Глава 1
Этапы жизненного пути
Мейнард Кейнс родился в 1883 году в семье кембриджских донов. Его родители были тесно связаны с кембриджским университетом. Отец – Джон Невилл Кейнс – был преподавателем логики и занимал важный пост университетского регистратора. Он – автор книг «Формальная логика» и «Метод политической экономии». Мать – Флоренс Браун – студентка женского Ньюэм-колледжа, а в 1932 году была избрана мэром Кембриджа, став первой женщиной, занявший этот почетный пост.
В 1899 году Мейнард поступил в престижную школу в Итоне. Здесь он выделялся своими математическими способностями и, вместе с тем, был первым по классической литературе и истории. Еще в школе он начал заниматься коллекционированием книг, перед поступлением в университет у него было уже более трехсот редких книг. В 1902 году Кейнс завоевывает премию для поступления в Кингз-колледже, один из лучших колледжей в Кембридже. Учеба в Кембридже была гарантией на углубленное изучение тех наук, которые выбирал сам студент. В университете Кейнс успешно занимался математикой под руководством Е. Хобсона. Но главной наукой, которой он занимался три года, с 1903 по 1906, была философия.
В начале XX века философские проблемы были чрезвычайно популярными в Кембридже. К ним обращался в своих лекциях Генри Сидгвик, автор солидного исследования «Метод этики». Мейнард посещал лекции по философии Мак Таггарта. К этому времени относится сотрудничество Альфреда Уайтхеда и Бертрана Рассела. Но самым популярным среди молодых студентов был философ Джордж Эдвард Мур, который обратился к изучению проблем этики. В 1903 году вышла его книга «Principia Ethica», которая привлекла к себе всеобщее внимание. Особенность метода Мура заключалась в попытке логического анализа этических проблем, что ставило под сомнения традиционные нравственные построения. Мур попытался построить этику на основе логического анализа одного понятия – «добро». Он говорил, что добро «является фундаментальным понятием этики»[5]. Мур обратил внимание на трудность логического определения этого понятия. Чаще всего при определении этого понятия допускается «натуралистическая ошибка». Вместо определения сущности самого понятия называются различные предметы, которые называются «хорошими»: еда, погода, книги, поведение человека и т. д. Но если мы будем анализировать эти вещи, мы никогда не поймем что такое «добро», в чем заключается его сущность. И тогда все попытки построения этики будут ошибочными и неудовлетворительными. Поэтому остается только один способ определения «добра» – исследовать добро «само по себе», не как средство для достижения разнообразных целей, а как «цель в себе» (the good it itself). Иными словами, Мур использует определение Канта «вещи в себе». Это помогает ему различить «добро как цель в самом себе» от добра как средства. Мур пишет: «В этике существуют две главные проблемы: одна – это вопрос о том, что является добром само по себе, вторая – вопрос о том, что имеет ценность как средство для достижения добра. Первый из них составляет главную проблему этики, и его решение является условием решения второго»[6].
Книга Мура произвела большое впечатление на Кейнса. Он говорил, что никто после Платона никто не писал так просто и ясно по проблемам этики. Эта книга вызывала энтузиазм у молодежи, она позволяла по-новому решать вопрос о том, в чем заключаются принципы нравственного поведения в отличие от традиционных моральных догм и нормативов. Что касается Кейнса, то на протяжении всей своей научной карьеры он не упускал из внимания соотношение экономической мыслью с нравственностью и часто ставил вопрос о нравственном последствии того или иного сдвига в области экономики.
В 1938 году Кейнс написал статью о своих университетских занятиях, которая называлась «Мои ранние верования» (эта статья была опубликована только после смерти Кейнса). В ней он рассказывает, что его «ранним верованием» была нравственная философия Мура. «От Мура мы получили то, что он предлагал нам. Он стоял одной ногой перед входом в новый рай, а другой на Сидгвике и Бентаме с их правилами хорошего поведения. Мы принимали религию Мура, но отказывались принимать его мораль. Но его склад ума становился нашим. Мы заимствовали от него стремление к красоте и правде, идею о том, что главной целью жизни была любовь, творчество, наслаждение эстетическим опытом и стремление к знанию. И любовь стояла на первом месте».
