Вы здесь

Деяния Святого Бога. Размышления по книге Деяний Апостолов. Встреча четвёртая. Деян.3:1—26. Какие исцеления нам нужны? (Михаил Стефанович)

Встреча четвёртая. Деян.3:1—26. Какие исцеления нам нужны?

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

(Деян.3:1—26)


Уже после проведения встречи нашей домашней церкви по данному отрывку, я решил сделать что-то вроде статистического исследования по вопросу «Какие темы проповеди являются самыми популярными». Я не обращался для этого к специализированным агентствам. Я не смог найти справочник по этому вопросу. Я примитивно набирал в строке поиска одной из поисковых интернет-систем запросы «проповедь о Христе», «проповедь о вере», «проповедь об исцелении», поскольку об этом наш сегодняшний отрывок, который можно разделить на два пункта:

1—11 – рассказ об исцелении хромого

12—26 – проповедь Петра

Результаты, которые мне выдал поисковик, меня ошарашили. Признаюсь, я ожидал подобного, но не в такой степени. Вот эти результаты.

Проповедь о богатстве – 28.900.000 ссылок.

Проповедь об успехе – 15.700.000 ссылок.

Проповедь об исцелении – 8.390.000 ссылок.

Проповедь о процветании – 5.700.000 ссылок.

Проповедь о Христе – 5.270.000 ссылок.

Проповедь о вере – 3.870.000 ссылок.

Проповедь о свободе – 3.110.000 ссылок.

Проповедь о воскресении – 1.490.000 ссылок.

Проповедь о единстве – 1.200.000 ссылок.

Проповедь о покаянии – 1.160.000 ссылок.

Проповедь о Слове Божьем – 529.000 ссылок.

Проповедь о послушании – 428.000 ссылок.

Конечно же, их нельзя назвать глубоким исследованием, темы вводились лишь выборочно. И данные российского поисковика отличаются от этих всемирных. Очень надеюсь, что результаты далеки от объективности и не дают ответ на вопрос «что интересует современных христиан», иначе у нас серьёзнейшие проблемы с пониманием Божьего замысла… Ведь не может же быть, чтобы богатство и успех интересовали нас больше, чем Христос и вера! Или может? Ведь иногда и дети Божьи в определённом состоянии могут говорить «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис.30:10)…

Кстати, все эти темы можно увидеть в сегодняшнем отрывке, к которому я и предлагаю плавно перейти.

Исцеление хромого от рождения не является уникальным. «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных», – читаем мы в Лук.9:1,2. Также «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти… и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие». (Лук.10:1,9)

Интересно, что посылая учеников, Иисус провёл различие между больными и одержимыми бесами. Может не всегда надо выискивать причину болезни физической в духовных сферах? Не все болезни от бесов. Иначе придётся признать, что Тимофей, с его частыми недугами и нездоровым желудком (1Тим.5:23) имел в себе не только Святого Духа. И Павел, с его «жалом в плоти» (2Кор.12:7). Похоже, правильнее признать, что само учение о болезнях, как присутствии в человеке бесов, является симптомом серьёзной болезни ума и духа, срочно нуждающейся в исцелении.

Я не против исцелений. Я не люблю болеть. Я люблю здоровье. Я и сам был свидетелем исцеления человека от запоя молитвой пресвитеров церкви. И свидетелем молитвы моего пятилетнего внука, после которой ушла зубная боль. Я против учения об обязательном исцелении всех верующих в этой жизни. Против проповедей о недостаточной вере или неправильном исповедании, приводящих к болезням.

Между тем, в словах Иисуса можно увидеть определённую связь между исцелением физическим и исцелением духовным, между исцелением и проповедью Царства. Посмотрите ещё раз на Лук.9:1,2 и Лук.10:1,9. Есть там учение об исцелениях? Конечно есть! Послал Иисус исцелять? Да. Дал силу и власть врачевать? Да. Но для того, чтобы привлечь внимание людей и подготовить их к Своему приходу. Исцеление и проповедь Царства предшествуют приходу Христа. Или подготавливают людей к Его приходу.

