Вы здесь

Джнани Йога. Философия. Урок первый. Единство (Йог Рамчаракака)

Урок первый. Единство

«Эта книга дарит высшее знание йогов, касающееся Абсолюта и его проявлений»

Философию йогов можно разделить на несколько крупных разделов или областей.

Область под названием «Хатха-йога» имеет дело с физическим телом человека, с контролем над ним, его благосостоянием, здоровьем, сохранением, с законами его существования и так далее.

Область, называемая «Раджа-йога», говорит о психике, об уме, о контроле над ним, его развитии, расширении и так далее.

«Бхакти-йога» рассматривает религиозную эмоцию, любовь к Абсолюту – к Богу.

А область, называемая «Джнани-йога», посвящена научному и интеллектуальному познанию великих вопросов жизни и того, на чём она основана – великих тайн Вселенной.

Каждая ветвь учения йогов – это путь к одной и той же цели – к расцвету, развитию и росту. Тот, кто хочет сначала развить и укрепить своё физическое тело, научиться управлять им, для того чтобы сделать его достойным инструментов для выражения своего высшего Я, должен пройти путь «Хатха-йоги».

Кто хочет развить в себе силу воли и умственные способности, проявить свои внутренние чувства и скрытые силы, следует по пути «Раджа-йоги». Кто желает пойти путём познания, изучая основные принципы и удивительные истины, на которых основана жизнь, должен ступить на путь «Джнани-йоги». И, наконец, кто хочет соприкоснуться с Единой Жизнью через потоки Любви – пусть идёт по пути «Бхакти-йоги».

Но не стоит думать, что ученик должен ограничиваться каким-то одним из этих путей к могуществу. На самом деле, мало кто так поступает. Большинство стремится к всестороннему знанию и знакомится с основными принципами всех областей йоги, извлекая из каждой пользу для себя. Но, конечно, в итоге каждый отдаёт предпочтение тем направлениям, которые привлекают его больше остальных. Такое влечение человека к той или иной области йоги является указанием на его нужды и потребности и определяет его дальнейший путь.

Каждому будет полезно узнать что-то из области «хатха-йоги», чтобы очистить, укрепить и сохранить здоровым своё тело, которое должно стать достойным инструментом для высшего Я. Кроме того, всем будет полезно знать немного из «раджа-йоги», чтобы научиться развивать и контролировать разум, использовать Волю. Каждому пойдёт на пользу мудрость «Джнани-йоги», которая поможет осознать удивительные истины, лежащие в основе жизни – науку Бытия. И, несомненно, каждый должен что-то узнать о «Бхакти-йоге», чтобы понять великое учение о Любви, на которой основана сама жизнь.

В этой книге, мы уделим наибольшее внимание теме «Джнани-йоги» – йоги мудрости, и постараемся разъяснить некоторые из её важнейших и высших учений. Мы надеемся, что сможем пробудить Вас к более высокой реализации Ваших отношений с Единством и с Любовью, являющейся сутью и движущей силой Вашего бытия. Для выполнения этой задачи мы хотим попросить у Вас понимания и содействия. Это будет не просто. Но мы готовы пойти по этому пути и помочь Вам пройти этот путь с нами. А Вы готовы?

Давайте начнём с рассмотрения так называемого «вопроса вопросов»: «Что такое реальность?».

Что такое Реальность?




Чтобы разобраться в нём, нам нужно взглянуть вокруг и попробовать проникнуть в глубь видимого мира. Мы увидим огромное нечто, которое наука называет материей. Так же мы сможем увидеть некоторые особенности, которые мы называем «сила» или «энергия» в его бесчисленных проявлениях. Мы увидим то, что называется «формами жизни», в различных проявлениях: от крошечного пятнышка протоплазмы и до той формы, которую мы называем человеком.

Но, изучая этот мир проявлений с помощью науки и исследований, в какой-то момент мы обнаружим, что не можем двигаться дальше. Материя скрывается в тайне. Сила превращается в нечто иное. Тайны Жизни неуловимо ускользают от нас. А разум рассматривается как проявление чего-то ещё более тонкого. Но, упуская появления и проявления этих понятий, мы оказываемся лицом к лицу с чем-то ещё, что, очевидно, должно лежать в основе всех этих форм и проявлений. И это что-то мы называем Реальностью, потому что оно реально, постоянно и неизменно. И хотя люди могут возражать, дискутировать, спорить на тему этой Реальности, есть один момент, с которым они должны согласиться – Реальность едина, и именно она лежит в основе всех форм и проявлений. И исследование этой Единой Реальности – действительно серьёзный вопрос в нашей Вселенной.