В Кембридже Кейнс стал активным участником университетского «Дискуссионного общества», которое имело еще одно название – «Апостолы». В него входила группа философов и писателей интеллектуалов: МакТаггарт, Бертран Рассел, Дж. Мур, Бертран Рассел, Литтон Стрэчи, Руперт Брук. Главным принципом общества была абсолютная свобода выражения мыслей, отсутствие всяких табу, всяких ограничений морального, религиозного или политического общества. «Несмотря на различия в идеологии и жизненных перспективах, все «Апостолы» имели общий опыт в поисках истины, скрывающейся под грудами риторики. Для всех них избрание в общество было важным этапом в их личном развитии. Оно было для них «уроком жизни», школой ума и сердца, поисками философского либерализма, знакомством с либеральными интеллектуальными ценностями и людьми, их создававшими».[7] Члены общества избирались, они проводили свои заседание по субботам и расходились далеко за полночь. На заседаниях общества обсуждались проблемы религии, искусства, философии, поэзии, идеального социального устройства. Бертран Рассел в своей «Автобиографии» подчеркивает большую роль в интеллектуальной жизни Кембриджа молодого Кейнса, который был одним из видных Апостолов.
Наряду с кембриджскими «Апостолами», Кейнс участвует в лондонском элитарном кружке «Блумсбери», получившим название от района Лондона, в котором члены Блумсбери жили в одном многоквартирном доме. В этом кружке состояли ведущие английские писатели и художники авангардистского направления. В течение длительного времени Кейнс жил то в Кембридже, то в Блумсбери. Он как рыба-амфибия то дышал интеллектуальным воздухом Кембриджа, то опускался на дно лондонской повседневности
В интеллектуальном развитии Кейнса большую роль сыграла дружба с Литтоном Стрэчи, студентом необычайно начитанном, хорошо знающим английскую и мировую литературу, обладающим большим чувством юмора. Стрэчи был студентом Кембриджа шесть лет и стал центром интеллектуального кружка молодежи. Он был инициатором всевозможных розыгрышей, шуточек, изобретением прозвищ. В последующем он написал книгу «Выдающиеся викторианцы», полную юмора и сатирических нападок на традиции викторианской морали. Идея нравственного и интеллектуального бунта, с которой постоянно носился Стрэчи, не могла не оказывать влияния на молодого Кейнса.
В 1905 году Кейнс успешно сдал экзамены по математике. После этого перед ним встает вопрос о выборе профессии и жизненного пути. В 1907 году Кейнс поступает на государственную службу в департамент Индии. Но служба чиновника не увлекла его, и вскоре он возвращается в Кембридж. Здесь он пишет работу по теории вероятности. В ней Кейнс доказывает, что теория вероятности носит не математический, а логический характер, связанный с проблемой соотношения случайности и необходимости.
Трактат по теории вероятности» вызвал противоречивые отзывы. Альфред Уайтхед написал положительную рецензию, но вместе с тем появились и критические отзывы на книгу. Кейнс решает отложить работу по философии, так как все больше уделяет времени изучению экономики. Кейнс публикует ее только в 1921 году. Так или иначе, «Трактат» был первой теоретической книгой Кейнса, и она была посвящена вопросам философии и логики. Это было весьма характерно для Кейнса. Занимаясь впоследствии проблемами экономики, он вносит в экономику широкий спектр других дисциплин – логики, математики, этики, юриспруденции.
Преподаватель Кембриджа Альфред Маршалл рекомендовал Кейнсу изучать экономику, которая недавно была принята в программу обучения. Кейнс следует этому совету и уже в 1909 году публикует книгу «Денежное обращение в Индии». Компетентность Кейнса получает признание, и ему предлагают стать главным редактором «Экономического журнала» (Economic Journal), который он редактирует в течение 30 лет. Помимо редактирования «Экономического журнала», Кейнс становится главой редакционного совета журнала «Нэшн».
