Введение
Уважаемый читатель! Вы держите в руках второе, переработанное и дополненное издание моей книги. Первое издание вышло в 2006 г. в ГНО издательстве «Прометей» МПГУ. Резензировали монографию заслуженный деятель науки РФ, почетный академик РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией диагностики творчества и одаренности Психологического института РАО Д. Б. Богоявленская и доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН А. Н. Воронин. Богоявленская Д. Б. отметила актуальность рассматриваемых проблем психологической науки и консультативно-психологической практики в образовании и отличительную особенность книги – последовательную и грамотную реализацию деятельностного подхода на основе принципа системности к психологическому консультированию по проблемам развития, обучения, воспитания. Она также отметила, что прослеживая глубоко и обстоятельно развитие теоретических позиций выдающихся психологов-методологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова в разработке теории деятельности, автор книги делает вывод о том, что важные дискуссионные вопросы методологического, теоретического и эмпирико-методического характера в разработке проблемы деятельности могут успешно решаться на основе теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. Выделив пути решения актуальных проблем психологического консультирования в образовании в системогенетической парадигме, автор книги конкретизировала этот подход к анализу консультативного процеса в обучении. Воронин А. Н. в своей рецензии отметил, что автор рукописи книги выделил важные методологические и теоретические вопросы психологии деятельности, рассмотрел преемственность основных идей в разработке деятельностной методологии в психологии, раскрыл сущность многоаспектной деятельностной проблематики в консультативно-психологическом процессе.
За монографию я получила награду: мне присуждено звание лауреата 2-й степени конкурса на лучшую научную работу МПГУ гуманитарного цикла (Решение Ученого совета МПГУ от 26 марта 2007 г., протокол № 6). На конкурс меня рекомендовали доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ И. И. Ильясов и доктор педагогических наук, профессор факультета начального образования МПГУ, член-корреспондент РАО А. Н. Джуринский. И. И. Ильясов отметил обоснованность системогенетического подхода в теории и практике психологического консультирования в образовании, дающего возможность показать единство «возрастного» и «деятельностного» подходов в консультативной деятельности психолога, четкую логику и строгий язык изложения. А. Н. Джуринский отметил, что моя монография раскрывает консультативную функцию психолога в образовательном процессе и является одной из первых работ, которая рассматривает данную проблему достаточно полно и всесторонне среди ряда других, охватывающих отдельные частные аспекты этой актуальной области психологической науки и психологической практики в образовании. По мнению второго рецензента, материалы моего научного исследования предназначены не только для психологов, но и для педагогов, историков, философов, а также могут быть полезны студентам и аспирантам, интересующимся консультативной функцией психолога в образовательном процессе.
В 2010 г. кафедра психологии младшего школьника МПГУ открыла магистерскую программу «Психологическое консультирование в образовании», где я читаю две дисциплины: первая – «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии», вторая – «Теоретические основы психологического консультирования». Деятельностный подход в системогенетической парадигме к психологическому консультированию в образовании рассматривается как инновационное направление в психологии.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) (филос., социол.) – строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. (СЭС. Гл. ред.: А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 967) [505]. Системогенез – процесс формирования системы. (Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. М.: Логос, 2007. С. 30) [556].
В 1998 г. я написала первую в России учебную программу по психологическому консультированию (для психологов). Она вышла в издательстве Института психологии РАН под редакцией Владимира Николаевича Дружинина [445]. Спустя 10 лет (2009 г.) совместно с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым мы написали инновационную программу для аспирантов «Психологическое консультирование в образовании». Она вышла в нашем университете [481]. За весь период своей деятельности я имею более 90 научных публикаций. С 2008 г. по настоящее время – 31 публикацию по психологическому консультированию. Две из них опубликованы в Материалах 3-го Международного конгресса «Молодое поколение 21 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» [475] и в Матералах 1-й Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта» [477]. Три публикации – в журналах ВАК России («Психологическая наука и образование», «Преподаватель XXI век») и Украины («Практическая психология и социальная работа») [466, 498, 492]. Две публикации – в Материалах VI Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» [500, 501].
Второе издание существенно дополнено и переработано. Во-первых, существенно расширена оценка теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова и обоснован ее вклад в дальнейшее развитие деятельностного подхода в психологии [431]. Во-вторых, добавлен новый подраздел «Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании» [474]. В-третьих, добавлен новый подраздел «Новый этап в разработке деятельностной теории учения: системогенетическое направление» [502]. В-четвертых, добавлена новая глава 4 «Эмпирическое исследование механизмов научения в целях психологического консультирования по проблемам обучения (на модели учебной деятельности младшего школьника)». В-пятых, поставлен вопрос об интеллектуальной задаче как средстве развития операционных механизмов способностей» [495, 630].
