Вы здесь

Джон Мейнард Кейнс и судьба европейского интеллектуализма. Глава 4. Бегство из Блумсбери (В. П. Шестаков, 2015)

Глава 4

Бегство из Блумсбери

Было бы ошибочно представлять Мейнарда Кейнса как ученого, постоянно занятого наукой, проводящего все время в библиотеке или за письменным столом. Кейнс был человеком-амфибией: он мог существовать в разных культурных средах и умело сочетал усердную работу с развлечениями.

С 1918 по 1925 года Кейнс снимал квартиру на Гордон сквер, в пятиэтажном большом здании, в районе, получившем название Блумсбери. Это был район в центре Лондона близ университета и Британского музея, куда в начале ХХ столетия перебрались две сестры – Ванесса и Вирджиния Стивен. Ванесса училась живописи, Вирджиния начинала писать. Вскоре вокруг них образовался интеллектуальный художественный кружок, оказавший сильное влияние на развитие английского искусства, в особенности английского модернизма.

В числе его членов были художники Роджер Фрай, Дункан Грант, Клайв Белл, писатели Е. М. Форстер и Литтон Стрэчи, наконец, Мейнард Кейнс. Это было неформальное объединение, не имеющее какого-то определенного устава или программы. Тем не менее, их объединяли общие вкусы и интересы, неприятие викторианской морали, высокий интеллектуализм, поиски новых художественных форм.

Кружок Блумсбери появился в переходный период, викториан-ство умирало и на его смену приходила новая эпоха, содержащая много надежд. Как пишет Леонард Вулф в своей «Автобиографии», «в мрачный, сырой, дождливый день 1901 года королева Виктория умерла, и мы почувствовали, что живем в новую эпоху, основанную на бунте».

Почти все члены этой общины учились в Кембридже, Клайв Белл, Леонард Вулф, Литтон Стрэчи были членами «Тринити-колледжа» в Кембридже, Мейнард Кейнс и писатель Форстер принадлежали «Кингз-колледжу». Здесь в обществе «Апостолов» формировалось новое, анти-викторианское направление мысли. Членом «Апостолов» был молодой философ Джордж Мур, который в 1903 году издал свой трактат «Principia Ethica». В этой книге Мур пересматривал этические ценности, такие как «добро», «истина», «значение», освобождая их от викторианского ригоризма и интерпретируя их в направлении бентамовского гедонизма.

Свобода от нравственных табу, открытое обсуждение всех вопросов философии, политики, морали перешло в наследство из Кембриджа в лондонский район Блумсбери, где поселилось большинство выпускников бывших студентов Кембриджа. Здесь обсуждались проблемы морали, эстетики, писались романы. Леонард Вулф, муж писательницы Вирджинии Вулф, открыл собственное издательство «Хогарт пресс», которое издавало либеральные и критические книги.

Историографом этой общины стала Вирджиния Вулф, которая в своих книгах описывала характеры тех, кто жил в Блумсбери. Она долгое время переписывалась с Кейнсом, но за внешней доброжелательностью стояло плохо скрываемое недовольство. Вот как выглядит портрет Кейнса в одном из ее писем: «В свете лампы был ясно виден Мейнард. Он напоминал большого моржа, с двойным подбородком, выпуклыми красными губами, маленькими глазами, чувственный, брутальный, лишенный воображения. Это – иллюстрация того, что я чувствовала в нем. И к тому же, он не читал ни одной моей книги[22]».

Несмотря на то, что члены группы Блумсбери избегали участия в политической деятельности, их политические взгляды были радикальны. Леонард Вулф был членом лейбористской партии, его жена Вирджиния была автором феминистских программ, сын Клайва и Ванессы Джулиан Белл погиб в Испании, воюя на стороне республиканцев против фашистов, Мейнард Кейнс поддерживал в Кембридже таких интеллектуалов как, как например, итальянского экономиста Пьеро Сраффа, австрийского философа Людвига Виттгенштейна и русского физика Петра Капицу.

Эстетика и художественная программа Блумсбери складывалась из многих различных параметров. Прежде всего, в ней проявлялась традиция, идущая от прерафаэлитов и Уильяма Морриса. Дункан Грант декорировал жилище свое собственное и своих друзей в Лондоне и Кембридже в духе движения «Арт энд Крафт». Роджер Фрай поддерживал деятельность группы «Омега Уоркшоп», которая занималась изготовлением мебели и декорированием жилища.

Другая тенденция в эстетике Блумсбери была связана с адаптацией английским искусством передовых течений в зарубежном искусстве, прежде всего, искусства Франции и России. Из Франции Роджер Фрай экспортировал пост-имрессионизм. Из России блумсберийцы экспортировали стилистику и энергетику «Русского Балета», в котором они обнаруживали, с одной стороны, традиции искусства Византии, а, с другой, свободу к эксперименту, свойственную искусству модернизма[23].

Теоретиком и идеологом группы был Роджер Фрай. Он получил образование в университете Кембриджа, где он, поступив в Кингз-колледж, стал заниматься изучением естественных наук. В 1880 году Фрай был избран членом общества «Апостолов», членами которого были Мур, Кейнс, Стрейчи. В Кембридже Фрай подружился с К. Эшби, возглавлявшим гильдию ремесленного труда, возникшего под влиянием моррисовского движения «Арт энд Крафт». Его собственная жена, которая умерла в 1910 году от неизлечимой болезни, была художником по витражам. Окончив с отличием Кембридж, Фрай едет в Италию, а затем в Париж, где он занимается изучением искусства. В 1899 году он издает первую свою книгу о Джованни Беллини, предисловие к которой написал историк искусства Бернард Беренсон. В 1903 году он приглашается в редакционную коллегию вновь созданного артистического журнала «Барлингтон мегезэн».

Конец ознакомительного фрагмента.