В марте 1910 года его избирают феллоу Кингз-колледжа. С этого времени до конца жизни Кейнс неразрывно связан с этим колледжем. Здесь его избирают сначала вторым, а затем первым бурсаром (казначеем колледжа). Эту должность Кейнс сохраняет на всю жизнь, превратив, благодаря своим экономическим советам, Кингз-колледж в самый богатый и знаменитый колледж в Кембридже. В колледже у Кейнса была своя комната, стены которой Ванесса Белл и Дункан Грант декорировали обнаженными танцующими фигурами, которые должны были символизировать муз. Эти рисунки сохранились в колледже и до сих пор.
В 1911 году в Лондоне произошло событие, которое оказалось культурным шоком для всей Англии. Сергей Дягилев привез в Ковент-Гарден русский балет. Его представления оказались не только развлечением и музыкальным сюрпризом, но и общественным событием, которое на несколько десятилетий глубоко вошло в культурную жизнь Великобритании. Кейнс был одним их тех, кто открыл для себя русскую музыку и Русский балет. Как пишет Линн Гарафола, «одним из приверженцев первых сезонов Русского балета был Джон Мейнард Кейнс. Летние дни 1911 года он проводил за работой над своим «Трактатом о вероятности», но когда статистика начинала его утомлять, знаменитый экономист ускользал из Кембриджа, чтобы «посмотреть на ноги Нижинского». Через два года Кейнс увидел Бориса Годунова и Весну священную».[8] В последующем, начиная с 1918 по 1924 год, Кейнс продолжает посещать представление Русского балета. Результат существенно сказался на его биографии. Среди исполнителей балетных номеров он встретил свою будущую жену – Лидию Лопухову. Эта встреча определила его будущую судьбу.
С 1915 Кейнс служит в Министерстве финансов. В качестве советника по финансовым вопросам Кейнс участвует на Парижской мирной конференции, подводящей итоги войны. Вскоре он расходится с комиссией по организации договора, которая выставляла Германии огромный счет по репатриации. Премьер-министр Ллойд Джордж в качестве репарации требовал от Германии 25–30 миллиардов фунтов, тогда как Кейнс считал, что один миллиард вполне достаточная сумма. Кейнс считал, что подобная акция разрушит экономику Германии, а это в свою очередь приведет к развалу всей экономики в Европе. Он полагал, что слишком большая сумма репарации может привести к разрушению германской экономики и содействовать комплексу агрессивной озлобленности немецкого национального сознания. (В конечном счете, это привело к возникновению немецкого нацизма).
С его советами никто не считается. Поэтому он выходит из Версальской комиссии и издает свой трактат «Экономические последствия мира» (1919), в котором излагает свои критические соображения по отношению е Версальскому договору. Через какие-то десять лет эго предупреждения относительно Германии оправдались. В письме Дункану Гранту от 15 декабря 1917 года Кейнс признавался: «Я работал на правительство. В конце концов, я стал это ненавидеть и чувствовать себя преступником».
Отказавшись от службы, Кейнс занимается публикацией и популяризацией своих экономических теорий. В 1919 году он издает полемическую книгу «Экономические последствия мира», которая вышла огромным тиражом в сто тысяч экземпляров.
Вернувшись в Кингз-колледж, Кейнс стал читать здесь лекции. В октябре он прочел лекции на тему «Экономический аспект мирного договора». Эти лекции собрали огромную аудиторию, так как его позиция по отношению к Версалю сделала его героем, и на лекции приходили многие, которые никогда не изучали экономику. Начиная с 1922 года, Кейнс в течение десяти лет читал лекции на тему «Теория денег», а в 1932 году обращается к новой теме – «Монетарной теории производства». Правда, Кейнс не перегружает себя лекциями, читая не более десяти лекций в учебном году, тогда как на заре своей педагогической карьеры в 1910–1911 годах он читал по сотне лекций в год. Но в Кембридже в то время было немного студентов, изучающих экономику. Послевоенная экономика в Англии была не блестящей, и студенты обращались чаще не к экономике, а к истории и психологии, чтобы понять последствия войны и судьбы будущей истории. Зато он посещает Клуб политической экономии, который он сам основал в 1909 году. Кроме того, по субботам Мейнард Кейнс участвовал в собраниях клуба «Апостолов», в котором появились все новые члены.
