Вы здесь

Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. Предисловие к первому изданию (Г. А. Суворова, 2015)

© МПГУ, 2015

© Суворова Г. А., 2015

* * *

Предисловие к первому изданию

Книга Галины Андреевны Суворовой посвящена исследованию актуальных проблем психологической науки и психологической практики в современном образовании – проблемам психологического консультирования по вопросам обучения, воспитания, развития.

Эти проблемы рассматриваются в контексте деятельностного подхода, в связи с чем автор весьма обстоятельно анализирует современное состояние проблемы деятельности и прослеживает основные направления деятельностного подхода в отечественной психологической науке.

Автор убедительно доказывает, что психологическая теория деятельности имеет высокий практический потенциал и что степень разработанности проблемы деятельности в психологии позволяет широко использовать деятельностный подход в психологическом консультировании по различным проблемам.

В книге четко прослеживается авторская позиция: отдавая дань уважения различным направлениям теории деятельности, высоко оценивая их, автор однозначно заявляет о своей принадлежности к системогенетическому направлению в разработке деятельностного подхода в психологии. Это, прежде всего, книги В. Д. Шадрикова «Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход» (1979), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982), «Психология деятельности и способности человека» (1996), др. Именно это направление в основном определило концептуальный подход автора к разработке научных и практических вопросов психологического консультирования в обучении.

В работах В. Д. Шадрикова деятельность понимается как форма социально значимой активности. Им разработана теоретическая модель деятельности, в которой отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи и которой можно пользоваться при анализе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную, как, например, в случае с консультативной деятельностью в образовании. В исследованиях развития любой деятельности, например профессиональной или учебной, по-новому ставятся вопросы взаимодействия и взаимообусловленности индивидуальной деятельности и развития способностей человека. Все большее внимания акцентируется на человеке, который эту деятельность и осуществляет – будь то ребенок или взрослый. Это привело к новому, очень важному для психологической практики видению проблем деятельности – деятельности как искусства и деятельности как счастья в контексте развития способностей, творческого потенциала человека.

Думается, что Г. А. Суворова чувствует себя счастливой в своей научной деятельности, ведь принадлежность к научной школе в настоящее время – весьма редкая удача. Научная школа создает условия для развития не только науки, но личности и способностей самих исследователей, причастных к школе. Научная школа – это всегда живой организм, он находится в вечном движении к истине. Наука развивается только там, где существует научная школа. Только в недрах научной школы исследования приобретают свой позитивный смысл – как в развитии науки, так и практики. Давно известно, что хорошая практика возникает только на основе ее глубокого научного обоснования.

Поэтому принадлежность к школе – это и ответственность, и Галина Андреевна это отчетливо осознает. Работа, представленная в данной книге, скрупулезно продумана как с точки зрения научного обоснования, так и с точки зрения корректности использования научных знаний в практике. Системогенетический подход к анализу консультативной деятельности психолога позволил выделить наиболее важные ее характеристики, наметить перспективы развития деятельности психолога-консультанта в обучении, продумать основные принципы его профессиональной работы. Автор сформулировал один из важнейших принципов консультирования – принцип индивидуализированности.

Г. А. Суворова справедливо отмечает, что в психологическом консультировании наиболее ярко проявляется связь психологии с практикой реальной жизни. В книге раскрывается весьма пестрая картина как в области научного обоснования, так и в области практики психологического консультирования. Последовательно и профессионально применяя деятельностный подход к анализу этой «картины», автор убедительно доказывает эффективность реализации системного подхода в решении широкого круга задач, актуальных для психологического консультирования в образовании.

На основе изучения запросов к психологу-консультанту автор определила, что практикой образования наиболее востребованы вопросы личностного и профессионального становления человека, развития его способностей. Решение этих вопросов в контексте консультативной функции деятельности психолога связаны, прежде всего, с проблемами деятельности, развития, обучения, воспитания человека.

Поэтому автор аргументированно считает, что для психолога-консультанта важно опираться на разрабатываемое в фундаментальных и прикладных исследованиях по системогенезу деятельности и способностей человека и путей их развития в обучении. Согласно этого понимания, природа человеческих способностей, их структура и развитие изучаются в контексте целостного человеческого бытия. Способности рассматриваются как проявления личности, которые всегда выражаются в уровне мастерства, компетентности в любых видах человеческой деятельности, и детерминированы внешним миром – представляет ли этот мир возможности человеку в творчестве и самореализации.

Сама постановка вопроса о необходимости изучения любых способностей в контексте целостного поведения и деятельности субъекта является весьма перспективной, отвечает насущным потребностям психологии и практики в образовании. Быть может, мы поэтому все еще мало знаем о том, что представляет собой ребенок (да и взрослый) на любом отрезке онтогенеза, что глубоко изучаем каждый раз какое-то одно качество, один психологический феномен без его взаимосвязи с другими.

Хотелось бы обратить внимание на современное звучание содержания книги. Это содержание пронизано идеями гуманизации образования, взаимосвязи обучения и воспитания. Образование по В. Далю, подчеркивает В. Д. Шадриков, состоит из образования ума и образования нравственности. Образование ума есть интеллектуальное развитие человека, образование нравственное есть воспитание. Тем самым раскрывается сущность вопроса о развитии человека. Именно понимание психологом этой сущности определяет и характер научно-методических процедур, которые психолог использует в своей консультативной работе для развития ученика как субъекта учебной деятельности и личности.

В книге убедительно показано, что системогенетический контекст деятельности психолога-консультанта позволяет при решении разнообразных задач, возникающих в образовательном процессе, целостно, комплексно и системно исследовать многообразие проявлений личности ученика в процессе обучения и целенаправленно работать по созданию психолого-педагогических условий для формирования у него психологических механизмов интеллектуального и нравственного развития.

Доктор психологических наук,

профессор, академик РАО

И. В. Дубровина