Высший разум Человека, как и его глубокая интуиция, всегда признавали, что эта Реальность, или Основа Бытия, должна быть единой, общей природой разных проявлений, эманаций1 и выражений. Общеизвестно, что Жизнь есть поток, берущий начало в Едином источнике, природа которого неизвестна и, как считают некоторые, непознаваема. Хотя человеческие теории о природе этого Единого различны, все они соглашаются, что оно – Едино. А путаница возникает, когда люди начинают называть и анализировать его.

Давайте посмотрим, что люди думают и говорят об этом – возможно, это поможет нам понять природу проблемы.

Материалисты утверждают, что это нечто называется Материей – самодостаточной, вечной, бесконечной, несущей в себе потенциальность Материи, Силы и Разума. Другая школа, тесно связанная с материалистической, говорит, что это нечто называется Энергией, а Материя и Разум – лишь её формы. Идеалисты считают, что Единым может быть только Разум, а Материя и Сила – всего лишь его идеи. Теологи утверждают, что это нечто называется персональным Богом, которому они приписывают определённые качества, характеристики и так далее, меняющиеся в зависимости от вероучения и догмы. Натуралистическая школа говорит, что этим Единством является природа, которая постоянно проявляется в бесчисленном множестве форм. Всевозможные школы оккультизма, как западные, так и восточные, учат, что было Единое Существо, чья жизнь основала жизни всех других живущих существ.

Все философии, все науки, все религии говорят нам, что этот мир форм, видов и названий есть призрачный мир, мир феноменов и теней, а в его основе лежит Реальность, которую каждый называл по-своему. Но помните, что все перечисленные философские учения основаны на некоторой форме монизма – Единства, будь то концепция существования известного или неизвестного Бога, неизвестного или непознаваемого Начала, Материи, Энергии или Духа.

Тот же разум говорит нам, что эта Единая Жизнь должна проявляться в жизни всех живых организмов. Что все видимые вещественные формы, силы, энергии и принципы должны исходить из этой Единой основы.

Можно возразить, что учения о личном Боге не придерживаются такого взгляда, так как, согласно им, Бог является творцом мира, который он создал из себя, как создаёт новое произведение художник. Но это возражение ничего не значит – ведь:

Откуда же мог Творец мира взять материал для своей вселенной, как не из самого себя? Откуда взялась энергия, если не из того же источника? Откуда жизнь, если не из его собственной жизни?

Итак, в конце концов, становится очевидно, что начало должно быть одно, а не два, даже если мы примем термины «Бог и Его вселенная», потому что в этом случае мир должен был возникнуть из Бога, и может существовать, двигаться, действовать и мыслить лишь постольку, поскольку позволяет сущность Бога.

Изучая концепции различных мыслителей, мы сталкиваемся с фактом, что все школы в своих теориях проявляют некоторую однобокость: они видят лишь то, что совпадает с их теориями, и закрывают глаза на всё остальное.

Материалисты говорят о бесконечной и вечной материи, хотя новейшие исследования показали, что материя переходит в ничто – вечный атом и распадается на бесконечное количество частиц – корпускулы и электроны, которые, в конце концов, представляют из себя не что иное, как скопление электричества «узелков в Эфире». А что такое эфир, наука до сих пор не осмелилась объяснить. Энергию также нельзя себе представить иначе, как только действующей в материи. Энергия всегда подчиняется определённым законам. А законы немыслимы без законодателя, и законодатель немыслим без разума или чего-то высшего, чем разум. Разум – такой, как мы его знаем, – по-видимому, слит с материей и энергией в одну удивительную комбинацию и подчинён внешним законам. Он разнообразен, изменчив и непостоянен, т. е. обладает атрибутами, несовместимыми с понятием об Абсолюте.

Оккультисты признают разум, – каким мы его знаем, – так же, как и материю и энергию, только внешним и относительным проявлением чего-то гораздо более высокого и постоянного. Для обозначения этого «чего-то» мы должны вернуться к старому термину, который употребляли мудрецы, говоря о том, что скрывается за энергией и разумом. Этот термин – «Дух».