В Кембридже Мейнард регулярно посещал дом своих родителей, Нэвилла и Флоренс Кейнсов. Здесь он встречал и других членов семьи. Семья Кейнсов играла большую роль в научной и духовной атмосфере Кембриджа. Брат Мейнарда Джеффри Кейнс (1852–1949) так же сочетал интерес к науке с гуманитарными занятиями. Он учился в Кембридже, будучи членом Пембрук-колледжа, закончив который, получил степень доктора медицины в 1918 году. Джеффри практиковался в лондонской больнице св. Бартоломео. Во время Первой мировой войны он вступил в армию и занимался хирургией в военном госпитале. Он был одним из первых, кто практиковал в Великобритании переливание крови и даже написал на эту тему медицинскую книгу (1922). Кроме того, Джеффри Кейнс был пионером в использовании радия для лечения рака груди. Именно он основал в Великобритании национальную службу переливания крови. Джеффри Кейнс участвовал и во Второй мировой войне, служил в воздушных войсках и по окончанию службы получил высокое воинское звание.
Вместе с тем, Джеффри Кейнс интересовался искусством и литературой, он собирал библиографию о Джонне Донне, писал книги об Уильяме Блейке, Джейн Остин. Джеффри Кейнс высоко ценил искусство Блейка, считал его центральной фигурой в английском искусства. Он издал несколько книг о поэзии – «Исследования о Блейке» (1949) и книгу о современном поэте Руперте Бруке (1954), с которым он дружил в Кембридже. Кембриджский университет наградил его почетной степенью доктора литературы в 1965 году. Как и его брат, он увлекался балетом. Он сам написал сценарий балета «Иов», который был поставлен в 1931 году на музыку Рамира Уильямса с декорациями его двоюродной сестры Гвен Раверат. Представляет большой интерес его биографическая книга «Врата Памяти», изданная в 1981 году.
Джеффри Кейнс помогал своему старшему брату Мейнарду Кейнсу собирать старинные и раритетные книги, который дела, помимо достижений в медицине, был настоящим библиофилом. Не случайно он был избран Президентом Библиофильского общества.
У Джеффри было четверо детей: Ричард Кейнс-Дарвин (19192010), Квинтин (1921–2003), Мило (1924–2009) и Джон (р. 1927). Старший сын, Ричард являлся известным ученым-физиологом.
По материнской линии он праправнук Чарльза Дарвина, так как его мать – Маргарет – является дочкой Джорджа Дарвина и внучкой Чарльза Дарвина. Поскольку Джон Мейнард Кейнс не имел детей, он часто приходил в семью брата и с удовольствием общался со своими кузенами. Он помогал им выбрать их путь в жизни и советами, и деньгами.
Ричард Кейнс занимая пост исследователя в Тринити-колледже, работал в физиологической лаборатории с Аланом Ходкиным и Эндрью Хаксли, пытаясь определить реакцию организма, после того, как нервы и мышцы стимулировали воздействием радиоактивных солей. С 1953 по 60 годы он преподавал в Кембриджском университете, возглавлял кафедру физиологии. С 1952 по 60 годы Ричард Кейнс – феллоу Питерхауза, где, по его признанию, была самая лучшая кухня в Кембридже. Но здесь он оказался в конфликте с мастером этого колледжа. В результате в 1960 году он вынужден был уйти из колледжа. Физик Джон Кокрофт, который в это время стал мастером только что созданного Черчилль-колледжа, пригласил его в свой колледж. Таким образом, Ричард Кейнс оказался в числе отцов-основателей нового колледжа (1961).
Ричард Кейнс автор книги по физиологии, в частности, книги «Нервы и мышцы». Кроме того, он публикует работы, связанные с научным наследием своих знаменитых родственников. Он издал книгу о путевом дневнике Чарльза Дарвина, описывающем его путешествие на корабле «Бигль» (1981), а также переписку Мейнарда Кейнса с Лидией Лопуковой (1989), относящуюся к периоду между 1922 и 1925 годами. Эти письма показывают отношения между Лидией и Мейнардом с момента их знакомства и вплоть до свадьбы». Мейнард, у которого не было своих детей, с удовольствием общался с внуками и внучками. И помогал молодому поколению советами и практической помощью.