C появлением социального заказа общества на оказание квалифицированной психологической помощи детям и взрослым в различных жизненных ситуациях начала интенсивно развиваться консультативно-психологическая практика. Вместе с тем научные основы психологического консультирования остаются недостаточно разработанными. Обобщение данных литературы по психологическому консультированию (А. Г. Абрамова, Ю. Е. Алешина, Т. Ю. Базаров, С. С. Бубнова, Г. В. Бурменская, Ф. Е. Василюк, А. Л. Венгер, С. Глэддинг, П. П. Горностай, М. А. Гулина, Н. Н. Ежова, Ю. М. Забродин, О. А. Карабанова, М. М. Кашапов, И. Н. Карицкий, Р. И. Кочюнас, Б. А. Климов, И. В. Кузнецова, А. Г. Лидерс, Н. Д. Линдэ, Р. Мэй, Р. Нельсонс-Джоунс, Г. Навайтис, Р. С. Немов, А. О. Обозова, В. Э. Пахальян, В. В. Столин, Г. А. Суворова и др.) показывает существование разнообразия теоретических и методических подходов к раскрытию содержания консультативно-психологического процесса [1, 7, 31, 75, 77, 78, 82–84, 86, 119, 122, 128–130, 171, 175, 229, 230, 234, 251, 263, 291, 340, 343–344, 348, 349, 356, 465–466, 472, 474, 476–478, 489, 491, 492, 496–498, др.].
Область профессиональной деятельности психолога, связанная с консультированием в различных сферах и по различным проблемам, остается достаточно многозначной. В понимании предмета, объекта, содержания, конечных и промежуточных целей, а также способов и методов психологического консультирования наблюдается отсутствие четких теоретических ориентиров и некоторая таинственность даже в профессиональном психологическом сообществе. В профессиональной психологической среде у самих психологов нет единства в понимании психологической сущности и механизмов консультативной деятельности, что создает зоны многозначности и неопределенности и во взаимодействии субъектов психологического консультирования, и во взаимодействии психологов с представителями других профессиональных групп, включенных по роду своей деятельности в консультативный процесс (педагогами, медиками, социологами и т. д.). Существует многообразие теоретических взглядов, позиций, подходов в трактовке сущности консультативно-психологического процесса. Психологическая «составляющая» в решении проблем, с которыми чаще всего обращаются за консультацией к психологу (поиск работы, трудности личностного и профессионального самоопределения, трудности в профессиональной деятельности, проблемы в развитии, психическом здоровье и воспитании личности, проблемы в обучении детей и развитии их способностей, семейные и детско-родительские проблемы, проблемы общения и межличностного взаимодействия, др.) разными психологами понимается по-разному. Психологическая сущность человека понимается разными психологами по-разному.
Основные понятия, используемые в теории и практике психологического консультирования, допускают многозначность трактовок и в профессиональной психологической среде, и в среде «потребителей психологической информации» (термин Е. А. Климова). Общая позиция присутствует только в одном – трудно оспорить одно из значений термина «консультирование» при его дословном переводе с латинского «consultation – совет, даваемый специалистами». Идеальное знание о психическом (научная психология) внедряется в психологическое консультирование через разные системы понятий. При этом методологический статус очень многих понятий, используемых в психологическом консультировании, не определен. Терминологическая разобщенность и несистематизированность понятийного аппарата сужают возможности продуктивного диалога психологов в разработке стратегий и техник решения разнотипных и однотипных консультативно-психологических проблем и задач.
В теории и практике психологического консультирования отражается противоречивое состояние отечественной психологической науки, которая, по справедливому замечанию Б. Ф. Ломова, предлагает по-разному описывать, исследовать и объяснять одни и те же психические явления [294, 295, 299, 301, 302]. Повторяющиеся научные дискуссии о предмете и методах психологии еще более заостряют противоречивость в подходах к решению консультативно-психологических задач. С появлением работы В. Д. Шадрикова «Мир внутренней жизни человека» [580] психология начинает выходить из «допарадигмального» уровня своего развития (термин В. Н. Дружинина в предисловии к монографии «Структура и логика психологического исследования» [162]).
Необходимость выделения четких методологических ориентаций и позиций в психологическом консультировании и сопоставления различных теоретических подходов к одному и тому же объекту, являющемуся одновременно и субъектом психологического консультирования, человеку, находящемуся на разных стадиях своего развития и в силу этого включенного в разные социальные среды, деятельности и отношения, становится все более очевидной.