Мы не можем объяснить, что означает слово «Дух», поскольку не можем описать это понятие. Но мы можем думать о нём как о значении сущности Жизни и Бытия – то есть Реальности, лежащей в основе Жизни Вселенной.

Конечно, нет слова или названия, которое могло бы вполне описать понятие «Единого». В других книгах мы употребляли термин «Абсолют». Мы будем пользоваться им и дальше, но читатель может заменить его и другим словом, если сочтёт его более подходящим. Слово «Бог» мы не употребляем (за случайными исключениями, когда в обозначении требуется выразить оттенок) не потому, что не согласны с этим понятием, а просто во избежание риска отождествить Абсолют с какой-нибудь одной идеей личного Бога и определёнными атрибутами, приписываемыми ему теологическими школами.

Слово «Начало» не очень нравится нам, потому что оно заключает в себе представление о чём-то холодном, бесчувственном и абстрактном, тогда как мы понимаем Абсолютный Дух или Бытие, как живую, горячую, действующую и чувствующую реальность. Многие предпочитают слово «природа». Мы не употребляем его потому, что для очень многих с ним связано чисто материалистическое значение. Но это слово дорого для нас, когда оно относится к внешнему проявлению Абсолютной Жизни.

Конечно, мы ничего не знаем о реальной природе Абсолюта, потому что это выходит за рамки всего опыта человечества, и человек неспособен измерить Бесконечность. Спиноза был прав, когда сказал:

«Чтобы объяснить Бога, нужно отречься от него»

Ибо любая попытка определения является попыткой ограничить, сделать Бесконечное конечным. Объяснить что-либо – означает идентифицировать его с чем-то ещё – а с чем же мы можем идентифицировать Бесконечность? Абсолют нельзя описать в терминах Относительности. Он не Нечто, хотя содержит в себе Реальность, лежащую в основе всего. Нельзя наделить какими-то качествами любую из его отдельных частей, потому что это – Всё. Это всё, что на самом деле существует.

Он вне Материи, Силы и Разума, – в том виде, как мы их знаем. И тем не менее, все эти вещи исходят из него и должны заключаться в его природе, так как проявления должны заключаться в проявляющем. Никакая река не может подняться выше своего источника, и действие не может быть больше причины. Нельзя создать нечто из ничего.

Но это трудно для человеческого ума – понять что-то, что находится за пределами его опыта. Многие философы считают это и вовсе невозможным, и поэтому мы вынуждены думать об Абсолюте в понятиях и терминах его высшего проявления. Мы ставим разум выше Материи или Энергии, поэтому имеем право использовать понятия Разума, говоря об Абсолюте, так что мы будем пытаться думать о Бесконечном Разуме, чьи силы и способности возросли до бесконечных высот – Разуме, который Герберт Спенсер называл:

«Формой бытия, настолько превосходящей интеллект и волю, насколько последние превосходят простые механические движения».

Несмотря на известную всем оккультистам правду о том, что наиболее ценные сведения об Абсолюте нам даёт наше Я, которое лежит выше интеллекта, мы считаем необходимым рассмотреть сообщения интеллекта с информацией о Едином.

Интеллект развивался в нас для того, чтобы мы могли пользоваться им – рассуждать, взвешивать, мыслить и это обязывает нас использовать его. Заставляя его работать в этом направлении, мы не только укрепляем и развиваем его, но и получаем с его помощью сведения, недоступные нам другим путём. Кроме того, такое использование интеллекта помогает нам открывать ошибки и заблуждения, вкравшиеся в наш ум вместе со взглядами и догмами других людей. По выражению Канта:

«Главная и, пожалуй, и единственная роль философии чистого разума – отрицательная. Она не есть орудие расширения, а только дисциплина для ограничения. Она не раскроет истины. Её скромная функция – предохранять от ошибок».

Давайте же прислушиваться к сигналам интеллекта, равно как и к более высоким сферам мыслительного процесса.

Одно из первых сообщений интеллекта об Абсолюте говорит нам, что Абсолют, должно быть, существовал всегда и должен далее существовать вечно. Этот вывод неизбежен независимо от точки зрения – материалистов, философов, оккультистов или теологов. Абсолют не мог возникнуть из пустоты, а вне его не было никакого другого источника, из которого бы он мог произойти. Точно так же нет никакой внешней силы, которая могла бы прекратить его существование. Мы не можем представить себе смерть Бесконечной или Абсолютной. То есть, Абсолют должен быть вечным – так говорит нам интеллект.

