Вы здесь

Деяния Святого Бога. Размышления по книге Деяний Апостолов. Встреча первая. Деян.1:1—12. Вступление? Продолжение! (Михаил Стефанович)

Встреча первая. Деян.1:1—12. Вступление? Продолжение!

Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

(Деян.1:1—12)


Почему Книга Деяний Бога, а не Апостолов?

Чтобы понять нас не как людей, неуважительно относящихся к общепризнанному Канону Святого Писания или умаляющих значение личностей Апостолов, вооружитесь этим самым Писанием, и услышьте, как мы его читаем и обсуждаем.

«Первую книгу написал я [к тебе], Феофил…», читаем мы в самом начале книги Деяний слова Луки о своём Евангелии. «Первую»… А значит Деяния – книга вторая, значит Деяния, не самостоятельная книга, а продолжение той самой, первой.

Рассмотрим, к примеру, трилогию Дюма «Три мушкетёра», «20 лет спустя», «10 лет спустя». Что объединяет эти произведения? Герои. Их действия, развитие их судеб, их характеры, их дружба, их отношения друг ко другу и к различным событиям.

Значит, если помнить, что несколько произведений объединяются в единое целое, благодаря единству в этих произведениях главных героев, можно сделать вывод: и во второй части дилогии Луки должны быть те же самые главные герои, что и в первой. Кто? Христос и Апостолы, как в Евангелии? Но в Книге Деяний, в первой её половине, из Апостолов мы видим практически одного лишь Петра. А вторая половина описывает в основном только Павла, которого не было в Евангелии от Луки. Значит главный герой, не Павел, и не Пётр. Кто же тогда?

О чём была первая книга дилогии Луки? О жизни и служении Христа.

Значит о чём вторая? Не о подвигах Петра или Павла. Вернее, не столько об их подвигах, хотя они, безусловно, являются героями веры и примером для подражания. В первую очередь, о подвигах Христа, как главы Церкви, Который Духом Святым строит и расширяет Своё Царство, через Церковь.

Хотя непосредственно Христа мы и видим в Книге Деяний не так уж много, но Он продолжает всегда присутствовать. Присутствовать, не как пассивный наблюдатель, а как активно действующий «другой Утешитель», научающий и напоминающий нам всё, что говорил Иисус, подтверждающий и удостоверяющий истинность слов и дел Иисуса, обличающий мир «о грехе и о правде и о суде», прославляющий Иисуса, Утешитель, обещанный в 14—16 главах Евангелия от Иоанна.

Уже одна эта простая мысль является подтверждением неразрывности всего Нового Завета, который является не сборником отдельных произведений различных авторов, а одним целостным произведением одного и того же Автора, Духа Святого, описывающим одну и ту же Историю, Историю искупления, увиденную разными людьми с разных сторон. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21), говорил Пётр, подчёркивая авторство Духа Божьего.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17), говорил Павел о ветхозаветных Писаниях, подчёркивая авторство Духа Божьего. Здесь мы видим два ключевых слова: «всё» и «богодухновенно», которые и раскрывают нам две важные идеи: целостность и авторство Писаний. «Всё» – значит «всё», целиком, не разрывая по лоскуткам, не выщипывая по кусочкам.

Отсюда можно сделать вывод о недопустимости построения своего личного богословия лишь на отдельно взятой части Писания, на отдельном стихе, или даже на отдельной книге, без учёта контекста всего Писания, а также сформулировать вопросы и направляющие тезисы для последующего изучения Книги Деяний Апостолов.

Тезисы:

1. Автор – Сам Господь Бог.

2. Тема – портрет Бога, Его сущность, Его характер, Его действия, Его отношение к людям, их поведению. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Иоан.5:39) Значит не только Новый, но и Ветхий Завет должны указывать нам на Христа, раскрывать Его.

3. Тема – Его отношение ко мне лично, к моему поведению, к моим мыслям и целям. Его план относительно всего творения и меня лично, и то, как Он собирается его воплотить. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.» (Ам.3:7)

Вопросы:

Какую сторону характера Бога я могу увидеть в этом отрывке?

Каким является Его отношение к описываемым событиям?

Кем являюсь я, в этом отрывке? С кем мог бы отождествиться, и с кем хотел бы отождествиться?

Чему мне надо научиться, и что исправить? Как мне приготовиться «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:16,17)?

