Глава 2. Истинное отцовство
«Я не начало жизни, и не конец, я продолжатель жизни, я, твой отец»
(С. Светлов)
В этой главе, дорогие мужчины, я хочу поделиться некоторыми шагами успешного отцовства и его весьма значимыми характеристиками, которые помогут вам вспомнить, с чего вообще все началось, когда Бог сотворил человека и первую семью. Иногда люди теряют память о своем Создателе, поэтому становятся неэффективными именно в семье. Проблема кризиса отцовства на литературном поприще не новая, но весьма актуальная для современной России. Если в литературе хорошо подмечены причины разлада (непонимания) в кругах семьи, связанные с изменчивыми идеалами эпохи, то в Священном Писании мы видим духовную проблему потери мужчиной главного своего титула, дарованного ему Богом, – титула отца.
Так, например, тургеневский Базаров – типичный герой своего времени, чьи взгляды на жизнь, идеалы, мировоззрение были быстро подхвачены его сверстниками, но совсем не разделялись в кругах отцов. В характере молодого и образованного врача Евгения Базарова воплощены общественно-политические идеи 60-х гг. XIX в., а также идеология нигилизма, отрицавшего духовно-нравственные ценности. Русская литература дает нам немало образов, скажем так, «героев» своего времени, некоторым из которых мы отдали бы даже свое предпочтение. В наше время совсем не трудно заметить ценностные ориентиры подростково-молодежного поколения (или их отсутствие), живущего в веке высоких технологий. И зачастую они берут свое начало не в общественно-политической жизни, направлениях искусства, уровне образования, а именно в семье, в отцовстве. Кризис отцовства порождает много других очевидных проблем, таких как подростковая преступность, беспризорность, сиротство и другие наболевшие язвы нашего общества.
Церковь призвана нести в этот мир свет, вечные ценности Бога, иначе бы Христос за нее и не умирал.
Время изменчиво, идеалы тоже, но не вечное Слово Бога. «Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Пет. 1:25). Поэтому путь преодоления кризиса института брака и семьи, отцовства лежит через Благую весть (по-еврейски «Бесора», а на греческом – «Евангелие»), которая проливает истинный свет на отношения между супругами, а также отцов и детей.
Погоня за успехом
В погоне за успехом мужчины становятся банкротами в семье. И этот факт сильно удручает меня как отца пятерых детей. Фокус моей молитвы за мужчин всегда направлен на отцовство, чтобы каждый из них преуспевал прежде всего в Божьей любви. Но что мы видим в современном деловом обществе мужчин? Вечно занятых отцов, связывающих свой успех скорее с карьерным ростом, достижениями в общественно-экономической жизни, нежели в приватной сфере – со своей супругой и детьми. Я уверен, что без отцовства Бога мужчины не смогут предотвратить даже незначительные конфликты в семьях, а тем более разрушить проклятие, охватывающее порой весь род.
Борьба двух поколений
Борьба двух поколений, отцов и детей, как результат греховного падения человека и унаследованного проклятия от Адама была предвозвещена еще в древности (примерно в 400—45 гг. до н. э.) пишущим пророком Малахией (на иврите означает «мой ангел, мой посланник»), но тогда же был дан и путь к их перемирию. Его пророчества исполнились в Иоанне Крестителе, который, как говорит Евангелие, стал «гласом вопиющего в пустыне», предвестником служения Иисуса Христа. Он первый призывал к покаянию как возможности вернуть тот Эдемский Сад, который потеряли Адам и Ева.
«Вот я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5—6).
Невозможно, решить проблему кризиса отцовства, восстановить разрушенные отношения в семье без Бога, без искреннего покаяния (обновления ума), без любви Небесного Отца и его усыновления. Покаяние – это шаг к примирению с Богом, а также со своей семьей. Это осознание того, что мы делали что-то неправильно и непременное желание измениться в этом. Ведь Бог дает инструкции к здоровым отношениям не только детям, но и родителям, которые часто выказывают свое недовольство детьми. В Новом Завете несколько раз звучит обращение к отцам с просьбой обращаться со своими детьми благоразумно, не превышая своих полномочий. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).
Пришло время, когда Бог хочет исцелить самую главную сферу нашей жизни – сферу семьи, в которой есть место для отношений с отцом, матерью, детьми, женами и т. д.