Идея Вечности практически непостижима для человеческого ума, хотя он вынужден верить, что она – свойство Абсолюта. Затруднение возникает из-за того, что интеллект рассматривает всё сквозь призму времени, причины и следствия. Но всё это – только феномены или проявления относительного мира, и им нет места в Абсолютном или Реальном. Давайте посмотрим, можем ли мы понять это.

Обдумывая это, мы понимаем, что единственная причина, по которой вы не можете представить или вообразить Беспричинную Причину, заключается в том, что всё, что вы испытывали в этом относительном мире чувств, имело свою причину, от которой и возникало. Вы всюду видели причины и следствия в действии, и Ваш интеллект совершенно естественно принял как данность, что ни одна вещь не может появиться без источника – нет ничего, что не имело бы предшествующей причины. И здесь интеллект совершенно прав, пока речь идёт о вещах. Все вещи относительны, и потому имеют свою причину. Но за этими вещами, зависящими от причин, лежит то, что является Причиной всех вещей и что, не будучи само вещью, не могло быть порождено чем-нибудь другим, или явиться следствием какой бы то ни было причины.

Ваш ум спотыкается, когда Вы пытаетесь представить себе то, что не имеет никакой причины. В чувственном мире Вашему опыту незнакомы такие вещи, и он не может сформировать представление о них. Это вне вашего опыта, и Вы не можете создать соответствующей умственной картины. Тем не менее, Ваш разум вынужден верить в то, что была какая-то Основа, не имевшая причины. Это трудная задача для интеллекта, но со временем он начинает видеть, в чём заключается трудность, и перестаёт противопоставлять возражения голосу, идущему из высших слоёв нашего Я.

Аналогичные трудности испытывает интеллект, Пытаясь осмыслить Вечное – то, что выше Времени и вне Времени. Мы повсюду встречаем Время в действии и принимаем как должное, что время – есть реальность, нечто фактически существующее. Но это – ошибка чувств. Времени, как реальности, не существует. Оно существует только в нашем сознании. Оно – лишь форма восприятия, посредством которой мы выражаем сознание происходящей перемены вещей.

Мы не можем думать о Времени иначе, как в связи с постоянными переменами, происходящими с вещами и отмечаемыми нашим сознанием – независимо от того, происходит ли эта перемена в вещах внешнего мира или проносится в наших мыслях. День – это простое осознание движения солнца. Час или минута – только часть дня, или осознание движения часовой стрелки по циферблату. Простое осознание вещей – символы происходящей в них перемены. В мире, где с вещами не происходили бы перемены, не было бы и такого понятия, как Время. Время – изобретение разума. Так утверждает интеллект.

Кроме чисто абстрактных рассуждений о Времени, мы и в повседневной жизни наблюдаем массу примеров, подтверждающих его относительность. Все мы знаем, что когда мы поглощены чем-то интересным, время бежит быстро, и наоборот – когда нам скучно, время тянется самым бесстыдным образом. Когда мы испытываем счастье – время летит со скоростью метеора, тогда как в несчастье оно словно ползёт как черепаха.

Когда мы заинтересованы или счастливы, наше внимание в значительной степени отвлечено от перемен, происходящих в вещах – именно потому мы и не всматриваемся в них. Когда же мы несчастливы или скучаем, мы замечаем в вещах все детали и их перемены, и тогда время кажется нам бесконечно длинным.

Крохотное насекомое проживает свою жизнь – рождается, вырастает, размножается, достигает старости и умирает – всё это в течение нескольких минут, и, без сомнения, жизнь его так же полна, как жизнь слона, длящаяся целое столетие.

Почему?

Потому что в ней происходит такое же количество событий! Когда наше сознание отмечает много событий, мы получаем впечатление и ощущение продолжительности времени. Чем больше вещей запечатлелось в сознании, тем длиннее ощущение времени. Когда мы увлечены общением с любимым человеком и забываем всё, что происходит вокруг нас, – часы пролетают незаметно. Но те же самые часы, в том же самом месте, кажутся целыми днями тому, кто не так заинтересован или занят не интересным ему делом.