Постараемся помнить об этих тезисах и вопросах на протяжении всего нашего изучения не только Книги Деяний, но и всего Писания. Пусть эти вопросы и тезисы будут всегда с нами, чтобы помогать нам в развитии нашего знакомства с Богом.

Вернёмся к нашему сегодняшнему тексту. В 1:1—3 следует краткий пересказ 1й книги дилогии Луки, Евангелия. Пересказываются главные моменты, составляющие суть Евангелия. Вот они:

«…о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.» (Деян.1:1—3)

1. Иисус. Его личность и природа.

2. Что Он делал.

3. Чему Он учил.

4. Его страдания и смерть.

5. Его воскресение и явление Живым, во плоти Апостолам и множеству других людей (1Кор.15:3—8), которые могли на момент написания Нового Завета подтвердить истинность Его воскресения, либо уличить во лжи, если бы Воскресение было бы лишь вымыслом, мечтой, фантазией.

6. Его последние указания и обещания (…проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук.24:46—49)

Стихи 4—5 нашего отрывка это фактически повтор сказанного в Лук 24:49. Сравните:

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4,5).

«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук.24:49).

Хоть и другими словами, но с тем же смыслом, что ещё раз подтверждает то, что Книга Деяний Апостолов – продолжение Евангелия от Луки, продолжение той же самой Истории.

Последуем по тексту дальше и посмотрим на стихи 6—9. Что мы видим? Диалог Иисуса с учениками, который строится по следующей схеме:

– Иисус: Ждите важного.

– Ученики: Важное – восстановление Израиля?

– Иисус: Важное – сошествие Духа Святого и повсеместная проповедь Евангелия

Ученики всё ещё не понимают, что же является по-настоящему важным. Они всё ещё мечтают о земном Царстве, в котором могли бы сесть по правую и по левую руку от Царя. Они всё ещё мечтают о Мессии только для Израиля.

Можно быть рядом с Христом, но не понимать смысла Его служения. Можно быть свидетелем воскресения и других чудес, но не осознавать важности воскресения. Однако Иисус, хотя в Его ответе и чувствуется некое раздражение непонятливостью учеников, в очередной раз терпеливо, но настойчиво, повторяет: «Ищите Небесного, а не земного! Ищите блага для всего творения, а не только лишь для своего народа!» А может быть это и не раздражение вовсе, а приблизительно то, что мы отвечаем маленьким детям, когда они чересчур допекают нас вопросами, ответ на который им не может быть понятен в силу их детского развития? «Подрастёшь – поймешь».

Можно верить в Бога, но при этом быть идолопоклонником. Если не признавать Его Царства над всею землёю. Если считать Его действия локальными. Только в Церкви. Только в Израиле.

Если Бог – Бог Израиля, вернее, Бог только Израиля, то это значит, что Он является Хранителем и Господином только одного народа, только одной географической области. А значит, у других народов или в других местностях есть свои боги. Может быть слабее, или менее мудрые, поскольку не могут противостоять Богу Израиля, но есть.

Хотя, начиная от Адама, Божий замысел распространялся на всю землю и живущих на ней. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» – было сказано Аврааму в Быт.12:3. «…и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» – было сказано Иакову в Быт.28:14. «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников» – пел Давид в Пс.21:28. А в Пс.85:9: «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое»

Жаль, что религиозные лидеры Иудеи и Израиля, хоть того времени, хоть сегодня, проповедуют откровенное идолопоклонничество, веря, что их богоизбранность заключается не в том, чтобы рассказать всем о Живом Боге и показать Его любовь и заботу своими жизнями и своим отношением к язычникам, а в том, что лишь им принадлежат благословения Бога Израиля. И что Сущий – Бог ТОЛЬКО Израиля.

Но такой риск существует и для нового народа Божьего, Его Церкви. Если Христос глава ТОЛЬКО Церкви, чему мы можем найти подтверждение в Еф.5:23 и Кол.1:18, то у других людей, не принадлежащих к Церкви, есть свои господа и главы. И отчасти это так. У кого-то «отец – диавол» (Иоан.8:44), кто-то служит мамоне (Лук.16:13)

Но…

Прочтите внимательно Кол.2:10, 1Пет.3:22, Кол.1:16—18, Еф.1:20—23. Здесь говорится о господстве Христа по праву Творца и Искупителя над всем творением.

То есть, Церковь – лишь одна из областей, над которыми главенствует Христос.

