Вы здесь

Джнани Йога. Философия. Урок третий. Созидательная воля (Йог Рамчаракака)

Урок третий. Созидательная воля


В первом уроке этого курса мы говорили, что среди других качеств и свойств, которые мы, в силу законов нашего разума, приписываем Абсолюту, было Всемогущество или Всесилие. Другими словами, мы должны думать о Едином, как об источнике и кладезе всей Силы, которая есть, была и когда-либо будет во Вселенной. Сила Единого – не только больше любой другой силы, как принято считать. На самом деле, нет и не может быть никакой другой силы. Любая форма или проявление Силы, Могущества или Энергии – это часть великой единой Энергии, исходящей от Единого.

От этого заключения никуда не деться, каким бы странным оно ни показалось непривычному уму. Если бы была Сила, исходящая не от Единого, откуда же она могла бы взяться, если за пределами Единого нет ничего? Кто или что может существовать вне Единого, проявляя хоть самую слабую степень силы? Вся Сила исходит от Абсолюта, и по своей природе она может быть только Единой.

Современная наука признает эту истину, и одним из её основополагающих принципов является Единство Силы – теория о том, что все формы энергии имеют общий исток – Единую Энергию. Наука считает, что все виды энергии являются взаимозаменяемыми, и отсюда происходит закон сохранения энергии или соотношения сил.

Наука утверждает, что всякое проявление энергии или силы, от действия гравитации до высших форм психической силы – всё это действие Единой Энергии Вселенной.

Но что же такое эта Энергия? Какова её внутренняя природа?

Науке неизвестны ответы на эти вопросы. Она имеет много теорий, но ни одну из них не выдвигает в качестве закона. Она говорит о Бесконечной и Вечной Энергии, из которой произошли все вещи, но природа этой Энергии кажется непознаваемой. В последнее время некоторые учёные склоняются к оккультным учениям, намекая, что это нечто большее, чем просто механическая энергия. Они говорят о ней с точки зрения разума.

Немецкий учёный Вундт, чья философская школа называется волюнтаризм, считает побудительной силой Энергии нечто, что можно назвать Волей. Ещё в 1744 году Крусиус сказал:

«Воля – доминирующая сила мира»

И Шопенгауэр основывал свои увлекательные, но мрачные философские и метафизические принципы на идее активной формы энергии, которую он назвал Волей к Жизни и рассматривал её как «вещь в себе» или Абсолют.

Писатель Бальзак считал, что нечто сродни Воле является движущей силой Вселенной. Бульвер выдвигал аналогичную теорию и упоминал её в нескольких своих романах.

Эта идея активной, созидательной Воли, действующей во Вселенной – творящей, разрушающей, восстанавливающей, меняющей и меняющейся, всегда активной – была представлена многочисленными философами и мыслителями под разными именами и теориями. Некоторые – например, Шопенгауэр – рассматривали её как нечто окончательное, занимающее место Бога, как первопричину. Другие видели в ней активный жизненный принцип, исходящий от Абсолюта или Бога и действующий в соответствии с установленными им законами. Эта идея в различных формах проявляется на всём протяжении истории философской мысли. Английский философ Кадсуорт развивал идею под названием «податливая природа», которая настолько близко подходит к идее йогов о Созидательной Воле, что мы считаем уместным привести здесь отрывок из его книги:

«Не совсем приятно думать о том, что природа, как понятие, отдельное от Бога, может быть совершенно устранена или лишена всякого значения, если сам Бог чудесным образом мгновенно создаёт всё сущее. Это можно толковать, как будто все эти вещи создаются по принуждению, или искусственно, и ни одна из них не имеет собственного внутреннего начала.

Это мнение в дальнейшем опровергается тем медленным и постепенным процессом развития вещей, который был бы бесполезным и ненужным, если бы созидающая сила была всемогущей. Кроме того, имеют место ошибки и промахи, являющиеся результатом непокорности и неуправляемости материи. Это говорит о том, что движущая сила не является непреодолимой, что Природа, как и человек, небезупречна и иногда может быть расстроена и разочарована неподатливостью материи. Если бы всемогущая движущая сила действовала мгновенно, она бы выполняла свою работу безупречно и безошибочно, и никакая неподатливость и неуправляемость материи не могла бы помешать ей.

Следовательно, никакие вещи не возникают случайно или в результате неуправляемых процессов в материи, но и Бог не создаёт их мгновенно, можно сделать вывод, что существует «податливая природа» как подручный инструмент Бога, который старательно выполняет ту часть его промысла, что заключается в регулярном и последовательном развитии материи. Но помимо этого, существует и высшее сознание, которое контролирует податливую природу, восполняет её упущения, а иногда и управляет ею, так что она не может действовать по своему выбору или усмотрению».