Бывает, что задремавший на минуту человек за секунду до пробуждения видит во сне столько событий, что их, кажется, могло бы хватить на многие годы. Вероятно, многие из Вас испытывали что-то подобное. Много таких случаев было зарегистрировано наукой. С другой стороны, можно уснуть и спать целые часы без сновидений, а проснувшись, уверять, что Вы задремали лишь на минуту. Время принадлежит относительному уму и ему нет места в Вечном или Абсолютном.

Далее, интеллект говорит нам, что Абсолют стоит воспринимать как Бесконечность в Пространстве, как нечто присутствующее повсюду – вездесущее. Он не может быть ограничен, ибо вне его нет ничего, что могло бы ограничить его. Нет такого места – «нигде». Любое место есть «где-то», и любое место заполнено Бесконечной Реальностью – Абсолютом.

И так же, как с идеей времени, нам чрезвычайно трудно – а может быть, и совсем невозможно – сформировать представление о Вездесущности, то есть о том, что занимает Бесконечное Пространство. Потому что всё, что когда-либо постигал наш ум, имело размеры и границы. Секрет в том, что пространство, как и время, не имеет реального существования вне наших представлений, нашего восприятия относительного расположения вещей – материальных объектов. Одни вещи мы видим тут, другие – там. Между ними – Ничто, пустота. Мы берём другой предмет, «меру длины», скажем метр, и измеряем им это Ничто между двумя предметами, и это измерение пустоты мы обозначаем термином «расстояние». Но в действительности мы не измеряли Ничто – его невозможно измерить. Что же мы на самом деле сделали? Всего лишь определили, сколько метров может поместиться между двумя обозначенными предметами.

Этот процесс мы называем измерением Пространства. Но Пространство – суть Ничто, и мы только определили положение предметов относительно друг друга. Для того чтобы «измерить пространство», нам нужно иметь:


– Предмет, от которого мы начинаем измерение;

– Предмет, которым мы измеряем;

– Предмет, на котором мы заканчиваем измерение.


Мы не можем представить себе Бесконечное Пространство, потому что нам не хватает третьего пункта – конечного объекта измерения. За исходный пункт мы всегда можем принять себя, воображаемое мерило тоже найдётся, но где же предмет, лежащий по другую сторону Бесконечного Пространства, которым мы могли бы закончить измерение? Его нет, а без него мы не сможем даже представить себе какую-либо конечную точку.

Попробуем начать с самих себя и вообразить себе миллионы километров. Затем умножим их ещё на миллион миллионов, и повторим это миллион миллионов раз.

Что же мы сделали?

Просто увеличили нашу воображаемую меру длины в некоторое число раз в направлении воображаемой точки в пустоте, которую мы называем Пространством. Пока всё хорошо, но ум интуитивно признает, что за этой воображаемой точкой в конце последнего метра есть возможность бесконечного продолжения. Продолжения чего? Пространства? Нет! Только мер длины, объектов, вещей. Без материальных предметов Пространство немыслимо. Оно не существует вне нашего осознания предметов. Нет такого понятия, как Реальное Пространство. Пространство – это всего лишь бесконечная возможность расширения предметов, всего лишь другое название для Ничего. Если Вы можете вообразить себе объект, вычеркнутый из существования, но ничем не заменённый, то это Ничто и называется Пространством – этот термин подразумевает возможность разместить что-либо, не перемещая с этого места ничего другого.

Размер – одна из форм выражения идеи расстояния. В связи с этим не стоит забывать, что если мы можем воспринимать Пространство как нечто бесконечно протяжённое в величину, то точно так же мы можем считать его бесконечно малым. Неважно, насколько мал может быть объект, мы всё равно можем думать о нём, как о способном бесконечно делиться. В этом направлении также нет пределов. Как сказал Джейкоб:

«Идея бесконечного малого так же трудно укладывается в нашем уме, как и идея бесконечно большого. Несмотря на это, мы неизбежно должны допустить реальность бесконечности, как в сторону великого, так и в сторону малого».

А Раденхаузен говорит

«Идея пространства – неизбежная иллюзия нашего сознания, нашей конечной природы. Она не существует вне нас. Вселенная бесконечно мала и бесконечно велика».