У многих слово «отец» вызывает неоднозначные чувства. Кто-то вспоминает лучшие моменты своей жизни, проведенные вместе с отцом, как это было, например, в моей жизни. Другие не хотят об этом даже думать или все же перебирают в памяти некоторые события с презрением. Почему? Отец оказывает на нас больше влияния, чем кто-либо другой, даже если его вообще не было рядом, или он не воспитывал нас в силу каких-то причин и обстоятельств. Как сказал Джордж Герберт: «Один отец значит больше, чем сто учителей». Я уверен, что Бог в нашей стране хочет восстанавливать именно отцовство, в том числе духовное, когда мужчины в своих главных приоритетах видят проповедь Евангелия и служение Богу. Как сказал апостол Павел, мир имеет много учителей, но не отцов. Бог дает нам способность «рождать» духовных сыновей. Я вижу сегодня, как мужчины в церкви, получив второе рождение, страстно хотят достигать свое поколение Евангелием. Они повышают и оттачивают свое мастерство с каждым разом, используя разные методы в евангелизации, не изменяя сути послания. «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1Кор. 4:15—16).
Американский киноактер Чак Норрис как-то сказал: «Мой отец был прекрасным примером человека, который никогда не пытался управлять своей жизнью. Печальная правда заключается в том, что он просто плыл по течению, неизменно выдумывая оправдания каждой своей неудаче и отказываясь принять на себя ответственность за собственные действия». Какие же причины мешают нам, отцам, взять ответственность за свою семью? Что мешает быть хорошим отцом? Работа, стремительный карьерный рост, срочный ремонт автомобиля, накопившаяся усталость за прошедшую неделю, месяцы, а то и год? Сколько же причин стало поводом для разбитых сердец, сиротства, одиночества, комплексов и несбывшихся надежд!
Если говорить о предназначении мужчины как отца, то невозможно рассматривать его вне природы самого Бога. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» (Ис.64:8).
Поскольку человек был создан по образу и подобию Бога, значит, он имел в себе все Его качества и характеристики. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Дети – продолжение своих родителей
Дети – это продолжение своих родителей во многих смыслах, я бы сказал, их прямое отражение. Схожесть физиологии, темперамента, определенных черт характера лишь – небольшая часть того, что могут унаследовать дети от своих родителей. Иногда нам совсем не хочется видеть себя в них, особенно все негативное, что чаще всего и вырисовывается самым неподходящим образом. Нашему обществу нужны настоящие отцы! Это Джентльмены Иисуса Христа, не боящиеся ответственности за свою семью, рожденных детей, профессиональный рост. Мужчина, желающий быть сформированным во Христе, не может избежать личной метаморфозы, тем более быть образцом для подражания в своей семье. Ведь Бог не ставит внешний успех человека на первый план. Иначе бы богатый юноша не огорчился предложением Иисуса раздать его имущество бедным людям. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:22).
Зрелость приходит через процесс внутреннего изменения в образ Бога. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
Мечта о множестве мужчин
Недаром Бог дал мне мечту о множестве мужчин, которые не просто станут частью церкви, а Его учениками, преображенными ликом Отца. Когда-то я представлял это в своем разуме, просто мечтал о больших мужских служениях, но сегодня это уже есть. Так родился общероссийский и международный Божий проект под названием «Джентльмен Иисуса Христа», в рамках которого проходят не только ежегодные конференции в Ростове-на-Дону, но и регулярные мужские клубы во многих городах России. Сегодня, в прогрессирующем инновационном мире, совершенно растлевающем духовно, Бог бросает вызов каждому мужчине – восстановить отцовство в своей семье. Не сдавать своих позиций перед Богом. Именно отец научает детей заповедям Бога, патриотизму, здоровому образу жизни, нравственному кодексу и т. д.
Как сказал протоиерей Александр Мень в своей книге «Сын Человеческий»: «Он [Иисус] принес миру не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ… Он в корне изменил само отношение людей к Богу, открывая им тот Его лик, который прежде лишь смутно угадывался… Изо всех имен, которыми Творец называется в Писании, Иисус предпочитал слово „Отец“. В Его молитвах оно звучало как Авва. Так по-арамейски обращались дети к своим отцам»…
Предпочтение Иисусом этого имени для нас знаменательно, потому что оно несет в себе совсем иное представление о Боге, которого невозможно не полюбить. Иначе все напрасно. Церковь не могла бы стать Божьей семьей, а семья – меленькой церковью. Грешник не был бы «одет» в праведность, а рыбак не стал бы апостолом. Родители бы не нашли путь к сердцам своих детей, а они в свою очередь посчитали бы исполнение пятой заповеди тяжелым бременем. Другими словами, многие мужчины не могли бы жить в свободе от греха и именоваться сыновьями самого Бога. Дух Святой постоянно напоминает нам о том, кем мы приходимся Отцу. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16).