Исцеления также являются исполнением пророчеств. В частности «Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис.35:6) Но даже это пророчество говорит не столько об исцелении физических недугов, сколько о восстановлении Божьего порядка.

Иисус исцелял хромых и больных от рождения во время земного служения. Теперь «эстафету» принял Дух Святой, что является подтверждением единосущности Лиц Троицы.

В нашем основном отрывке исцеление привлекло внимание множества людей. «…весь народ в изумлении сбежался к ним» (Деян.3:11), что снова предоставило Апостолам возможность для массовой проповеди, через которую «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса…» (Деян.3:13) и призвал к покаянию и обращению (19). Вот такие исцеления нам и нужны. Прославляющие Сына. А не целителя. Приводящие к вере. А не к самодовольству.

Но ветхий человек так устроен, что склонен больше внимания обращать на видимое. Так и в нашей истории, исцелённый хромой хвалит Бога, а люди смотрят на Апостолов. Причём смотрят так, что Петру приходится объяснять, что к чему. «Что вы смотрите на нас, будто мы какие-то особенные? Это же не мы, а Бог! Это Его сила! Это Его чудо! Которое Он сотворил, чтобы прославить Иисуса и призвать вас к Нему! К Тому, Которого вы предали. А предпочли убийцу».

Кстати, почему им, то есть нам, ближе убийца? Потому что святость и праведность – противны человеческой натуре, испорченной грехом. Лишь тогда они становятся для человека привлекательны, когда Бог меняет сознание человека. Отречение (непринятие, непризнание) от Христа, согласно проповеди Петра – результат неведения (невежества) (17). Значит, решение проблемы должно начинаться с создания фундамента знания? Ан нет. Хотя знания нужны, и об этом мы ещё будем говорить, но не сегодня. А сегодня Пётр говорит нам о другом фундаменте.

Во-первых, Христос – Начальник жизни. (15). То, что у нас переводится как «начальник» подразумевает не «босс» или «шеф», хотя мы признаём и такое начальство Христа. Греческое слово «aрхегон» имеет значение «основатель, первопричина», то есть как раз «фундамент».

Во-вторых, вера. Вера, которая от Бога, исцелила хромого (16). Но с определённой целью, о которой мы читаем здесь же: «ради веры во имя Его». Как-то запутанно. То ли вера приводит к исцелению, то ли исцеление приводит к вере, то ли и то и другое… Что увидел Пётр, «всмотревшись»? Посмотрев на хромого пристально, напряжённо, сверля его взглядом, прожигая рентгеном, так было бы правильнее перевести греческое слово «aтэнизаз». Так оно и переводится в других вариантах. Наверное, Пётр увидел возможность привести через это чудо к вере многих других людей, тех, кто слушал его очередную «блистательную» проповедь.

«Вы – предали! Вы – отреклись! Вы – убили! Покайтесь! Слушайтесь!» Нет чтобы говорить о том, что популярно по результатам интернет-исследования. Пётр, Пётр… Надо дружить с интернетом и изучать, что хочет услышать аудитория. Покаяние и послушание – на последнем месте. Но это сегодня. А в те дни, всё-таки «Покайтесь. И слушайтесь».

Хотя, надо признать, даже обличающая и обвиняющая, по сути, проповедь Петра сдобрена и смягчена комплиментами и оправданиями. «Впрочем, вы сделали это по неведению, не зная волю Божью. Но вы всё равно сыны пророков и завета и Бог не отрёкся от вас, как вы от Него. Поэтому к вам первым и посылает благословение в виде нового сердца и ума, которые изменят ваш вектор от зла к добру». (17, 18, 25, 26)

И из такого подхода мы можем найти для себя актуальные принципы к применению. Дух Божий обличает. Но не для того, чтобы осудить человека и оставить его осуждённым лишь показав ему его недостатки и грехи. Дух Божий обличает, чтобы привлечь человека, побудить его вернуться к Богу. Недостаточно лишь показать ЧТО неправильно. Надо показать и как должно быть правильно, как может быть правильно и как это сделать.

Вот такие исцеления нам нужны.