Следовательно – служащие не Христу, бунтари. Однако, Он по-прежнему их Господин. Просто другие люди об этом не знают. В силу заблуждений, навязанных сатаной, в силу его обмана, внушаемого страха, неведения, и других разных причин, которые Дух Святой называет ослеплением. Как написано: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.» (2Кор.4:3,4)

Показательна в этом смысле Притча о слугах в винограднике, описанная в Мар.12:1—9. Ещё более показателен тот конец, который ожидает бунтующих против хозяина работников. Но мы сегодня не об этом.

Христос – глава Церкви. Но вот что интересно: говоря о Церкви как о Своей Невесте Иисус имеет в виду скорее брачные отношения. Муж – глава жене. Муж и жена – одна плоть, то есть одно тело. То есть, у жены есть своё мнение, есть своя воля. Она может быть непослушна мужу и стремиться к доминированию в этом союзе, а может, веря в мудрость мужа и в то, что его решения подразумевают в первую очередь заботу о жене, подчиняться ему с радостью, тем самым освобождаясь от необходимости принимать трудные решения и нести за них ответственность.

Христос – Жених, Церковь – невеста и, благодаря такому союзу, таким отношениям, и Церковь является главой над творением, подчиняясь Жениху, по праву супруги Царя! Ответственно…

Как невеста не может флиртовать и заигрывать с другими мужчинами, так и Церковь не имеет права искать расположения и кокетничать с миром, пропагандируя его ценности и мировоззрения. Она должна проявлять законопослушание и почтение к существующей власти, если это не ведёт ко греху, то есть измене своему Жениху. Церковь должна помнить, что по праву супруги Царя Царей, она должна влиять на этот мир и заботливо им управлять. Жена – помощница мужу. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» (Быт.2:18) Церковь – помощница Христу, и должна быть соответственной Ему.

Но вернёмся к основному тексту.

«Будете Мне свидетелями…» Традиционное толкование, которое мы слышим в проповедях и читаем в комментариях звучит так: будете свидетельствовать о Моей смерти и воскресении, будете передавать Моё учение, будете благовествовать. А что если перенести логический акцент? Тогда можно увидеть и другой смысл. «Будете видеть Меня, Мои действия, Мои чудеса, Мои победы до края земли, где бы вы не оказались, куда бы не пошли за Мной». Как Израиль в пустыне, следуя за столпом облачным, всегда был свидетелем Божьего присутствия, водительства и заботы, так и ученики Христа, как в то время, так и сегодня, следуя за Духом Божьим, будут свидетелями Его присутствия, водительства и заботы.

«Будете…» Не «можете быть», не «должны быть», а «будете». Как неоспоримый факт, аксиома.

Хоть в случае традиционного толкования, хоть в случае нашего варианта толкования, уверенное заявление Христа основывается не столько на знании потенциала и возможностей учеников, сколько на том, что «быть свидетелями» – это ЕГО план, который непременно будет воплощён в жизнь, не благодаря способностям учеников, а благодаря природе и характеру Самого Бога.

Далее, стихи 10—12. «Мужи! Что смотрите в замешательстве и страхе? Иисус вознёсся, но снова придёт!»

Он вернётся! И вернётся таким же сверхъестественным способом. Он не будет вновь рождён или «вселён» в чьё-то тело. Надо помнить это обещание, чтобы не подпасть под влияние лжехристов, о силе влияния и сверхъестественных способностях которых предупреждал и предупреждает сегодня Господь. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все». (Мар.13:22,23)

И ещё, Он не оставляет в неведении, давая объяснение непонятным для нас действиям и событиям. В этих стихах объяснение приходит через «мужей в белой одежде». Только представьте состояние Апостолов, глядящих в небо с открытыми ртами. Страх, недоумение, возможно чувство потерянности или оставленности. Но они не оставлены. Бог даёт разъяснение тем способом, который Он счёл наиболее подходящим.

А теперь посмотрим на направляющие «векторные» вопросы, которые мы обозначили выше, помня о «векторных» тезисах, и ещё раз ответим на них.

Бог терпеливый, но настойчивый в разъяснении Своего плана.

Бог знает наши страхи и неуверенность и ободряет нас.

Бог уверяет нас, что Его план для всех народов непременно состоится.

Бог неограничен в методах и способах Своего к нам обращения.

Бог есть дух, и потому понять Его можно лишь перестав искать одних лишь материальных и земных благ.