В 1925 году, несмотря на все противодействия со стороны членов Блумсбери, Кейнс женится на Лидии Лопуховой. Они переезжают в Тилтон, где Кейнс купил дом. Хотя Лидия не могла иметь детей, она составила с Мейнардом крепкий союз, и оказалась прекрасной помощницей постоянно занятого работой экономиста.
Кейнс был практичным человеком. Он умел обращаться с деньгами, не случайно Кингз-колледж пожизненно избрал его бурсаром. Но печатая свои статьи и книги, Кейнс постепенно приумножая свои сбережения. Он начинает играть на бирже, обладая суммой в 10 тысяч фунтов, в результате чего он составляет себе приличное состояние, которое уже в 1936 году исчислялось суммой в 500 тысяч фунтов.
Кейнс способствовал развитию культурных институтов Кембриджа. Он вложил 20 тыс. фунтов в основание Кембриджского Art Theatre. Он коллекционирует произведения французских импрессионистов – Сезанна, Деренна, Сера. После его смерти коллекция живописи, собранная им, оценивалась в 31 419 фунтов. Сегодня ее цена выросла в десятки раз. По завещанию она должна была быть подарена Кингз-колледжу, чтобы картины были повышены в коридорах колледжа. Но ценность картин такова, что колледж не может обеспечить их сохранность. Поэтому коллекция передана в музей Фитцуильма, лишь некоторые картины остались в помещении архива.
В марте 1933 года с поста президента США уходит Гувер, и на его место избирается Рузвельт. Кейнс делает некоторые шаги для сближения с американским бизнесом. В этом ему помогает журналист Уолтер Липпман, с которым Кейнс подружился. В декабре 1933 года Кейнс пишет письмо Рузвельту, в котором предупреждает об опасности двух крайностей, с одной стороны, ортодоксии, а с другой стороны революции. Сам Кейнс всегда был сторонником среднего пути. Хотя он резко критиковал капитализм, он стремился к излечению его хронических болезней и противоречий в сфере экономики.
В 1934 Кейнс на корабле отправляется в Америку. Его сопровождает жена, которая несколько лет прожила в Америке и даже имела намерение получить американское гражданство. В Нью-Йорке они останавливаются в гостинице «Амбассадор». Его приглашают в Колумбийский университет, где награждают почетной степенью. Из Нью-Йорка Кейнс переезжает в Вашингтон, где встречается с политиками и бизнесменами.
Несомненно, что в 30-50-х годах Мейнард Кейнс был одной из самых влиятельных фигур в Кембридже. Во многом благодаря ему Людвиг Виттгенштейн получил пост профессора философии, сестра Литтона Стрэчи стала директрисой женского колледжа Ньюэм, в Кембридже появилось построенное на деньги Кейнса здание Художественного театра, а сам город приобрел славу центра интеллектуальной элиты.
В 1936 году Кейнс печатает свою новую книгу «Общая теория занятости, процента и денег». Она становится вершиной в построенной им экономической теории. После этого его карьера как экономиста и финансиста неуклонно идет в гору. Хотя Кейнс стремился быть вне политики, он не отказывался от участия в политических учреждениях. В 1928 году он был избран членом Комитета финансов и промышленности. Начиная с 1940 года, он член Консультативного комитета при министерстве финансов по военным проблемам. В 1942 году он становится членом палаты лордов и получает титул барона Тилтона. В 1944 году его избирают президентом «Экономического общества», и он входит в члены правления нескольких крупных английских банков. 30-e годы самый плодотворный период в жизни Кейнса.
В период Второй мировой войне Кейнс опубликовал три статьи, которые затем вышли в виде памфлета «Как выиграть войну». Он участвовал в программе ленд-лиза и основании Мирового банка в 1944 году, который создал фонд для послевоенной реконструкции. После окончания войны Кейнс несколько раз ездил в США, где оказывал консультативную помощь в развитии экономики США. Но сравнивая экономику Европы и США, он говорил, что для необходимых реформ «в Европе не хватает средств, а в Америке желания». Тем не менее, американские политики и экономисты до сих пор воздают должное Кейнсу и кейнсианству.