Отцом в мировых религиях верховное Начало именовали нередко. Но обычно Его представляли в виде деспотичного и властного повелителя. Ветхозаветное мышление сильно отличалось от того учения, которое принес Иисус об отцовстве. Когда иудей произносил слово «отец», оно, как правило, ассоциировалось у него с понятием о суровом Господине и Покровителе всего народа. Только Иисус говорит об отце, которого может обрести каждая человеческая душа, если захочет этого. Евангелие приносит людям дар богосыновства. На тех, кто примет его, исполнятся обетования Христа. Они узнают, что с Создателем Вселенной можно говорить один на один, как с «Аввой», как с любящим Отцом, который ждет ответной любви.
Эта глава, дорогие читатели, станет поводом пересмотреть свои ценности и понять самое важное: отец играет ключевую роль в нашем обществе, поскольку он обеспечивает не только социально-экономическую безопасность своей семьи, но и создает здоровую духовно-нравственную атмосферу для воспитания детей.
Шаги к познанию Отца
– Бог нас усыновил
Однажды я понял, как Бог сильно любит нас! Он пришел в мою жизнь Своей любовью! Это возможно понять, когда сам становишься отцом или усыновляешь неродного сына. Бог тоже усыновляет нас и взамен на греховную природу дает нам абсолютно новую породу: царскую, аристократическую. Об этом я писал в предыдущей книге «Живи! Без ограничений» в главе о ДНК.
Мой старший сын Борис – по крови неродной ребенок, но он на сто процентов мой сын, так как я взял ответственность перед Богом за его воспитание. Бог пообещал мне нечто особенное и неожиданное для моего служения. Он дал мне слово «Рэма», которое легло в основание служения моей семьи. «И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12).
Однажды мы откровенно завели разговор со старшим сыном по поводу того, чью фамилию он будет носить, и я готов был поддержать любой его выбор. Если бы Борис взял мою фамилию, его род навсегда бы прекратил свое существование, как когда-то перестал существовать дом Исава. «И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это» (Авд. 1:18). Семья всегда была в Божьем плане, так как Он хотел благословлять ее в тысячу родов. Но непослушанием одного человека, Адама, мы перестали следовать Божьему плану относительно призвания семьи.
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Но через мир со Христом Бог восстанавливает сферу отцовства и материнства. Если мы пребываем в Нем, то живем в мире со всеми, в первую очередь с детьми. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Мне нравится быть отцом
Я никогда не просил Бориса называть меня отцом. Прошло немного времени, как он начал называть меня папой. Бог обещал сделать меня отцом множества поколений, так и произошло. Я обрел не только сына, но и весь род Бориса, который впоследствии произойдет от него. Мне нравится быть отцом, и от этого я получаю огромное удовольствие!
Я отец не только биологических детей, но и духовных, которые также в свою очередь воспроизводят потомство. Это обетование Бога для моего служения, и как Он обещал еще бездетному Аврааму в наследие народы, так и мне показал картины умножения, которого еще не было, через помазание отцовства. Я вижу тысячи многодетных семей, которые раньше и не мечтали о таком наследии. Сегодня это возможно благодаря усыновлению нас Иисусом Христом. Он вернул нам привилегии Адама. Он изменил природу нашего сердца и сформировал нас как отцов.
Сверхъестественный Отец дал нам естественный выбор
«Любовь Божья не навязывает себя, она оберегает человеческую свободу» (А. Мень).
Представьте себе на минуту, дорогие читатели, такую ситуацию, особенно если вы являетесь родителями. Совершенно случайно вы узнали страшную тайну – вашу горячо любимую дочь замышляют убить в месте, где она назначила встречу с каким-то незнакомцем. Ваши предостережения не вступать в беседу с подозрительными людьми, тем более общаться, не помешали этой встречи состояться. Вам стал известен ужасный замысел врага, который должен был воспользоваться подходящим моментом и во время увлекательной беседы со своей спутницей обмануть ее, протянув вместо бокала воды чашу с ядом.
