и фактами, такими как, например, сочетание почвы и климатических условий сезонов года?

81. Каково ваше мнение о психологических или биологических моделях, дающих ответ на вопрос «Что такое человек?», которые весьма популярны в наши дни?

82. Для кого предназначена практика дзен?

83. Требуется ли вера для практики дзадзен или же достаточно практиковать дзадзен без веры?

84. Тот, кто умер при жизни, достиг своего истинного «Я»?

85. Если наши тело и личность ущербны, больны и ограниченны, означает ли это, что и наше сердце Будды тоже ущербно, больно и ограниченно?

86. Многие верят, что для того чтобы познать себя, нужно сидеть в дзадзен много часов каждый день в течение продолжительного времени. Как вы считаете?

87. Практикуя, иногда мы испытываем боль и страдания. Почему это происходит?

88. Вы обучались многим методам практик в различных направлениях. Который из них, по вашему мнению, наиболее благоприятен для практики?

89. Что происходит с нами во время сидения в дзадзен?

90. Почему так важно обрести себя?

91. С одной стороны, дзен является универсальным и предназначен для всех, с другой стороны, относительно небольшое количество людей в мире в настоящее время занимаются дзен, и шансы для достижения сатори низки. Каково ваше мнение?

92. Для нас, как учеников, какое значение имеет занятие творчеством в качестве части нашей практики?

93. Можно ли освободиться от страха перед смертью?

94. Что оставляют после себя великие учителя дзен?

Ответы на вопросы

Вопрос 1: Что такое дзен?

Ответ: Мой учитель, профессор Масунага Рейхо, говорил:

«Дзен – это практика, с помощью которой у человека появляется возможность проникнуть в свое истинное „Я“ и применять его в повседневной жизни посредством сидения в дзадзен».

Это определение не включает в себя все аспекты дзен, но содержит в себе важные основы.

Три основных момента этого определения:

1. Ежедневная практика.

2. Проникновение в истинное «Я».

3. Применение истинного «Я» в повседневной жизни[2].


Дзен – это прямой путь обретения себя.

В дзен ты отступаешь от внешнего и погружаешься во внутреннее, в свое истинное «Я».

После того как человек проник в свое истинное «Я» посредством дзадзен, он достигает внутреннего счастья, понимает время и свое предназначение в жизни.

Перед тем как полностью обрести просветление, то есть находясь уже в области просветления, человек возвращается для того, чтобы служить на благо общества.


Вопрос 2: Каковы характерные особенности дзен?

Ответ: Дзен обучает нас тому, что практика и просветление не существуют по отдельности, а являются неразделимым комплексом, содержащим в себе эти два определения.

Доген Дзенчи сказал: «Практика охватывает просветление. Просветление находится в практике. Практика совершается в просветлении».

Любой человек способен достигнуть просветления в повседневной жизни, здесь и сейчас, независимо от всех его обязанностей и проблем.

Сложно изменить мир, поэтому дзен предлагает, прежде всего, изменить самого себя.

Дзен – это не миссионерское течение и не ведет за собой толпу, но включает в себя необходимость ежедневной практики и работы над собой для того, чтобы постичь свою суть.

Дзен не верит в возможности власти, войн и насилия.

В любом из нас есть что-то особенное. Каждый без исключения, независимо от его вероисповедания, расы, пола и возраста, способен достичь просветления. Для каждого просветление является его собственным подлинным просветлением.

Дзен придерживается идеи развития свободного человека, независимого от чего-либо, отважного, творческого и гуманного.

Дзен отдален от славы и наживы. Он воплощает творческий гуманизм в повседневной жизни.


Вопрос 3: Каким образом можно осуществлять практику дзадзен в современном мире, когда человек очень занят и ему не хватает времени?

Ответ: Проснувшись утром, умыв лицо, любой из нас может уделить 5 или 10 минут для сидения в дзадзен. Перед окончанием дзадзен мы размышляем над распорядком предстоящего дня и отправляемся по своим обычным делам.


Вопрос 4: В чем суть сидячей медитации дзадзен?

Ответ: «Дза» – это слово обозначает покой, безмятежность. «Дзен» – истина.

Дзадзен – это сидение в полном покое.

Дзадзен – это безмятежное, спокойное сидение со скрещенными ногами.

Сидение в дзадзен приводит в полную гармонию сердце, внутренние органы, дыхание и мозг.

Основное правило – это быть вне мыслей. Думать не думая. Дать мыслям исчезнуть и постараться быть вне мыслей. Сосредоточиться только на одном – дзадзен, делать только дзадзен. Постепенно в процессе практики мысли исчезнут, а также, если существует какое-либо физическое неудобство, оно тоже исчезнет.