Философия йогов говорит о существовании Вселенской Созидательной Воли, исходящей от Абсолюта, наделённой его Силой и действующей в соответствии с установленными законами природы, которая ведёт активную деятельность по сотворению мира, подобно той, которую Кадсуорт называет «податливой природой». Эта Созидательная Воля – не «Воля к Жизни» Шопенгауэра. Это не вещь в себе, а инструмент Абсолюта. Это эманация Абсолютного Разума, проявление его Воли, ментальная, а не физическая сущность, и, конечно же, наполненная жизненной энергией своего источника.

Эта Созидательная Воля – не просто механическая энергия или сила, это нечто гораздо большее. Мы можем объяснить это, только указав Вас на проявления Воли в самих себе. Вы хотите поднять руку, и она движется. Эта непосредственное проявление может на первый взгляд показаться механической силой, но стоит задуматься: в чём суть этой силы, что стоит за ней? Воля! Все проявления энергии, все причины движения, все его силы – это формы действия Единого, Созидательной Воли, действующей в соответствии с законами природы, установленными Абсолютом, постоянно движущейся, действующей, побуждающей, призывающей, направляющей и руководящей.

Мы не хотим сказать, что каждое маленькое движение является мгновенным проявлением мысли Абсолюта или результатом повиновения Созидательной Воле. Напротив, мы имеем в виду, что Единый использует Волю как единое целое, со своими законами и ограничениями, и Воля постоянно повинуется эти законам. Результат проявляется в том, что мы называем законами природы, природными силами и так далее.

Кроме того, Абсолют, как принято полагать, проявляет свою Волю намеренно и в определённых случаях, а также позволяет, чтобы его Воля воспринималась и применялась индивидуальными волями каждого отдельного Я, но в согласии с общими законами Единого.

Но не стоит думать, что Воля проявляется только в виде механической силы, сцепления, химического притяжения, электричества, гравитации и т. п.

Проявлений Воли намного больше. Она в полную силу работает во всех формах жизни и живых существах. Она присутствует везде. За всеми формами движения и действия мы видим причину – как правило, это Усилие. Это касается того, что мы называем механической силой и актуально для всех форм того, что мы называем Жизненной энергией. Величайшее Усилие, которое мы можем наблюдать в любом действии Жизни – и есть Созидательная Воля, волевой принцип Единого, направленный на выполнение великого Плана Жизни.

Посмотрев на любые формы жизни, мы можем повсюду заметить определённую творческую энергию в работе: созидание, направление, разрушение, замена и т. п. Она всегда активна в своих усилиях по созданию, сохранению и продлению жизни. Эта видимая творческая энергия и есть то, что йогическая философия называет Созидательной Волей, которая и является предметом изучения данного урока.

Созидательная Воля – то самое стремящееся, жаждущее, рвущееся вперёд, прогрессирующее эволюционное усилие, которое внимательный человек видит в действии во всех формах жизни, повсюду в природе. От низших до высших форм жизни – всюду можно увидеть Усилие, Энергию, Давление, то есть, действие, создающее, охраняющее, питающее и совершенствующее эти формы.

Это то самое Нечто, которое мы подразумеваем, говоря о силах природы, действующих при росте растений и животных. Если Вы будете держать в уме образ Природы, то сможете более чётко представить себе понятие Созидательной Воли. Это то, что мы называем «работой природы», проявляющейся в росте растений, прорастании семени, завитке усика, оплодотворении цветка и так далее. Вы видели эту Волю в действии, если когда-нибудь наблюдали рост живых существ.

Мы называем эту энергию Созидательной Волей, потому что она является объективным проявлением Творческой Энергии Абсолюта, его видимой Волей, проявляющейся относительно физической жизни. Это такая же Воля в действии, как и та сила, что заставляет Вашу руку двигаться в ответ на мысль. Это не случайность и не механический закон – это жизненная активность в действии.

Эта Созидательная Воля не только стимулирует движение в состоявшейся жизни, но и все движения и действия этой жизни, независимо от личной воли её отдельных форм. Сюда же относятся и все проявления так называемого бессознательного. Она заставляет организм расти, заботится о его питании, пищеварении, всасывании, выведении и остальных процессах, выстраивает его органы и ткани, поддерживает их деятельность и функциональность.