Телескоп развернул перед нами проявления изумительной величины и обширности, а усовершенствованный микроскоп раскрыл нам мир поразительно малых величин. Микроскоп показал нам, что одна капля воды таит в себе целый мир мельчайших живых организмов, которые живут, питаются, враждуют друг с другом, размножаются и умирают. Наш разум может представить себе вселенную, занимающую пространство не больше миллионной части самого маленького пятнышка, видимого в самый сильный микроскоп. Так пусть он представит себе такую же вселенную, содержащую миллион миллионов солнц и миров, подобных нашему, населённых подобными нам живыми и мыслящими существами, во всех отношениях идентичными нам. Действительно, как утверждали некоторые философы, если бы наша Вселенная вдруг уменьшилась до таких размеров – конечно, с сохранением относительных пропорций – мы бы не заметили никакой перемены, жизнь казалась бы прежней, и мы остались бы такими же по отношению к себе и к Абсолюту, какими были и до сих пор. Точно так же было бы, если бы мир увеличился в миллион миллионов раз. Все эти перемены не имели бы никакого реального значения.

С точки зрения Абсолюта, между крошечным пятнышком и огромным солнцем

нет никакой разницы.

Мы привели эти примеры для того, чтобы читатели лучше осознали относительность пространства и времени и уяснили себе, что всё это – лишь простые символы вещей, используемые нашим умом при обращении с конечными предметами и не имеющие места в реальности. Если понять это, дальше будет легче усвоить идею Бесконечности Времени и Пространства.

Как сказал Раденхаузен:

«За пределами человеческого разума не существует ни пространства, ни времени. И то, и другое – лишь произвольные человеческие представления, к которым люди пришли путём сравнения и сопоставления различных впечатлений, получаемых из внешнего мира.

Понятие Пространства возникает из ряда различных форм, наполняющих пространство, посредством которых внешний мир является индивидууму. Концепция Времени возникает из наблюдения последовательности различных форм, изменяющихся в пространстве (движение), с помощью которых внешний мир воздействует на индивидуума. Но вне нас различия между наполненностью Пространства и изменением Пространства не существует, ибо всё это находится в постоянном превращении, заполняясь и изменяясь одновременно – ничто не находится в состоянии покоя».

А по словам Ракерта, «мир не имеет ни начала, ни конца, ни в пространстве, ни во времени. „Где-то“ – это и центр, и поворотный пункт, а в моменте кроется вечность».

Затем ум сообщает нам, что мы должны воспринимать Абсолют как нечто, содержащее в себе всю существующую Силу, потому что не может быть никакого другого источника или резервуара Силы. Нет никакой Силы за пределами Абсолюта, которая могла бы ограничивать его или противоречить ему. Все законы Вселенной созданы Абсолютом, так как нет другого законодателя, и каждое проявление Энергии или Силы, скрытое или явное, должно быть частью Силы Абсолюта, действующего в указываемом им же направлении. В третьем уроке, озаглавленном как «Воля к жизни», мы увидим, как эта Сила проявляется в линиях Жизни, каковой мы её знаем.

Далее интеллект сообщает нам, что вынужден понимать Абсолют как нечто, содержащее в себе все возможное Знания или Мудрость, потому что вне его не может быть никакого Знания или Мудрости, и поэтому все Знания и Мудрость должны быть внутри его. Мы видим проявления Разума, Мудрости и Знания в различных формах жизни, и то же должно исходить от Абсолюта, в соответствии с определёнными им законами. В противном случае не было бы этой Мудрости, потому что вне Абсолюта нет ничего, откуда она могла бы появиться. Следствие не может быть больше причины. Если существует что-то, неизвестное Абсолюту, это никогда не станет известно разуму, имеющему пределы. Таким образом, все Знания, которые были, есть и будут, принадлежат Единому – Абсолюту.

Это не означает, что Абсолют может мыслить в человеческом понимании. Абсолют должен знать, а не думать. Не должно быть процесса мышления, сбора знаний, как это происходит у людей – это было бы нелепо, ибо Знание не может приходить откуда-то извне собственных пределов. Когда человек думает – он как бы притягивает к себе знания из Вселенского источника при помощи ума, но Абсолют может притянуть только сам себя. Поэтому мы не можем представить себе, что Абсолют может думать так, как это делаем мы.

