Вы здесь

Деяния Святого Бога. Размышления по книге Деяний Апостолов. Встреча девятая. Деян.6:8—15; Деян.7:1—60. К чему приводят страдания (Михаил Стефанович)

Встреча девятая. Деян.6:8—15; Деян.7:1—60. К чему приводят страдания

А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. Тогда сказал первосвященник: так ли это?

Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его [Бог] в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак [родил] Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.

Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, [который] и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал [туда] отцов наших в первый раз. А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.

А по мере, как приближалось время [исполниться] обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.

По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет.

Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.

Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. [Так было] до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, [чтобы] найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?

Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

(Деян.6:8—15; Деян.7:1—60)


Снова «маятник разрушения» качнулся в сторону внешних врагов. Ещё большее ожесточение против Церкви. До этого мы уже говорили о прогрессии. И о прогрессии, в значении «усиление», действий Духа Святого (вначале Духа принимают Апостолы, потом 3 тысячи в Иерусалиме, потом 5 тысяч в Иерусалиме, потом и из окрестных городов, потом и из священников), так и о прогрессии противления (внутреннее – сначала лишь одна семья Анании и Сапфиры, потом уже большее количество недовольных тем, как распределялась благотворительная помощь; и внешнее – сначала Апостолам лишь грозили, затем умышляли убить, сегодня дошли таки до первого убийства).

В стихах 9—14 6й главы мы видим, как может действовать дьявол. Через спор не один на один, а все на одного (коллективное давление), через интриги, через лжесвидетельства, через обвинения в покушении на самое дорогое для человека, его устоявшуюся самость, проявляющуюся в следовании тому, что он считает верным. В случае Иудеев – это храм и «обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян.6:14).

Мы не видим здесь Бога действующего в массах. И если рассматривать конец этой истории как убийство одного человека, то трудно увидеть Бога, действующего даже в одном человеке. Мы не видим здесь ни чудесного спасения, как в случаях с Апостолами, ни массовых покаяний, ни обращений. Но мы хотим видеть Бога! Не может быть, чтобы Его не было в этой истории!

Именно отсутствие спасений и покаяний заставляет нас, по крайней мере меня, помнить о Боге Суверенном, Который Сам избирает когда, что и как делать. Кроме того, я вижу в истории убийства Стефана Бога укрепляющего, пусть и не спасающего, не исцеляющего.

Нарисуйте в своём воображении картинку. Спор как минимум 5 против одного – представители Либертинцев, Киринейцев, Александрийцев, из Киликии, Асии вступили в спор со Стефаном (Деян.6:9). Даже лев, царь зверей, не вступает в схватку со стаей гиен, хотя он сильнее. И медведь убегает от множества пчёл. И Гулливера связали лилипуты. Стайка гопников против Шварцнеггера уступает ему лишь в кино. В жизни не так. Удары со всех сторон. Удары коварные и бесчестные. Ложные обвинения, тяжёлые обвинения….

Стефан прекрасно знал, чем закончились подобные обвинения для Иисуса, он знал, что «власть имущие» уже умышляли убить Апостолов (5:33), знал, что смерть ходит очень близко, и скорее всего мучительная и позорная смерть, но… Вместо тревоги и инстинктивного страха за свою безопасность у него совсем другая реакция: «Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (Деян.6:15). О чём здесь речь? О красоте? О сиянии? О спокойствии? Но откуда взялось такое спокойствие? От доверия Богу. От уверенности в Нём, в том, что Он знает, что происходит и контролирует то, что происходит. А может быть «лице Ангела» это лицо, выражающее счастье и радость…

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их», говорил Иисус при жизни в теле. (Лук.6:22,23)

Так говорил и Стефан перед убийством…

И ещё: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши». (Лук.21:16—19). На первый взгляд, противоречивое высказывание. «И волос с головы вашей не пропадёт», но, тем не менее «некоторых из вас умертвят». Как такое может быть?

Ранее, в Евангелии, в 12й главе, Лука описывал следующие слова Иисуса: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц». (Лук.12:6,7) И ещё раньше: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». (Лук.12:4,5)

Следовательно, страх перед Богом должен быть сильнее, чем страх перед смертью. Почему? Потому что смерть – это не конец. Это начало. Начало нового и вечного существования. Либо вечной жизни, при условии добровольного и искреннего принятия этого подарка, купленного ценой смерти Христа, либо вечного одиночества и безысходности, вечного страдания и безнадёги.

Но есть ещё что-то сильнее страха. Что-то позволяющее преодолевать страх. Даже страх перед Богом. Это Его необъяснимая рационально и трезво любовь. И вера в эту любовь.