На месте преступления вас нет рядом…
Нет, только подумайте, что бы вы сделали в этот момент, если бы обладали сверхъестественными способностями или силой? Вы не нашли бы себе места! Вы сделали бы все возможное, чтобы остановить время и вернуть тот момент, когда бокал с ядом можно было бы выбить из ее рук, не позволив смертельному зелью лишить вашу дочь дыхания жизни. Возможно, вы превратили бы яд в обычную воду и одним рывком преодолели расстояние, которое разделяло вас с ней! Наконец ваша дочь спасена, враг разоблачен! Победа за вами! Счастливый конец.
Заметьте, Бог не сделал так в Эдемском саду, когда Ева протянула руку к запретному плоду. Но Он был рядом, когда она решила сорвать его. Бог не помешал ей, когда она после разговора со змеем предложила взять этот плод своему мужу. Голос обольщения затмил любимый и привычный голос Творца, который заботился о них так, как не под силу земным родителям, вечно пекущимся о благополучии своих детей.
Бог не проявил того «геройства», которое мы читаем в сказках и наблюдаем в кино, когда на арене борьбы двух неравносильных сторон появляется герой-спаситель, освобождающий из рук злодея прекрасную девушку.
Бог уважает наш выбор
Бог не вырвал из рук Евы ядовитый плод! Почему? Потому что он уважает наш выбор даже тогда, когда мы неправы! Он всегда направляет нас к правильным решениям, но не ломает свободный выбор, предостерегая о неминуемых последствиях, грядущих вслед за непослушанием. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1)
Да, враг был очень хитер и искусен в обмане, и Ева позволила этому повлиять на ее мышление. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44). Это одно из имен дьявола.
Плоды греха были сорваны, и все человечество унаследовало то, что впервые окрыли для себя в момент грехопадения Адам и Ева: сомнение, недоверие Богу, независимость, эгоизм. Их генетика была обезображена едким семенем греха. Они получили ложное знание сатаны. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).
Сложность выбора
Говоря о сложности выбора, я вспомнил сюжет кинофильма «Землетрясение», вышедшего на экраны в 2010 г. Фильм рассказывает о том, как сложилась судьба главной героини и ее семьи после Таншаньского землетрясения в 1976 г., в результате которого она потеряла мужа и оказалась перед страшным и мучительным выбором – в момент спасательной операции возможно было избавить от смерти только кого-то одного из своих детей. Мать в очевидной агонии выбрала мальчика, которого все-таки достали из-под обломков. Однако девочка чудом осталась жива и попала в приемную семью офицера, участвующего в спасательных работах. На протяжении нескольких десятилетий ее мучили тяжелые воспоминания детства о словах матери, прозвучавших в то время, как она лежала под обломками, которые сильно ранили ее душу, ведь выбор был сделан не в ее пользу. В фильме-катастрофе показана не только трагедия, охватившая внезапно Тянь-Шань и унесшая более двухсот тысяч жизней, но и сложность взаимоотношений в семье. Выбор всегда непрост, но награда за правильное решение велика, и она выше любых земных благ. Ее размер определяется вечностью… С нашим Отцом.
Кризис отношений
Кризис отношений в семье пришел в результате неправильного выбора Адама и Евы. Почему мы имеем смелость утверждать, что Бог – лучший эксперт в области семьи? Потому что Он ее создатель!
Бог создал семью, в центре которой был Он сам, Его Слово, но право выбора следовать Его заповедям или нет оставил за ней самой. В этом проявляется Его совершенная любовь и уважение к человеку. С одной стороны, Бог сверхъестественен и может абсолютно все: простить нас, исцелить, восстановить, благословить, но, с другой стороны, Он не может ничего, пока мы Ему не позволим.
«Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Колос. 1:9). Вот почему так важно изменить свое мышление!
– Бог изменил наше мышление
Путь возвращения к Отцу, восстановления своего положения как сына или дочери возможен только через покаяние и принятие Иисуса Христа. Через Него мы имеем мир с Богом Отцом и право быть восстановленными в своем первоначальном образе, как это было задумано еще в Эдемском Саду.
В Евангелии от Луки в пятнадцатой главе мы читаем историю о блудном сыне, который пренебрег своим родным домом, стремительно покинул его с желанием распорядиться наследством отца по своему усмотрению. «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование» (Лук. 15:11—25). (курсив автора).
Конец ознакомительного фрагмента.