Научная разработка консультативно-психологической проблематики особенно актуальна в сфере образования. К основным проблемам, с которыми работает психолог в образовательных структурах, традиционно относятся проблемы, связанные с обучением и воспитанием личности на разных этапах ее онтогенеза. Анализ консультативных процессов в образовании по названным проблемам позволяет выделить три самостоятельных вида деятельности, развивающихся по своим психологическим законам, пересекающихся в едином консультативном процессе и осуществляющихся в условиях совместной деятельности: деятельность психолога, деятельность педагога (педагогическая деятельность) и деятельность ученика (учебная деятельность). Несмотря на многочисленные исследования по проблеме деятельности в общей психологии и ее прикладных областях (К. А. Абульханова [3, 4], В. Г. Ананьев [12, 16], Л. С. Выготский [96, 101, 102], П. Я. Гальперин [106–110], В. В. Давыдов [140–146, 148–150], А. Л. Журавлев [173], Ю. М. Забродин [174], В. П. Зинченко [195–196], А. В. Карпов [219, 220], Е. А. Климов [232, 235], Н. В. Кузьмина [262], А. Н. Леонтьев [277–279, 284], Б. Ф. Ломов [293, 296, 298, 299], С. Л. Рубинштейн [415–416], В. В. Рубцов [420], Ю. К. Стрелков [444], Г. А. Суворова [452], Г. В. Суходольский [503–504], В. Д. Шадриков [553–554, 556, 562, 564–565, 571, 585], Д. Б. Эльконин [599, 600, 603] и др.), деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании практически не разработан. Однако анализ сложных и многоплановых проблем психологии деятельности востребован педагогической наукой и крайне важен в решении консультативно-психологических задач в образовании. Значение четкой теоретико-методологической позиции в психологическом консультировании особенно важно для организации профессиональной подготовки психологов и для развития консультативно-психологической деятельности в образовании.
Не претендуя на всесторонний и законченный анализ всех вопросов психологического консультирования в образовании, определен основной замысел книги: с позиций методологических принципов системного подхода проанализировать теоретические представления о деятельности, существующие в различных мировоззренческих ориентациях, рассмотреть проблемы психологии деятельности и перспективы развития деятельностного подхода в образовании, выделить актуальные вопросы деятельностной методологии психологического консультирования в образовании. В связи с этим основным лейтмотивом всей монографии являются работы В. Д. Шадрикова по системогенезу деятельности человека: «Психологический анализ деятельности: системогенетический подход» (1979), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982, 2007), «Деятельность и способности человека» (1994), «Психология деятельности и способности человека» (1996), «Психология деятельности человека» (2013) (см. приложение).
Наряду с общей методологической задачей представлялось важным обсудить системную стратегию анализа процесса обучения в психологическом консультировании по проблемам формирования учебной деятельности.
Я глубоко убеждена, что заниматься психологическим консультированием может лишь тот, кто, во-первых, является специалистом в той области, в которой консультирует, то есть владеет психологической информацией в области психологии развития, психологии обучения, психологии воспитания, личностного и профессионального самоопределения человека; во-вторых, умеет работать с этой информацией в целях укрепления «Человеческого в Человеке». В этом вопросе научно-практическим ориентиром выступает книга В. Д. Шадрикова «Происхождение человечности» [569].
Структура книги содержит четыре взаимосвязанные части. В первой части книги раскрывается сущность, основные идеи и варианты развития деятельностного подхода как важнейшего методологического принципа отечественной психологии; излагается системная методология в разработке проблемы деятельности на современном этапе развития психологии; обобщаются системогенетические закономерности формирования деятельности человека. Остродискуссионный характер многих аспектов в разработке общепсихологической теории деятельности потребовал конспективного освещения сложных проблем деятельностного генеза с цитированием первоисточников (глава 1).
Во второй части книги анализируются научные представления о консультировании в деятельности психолога; выделяются ключевые проблемы психологического консультирования в образовании и анализируются возможности их исследования на основе деятельностной методологии; сопоставляются «поведенческая» и «деятельностная» реальности в диалоге субъектов психологического консультирования; рассматриваются теоретические подходы синтеза «возрастного» и «деятельностного» анализов с использованием системной модели деятельности в консультативном процессе. Мир внутренней жизни человека [580] рассматривается как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании (глава 2).
В третьей части книги раскрывается деятельностное содержание психологического консультирования в обучении; рассматривается психологический анализ учения как деятельности и ставится вопрос о новом этапе в разработке деятельностной теории учения с позиций системогенетического направления; выделяются психологические механизмы научения на разных этапах онтогенеза человека, раскрывается системный характер их формирования; обсуждаются проблемы структуры и механизмов учебной деятельности; излагается авторская концепция деятельностно-психологического консультирования в обучении, базирующаяся на принципах системогенеза деятельности (глава 3).
В четвертой части книги приводятся эмпирические данные по психологическим механизмам научения в младшем школьном возрасте, подтверждающие продуктивность деятельностного подхода к психологическому консультированию в образовании. Приводятся данные по познавательным действиям как учебным и интегративности психических состояний младших школьников в процессе обучения, позволяющие анализировать причины трудностей в формировании психологических механизмов учебной деятельности в младшем школьном возрасте (глава 4).
Объединение деятельностного, системного и компетентностного подходов в универсальной теоретической модели деятельности открывает новые пути в развитии психологического консультирования в образовании и ждет своих исследователей. Я желаю им успехов!