Кстати, проповедь Стефана в 7й главе как раз и подчёркивает нерациональность и не поддающуюся нашему осмыслению благость Божью. Посмотрим на эту проповедь.

В стихах со 2го по начало 8го Стефан говорит об отношениях Бог – Авраам. Начинает Стефан с нерационального указания Бога оставить всё, что есть, взамен на обещание, которое казалось невыполнимым. «Пойди туда, не знаю куда, и получишь то, что невозможно получить». Плюс обещание рабства на 400 лет. Как должен был отреагировать на это обычный человек? Рациональнее всего – ожесточением и верой в «недоброго бога». А мы знаем «пострадавшего» Авраама, как родоначальника не одного великого народа. «Недобрый бог» – на самом деле очень даже добрый Бог, вот только Его доброта отличается от наших привычных представлений. Его «доброта» – это благо, открывающееся не сразу, но благо! И для пострадавшего, и для многих других.

Далее, стих 8й. Исаак, Иаков. Очень кратко. Как исполнение и продолжение Завета.

Начиная с 9го стиха и по 16й Стефан напоминает историю отношений Бог – Иосиф. Единокровные братья «продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним» (Деян.7:9) и решил проблему скорбей Иосифа. Голод и скорбь пришли в жизнь семейства Иакова, но Бог решил и эту проблему, посредством пострадавшего Иосифа. Получается, что страдания это путь не только к явлению славы Бога, но и к укреплению и возвеличиванию тех, кто пострадал. Получается, что «недобрый бог» – всё-таки добрый Бог.

Далее, в стихах 17—44, Стефан напоминает историю отношений Бог – Моисей. И вновь он говорит о страданиях Моисея, брошенного, как и многие другие, «чтобы не оставались в живых» (Деян.7:19), но спасённого через дочь фараона. Говорит о страданиях Моисея, желающего спасать евреев, но не понятого и вынужденного бежать (23—29). Говорит о страданиях Моисея, позднее призванного Богом как раз для спасения народа, но того, «которому отцы наши не хотели быть послушными» до такой степени, что «отринули его» (Деян.7:39). Непризнанный в начале служения, отвергаемый во время служения, лидер, чей авторитет оспаривался даже родными братом и сестрой… Страдавший и при рождении, и в продолжении последующей жизни, хотя и «прекрасный пред Богом» (Деян.7:20). Недобрый бог? Но ведь Моисей всё же спас целый народ из рабства! Всё-таки – добрый Бог!

Далее, в проповеди упоминаются Иисус Навин, Давид, Соломон, те, которые обрели «благодать пред Богом» (Деян.7:46). Стефан ничего не говорит об их скорбях, но евреи должны были хорошо помнить, как их далёкие предки угрожали Иисусу Навину «побить… камнями» (Чис.14:10), за то, что его мнение по поводу обещанной Богом земли совпало не с мнением большинства, а с мнением Бога. Но также евреи должны были помнить, как его стойкость в вере позволили всему народу овладеть обещанной землёй. Евреи должны были помнить и страдания Давида в его многолетних бегах от Саула и отвержении соплеменниками. Но должны были помнить и о том, что после всех этих личных страданий и унижений Давид освободил Израиля от филистимлян. Евреи должны были помнить и о том, что в начале своего служения Соломон, имея возможность просить всё что угодно, не стал просить ни богатства, ни душ неприятелей, ни многих дней жизни, ничего для себя, что уже является жертвой и в некотором смысле страданием, а просил мудрости, чтобы умело и с пользой для других править народом.

На протяжении всей проповеди Стефана мы видим, как он описывает повторяющееся из поколения в поколение ожесточение людей (в лице ли патриархов, или народа Израиля), являющееся результатом неприятия воли Божьей и ведущее к непослушанию и ещё большему неприятию воли Божьей. Но также мы видим и постоянное сохранение Богом верного остатка (в лице Авраама, Иосифа, Давида и Сына Божия).

Центральная мысль проповеди выражена в стихе 51: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». И противление это проявлялось и проявляется в действиях, описанных в стихах 52—53: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Приняли закон, но не сохранили, потому что жестокосердны, т.е. греховны. Греховны, т.е рабы греха, и потому убивали и убиваете всех, кто говорит о свободе от греха и даже Того, Кто эту свободу даёт. Но вся предыдущая проповедь говорит о том, что страдания одного Бог обращает в спасение многих, даже тех, кто не понимает необходимости спасения.

Страдания Иосифа – спасение Иакова и братьев.

Страдания Моисея – спасение Израиля.

Страдания Христа – спасение человечества.

Страдания Стефана – спасение Савла. О котором Стефан не знал и которого не видел, хотя тот и находился рядом, но верил, что его страдания не будут бесполезны.

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». (Евр.11:13—16)