Кейнс не был лауреатом Нобелевской премии, но его слава, как экономиста-реформатора, была огромной. Она выходила далеко за пределы Кембриджа и делала его широко известным во всем мире. В конце своей жизни Мейнард Кейнс страдал от коронарной болезни, которая свела его в могилу в 1946 году на 63 году жизни.
22 апреля в «Таймсе» появился некролог: «Вчера от сердечного приступа скончался в Тилтоне, графство Сассекс Лорд Кейнс, великий экономист. С его смертью страна утратила великого Англичанина». Действительно, Кейнс был не только великим экономистом, быть может, самым крупным в 20-м столетии, но и самым великим англичанином. Можно было бы добавить, что он был еще настоящим представителем кембриджского интеллектуализма со всеми его достоинствами и недостатками.
Кейнс прожил недолгую жизнь. Он умер раньше, чем его родители. Причина его ранней смерти, очевидно, заключается в той огромной работе, которую он вел и как ученый, и как государственный деятель, и как университетский преподаватель. В своей «Автобиографии» Бернард Рассел пишет: «Кейнс всегда много работал и это, на самом деле, послужило причиной его ранней смерти. Однажды, когда я жил в отдельном сельском доме под Кембриджем, он написал мне письмо, в котором просил разрешение провести у него конец недели. Я немедленно ответил, и он приехал. Но через пять минут после его прибытия на него обрушились университетские дела. Без всякого предупреждения приходили люди, в воскресенье на завтраке было целых шесть человек. В понедельник появилось уже двадцать шесть не прошенных гостей, и Кейнс выглядел более уставшим, чем был до его приезда»[9].
Мейнард Кейнс был неисправимым трудоголиком. Об этом свидетельствует его Собрание сочинений в тридцати томах. Но деятельность Кейнса не ограничивается занятиями экономикой, написанием бесконечного количества статей и книг по различным проблемам экономической жизни Великобритании и других стран Европы и мира. Как свидетельствует биография Кейнса, его жизнь проходила в нескольких измерениях. Прежде всего, в интеллектуальном, о чем свидетельствуют его занятия философией, экономикой, литературой и искусством. Другая сфера – это участие в практической жизни, во всевозможных правительственных и неправительственных организациях общественных комитетах, банках, правлениях университетами. Причем, его всегдашняя позиция консультанта не делала из него чиновника, бюрократа, а была связана с попытками подправить непрофессиональность правительственной бюрократии, как это было в обсуждении договора о мире, о золотом стандарте, инфляции, борьбы с экономическим кризисом и др. Кейнс всегда ориентировался в обсуждении этих проблем на науку, никогда не обвинял университеты в «неэффективности», не предлагал закрыть Британскую академию наук или Королевскую академию искусства, как это с некоторых пор стало принятым в нашей стране, где неэффективность правительственной политики в области науки или образования ставится в вину якобы «неэффективным» учреждениям, которые этими проблемами занимаются. Этический кодекс, полученный в Кембридже при изучении философии Мура, Кейнс сохранил на протяжении всей своей жизни. Свои научные изыскания Кейнс связывал с целью улучшения условий жизни человека, с идеей нравственного совершенствования личности и общества. Незадолго до смерти в одном из своих выступлений на художественном совете в 1946 году Кейнс говорил: «Недалек тот день, когда экономические проблемы отойдут на второй план, на то место, на котором им надлежит быть, когда арена сердца и ума будет занята нашими реальными проблемами: проблемами жизни человеческих отношений, творчеством, религией и нравственного поведения».
В этой главе мы ограничились предельно кратким описание основных этапов жизни Мейнарда Кейнса. Краткость эта объясняется тем, что мы не стремимся описать его биографию. Краткий обзор основных этапов в жизни Мейнарда Кейнса, проделанный в этой главе, мы попытаемся сочетать с более углубленным исследованием проблем, которые Кейнс подымал в своих не утративших своего значения работах. Эти проблемы будут рассмотрены нами в последующих главах.