Но чтобы избежать неверного толкования в отношении этой фазы вопроса, мы можем сказать, что высшие оккультные учения говорят нам, что Абсолют проявляет качества, несколько подобные тому, что мы бы назвали конструктивным мышлением. Такое «мышление» проявляется в явлениях и построениях, становясь Творением. Сотворённые вещи, согласно оккультным учениям – суть Божественные Мысли. Но пусть эта идея не беспокоит Вас, иначе Вы будете чувствовать себя ничтожным, потому что были призваны к жизни мыслью Бесконечного Единого. Всего лишь мысль этого Единого будет очень реальной в относительном мире – реальной для всех, кроме самого Абсолюта. И даже сам Абсолют знает, что реальная часть его Творений должна быть частью Его самого, проявившейся в Его мыслях, потому что мысль Бесконечности реальная и является частью её самой, она не можем быть ничем иным, и называть её Ничем означает просто играть словами. Самая лёгкая мысль Бесконечности будет более реальной, чем всё, что когда-либо мог создать человек. Она крепка, как гора, тверда, как сталь, прочна, как алмаз. Ибо если это на самом деле эманации Бесконечности – вещи, существующие лишь один день, то Высшая мысль – душа Человека – содержит в себе искру Божественного пламени – Духа Бесконечности. Но все эти вещи станут на свои места по мере продолжения изучения наших уроков.

Мы просто даём Вам немного пищи для размышлений об Абсолютном Разуме на данном этапе.

Итак, дорогие друзья и ученики, мы видим, что приложив все усилия, интеллект вынужден согласиться, что Единый или Абсолют, – То, реальное существование чего должен признать интеллект, – обладает природой, настолько превосходящей человеческий опыт, что ум не находит у себя надлежащих понятий, символов и слов, чтобы думать об этом. И тем не менее, в силу собственных законов, интеллект обязан признать существование такого Единого.

Было бы глупо пытаться воспринимать Единого так, как он существует «в себе», поскольку мы можем мерить Его только человеческими понятиями. Он настолько превышает возможность всякого измерения, что любое мерило заканчивается и теряется в бесконечности. Высшие умы человечества говорят нам, что самое высокое усилие их мысли заставляет их признать, что о Едином, Самом по Себе, нельзя говорить, приписывая ему атрибуты и качества, выражаемые человеческим языком, – теми словами, который мы употребляем для обозначения предметов относительного мира. А весь наш язык состоит только из таких слов. Все наши слова выражают только относительные понятия, а все наши понятия, прямо или косвенно, вытекают из опыта. Вот почему у нас нет слов, чтобы мыслить или говорить о том, что превышает наш опыт, хотя интеллект и говорит нам, что истинная реальность лежит за пределами нашего опыта.

Максимум, что может сделать философия – это привести нас к великим парадоксам. Наука, в своей погоне за Истиной, видит, что Истина ускользает от неё. Мы думаем, что Абсолют намеренно допускает это, чтобы человек, в конце концов, остановился и начал искать Дух в самом себе, ибо это единственное место, где он может соприкоснуться с Духом. Вероятно, это и есть ответ на загадку Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Человек может найти Дух только в самом себе. Однако же, поскольку наш ум признает существование Абсолюта, он способен найти бесчисленные доказательства его деятельности и присутствия, наблюдая проявления внешней Жизни. Вся Жизнь исполнена жизненной Силы и Воли Абсолюта.

Для нас жизнь – едина. Вселенная – это живое Единство, преисполненное, проникнутое и трепетно бьющееся Волей к Жизни Абсолюта. За всеми явными видами, формами, названиями, силами, элементами, принципами и субстанциями скрывается Единая Жизнь, присутствующая всюду и проявляющаяся в неисчислимых видах, формах и силах. Все индивидуальные жизни – лишь центры сознания Единого, лежащего в основе всей Жизни, зависящие от неё в степени своего развития, выражения и проявления.

Некоторые могут сравнить это с пантеизмом. На самом же деле это очень отличается от всех школ и культов пантеизма. Пантеизм определяется, как «учение, по которому Бог состоит из объединённых сил и законов, проявляющихся в существующей Вселенной», или «Вселенная, взятая или рассматриваемая, как целое, – есть Бог». Подобные определения не сходятся с идеей Абсолюта в философии йогов – от этих определений веет лишь утончённым материализмом. Абсолют вовсе не представляет собой «комбинацию сил и законов, проявляющихся во Вселенной». Он также не является «Вселенной, воспринимаемой как целое». Весь мир, все его силы и законы, даже и понимаемые как целое, не существуют сами по себе и являются лишь проявлением Абсолюта. Это, конечно, совсем не соответствует понятиям пантеизма.