Созидательная Воля направлена на внешнее выражение Жизни, её объективизацию. Вы можете назвать её Вселенской Жизненной Энергией, но для тех, кто знаком с ней – это Воля. Активная, живая Воля, действующая в полную силу, стремящаяся вперёд, к проявлению объективной жизни.

Созидательная Воля переполнена желанием проявиться. Она жаждет выразить себя и дать жизнь любой её форме. На этом желании основаны все её проявления. Это постоянное желание заставляет низшие формы жизни стремиться к развитию до более высоких, являясь движущей силой эволюции. Оно представляет собой зов эволюции, постоянно кричащий всему живому: «Двигайтесь! Двигайтесь вперёд!»

Классическая поэма индусов «Махабхарата» рассказывает о том, как однажды Брахма создал самую красивую из когда-либо существовавших женщин и он назвал её Тиллотама. Он показывал её по очереди всем богам, чтобы быть свидетелем их удивления и восторга.

Желание Шивы смотреть на неё было так велико, что оно породило в нём, одно за другим, четыре лица, пока Тиллотама обходила собрание. Желание Индры было так сильно, что тело его всё покрылось глазами. В этом мифе можно видеть наглядное пояснение того действия, которое Желание и Воля оказывают на организм на их функции и форму – все они подчиняются желанию и потребностям. Точно так же появилась длинная шея у жирафа, чтобы он мог доставать ветви высоких деревьев его родины, точно так же развивались длинные ноги и шеи водяных птиц, журавлей, аистов, ибисов и т. д.

Созидательная Воля обнаруживает желание создавать солнца – и они образуются. Она пожелала, чтобы вокруг солнца обращались планеты – и планеты двинулись в путь, повинуясь закону. Она пожелала создать жизнь растений – и появилось царство растений, и жизнь шла в них от высших и до низших форм. Затем появилась жизнь животного царства, от монеры до человека. Некоторые из видов животных выказали желание летать – у них постепенно выработались крылья, и мы назвали это жизнью птиц. Некоторые виды почувствовали желание зарыться в землю – и вот появились кроты, землеройки и т. д.

Созидательная Воля пожелала создать мыслящее существо – и появился человек с его удивительно развитым мозгом. Эволюция – это нечто большее, чем просто выживание сильнейших, естественный отбор и т. д. Хотя она и пользуется этими законами, как средствами и орудиями, но за ними стоит это настоятельное побуждение, это вечно призывающее желание – активная Созидательная Воля. Ламарк был ближе к истине, чем Дарвин, говоря, что желание существовало раньше и предшествовало развитию функций и форм. Желание хотело определённых форм и функций – и порождало их действием творческой Воли.

Эта Воля действует как жизненная сила, по сути таковой и являясь. Она не имеет ничего общего с мышлением или интеллектом. Она проявляется как своего рода желание, стремление, как инстинктивная фаза мышления, сродни тем чувствам, побуждающим к действию, которые мы обнаруживаем в собственной природе.

Эволюция демонстрирует нам, что Жизнь постоянно стремится вперёд, к более и более высоким формам выражения, вперёд и вверх. Да, некоторые виды уходят, выполнив свою задачу в мире, но они сменяются другими видами, более гармонично сочетающимися с окружающей средой и потребностями своего времени. Целые человеческие расы исчезают, но на их месте развиваются новые и достигают ещё больших высот.

Созидательная Воля – нечто отличное от разума и интеллекта, но она лежит в их основе. У низших форм жизни разум находится в зачаточном состоянии, но Воля их активно работает, проявляясь в инстинктах и жизненных функциях. Для этих проявлений Воли не нужен мозг, этого органа нет у низших форм живых существ, но Воля действует в каждой клеточке их тела.

Можно найти очень много свидетельств существования Созидательной Воли, независимой от мозга животных и растений, если изучить жизнедеятельность низших форм жизни.

Результаты исследований сторонников эволюционной теории говорят нам, что Жизненный Принцип активно проявлялся у низших животных и растений на протяжении миллионов лет, прежде чем у них появились зачатки мозга.

Геккель сообщает нам, что в течение больше чем половины огромного отрезка времени с момента появления первой органической жизни ни одно живое существо не продвинулось в развитии настолько, чтобы у него начал появляться мозг. Головной мозг эволюционировал в соответствии с Законом Необходимости, с Великим Планом, но он не был необходим этим существам для выполнения жизненных задач. И точно так же он не является необходимостью сегодня.