Практикующий ощутит себя тигром, взбирающимся на гору. Сидение в дзадзен – это прямой путь к постижению своего истинного «Я».

В дзадзен мы озаряем наши внутренние органы, создается внутренняя энергия и развивается огромная жизненная сила. Гармония создается и формируется во время сидения в дзадзен.

Единство тела и души способствует постепенному проникновению в наше истинное «Я». После того как мы обрели себя, мы продолжаем практиковать дзадзен. Теперь возникает неутолимое желание помочь другим.

Настанет день, и произойдет сатори, наивысшее осознание всего. Но даже после этого мы продолжим практиковать дзадзен, как это делал Будда.


Вопрос 5: Как сидеть в дзадзен?

Ответ: Садимся в тихом месте (в тихой комнате или под деревом), скрещиваем ноги таким образом, чтобы ягодицы были немного приподняты над полом. Можно сидеть в полулотосе (ступня одной ноги покоится на бедре противоположной ноги) или же в полном лотосе (стопы ног располагаются на противоположных бедрах).


Фото 2. Учитель Дани Ваксман сидит в дзадзен, 1999


Тот, кто не справляется с этими позициями, может сесть по-турецки или же просто сесть на стул.

Положите руки так, чтобы они касались ног вблизи нижней части живота. Одна ладонь обхватывает внешнюю часть ладони другой руки таким образом, чтобы большие пальцы обеих рук соприкасались. Медленно и непринужденно раскачивайтесь из стороны в сторону, а также наклоняясь вперед и назад, для того чтобы выбрать наиболее подходящее положение для сидения в дзадзен.

Как только вы почувствуете себя удобно и напряжение в спине пропадет, прекратите раскачиваться и выпрямите спину.

Выдохните воздух через нос один или два раза, после этого дышите естественно через нос. Дайте мыслям исчезнуть. Нет нужды противиться им, но не надо и благоприятствовать им. Пребывайте вне мыслей.

Завершая сидение, мы опять слегка раскачиваемся, массируем стопы ног, медленно встаем и прохаживаемся, практикуя кинхин.


Вопрос 6: Что такое кинхин?

Ответ: Это дополняющий способ в практике дзадзен, приходящий в действие сразу после того, как мы выходим из сидячего положения. Кинхин предназначен для того, чтобы успокоить дух и снять напряжение или переутомление в ногах, которые могут появиться во время сидения.

Сидя в дзадзен, мы находимся в движении без движения, тогда как при ходьбе кинхин мы практикуем дзадзен в движении. Дзюдо также является медитацией дзадзен в движении. Важно научиться дзадзену в движении. Мы реализуем кинхин при помощи медленных полушагов, проходя один круг в направлении часовой стрелки. Каждый полушаг сопровождается естественным дыханием, правая ладонь охватывает внешнюю сторону левой ладони и обе руки во время ходьбы расположены посередине груди.


Вопрос 7: Как возник дзадзен и чем отличается дзадзен от других форм практики?

Ответ: В течение многих тысячелетий индийские йоги практиковали сидячую медитацию в позе лотоса. Такая форма медитации не утомляет, в отличие от положения стоя, и уснуть сидя тяжелее, чем лежа.

Будда был первым, кто использовал в совершенстве эту форму сидения для достижения сатори (просветления). Йога – практика и понятие – обрела более глубокое и существенное значение благодаря открытию Будды.


Вопрос 8: Почему так важна непрерывность в практике?

Ответ: Если нет непрерывности, тогда нет и продолжительности. Внутренняя жизнь – как угольки. Если нет ветра, который способствует их разжиганию, они погаснут. Поэтому очень важно практиковать дзадзен каждый день, даже если иногда время занятия короче, чем обычно.


Вопрос 9: Что такое философия отступления?

Ответ: Это путь отступления человека от внешнего к внутреннему, к своему подлинному «Я». Затем человек возвращается, чтобы служить на благо обществу. Отступление – это возвращение в истинное «Я». Возвращение важно, так как вначале мы еще не обрели себя, и те поступки, которые мы совершаем, не являются по-настоящему благими и по отношению к нам самим, и по отношению к другим.

Поэтому так важно отступить назад в себя. Чтобы постигнуть истинный путь, нам необходимо взять паузу. Затем, после обретения себя, когда эго больше не управляет нами, мы возвращаемся обратно в общество, для того чтобы стать полезными для других.

Конец ознакомительного фрагмента.