Встреча седьмая. Деян.5:14—42. Третий закон Ньютона
Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили.
Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести [Апостолов]. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и [прочие] первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
Они послушались его; и, призвав Апостолов, били [их] и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
(Деян.5:14—42)
«Действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны».
Так гласит Третий закон Ньютона. На протяжении нескольких последующих встреч мы попробуем рассмотреть, как он действует в духовной жизни, в служении Евангелия, в строительстве Церкви. Но для начала, небольшое замечание. Хотя действию и есть равное противодействие, тем не менее, всегда есть сила преодолевать это противодействие. Иначе мы бы не пользовались автомобилями, преодолевающими и силу трения, и силу инерции. Мы бы не строили дома, преодолевая силу гравитации и закон энтропии. Мы бы не влюблялись и не рожали детей, преодолевая силу страха и боли. Мы бы не думали и не двигались, преодолевая силу лени. И на одной из предыдущих встреч мы как раз и говорили об этой силе. Не забыли?
А теперь – к тексту.
Можно сказать, что в сегодняшнем отрывке повторяется история главы 4й. Только с обострением ситуации.
Если в 4й главе мы видим арест Апостолов после чудесного исцеления, арест под влиянием зависти («досадуя»), которую «власть имущие» испытывали по отношению к внешнему успеху служения Апостолов, затем несостоявшуюся попытку обвинить в чём либо, вынужденное освобождение и последующий рост первой церкви, то и в этом отрывке мы видим схожую ситуацию.
Количественный рост церкви (14), несмотря на то, что Дух Святой провёл «зачистку» от таких чужеродных элементов, как Анания и Сапфира и не допускает присоединения «посторонних»;
чудеса и исцеления, распространяющиеся уже и на окрестности Иерусалима (15—16), как исполнение сказанного Иисусом в 1:8;
зависть религиозных и политических лидеров (17) и новый арест (18).
Но освобождение Апостолов в этом отрывке отличается от освобождения в главе 4й. Чем? Почему? Какой вывод из этих различий можно сделать?
Во-первых, в отличие от освобождения Апостолов по решению суда, продиктованного необходимостью считаться с мнением народа и своей репутацией перед народом, описанного в 4й главе, сегодняшнее освобождение – чудесное и сверхъестественное. Если ранее ещё можно было найти рациональное объяснение освобождению и посчитать, что это не более чем результат практичности человеческого ума и хорошо просчитанный шаг в области внутренней политики, то сегодня ни участникам тех событий, ни нам как читателям, уже не удастся отодвинуть Бога и отрицать Его вмешательство. Темница заперта, охрана на месте, а арестованных нет. Без использования дорогостоящей современной спецаппаратуры такое невозможно ни Копперфильду, ни Гудини. И Апостолы видели не просто открытые тюремные ворота, но и Ангела Господня. И видели, и слышали. И не один человек. Значит при таком способе освобождения присутствие и участие Бога в служении Апостолов должно быть ещё более зримым и неоспоримым. Без сомнений, это Тот, Который раздвигает моря и реки, усмиряет бури и позволяет ходить по воде, Тот, Который превращает воду в вино, поскольку Он – Господин материи и физического мира. И Он явно благоволит к гонимым Апостолам, а не к первосвященникам.
Во-вторых, если раньше Апостолы получили освобождение вместе со словом, запрещающим им благовествовать, то сегодня – напротив: «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян.5:20). Если раньше участники и свидетели того освобождения могли подумать, что оно произошло ради непосредственно спасения от уз и побоев, то сегодня разъяснена и указана конкретная цель: «Я хочу, чтобы как можно больше людей услышали сии слова жизни, и для этого освобождаю вас».
Сопоставив эти два наблюдения можно сделать вывод, что чудесное освобождение было совершено как знамение для властей: Апостолы говорят то, что им повелел Бог и Бог будет с ними, чтобы Апостолы смогли выполнить поставленную перед ними задачу.
Однако лидеры Израиля не сделали этого вывода… И узнав, что Апостолы «которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ» (Деян.5:25), снова пытаются призвать их к ответу.
Интересно, что если в главе 4й страх перед народом заставил лидеров отпустить Апостолов, то здесь этот же страх перед народом препятствует использованию насилия в отношении Апостолов при их аресте и их ведут «без принуждения». Однако этот страх не препятствует самому аресту. Меньше страха? Возможно. Больше ожесточения. Да, история отношений Бога с человеком знает примеры усиления противодействия при усилении действия.
Как и в случае с казнями египетскими. Если человек отвергает и не признаёт дела Божьи, то это отвержение будет прогрессировать. В своё время фараон сказал: «…кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2). Выходит, что и лидеры Израиля не знали Господа. Знание О Боге и знание Бога – не одно и то же. Знание О Боге не является гарантией от противления Ему и ожесточения сердца. Необходимо личное знакомство с Ним, причём не шапочное, а развивающееся и глубокое.
Вообще история освобождения народа Божьего в книге Исход и история освобождения народа Божьего в книге Деяний имеют много схожего. В книге Исхода Бог видит угнетение и порабощение Своего народа, желает его освободить, нисходит к людям (является Моисею), избирает лидеров из людей, творит чудеса и знамения. Существующая власть противится (противление Божьему замыслу извне Божьего народа). Среди народа периодически возникает ропот (противление Божьему замыслу изнутри Божьего народа). Но Бог, в конце концов, делает то, что замыслил. Обещал привести в Ханаан, и привёл. Несмотря на усиливающееся противодействие.
В книге Деяний Бог видит угнетение и порабощение грехом всего человечества, желает его освободить, нисходит Духом Святым, избирает лидеров, творит чудеса и знамения. Существующая власть противится, арестовывая Апостолов и запрещая им благовествовать (противление извне). Среди церкви периодически возникают проблемы, как в случае с Ананией и Сапфирой, или раздаянием потребностей в главе 6й (противление изнутри). Но Бог сделает (!) то, что замыслил! Обещал привести в Царство Небесное, и приведёт! Обещал сочетаться с Церковью, как Невестой, и сочетается! Несмотря на усиливающееся противодействие.
Но вернёмся к нашему сегодняшнему отрывку.
Новый арест, новый запрет. Пётр повторяет свою мотивацию, послушание Богу (ср. 5:29 и Деян.4:19), читает очередную проповедь. Власти реагируют как и в главе 4й, но уже с прогрессией своего недовольства: «Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их». (Деян.5:33) Но среди этой прогрессии ожесточения появляется и элемент света и надежды! Посмотрите на позицию Гамалиила: «отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:38,39). Выдающийся учёный, член синедриона, лидер фракции партии фарисеев, отвергающих Иисуса как Мессию, он уже начинает верить, что это от Бога и призывает остальных лидеров Израиля не противиться Богу, не становиться Ему врагами!
Вывод: чем больше Дух Святой показывает себя людям, тем сильнее будут попытки сатаны разрушить дело Божье. Но! Чем сильнее сатана будет враждовать против Христа и Его Церкви, тем больше людей начнёт понимать, что это Истинный и Живой Бог созидает Свою Церковь! Чем больше противление, тем зримее слава Божья! Не поэтому ли Апостолы радовались тому, что приняли бесчестье за имя Христа?