Крошечный младенец и умственно больной человек не в состоянии мыслить разумно, но все их жизненные функции действуют в соответствии с законами природы, несмотря на отсутствие мышления. Аналогично проходит жизнь растений и низших форм животной жизни. Мы называем эту способность инстинктом, но это лишь ещё одно название проявления Созидательной Воли, произошедшей от Единой Жизни, или Абсолюта.

Даже опустившись до одноклеточных форм жизни, мы можем видеть Созидательную Волю в действии. Монера – крошечные кусочки слизистого, желеобразного вещества, просто пятнышки, без каких-либо органов – всё равно выполняет органические функции: питание, размножение, ощущения и движение, ассоциирующиеся с организованной структурой. Это существо не способно мыслить, но все эти проявления обусловлены действием Воли. Инстинктивные импульсы и действия можно увидеть везде, прослеживая линии эволюции до развития наиболее высших организмов.

Учёные использовали термин «влечение», определяя его как

«Инстинктивную способность живых организмов к выполнению определённых действий. Способность неорганизованных тел к поиску того, что удовлетворит потребности их организма».

Так что же это за способность?

Это не может быть усилием разума: в контексте низших форм жизни бессмысленно говорить о разуме. Поэтому не стоит думать и о «целенаправленной способности», так как она предполагает наличие каких-то умственных способностей. А где же ещё может крыться такая сила, если не в самом организме? Если учесть, что Воля действует во всех формах жизни – от монеры до человека – можно проследить источник силы и активности. Это Великий Жизненный Принцип, активно проявляющаяся Созидательная Воля.

Возможно, мы сможем составить лучшее представление о Созидательной Воле, если ссылаться на её внешние, видимые формы активности. Мы не можем видеть саму Волю – давление, желание – но мы можем видеть результаты её действия на живые существа. Так же, как мы не можем видеть человека за занавеской, но почти видим его, наблюдая за его движениями под тканью. То есть, мы можем видеть Волю, наблюдая, как она действует на живые организмы.

В театрах несколько лет назад была представлена пьеса, в которой одна из сцен изображала души умерших в соответствии с верой японцев. Зрители не могли видеть актёров, играющих духов, но они могли видеть их движения, потому что они стояли очень близко к натянутому на сцене тонкому шёлковому занавесу, и было отчётливо видно, как они двигались. Трюк был отличным, а его эффект – поразительным. Зрители почти поверили, что они видят воплощение бесплотных существ. И это подобно тому, как мы можем увидеть Созидательную Волю в действии – достаточно взглянуть на её проявления за занавесом жизнедеятельности организмов. Мы можем видеть, как она давит и подталкивает здесь, ярко проступает там, то формируя, то изменяя – и всегда в движении, в деятельности, в борьбе, за работой, отвечая ненасытной жажде, принуждению и стремлению своего внутреннего желания.

Давайте же взглянем на эту Волю, движущуюся за занавесом!

Начав со случаев образования кристаллов, о которых мы говорили в прошлом уроке, мы можем перейти к растительной жизни. Но перед этим мы напоследок рассмотрим проявления Воли в кристаллических формах. Одна из недавних научных работ описывает эксперименты учёного, который уделил много внимания образованию кристаллов. Он заметил, что некоторые кристаллы органических соединений, вместо обычного для них симметричного строения вырастали противоположными друг другу – левыми и правыми, как руки, перчатки или обувь. Эти кристаллы никогда не бывают одиноки, они всегда вырастают в паре.

Вы ещё не видите в этом скрытые проявления Воли?

Давайте понаблюдаем за Волей в растениях. Быстро просмотрев удивительные свидетельства случаев оплодотворения растений насекомыми, когда растение формирует цветок таким образом, чтобы в него могло проникнуть определённое насекомое, разносящее его пыльцу, задумайтесь на секунду, как позаботилась природа о распространении семян. Фруктовые деревья и растения окружают семя сладкой оболочкой – насекомое или животное съедает оболочку и переносит семя. Другие растения создают твёрдую оболочку для защиты семени или ореха от зимних холодов, которая сгнивает с весенними дождями и позволяет зародышу прорасти. Некоторые окружают семя пушистой субстанцией, чтобы ветер мог унести его и дать возможность прорасти там, где больше свободного места. Есть виды деревьев, семена которых заключены в подобие хлопушки, выстреливающей ими на несколько метров.