Мы учим, что Абсолют внутренне присущ всем формам жизни во Вселенной. Он заключён в них, так же, как и в силах, и законах Мира, – но и те, и другие суть лишь проявления воли Единого. Мы учим, что этот Единый превосходит все формы своих проявлений – Его существование и бытие не зависят от проявлений, которые оказываются лишь следствием Причины.

В пантеистическом Мире Бог – лишь явление феноменального порядка. Абсолют же – это самый Дух Жизни, живая, действительно существующая Реальность. Он остался бы таковым, даже если бы не имел никаких внешних проявлений. Он снова вернулся бы в источник, из которого явился. Абсолют – больше, чем гора или океан, электричество или тяготение, клетка или человек. Он есть Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Он – Всемогущ, Вездесущ, Всеведущ, Вечен, Бесконечен, Абсолютен. Это – самые великие слова на человеческом языке, и всё-таки они – лишь слабое отражение, лишь тень, отбрасываемая Самим Единым.

Абсолют – не отдалённая Сущность, издали правящая нашими делами, не отсутствующее Божество, но Жизнь, присутствующая в нас и вокруг нас, проявляющаяся в нас и делающая нас, в силу какого-то великого закона бытия, индивидуальными центрами сознания.

Более того, Абсолют не остаётся безучастным и бесстрастным наблюдателем своих собственных творений. Он – преуспевающий вместе с нами, стремящийся, действующий, страдающий, радующийся и чувствующий Дух, участвующий в переживаниях своих проявлений, а не равнодушный свидетель. Он живёт в нас, с нами и через нас. За всеми горестями мира можно найти великое сочувствие и сострадательную любовь. Страдания мира – не наказание или свидетельство божественного гнева, а побочные результаты при выполнении какого-то космического плана, руководителем которого, при посредстве форм своих проявлений, является Абсолют.

Откровение Абсолюта устами некоторых просветлённых говорит нам:

«Все идёт самым лучшим и единственно возможным образом. Я делаю всё, что возможно. Всё хорошо, и в конце концов будет ясно, что это так»

Абсолют – не личное Божество, но Он заключает в себе всё, что может составлять всякую личность и всякие человеческие отношения. Отец, мать, дитя, друг, возлюбленный, – всё находится в Нём. Все формы человеческой любви, всякая жажда сочувствия, понимания и поддержки могут найти прибежище в любви к Абсолюту.

Присутствие Абсолюта постоянно заметно в нашей жизни, но мы беспрестанно ищем Его во внешнем мире, то тут, то там, требуя, чтобы он проявился и доказал своё существование. Он справедливо может сказать нам: «Так долго был ты со Мною, и не познал Меня». Великая трагедия жизни состоит в том, что Дух приходит к нам, своим детям, а мы не знаем Его. Мы не слышим Его голоса, который говорит нам:

«Вы страдаете, но Я страдаю вместе с Вами и через Вас. Не Я ли сокрушаюсь в Вас? Ваше горе – моё горе, до самой последней агонии страдания. С Вами и через Вас Я испытываю всевозможные печали, и всё-таки радуюсь, потому что Я знаю, что с Вами и через Вас Я могу постигать этот мир».

Вот приблизительное понятие о том, что такое Абсолют. В следующих уроках мы увидим Его деятельность во всех формах жизни и в нас самих. Мы близко подойдём к действию Его могучей воли, соприкоснёмся с Его любящим сердцем.

Заключение

В мире существует только Единая Жизнь. Основа этой единой жизни, её Реальное Я, её сущность, её Дух – есть Абсолют, живущий, чувствующий, страдающий, радующийся, стремящийся и борющийся в нас и через нас.

Абсолют есть то, что действительно существует. Весь видимый мир и все формы жизни – это проявления Его воли. У человечества не хватает подходящих слов для того, чтобы описать природу Абсолюта, но мы будем применять два слова для обозначения самой сути Его природы – так, как мы можем воспринимать Его. Слова эти – Жизнь и Любовь. Первое обозначает Его внешнюю, второе – внутреннюю природу.

Давайте же проявлять и Жизнь, и Любовь в знак нашего происхождения и нашей внутренней природы. Мир Вам.