Другие растения имеют семена, покрытые шипами или липкой «щетиной», что позволяет им прикрепляться к шерсти животных, переноситься и падать далеко от материнского растения, способствуя распространению вида. Некоторые растения достигли замечательных успехов в рассеивании семян по новым территориям, где есть больше возможностей для роста и развития. Стремление к этой цели – что-то очень похожее на то, что мы могли бы назвать изобретательностью, если бы это была работа мыслящего ума. Есть растения, называемые репьями – их семена снабжены липкими шипами во всех направлениях, чтобы зацепившееся животное непременно унесло их с собой. На конце такого шипа находится крошечный крючок, крепко цепляющийся за всё, что его заденет: шерсть животных, волосы, одежду и т. п. Известны факты, когда такие семена переносились в другие части света, чтобы найти там новый дом и условия для роста.

Чертополох, например, снабжает свои семена пушистыми крылышками, на которых они летят по ветру в другие места. Некоторые семена имеют способность кувыркаться и катиться по земле на большие расстояния, благодаря своеобразной форме. У семян клёна есть что-то похожее на пропеллер, с помощью которого упавшее с дерева под порывом ветра семя кружит в воздухе и перемещается на расстояния до ста метров и более. Другие семена снабжены своеобразными «поплавками», позволяющие им путешествовать на много километров по реке или дождевому потоку. Некоторые из них не только имеют поплавок, но и на самом деле плавают с помощью нитей, которые извиваются, как паучьи ноги, продвигая семя к его новому месту обитания. Один писатель сказал о таких семенах, что они:

«Так реалистично движутся, что почти невозможно поверить, что эти крошечные создания, добившиеся таких успехов в плавании, – действительно семена, а не насекомые».

Листья венериной мухоловки складываются друг с другом и ловят насекомое, привлечённое сладким соком на этих листьях. Три очень чувствительных щетинки дают растению знать, что насекомое коснулось их. Описание другого интересного растения тоже можно найти у писателя:

«На берегах озера Никарагуа можно найти странное порождение царства растений, известное среди туземцев выразительным названием „петля дьявола“. Натуралист Дунстан когда-то обнаружил его, блуждая по берегу озера. Привлечённый криками боли и ужаса своей собаки, он нашёл животное, опутанное чёрными липкими полосами, которые чуть не содрали ему кожу до крови. Эти полосы были ветвями недавно обнаруженного хищного растения, метко названного „земляным осьминогом“. Его ветки чёрные, блестящие, лишены листьев и выделяют вязкую жидкость».

Вы наверняка видели цветы, закрывающиеся при прикосновении к ним. Вы наверняка видели золотистый мак, который закрывается с заходом солнца. Ещё один цветок – разновидность орхидеи – имеет длинный, гибкий и плоский стебель или трубочку, толщиной около пяти миллиметров, с отверстием на конце и целой серией тонких трубочек, соединённых с растением. Обыкновенно, эта трубка скручена в спираль, но когда растение требует воды (обычно оно растёт на пнях деревьев, свешиваясь в болотистые места), оно медленно расправляет маленькие трубочки и нагибает их, пока не погрузит в воду. Тогда оно начинает всасывать в себя влагу, пока не наполнится весь стебель. Затем он медленно скручивается и выливает воду прямо на растение или на его корни. Этот процесс повторяется до тех пор, пока жажда растения не будет удовлетворена. Если под растением нет воды, то трубочка начинает двигаться из стороны в сторону, пока не найдёт того, что ей нужно – совсем как хобот слона. Если кто-нибудь тронет трубку или ствол растения в то время, когда оно тянется за водой, оно проявляет чувствительность и быстро скручивается.

Чем же вызваны подобные жизненные действия растения?

У него нет мозга и обдумывать этот процесс оно не может. Оно не может совершать даже самых простых размышлений – ему просто нечем это делать. Это – Воля, скрытая за занавесом, движется таким образом, чтобы выполнить все эти действия.

Один французский учёный, Дюамель, провёл следующий эксперимент: посадил бобы в цилиндре – в чём-то вроде длинного помидора, лежащего на боку. Он подождал, пока бобы начнут прорастать, пуская корни вниз, а побеги – вверх, в соответствии с неизменным правилом природы. Затем он немного повернул цилиндр, всего на пару сантиметров. На следующий день он повернул его чуть больше, и так поворачивал каждый день. Через некоторое время Дюамель вытряхнул из цилиндра землю и проросшие бобы и что же он увидел? В своих усилиях повернуться строго вниз корни бобов каждый день немного переворачивались. Так же делали и стебли, которые пытались расти вверх. В итоге из каждого боба росли две полных спирали – корни, направлявшиеся вниз, и побеги, стремившиеся вверх.

Конец ознакомительного фрагмента.